↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Двенадцатый сезон «Доктора Кто» — возвращение «того самого» сериала или скучное продолжение чибнелловской эры? (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Макси | 376 415 знаков
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Свежий взгляд на выходящие эпизоды «Доктора Кто», первоначальная реакция на двенадцатый сезон и рассуждения об эре Криса Чибнелла.
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Введение

Наступил 2020 год, и в первый день вступления в новую веху «Доктор Кто» порадовал своих поклонников выходом очередного, уже двенадцатого, сезона. Несмотря на фандомные недовольства, многочисленную критику нового шоураннера и направления, в котором движется «Доктор Кто» в настоящее время, а также ходящие вокруг шоу слухи о полной смене каста, BBC всё же не стали менять действующего главного сценариста, Криса Чибнелла, сразу после его вступления на пост, и увольнять ведущих актёров, во главе которых стоит Джоди Уиттакер, поэтому в двенадцатый сезон команда вернулась в прежнем составе, а судя по интервью, вернётся и в тринадцатом сезоне. Вероятно, BBC не обращают большого внимания на недовольства отдельной категории зрителей и низкие рейтинги, ведь всё это не стало причиной для закрытия сериала во времена Моффата и Капальди, когда просмотры «Доктора Кто» опустились до критической точки. Вот и сейчас BBC закрывают глаза на то, что с сериалом связано очень много скандалов: эпизоды последних сезонов получают на таких площадках, как IMDB и Rotten Tomatoes, очень низкие оценки, отзывы и комментарии на одиннадцатый сезон полны критики шоу, причём критикуется зрителями буквально каждый проделанный Чибнеллом ход, а не какие-то отдельные шоураннерские решения, и на YouTube полно многочасовых видео, в которых говорится о том, что нынешняя команда «Доктора Кто» бездарна и калечит сериал одним своим присутствием. Подобные выпады и BBC, и Чибнелл оставили без внимания, поэтому единственным значимым изменением, которое произошло с сериалом в двенадцатом сезоне, стало расширение состава сценаристов.

После очередного перехода от одного шоураннера к другому я убедилась в том, что ньюскульного «Доктора Кто» было бы лучше снимать в нескольких вариантах, никак не связывая друг с другом различные эпохи, поэтому простите мне мои любимые лирические отступления, традиционные для каждой статьи о «Докторе Кто», или можете и вовсе спокойно пропустить парочку абзацев. Как известно, «Доктор Кто» делится на олдскул (шестидесятые — восьмидесятые годы) и ньюскул (выходит с две тысячи пятого года), и если классические сезоны, несмотря на неоднократную смену актёров, сценаристов, режиссёров и продюсеров, разделять друг от друга в хуфандоме не принято (исключением можно назвать разве что фильм с Восьмым, вышедший в девяносто шестом году), то ньюскул вполне официально делится на так называемые эры: Рассела Т. Дейвиса (первый — четвёртый сезоны), Стивена Моффата (пятый — десятый), а также Криса Чибнелла (одиннадцатый и последующие). Разделение новых сезонов на отдельные эпохи существует потому, что ньюскульные шоураннеры не столько продолжают дело друг друга, сколько снимают «собственное» шоу, чисто формально связывая его с остальными эрами. Проявляется особый шоураннерский подход к сериалу во всём: в атмосфере отдельных сезонов, повторении сюжетных ходов, которые по прошествии времени начинают ассоциироваться у зрителей с определёнными сценаристами, выделении какого-то одного жанра в качестве ведущего и прописывании Доктора и спутников.

Если утрировать, можно сказать, что РТД любил писать не столько научную фантастику, сколько драму, выделяя в качестве важных элементов раскрытие персонажей, психологизм, глубину характеров и взаимоотношения между героями. Последним пунктом Рассел увлёкся настолько, что его эру критики стали называть «мыльной оперой», многие хувианы, особенно олдскульщики и любители творчества Моффата, считают едва ли не святым долгом принижать Десятого на фоне других инкарнаций Доктора из-за его человечности и излишней эмоциональности, а значит, «неправильного прописывания» Расселом главного героя, и сюжеты первого ньюскульного шоураннера многими, даже РТДшниками, зачастую ругаются за их непродуманность, нелогичность и «простоту». Всё это никак не свяжешь с последователем Дейвиса, Стивеном Моффатом, для которого хорошее прописывание героев и правдоподобное развитие взаимоотношений между персонажами важными не являлись, чего не скажешь о насыщенности и закрученности сюжетов, обилии тайн, выносящих мозг «вот-это-поворотов» и пафосном прописывании и возвышении главного героя. Отсюда выходили свои проблемы: сюжетные дыры и пробелы, бесконечные переписывания таймлайнов героев, в которых шоураннер попросту путался, оскорбления Моффатом всех, кто ему не нравится, то бишь чужих Докторов и спутников, а также персонажи, которых все сезоны мотало из стороны в сторону. Ещё одним минусом моффатской эры стала её мелодраматичность (два с половиной сезона мечущаяся между «своими мальчиками» Эми, то и дело умирающий, но не по-настоящему, Рори, «самая важная спутница всех времён и народов Докторов» Клара, а также бессмертная Ривер, она же наполовину Тайм Леди, она же дочь Пондов, она же их старая подруга, она же убийца Доктора, она же его спасительница, она же его супруга и «любовь всей жизни», которая так и продолжает возвращаться в сериал и прощаться с Доктором, тому доказательство).

Особенность «Доктора Кто» состоит в том, что каждый из сценаристов то и дело трансформирует шоу и образ Доктора и его спутников, благодаря чему сериал существует больше пятидесяти лет. На фоне других шоураннеров Крис Чибнелл выделяется только тем, что изменения, произошедшие с сериалом по его желанию, можно назвать радикальными, рисковыми и, по мнению большинства аудитории, поддерживающими «моду на толерантность». Сюда мы отнесём и то, что спустя пятьдесят с лишним лет на роль Доктора впервые была приглашена женщина, и то, что тим ТАРДИС Тринадцатой является самой инклюзивной — тут есть и темнокожий парень, страдающий диспраксией, и бисексуальная спутница-мусульманка (впрочем, об ориентации Ясмин мы можем только догадываться), и пожилой мужчина, который становится не временным, а постоянным компаньоном Доктора, и Мастер, сыгранный актёром индийского происхождения. Неприятие огромной части аудитории произошедших с шоу перемен не могли не повлиять на восприятие публикой эпохи Тринадцатой, поэтому, как я уже сказала, одиннадцатый сезон получил самые низкие зрительские оценки за всё время существования ньюскула, а форумы и другие интернет-пространства полны гневной критики сериала и цепляний к Чибнеллу по поводу и без. Немаловажно подчеркнуть, что объективными оценки за новые серии называть как минимум некорректно: хотя бы потому, что многие зрители ставят за серии единицы до их выхода, причём специально для того, чтобы испортить рейтинги сериала. Что же до дискриминационных отзывов фанбоев, не столько критикующих сериал, сколько высказывающих сексистскую, расистскую и гомофобную позицию, а также смехотворных видео, заполонивших YouTube, с серьёзным обсуждением заговора между BBC и командой «Доктора Кто», то всё содержание подобной «критики» сводится к тому, что Доктор «по канону» не может быть женщиной, бездарную Джоди Уиттакер взяли на главную роль только из-за её пола, Чибнелл продался либералам, BBC обманывает народ, намеренно повышая рейтинги сериала, а профессиональные критики, разумеется, все до одного проплаченные.

Как бы я ни защищала Чибнелла и Джоди и ни ругала отсталых фанбоев-мизогинов, я не могу не признать, что недовольства адекватной и объективно мыслящей части фандома вполне понятны и оправданны. Я не считаю, что одиннадцатый сезон — самый худший в ньюскуле и во всём сериале, и вижу в новой эпохе свои достоинства, но и недостатков у неё довольно много: атмосфера, больше походящая на «Бродчёрч» или «Торчвуд», чем на «Доктора Кто», неправильный для ньюскула темп, проявляющийся в медленном развитии сюжета, неоригинальность большинства эпизодов, слабое исполнение интересных и потенциальных идей, скучные злодеи, отсутствие в сезоне привычной ньюскульщикам сюжетной арки, заброшенные сюжетные элементы, которые могли бы стать этими самыми арками (один раз упомянутая фраза "The Timeless Child"; Доктор, проходящая через кризис личности и знакомство с новой собой), финальная серия, потерявшаяся на фоне всех остальных, чего в ньюскуле не случалось никогда, а главное, неудачное прописывание Доктора и её спутников и отсутствие развития их самих и отношений между ними, при том что Чибнелл, как и РТД, предпочитает внутреннюю составляющую сериала внешней [1]. Хотя Крис заявляет, что он не заходит на хувианские форумы и не читает отзывы на свои серии, с выхода сначала трейлеров, а теперь и стартового эпизода двенадцатого сезона, стало понятно, что с критикой на свою эру Крис всё же ознакомился или хотя бы был наслышан о недовольствах сериалом, которые никак не могли пройти мимо BBC и команды «Доктора Кто», и решил исправить совершённые им ошибки. В то же время упомянутый мною «Торчвуд» является примером того, что Чибнеллу всегда нужно много времени, чтобы раскачаться и выдать после нескольких слабых серий что-нибудь по-настоящему эффектное, так что, вполне возможно, дело не только в прочитанной Крисом критике, но и чибнелловском подходе к любому сериалу.

Правильно ли называть Криса плохим сценаристом и шоураннером? Зная о качественном «Бродчёрче» и других авторских проектах Чибнелла, сильных торчвудовских сериях, получивших высокие зрительские оценки, а также по меньшей мере одном отличном эпизоде, написанном Крисом для другого шоураннера, "42", я могу сказать одно: на смену Моффата в сериал пришёл не какой-то там левый человек-неумеха, и с нашей стороны будет несправедливым обесценивать его профессиональные навыки. Будем честными, Чибнелл далеко не самый сильный сценарист, но он может писать хорошо. Жаль только, что один сильный эпизод его авторства обычно приходится на три проходные серии. Жаль и то, что BBC никак не решает главную проблему ньюскульного «Доктора Кто» — осторонний подход шоураннеров к прописыванию сериала. Как РТД и Моффата на фоне Чибнелла ни возвышай, всем троим шоураннерам не хватало в команде грамотных консультантов (или редакторов), которые могли бы продумывать логику сюжетов и обращать внимание сценаристов на мелкие косяки и большие дыры, портящие хорошие эпизоды. Команде конкретно чибнелловского «Доктора Кто» не хватило опытных сценаристов, которые бы работали над жанром «научная фантастика», а ещё лучше, уже писали для «Доктора Кто». Как мы убедились на примере одиннадцатого сезона, одного опытного Чибнелла на всю команду было недостаточно. Хватило ли его на весь двенадцатый сезон, является большим вопросом, и неизвестно ещё и то, как себя проявят новички-сценаристы и те люди, которые написали для прошлого сезона эпизоды, большую часть которых можно назвать противоречивыми и не очень качественно сделанными [2].

Возвращаясь к своим рассуждениям о бессвязности ньюскула, рискну сказать, что главенство одного человека сказывается на прописывании сериала отрицательным образом. Помимо особой атмосферы и своих достоинств, ньюскульные эры выделяются определёнными минусами, свойственными сезонам, снимающимся под руководством конкретного сценариста. Уже по одному одиннадцатому сезону понятно, какие минусы свойственны подходу к шоу Чибнелла, и даже в лучших сериях, написанных Крисом, можно выделить отдельные недостатки, которые не проявлялись ни творчестве РТД, ни в творчестве Моффата (у этих товарищей полно своих огрехов). Так стоит ли ждать от Чибнелла особых изменений в прописывании сериала? Окончательно мы сможем убедиться в этом после выхода хотя бы половины двенадцатого сезона, но на данный момент я склоняюсь скорее к ответу «нет», чем к ответу «да». Разумеется, мне будет безумно интересно узнать, ошиблась ли я в своих предположениях, и если вам интересно ознакомиться с моим оцениванием двенадцатого сезона, добро пожаловать в эту статью! В ней вы увидите свежий взгляд на выходящие эпизоды «Доктора Кто», без привычного для меня осмысления сезона в целом, но с возможными рассуждениями, которые я могу добавлять после пересмотра серий. Так как по прошествии времени, после прочтения рецензий на «Доктора Кто» и знакомства с целым сезоном я люблю менять своё мнение об отдельных сериях или некоторых моментах, не стоит удивляться, если я начну самой себе противоречить или мои окончательные мысли не будут совпадать с первоначальной реакцией на эпизоды. Кроме того, хочу предупредить, что я не буду намеренно критиковать двенадцатый сезон, потому что отношусь к Крису Чибнеллу нейтрально. Кого я могу начать критиковать в любой момент, так это нелюбимого мною Стивена Моффата, что вы наверняка поняли по одному введению. Если вас ранят лишние цепляния в его сторону, проходите мимо и не портите себе настроения. Если вам интересны мои мысли, буду рада с вами ими поделиться. Кроме того, мне будет интересно узнать и ваше мнение о новом сезоне «Доктора Кто».

Примечание к части

[1] https://ficbook.net/readfic/8277699 — моя критика одиннадцатого сезона.

[2] https://ficbook.net/readfic/8277699/21637351#part_content — критика эпизодов, написанных для одиннадцатого сезона приглашёнными сценаристами.

Глава опубликована: 04.01.2020
Отключить рекламу

Следующая глава
1 комментарий
проблема спутников Доктора в том, что их лишком много, стем же успехом можно было поставить три манекена и никто не заметил бы подмены.
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх