6 июля 2020
|
|
Valeriya Homos
Эмили Джейн Считаю, что сейчас уже не актуально жертвовать собой/своим счастьем/своими интересами ради счастья другого человека. Я воспринимаю жертвенность только в том случае, если она в разумных пределах, а не как Желтков из "Гранатового Браслета", например Только такие вещи как любовь и разум отличают нас от животных. Без любви мы похожи на роботов, без разума - на безумных. Любовь и разум делают из нас людей, а вот без жертвенности любви не бывает. Если что, всё написанное выше - это не афоризм, а моё имхо. И да, Желтков - это не совсем про жертвенность. Это про болезненную зависимость. (дальше длинный текст со спойлерами из произведений А.И. Куприна). Точно так же про "болезненную зависимость" и "Поединок" - по сути главное произведение А.И. Куприна. Желтков благороден, но одержим, увы. То, что и автор, и все остальные герои повторяют по многу раз - какая это "прекрасная любовь", не делает его одержимость любовью. Ради любви люди находят в себе силы жить. Желтков - кончает с собой. И ладно бы он был просто отвергнутый влюбленный (как например, Вертер у Гёте). Желтков, если мне память не изменяет "любит" княгиню Веру много лет (!) и "любил" бы её еще и дальше, если бы его любовь не открылась. Сравните, кстати, Желткова и того же Северуса Снейпа (о ком все говорят, что он одержим Лили). Лили - мертва и Снейп её любит. Ради этой любви он живет и оберегает её сына и умирает, пытаясь даже перед смертью отомстить за неё и защитить Гарри. Княгиня Вера жива. Умирает Желтков, не в силах вынести, что его любовь обнаружена. Вообще Куприн - это странный писатель, если говорить о его описаниях любви. Он повсюду описывает какую-то болезненную, трагическую и безответную любовь. Греки бы его назвали "певцом Антиэроса" и воспринимали бы возможно с суеверным страхом. В "Молохе" его главный герой кончает наркотической зависимостью, а любимая девушка "продает себя" богатому капиталисту. В многочисленных его рассказах девушки и женщины изменяют мужчинам (или жестоко глумятся над ними) или же мужчины насилуют и используют женщин (если что у меня ПСС Куприна на полке стоит). В "Поединке", одна могущественная, хитрая и сильная женщина обманывает своего мужа и доводит обоих своих любовников до гибели - одного от водки, другого от пули. В "Гранатовом браслете" описана целиком безответная и бесплодная любовь, которая была для любящего столь невыносимым страданием, что он покончил с собой. В "Колесе времени" описана "свободная любовь" двух людей, которая вроде как развивалась честно (женщина там сразу предупредила мужчину, что если она его разлюбит или он оскорбит её чувства - она сразу уйдет). Ну и в конечном итоге она ушла - а он остался спиваться и винить себя всю жизнь. Перед нами, так сказать "утраченный шанс любви", любовь, которая "вроде как была почти идеальна" - и вот её не стало. Я уж молчу про его "Яму", где описана проституция и проститутки, причем "священная любовь" выставлена специально напоказ и проституирована (имею в виду весь сюжет с одним из студентов, который берет проститутку из публичного дома, чтобы её перевоспитать, пожалев её и заканчивает тем, что спит с ней, использует её как служанку, а потом торжественно выгоняет её от себя и она возвращается в публичный дом). Не, с А.И.Куприным тут явно что-то было не так, у этого гениального писателя был поистине гоголевский талант видеть черную сторону бытия (может быть поэтому он много пил, часто беспробудно, а порыве пьянства часто страшно буянил за запертой дверью и кричал какие-то бессвязные проклятья в адрес евреев, за которые ему было потом стыдно, т.к. у него самого были друзья евреи). Интересно также, что сам А.И. Куприн безумно, страстно любил жизнь, нет Жизнь (с большой буквы) и устами одного из главных героев "Поединка", он говорил, что если бы его сбил поезд и его кишки намотались бы на колеса, то, если бы кто-то в эту минуту спросил его - прекрасна ли теперь жизнь, он бы ответил: "О, как она прекрасна!". В этой зарисовке - весь Куприн. Для него самого жизнь была болезненно, мучительно прекрасна (как и любовь), а смерти он по сути боялся (хотя вроде как и описывал её, но у него никогда нет подробных, картинных описаний мертвых тел). Кстати, все отчего-то хвалят "Темные аллеи" Бунина. У Куприна такие "темные" рассказы на тему секса, каких в русской классике не было. Хотя бы про юношу, которого полюбила крестьянка-служанка, полумонашенка (с виду очень благочестивая). Юноша был девственником и она тоже, но потом она своей половой страстью доводила его до исступления, буквально насилуя его день и ночь. Кончилось тем, что он стал хиреть, стал худ, бледен, болезнен, она же похорошела и расцвела (причем в таких выражениях и описано, как будто она высасывала из него жизнь). Этот рассказ кончился хорошо (что вообще для Куприна не характерно) - мать юноши заподозрила неладное и прогнала из дома эту девушку, юноша выжил. У Бунина люди убивают своих любовниц или кончают с собоой, но такого страшного исступления, когда один любящий в приступе нимфомании буквально как демон высасывает жизнь из другого (а эта девушка полумонашенка всюду еще и ходила в черном как ангел смерти) - этаких ужастей у Бунина не было. Короче, у Куприна столько жуткого, потустороннего "реализма", что декадентская проза Серебряного века тихо отдыхает в сторонке. Но, я кажется, опять написал простыню... В общем, читайте Куприна. :) P.S. Ну и без жертвенности надо будет "пожертвовать" (простите за каламбур) большей частью мировой литературы. В рамках фэнтези сразу в топку пойдут Дж.Р.Р. Толкин, К.С. Льюис, У. Ле Гуин, Т. Гудкайнд, Тед Уильямс, С. Кинг (да-да, он свое главное произведение жизни все же в стиле фэнтези писал)... 7 |