↓
 ↑
Регистрация
Имя:

Пароль:

 
Войти при помощи

Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Двенадцатый сезон «Доктора Кто» — возвращение «того самого» сериала или скучное продолжение чибнелловской эры? (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Макси | 384 Кб
Статус:
Закончен
Свежий взгляд на выходящие эпизоды «Доктора Кто», первоначальная реакция на двенадцатый сезон и рассуждения об эре Криса Чибнелла.
Отключить рекламу
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Orphan 55 как наглядный пример плохой подачи важных тем в «Докторе Кто» Криса Чибнелла

Я не ждала от третьего эпизода двенадцатого сезона ничего хорошего, увидев трейлеры, которые совершенно меня не привлекли и только отпугнули кадрами со странными типами в нелепых париках, а также узнав о том, что в качестве сценариста серии выступил Эд Хайм, написавший для прошлого сезона «It Takes You Away», — крайне странный эпизод с хорошей идеей, но слабым исполнением [1]. Чтобы убедиться в том, что на этот раз отличного эпизода мне ждать не стоит, до его просмотра я открыла для себя немного спойлерной информации и посмотрела на реакцию публики. И что же я увидела? Ужасно низкие оценки на IMDB и Rotten Tomatoes, причём на этот раз не только дизлайки от неадекватных борцунов с «бабой-Докторшей», но и негативную реакцию на эпизод со стороны профессиональных критиков, часовые рецензии недовольных фанатов, которые старательно растаптывают серию и её создателей на YouTube, и повсеместные возмущения из-за того, что после блестящей арки, воодушевившей всех хувиан, нам выдали жалкий «кусок дерьма», вернувшись к тому, с чего всё начиналось и от чего Чибнелл, как все наивно полагали, отказался.

Прежде чем вы неправильно меня поймёте и решите, что я поддерживаю тех, кто ставит за эпизоды единицы и материт Криса Чибнелла и Эда Хайма, я спешу сказать, что, в отличие от отдельных ютуберов, не нахожу третий эпизод «куском дерьма», серия «It Takes You Away» всё ещё вызывает во мне в разы больше негативных эмоций, чем «Orphan 55», и мне грустно, что на подобные серии люди столь бурно реагируют. И всё-таки я могу понять зрительскую реакцию на свежий эпизод и расхваливать авторов идеи и сценария не собираюсь. Единственный вопрос, который сейчас так и крутится у меня в голове: «Ну почему, Крис Чибнелл и Co, вы не извлекаете из прошлых неудач уроки?». Неужто критики правы и новая команда и впрямь работает по чьему-то заказу, или новые сценаристы «Доктора Кто» банально не способны на то, чтобы подавать важные по своей сути темы и проблемы как-то иначе, обходясь без прямолинейности и морализаторства? Что же, если после выхода новой серии резко увеличится количество очередных статей о продажных BBC и Крисе Чибнелле, стелющихся перед «либералистами» и навязывающих нам свои морали через скучные и занудные истории, я этому даже не удивлюсь.

Ещё одиннадцатый сезон открыл для нас одну простую истину: люди очень сильно не любят, когда их чему-то учат, когда их ругают, когда их сталкивают с неудобными темами и заставляют смотреть правде в глаза, но что главное, когда с ними говорят как с детьми. Олдскул поднимал довольно много важных тем и был очень прогрессивным для своего времени сериалом, но так как сюжеты и приключения всегда стояли у сценаристов на первом месте, все попутно сопровождающие классику ценности зрителям никогда не навязывались. Ответить на вопрос, как наш токсичный хуфандом выдержал четыре сезона от РТД, прежде чем заполучить идеальную для большинства эру Стивена Моффата, мне уже не так легко. Вероятно, Рассел Т. Дейвис отчасти удовлетворял потребности консерватичной части фандома, раз уж он как-то умудрялся никого сильно не раздражать, хотя его эпоха и была для своего времени ещё более прогрессивной, чем олдскул, а также довольно серьёзной, драматичной и морально тяжёлой — всё это для «Доктора Кто» вещи нетипичные, а как считают отдельные товарищи, так и вовсе ненужные. Да, сезоны с Девятым и Десятым остались, по сравнению с эрой Моффата, недооценёнными, и скорее вы найдёте в Интернете критику на РТД, чем на Моффата, но расселовские серии, по крайней мере, никто не закидывал ничтожными оценками, от чего страдает новейшая эпоха.

И ведь через всё это мы, казалось бы, уже проходили в прошлом году. Почти весь одиннадцатый сезон был посвящён множеству проблем, таких как сексизм, расизм, гомофобия, империализм, капитализм и даже трампизм [2], но большая часть аудитории (или, по крайней мере, самая громкая часть хуфандома) её отвергла и отреагировала на новое направление шоу резко отрицательно. Ну ненавидят фанбои, они же консерваторы, шовинисты и та самая громкая и неадекватная часть фандома, когда либералы приходят со своими идеями в массовую культуру, а наш токсичный фандом, избалованный Моффатом, не заинтересован в борьбе с какими-то «измами» и фобиями. И ведь недооценивать этих людей не стоит: они не просто покричали и бросили смотреть «Доктора Кто», а до сих пор давятся ненавидимыми сезонами с Тринадцатой и продолжают свою онлайн-войну с Чибнеллом и Уиттакер, чтобы через низкие рейтинги, плохие оценки, тонны негативных отзывов на форумах и критические видео достучаться до BBC, дабы те снова сменили курс сериала и уволили действующую команду.

Я даже не буду устраивать уроков истории и доказывать кому-либо то, что «Доктор Кто» практически всегда был прогрессивным сериалом, продвигающим либеральные ценности, а сменил своё направление лишь с приходом на пост шоураннера Стивена Моффата. Я не буду составлять списки олдскульных эпизодов, написанных ещё в далёкие шестидесятые — восьмидесятые, в которых поднимались ровно те же самые темы, за которые сейчас берётся Чибнелл, или ещё раз упоминать эпоху Рассела Т. Дейвиса. Недовольным я всё равно ничего доказать не смогу, каждый оскорблённый фанбой так и продолжит отпираться от подобных моему мнений святым девизом «раньше было лучше», ну а своим единомышленникам мне и не нужно пытаться что-то доказывать, — если они и остались недовольными третьей серией, то не по той причине, что в двенадцатом сезоне затронули проблему экологических катастроф, а по той, как Эд Хайм её подал. Крис Чибнелл и приглашённые в его команду сценаристы, в отличие от олдскульных авторов и команды РТД, подавать свои идеи не прямо в лоб, а аккуратно, не умеют. Крис Чибнелл и его команда не дают зрителям возможности самим прийти к определённым выводам и извлечь какие-то морали, и в этом и заключается огромный недостаток их эпизодов, который так раздражает огромную часть аудитории.

Конечно, чибнелловская озабоченность человеческими проблемами похвальна, но глобальные проблемы, а Эд Хайм взялся именно за глобальную проблему, не решатся без решительных и масштабных действий властей и владельцев огромных корпораций. Здесь мы приходим к очевидной правде: все эти люди едва ли составляют аудиторию «Доктора Кто». Даже если представить, что случилось чудо — и нужные персоны посмотрели третью серию двенадцатого сезона «Доктора Кто», мы можем уверенно заявить, что они едва ли на неё как-то отреагировали, потому что прибыль и собственное величие для них намного важнее родной планеты, проблемы глобального потепления или даже возможного вымирания всего человечества. Спрашивается, к кому же тогда обратились Чибнелл и Хайм? Для кого был написан и снят этот мини-фильм-катастрофа и кошмар с людьми-мутантами, если взрослую аудиторию всё равно ничем не проймёшь и не пристыдишь, а до верхушки никак не достучишься? Вероятно, перед авторами стояла задача воздействовать на впечатлительных детей и неравнодушную молодёжь. Специально для детской аудитории даже создали маленького умного персонажа, во всём превосходящего бестолкового отца и прямо олицетворяющего собой поколение Z. В свою очередь, для молодёжи была придумана смелая Белла, осмелившаяся сделать вызов собственной матери и пойти против системы, и снята грустная и немного наивная love story Беллы и Райана.

Если на детей и подростков сценарист ещё как-то, может, и подействует, то громкий докторский монолог-вызов, с которым можно прямо сейчас выходить на все экологические протесты и митинги и который был рассчитан на взрослую аудиторию, ведь именно от неё, а не от детей и подростков, сейчас и зависит будущее нашей планеты, своей цели совершенно точно не достигнет, а потому он, как по мне, вышел провальным. Извините, но адекватные люди всё прекрасно понимают и без Доктора, индифферентно настроенная часть аудитории просто пожмёт плечами и забудет об увиденном уже через несколько часов, зато критики — те от своей возможности занизить рейтинги и забросать Тринадцатую гнилыми помидорами не откажутся, что мы и видим по оценкам за эпизод. Так кто, кроме детей и подростков, сможет испугаться возможного будущего, извлечь для себя что-то умное и стать более сознательным гражданином Земли? Если сценаристов серии «Rosa» за их прямолинейность я ещё попыталась как-то оправдать [1], то автора эпизода «Orphan 55» мне оправдывать даже не хочется. Спасибо, конечно, создателям за уточнение, что то будущее, которое мы увидели, является лишь одним из возможных, и оставленную надежду на лучшее будущее, вот только за то, что Доктор взяла и пристыдила нас всех, как нашкодивших школьников, спасибо мне говорить совсем не хочется.

А ведь эпизод мог выглядеть иначе и, благодаря этому, гораздо проще восприниматься. Серия могла выйти пусть не совсем, но немного другой, если бы сценарист и шоураннер внесли несколько изменений: притормозили темп повествования, который в эре Чибнелла упорно страдает и не знает золотой середины, сократили количество второстепенных персонажей, проработали сюжетные линии отдельных героев, чтобы зрители смогли им нормально сочувствовать и хоть как-то реагировали на человеческие смерти, убрали все громкие монологи, которые только раззадорили агрессивно настроенную публику, ну или хотя бы их переписали, а что главное, не стали сообщать зрителям, что действие эпизода происходило на Земле, а населяющие её мутанты когда-то были людьми. Думаю, такой эпизод оказал бы на зрителей большее впечатление, а создателям не пришлось в очередной раз сталкиваться со всей той критикой, которой они получили предостаточно ещё после выхода одиннадцатого сезона. При этом я, конечно, понимаю, что даже если бы над эпизодом «Orphan 55» получше поработали, он бы в любом случае был обречён на низкие оценки — ну не любят люди, когда кто-то нагнетает обстановку и загружает их серьёзными проблемами.

Вместо того, чтобы делать какое-то заключение для очень маленькой и не самой весёлой статьи, я сделаю предположение, что первые серии, так воодушевившие всех хувиан, были не более чем подлизыванием основной аудитории, ориентированной на развлекательные и насыщенные сезоны Стивена Моффата, а прежде чем мы снова получим войнушки Доктора и Мастера и галлифрейские разборки, ну или хотя бы беззаботную беготню Тринадцатой и её друзей, нам всё-таки придётся посмотреть парочку нравоучительных историй, вроде этой. Давайте радоваться тому, что хотя бы следующие две недели нас будут поменьше загружать. В конце концов, сначала зрителей ждёт знакомство с Теслой и Эдисоном, и оно вызывает у меня намного больше позитива, чем эпизоды от Эда Хайма, а ещё через неделю мы увидим эпизод с участием старых добрых джудунов, над которым работал Виней Патель, подаривший нам одну из лучших серий одиннадцатого сезона — «Demons of the Punjab». Если же хувиан ещё ожидают очередные нравоучительные истории, остаётся только молиться, что сценаристы подадут свои идеи более тонко и завуалировано, чем в этот раз. Я не против тяжёлых серий, и я не против критики серьёзных проблем, но мне кажется досадным то, что Чибнелл и его команда совсем не умеют с ними работать, а своих ошибок почему-то исправлять не хотят.

Примечание к части

[1] https://ficbook.net/readfic/8277699 — моя критика одиннадцатого сезона.

[2] Я употребила слово «трампизм» в шутку, но оказалось, что оно действительно существует и обозначает, что, думаю, понятно, «политику и идеологию Дональда Трампа».

Глава опубликована: 14.01.2020


Показать комментарии (будут показаны 1 комментария)
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь
Предыдущая главаСледующая глава
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Отключить рекламу
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх