↓
 ↑
Регистрация
Имя:

Пароль:

 
Войти при помощи

Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Двенадцатый сезон «Доктора Кто» — возвращение «того самого» сериала или скучное продолжение чибнелловской эры? (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Макси | 384 Кб
Статус:
Закончен
Свежий взгляд на выходящие эпизоды «Доктора Кто», первоначальная реакция на двенадцатый сезон и рассуждения об эре Криса Чибнелла.
Отключить рекламу
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Spyfall, Part 1: неожиданный поворот сюжета равно отличная серия?


* * *


Во введении я смело заявила, что ньюскульные шоураннеры никогда не продолжают дело друг друга и снимают «свой» сериал, лишь формально связывая его с другими эпохами, но, призадумавшись, я поняла, что Чибнелла не совсем правильно ставить рядом с Моффатом и РТД. У предыдущих шоураннеров действительно был собственный подход к сериалу, и фандом совсем не просто так разделился на обожателей одного из этих сценаристов и хейтеров другого. Даже нейтральные зрители — и те обычно отдают предпочтение кому-то одному, несмотря на лукавые утверждения, что они любят весь сериал одинаково, а всё потому, что две ньюскульные эпохи стоят очень далеко друг от друга и, в какой-то степени, друг другу и вовсе противопоставляются. С моей стороны было опрометчивым проигнорировать то, что если к чему-то РТД и Моффат и обращались, так это к классической эпохе «Доктора Кто». Разница их обращения к олдскулу состоит в том, что смотрели они на него каждый со своего угла, выделяя отдельные классические элементы, развивая определённые идеи олдскульных сценаристов или по-своему интерпретируя то, что уже существовало долгие десятки лет. Например, РТД взял из олдскула его странность, резиновых монстров и особую атмосферу, присущую «Доктору Кто», но сделал упор не на приключениях, а на персонажах. Моффат постарался для аудитории олдскульных времён, поэтому приключения в «его» сериале снова стали прописываться ради приключений, глубина и сложность характера Доктора, которыми мы были обязаны Расселу, а также Кристоферу Экклстону и Дэвиду Теннанту, канули в лету, Доктор стал «сумасшедшим инопланетянином», а спутниц снова бессовестно сексуализировали (для пап и дедушек юных зрителей, разумеется).

Чибнелл, если сравнивать его с Моффатом и РТД, не так самобытен и ярок, поэтому он теряется между Расселом, Стивеном и олдскульными сценаристами, и выделить его на фоне всех остальных попросту невозможно — ну не дорос он до своих предшественников. Зато Крис умеет прекрасно подстраиваться под других шоураннеров, и мы уже не раз успели в этом убедиться. Когда Чибнелл пришёл в ДК по приглашению РТД, мы получили серию, прекрасно вписывающуюся в первые ньюскульные сезоны. Когда Крис стал одним из главных сценаристов «Торчвуда», он открылся для нас с новой стороны, и мы увидели, что Чибнелл может писать дарк, секс и рок-н-ролл. Стоило ему вернуться в ньюскул уже к Моффату, и вуаля — мы получили по крайней мере один эпизод, полный чисто моффатских тропов (динозавры в космосе — для детей, стреляющие роботы — для любителей экшена и приключений, сексуализированная и озабоченная Нефертити, прописывающаяся точно так же, как мадам де Помпадур и Елизавета, — очередная услада глаз для фанбоев и любовница для Доктора, пугающий Одиннадцатый, совершающий убийство, даже не моргнув глазом, и выносящий человеку жестокий приговор, хотя он последний, кто мог это делать, — бог знает для какой аудитории). Что же до Криса Чибнелла как шоураннера, то его сезоны — это помесь сразу всех и всего: и авторских чибнелловских проектов, в частности часто упоминающегося мною при обсуждении Криса «Бродчёрча», и «Торчвуда», и классики, и отчасти эпохи РТД.

Говоря об одиннадцатом сезоне [1], я пришла к выводу, что если РТД и Моффат брали из олдскула лишь какие-то элементы, но писали «Доктора Кто» в фирменном стиле, то Чибнелл решил сделать ньюскул в классическом стиле, о чём говорят отсутствие сюжетной арки, не связанные друг с другом, если не принимать во внимание первый и последний эпизоды, серии, чисто классические истории, которые так и напрашивались на то, чтобы их прописали и сняли в олдскульном формате (самые яркие примеры — «The Ghost Monument» и «It Takes You Away»), затянутые, чего греха таить, эпизоды, Доктор, не стоящая в центре всей Вселенной и сериала, и сразу несколько спутников, выполняющих определённые сюжетные функции. И хотя Чибнелл прекрасно работал и с Моффатом, к РТД он всё-таки ближе — может, на то повлияла их общая работа над «Торчвудом», может, сказывается то, что персонажей и атмосферу они оба предпочитают сюжетам, а может, дело вообще не в РТД, а скорее в Моффате — и как его нелюбительница я не могу не признать, что у этого сценариста есть свои сильные стороны, которые не относятся ни к кому другому, и он оставил в сериале огромный след, поэтому пытаться кому-то догнать этого шоураннера будет очень сложно и просто бессмысленно.

Так как сюжетные функции, вероятно, оказались для Чибнелла более важными, чем арки персонажей, или Крис банально не справился с прописыванием Доктора и всех спутников сразу, потому что должен был и развивать сюжет, и раскрывать второстепенных персонажей, отношение к Тринадцатой и тим ТАРДИС у хувиан противоречивое. С одной стороны, Чибнелл вернул в сериал уютную, домашнюю и семейную атмосферу, а всё это у многих ассоциируется с Расселом Т. Дейвисом (забавный момент: у Моффата домашняя и семейная атмосфера появлялась именно в эпизодах Криса), и изменение отношений Грэма и Райана для многих хувиан стало неофициальной аркой одиннадцатого сезона. С другой стороны, ни один из перечисленных персонажей толком не вырос, развитие отношений спутников было сделано довольно топорно, ну а бедную Ясмин сценаристы и вовсе задвинули на второй план и даже толком не охарактеризовали. Кроме того, после просмотра целого сезона фанатам сложно как-то охарактеризовать нового Доктора, не обращаясь к примитивным эпитетам, и выделить Тринадцатую на фоне всех остальных инкарнаций, и это при всех стараниях Уиттакер привносить в персонаж глубины. Здесь мы приходим к тому, что Чибнелл не так уж и оглядывался на подход к сериалу РТД, ведь с раскрытием и развитием персонажей у Рассела настолько больших проблем никогда не было.

До просмотра двенадцатого сезона я считала, что на эпоху Стивена Моффата Чибнелл тем более не оглядывался и предшественнику подражать даже не пытался. И моффатский стиль Крису совсем не близок (в эпохе Моффата большинство его серий напоминали расселовские, ну а единственным исключением стала уже упомянутая мной серия «Dinosaurs on a Spaceship», к которой Моффат явно приложил руку), и интриговать зрителей он не может (привет Тиму Шоу, «эпично» появившемуся в финальном эпизоде одиннадцатого сезона), и закрученные арки, оригинальные монстры и атмосферные эпизоды совсем не его конёк, и Тринадцатая противопоставляется Двенадцатому так старательно, что это всем бросается в глаза. Теперь я посмотрела «Spyfall» и ознакомилась с частью рецензий на этот эпизод, и мне сложно сказать, не поторопилась ли я в своих выводах и была ли права, отдаляя Криса Чибнелла от эпохи Стивена Моффата. Сразу хочу заметить, что я остерегаюсь хувианских форумов, особенно русскоязычных, и ориентируюсь на рейтинги IMDB и рецензии людей, оставляющих своё мнение о двенадцатом сезоне на YouTube. Может быть, я увидела лишь одну сторону медали, но пока мне встретилась всего лишь парочка недовольных стартом двенадцатого сезона, они же не самые приятные люди, старательно поливающие помоями Чибнелла, Джоди и BBC и гнобящие абсолютно всё, что как-то связано с новой эпохой, как будто в ней нет ну ни одного плюсика, а также всего один хувиан, которого новый эпизод оставил скорее с противоречивыми, чем положительными, эмоциями. Все остальные зрители, с мнениями которых я ознакомилась, восторгаются первой частью арки, молятся на то, чтобы весь двенадцатый сезон вышел таким, как стартовый эпизод, заявляют о том, что «Spyfall» — лучшая серия, написанная Крисом Чибнеллом для сериала, и, что очень важно, называют старт двенадцатого сезона «возвращением „Доктора Кто‟».

Ещё до выхода первой серии двенадцатого сезона мне невольно пришли в голову ассоциации с шестым сезоном, и после её просмотра эти ассоциации лишь закрепились. Точно так же, как шестой сезон в какой-то степени поднялся на уровень выше, чем пятый, двенадцатый сезон, если опираться на трейлеры и стартовый эпизод, поднялся на уровень выше, чем одиннадцатый. Точно так же, как Моффат внезапно начал новый сезон с истории, состоящей из двух эпизодов, — при РТД мы такого не видели, то же самое проделал и Чибнелл. Наконец, точно так же, как Моффат взорвал зрительский мозг сразу несколькими твистами, к которым относятся смерть Доктора, Тишина, беременная, но не совсем, Эми, незнакомая нам регенерирующая девочка и развитие отношений Доктора и Ривер, Чибнелл взорвал зрительский мозг появлением Мастера, а в будущем, возможно, взорвёт раскрытием места, в котором оказалась Тринадцатая, объяснением загадочных слов, сказанных Мастером, и возвращением «The Timeless Child», которое, если верить слухам, упомянут вновь, а также раскрытием загадочных маскирующихся монстров. Добавим, что первой частью арки Чибнелл ещё и здорово нас заинтриговал, сюжет истории получился очень насыщенным, эпизод, снятый в «бондовском» стиле, вышел вполне себе атмосферным, а ведь я буквально в прошлом абзаце отмечала, что Чибнелл не может писать так, как Моффат. Так неужели он может это делать? Неужели Крис решил перестать оглядываться на олдскул и пошёл удобным путём — обратился к популярной, если смотреть на оценки, а не рейтинги, моффатской эре, благодаря чему наконец-то и смог угодить хотя бы какой-то части фандома, что видно по зрительской реакции на только вышедшую серию?

Оценивая сюжетную сторону «Доктора Кто», даже я, РТДшница, очень люблю выделять закрученные моффатские сезоны и забывать о том, что Рассел тоже умел писать хорошие сюжетные арки: достаточно вспомнить Злого Волка, сюжетный твист с Лицом Бо и Мастером или четыре стука, которые должны были привести к смерти Десятого. Ну чем фанатская реакция на эти «вот-это-повороты» хуже зрительской реакции на Ривер-Мелоди или Клару с её клонами? Неужели РТДшные сюжетные арки чем-то хуже моффатских? Разумеется, нет, и обесценивать Рассела, выделяя на его фоне Моффата, неуважительно и просто неправильно. Хотя РТД свои арки так сильно, как Стивен, никогда не закручивал, и в сюжетном плане все его эпизоды гораздо проще, чем любая моффатская, финальные серии и при Расселе были вполне себе масштабными, яркими и запоминающимися. Так может, мне стоит оставить сравнения разных шоураннеров в стороне и перестать пытаться понять, к какой эпохе ближе всего чибнелловская эра и чьего подхода к шоу придерживается новая команда? Действительно, в сравнении разных ньюскульных эпох нет никакого смысла, ведь под свои догадки можно подогнать любые аргументы, как и умудриться увидеть обращение Чибнелла что к РТД, что к Моффату.

Если брать главный чибнелловский твист, то есть Мастера, то, с одной стороны, сюжетный поворот с ним стал первым неожиданным для хувиан с тех пор, как из сериала ушёл Стивен Моффат, и мы можем считать, что Чибнелл решил угодить поклонникам этого шоураннера, а они составляют приличную часть аудитории, следящей за сериалом. С другой стороны, чибнелловские твисты можно считать поклоном в сторону РТД. Во-первых, Мастера в очередной раз представили в качестве «подставного» лица, так что такой поворот является отражением третьего сезона, зато слабо сочетается с представлением Мисси в качестве женской инкарнации Мастера. Во-вторых, хотя нового Мастера в сериале было ещё не очень много, мы уже можем сказать, что его прописывание ближе к прописыванию Мастера Симма, чем Мастера Гомес. В-третьих, если смотреть на другие возможные отсылки или похожие моменты, то сцена с машиной наверняка напомнила многим АТМОС, а загадочные монстры, появившиеся в арке, отчасти напоминают киберменов из второго сезона, которых поначалу показали как призраков, а отчасти напоминают расу 456, представленную в «Торчвуде» (будем надеяться, что этих тварей в сериал не вернут, но звучат новые загадочные монстры подозрительно похоже на 456, и это заметила не одна я). Ну а на десерт, раз уж мы обсуждаем пасхалки, возьмём отсылку уже не к эре РТД, а к классике — убийство Мастером человека через его «сжатие» — и придём к заключению, что Чибнелл передал приветы сразу всем предшественникам.


* * *


Выше я заикнулась о том, что Крис всё-таки прислушался к критике и решил исправить недостатки своей эры. Для ньюскула было рисковым делом отказаться от сюжетной арки, не снимать двойные серии и не связывать друг с другом разные эпизоды, и меня удивляет то, что Чибнелл повторил ошибку, однажды совершённую Моффатом, ведь седьмой сезон, прописанный в точно таком же стиле, что и одиннадцатый, всегда считался одним из слабых и неудачных. Что же мы имеем сейчас? История, состоящая из двух серий, у нас уже есть, и, судя по трейлеру, нам стоит ожидать и сюжетной арки. Для нового шоураннера было не менее рискованным в очередной раз оборвать все связи с прошлой эпохой — в конце концов, РТДшники за это Моффату спасибо не сказали и массово повыходили из фандома, а рейтинги с уходом Теннанта понизились. И пусть пока Ривер Сонг старых спутников в сериал и не вернули, а фразу «она больше внутри, чем снаружи», тролль Чибнелл упорно в сценарии не вставляет, Мастера, объединяющего собой все эры, нам всё-таки дали. Для нового шоураннера было очень рискованно не возвращать старых монстров. И кого же мы увидим в двенадцатом сезоне? Киберменов, джудунов и монстра, который, вполне возможно, является родственным Ракносс, потому что уж очень их напоминает. Кроме того, в сериал снова вернутся далеки, пусть и через год — в рождественском выпуске. О чём же всё это говорит, как не о фансервисе и попытке угодить недовольным зрителям?

Хотя большинство фанатов и радуется тому, что «Доктор Кто» снова похож на самого себя, я удивлена всем восторгам и считаю, что пока двенадцатый сезон ничем от одиннадцатого радикально не отличается. Да, неспешность, нудноватость и затянутость одиннадцатого сезона являются одной большой бедой, которая раздражает большинство зрителей, но «Spyfall» не является первым динамичным эпизодом, ведь мы уже видели «Kerblam!», который совсем не просто так всколыхнул чувства почти всех ньюскульщиков, поторопившихся переоценить этот эпизод, хотя объективно он заслуживает средней оценки. Да, мне и самой в одиннадцатом сезоне очень не хватало экшена, поэтому я понимаю радость зрителей и счастлива, что нам дали насыщенную серию, вот только экшен мы получали и в эпизоде «Resolution». Кроме того, в одиннадцатом сезоне были такие эпизоды, как «The Woman Who Fell To Earth», «Rosa», «Demons of the Punjab» и «It Takes You Away», которые многим понравились, но о них хувианы после просмотра начала двенадцатого сезона как будто совершенно позабыли. Так что же такого привычного и фантастического все увидели в стартовой серии? Почему серия «Spyfall» даже на IMDB (пока) не утонула в единицах и неплохо, особенно по сравнению с одиннадцатым сезоном, оценивается, получая, вот уж совсем удивительно, большое количество восьмёрок, девяток и даже десяток? Не странно ли то, что ярые критики одиннадцатого сезона называют новую серию блестящей и делают вывод о том, что Чибнелл таки может писать «Доктора Кто»? Как бы ни было смешно, при всём своём нейтральном отношении к Крису, я не могу поддержать всеобщие безумные восторги и считаю, что двенадцатый сезон ничем от одиннадцатого не отличается, а Крис не стал прописывать сериал в каком-то другом направлении, пусть ему за это сейчас и рукоплещут.

Конечно, Чибнелл исправляет свои ошибки, и мы видим в новом сезоне некоторые изменения в подходе к шоу, но над «Доктором Кто» работает всё тот же человек, и это чувствуется. Критикуя одиннадцатый сезон [1], я выделила один из минусов чибнелловской эры, о котором заикалась и в этой статье, и это атмосфера сериала — одна из больших бед новейшей эры, потому что своей самобытной атмосферы у эры Тринадцатой просто нет. Пусть «Spyfall» и подарил нам необычный для «Доктора Кто» сюжет, но ведь если убрать всю шпионскую атрибутику и динамичные сцены, то мы увидим ровно всё то же, что видели и год назад. Что же, задамся вопросом ещё раз, всех так обрадовало? Неужели фанатам всего-то и нужно, что экшен, динамичные сцены, интриги и неожиданные повороты, чтобы называть эпизоды «правильно прописываемым» и «настоящим „Доктором Кто‟»? Неужели от шоураннера людям нужно так мало? Если посмотреть на возникающую ситуацию иначе, то почему люди цеплялись к одиннадцатому сезону, раз уж им не так уж и не по душе чибнелловская работа над «Доктором Кто»? Почему наличия парочки динамичных сцен и одного неожиданного твиста для зрителей достаточно для того, чтобы перестать называть чибнелловскую эру «другим сериалом»?

Для меня сюжетные твисты и «вот-это-повороты» всегда являлись банальным способом привлечь внимание зрителей, зацепить их многочисленными тайнами и удержать у экрана, пообещав дать разгадки на все секреты. Если РТД за одни сюжетные арки никогда не держался и лишь раскидывал символичные фразы и намёки по всем сериям, но особо на них не останавливался, то Моффат сезон за сезоном оставлял зрителей с кучей вопросов в голове, из-за чего даже недовольные сериалом досмотрели эры Одиннадцатого и Двенадцатого из чистого любопытства — чем же закончится вся эта закрученная научно-фантастическая Санта-Барбара и умрёт Доктор наконец-то или нет. В одиннадцатом сезоне Чибнелл, подобно классикам, пошёл по иному пути, вернув того «Доктора Кто», который состоял из разножанровых и не связанных друг с другом историй. Так как ньюскульные зрители привыкли к определённому формату шоу, отсутствие сюжетной арки они встретили холодно. Можно сказать, у поклонников даже не было повода досматривать сезон до конца, и в конце каждой недели их оставляли скорее с нейтральными, или даже негативными, эмоциями, чем с предвкушением и желанием поскорее увидеть, что же для нас приготовили на следующий раз.

Что же, к двенадцатому сезону мы все относимся иначе: нас заинтриговали, у нас вызвали интерес, и на этот раз Чибнелл решил ещё и сыграть на ностальгических эмоциях, вернув всем полюбившихся монстров. Сработало ли это? Ещё как. Вот только зрительская реакция в очередной раз указывает на хувианскую необъективность. Вроде бы в сериале ничего, помимо вставления всех этих сюжетных поворотов, особо не изменилось, но создаётся такое ощущение, будто в шоу вернулся сам Моффат, из-за чего все теперь так радуются. Не поймите меня неправильно: мне понравился старт двенадцатого сезона, и «Spyfall» на данный момент стоит в моём рейтинге чибнелловской эры аж на третьем месте, после эпизодов «Rosa» и «Demons of the Punjab», так что я согласна со всеми, кто говорит, что новая серия одна из лучших, написанных Крисом. Я лишь пытаюсь сказать, что одиннадцатый сезон не так ужасен, как о нём говорят, и недооценён. До того, как поставить шпионскую серию на третье место, я долго думала, не понравился ли мне прекрасный стартовый эпизод «The Woman Who Fell To Earth» больше свежей серии. Так почему же «Spyfall» называют самой лучшей серией во всей чибнелловской эре? Почему действительно сильные эпизоды прошлого сезона проигрывают старту двенадцатого сезона?

Если дело только в динамичных сценах и неожиданном твисте, то я готова в очередной раз разочароваться в хуфандоме. «Доктор Кто» — это не тот сериал, главным достоинством которого можно было бы назвать сюжетные арки. «Доктор Кто» — это ещё и персонажи, и трогательные взаимоотношения между Доктором и ТАРДИС и Докторами и их спутниками, и многообразие Вселенной, и банально путешествия, а не разгадка Доктором каких-то там бесчисленных тайн. Что из одиннадцатого сезона я считаю олицетворением «Доктора Кто»? Мотив надежды, который прошёл через все серии и символизирует собой как чибнелловскую эпоху, так и Тринадцатую. Продвижение таких ценностей, как добро, милосердие и любовь, — всё то, чего у Моффата даже не наблюдалось [2]. И хотя одиннадцатый сезон не обошёлся без откровенного морализаторства, а символичные цитаты нового Доктора показались кому-то пафосными и слишком громкими, серии одиннадцатого сезона всё-таки не лишены глубины. И пусть в фандоме и полно недовольных, я считаю, что одиннадцатый сезон не настолько плох и уж точно не заслуживает того, чтобы считаться «неправильным „Доктором Кто‟». Если же кого-то цепляют исключительно насыщенные сюжетные арки, интриги и загадки или экшен, то такие люди являются скорее фанатами конкретной эры ньюскула или определённых элементов шоу, чем поклонниками «Доктора Кто».


* * *


Что бы там отдельные товарищи на нашу королеву бала ни наговаривали, Джоди Уиттакер всё так же чудесна, как и в предыдущем сезоне, и чувствует себя в роли Доктора увереннее и комфортнее, чем прежде, ну а Тринадцатая мила, забавна, непосредственна и непоседлива. Любопытство, азарт, забота о своей fam и лучезарная улыбка — всё, что характеризовало нового Доктора прежде, характеризует её и сейчас, и за лето Доктор внезапно не изменилась. Чего ждали все хувианы, так это ярких моментов, в которых Доктору давали бы проявлять упёртость, твёрдость, умение противостоять даже самым опасным врагам и бесстрашие. В одиннадцатом сезоне подобных сцен было мало, и многие фанаты жаловались на то, что им не дали больше даркового и противоречивого Доктора. Что же, пока Тринадцатую с новой стороны нам не показали, но у Джоди всё-таки появилась возможность показать Доктора опасной, непредсказуемой и радующейся опасности, и мы будем надеяться, что таких сцен, как сцена диалога между Доктором и Дэниелом Бартоном, в новом сезоне будет больше, чем в предыдущем.

Кто за лето если не изменился, то вырос, так это спутники Доктора, и мне не совсем понятно, почему Чибнелл не прописывал их так, как сейчас, всегда, особенно если учитывать то, что в других сериалах и эпохах проблем с персонажами у Криса никогда ещё не возникало. Как только хувианы узнали о том, что у Доктора будет большая тим ТАРДИС, зрители начали бояться того, что из-за большого количества компаньонов возникнут проблемы с их прописыванием, и, к сожалению, опасения фанатов подтвердились. Как я считала и прежде, больше всего повезло Грэму — ему давали выражать свои эмоции, его сыграл опытный актёр, и сам по себе это один из тех нейтральных спутников, которые нравятся всем хувианам. Несмотря на моё субъективное отношение к Райану, несправедливо игнорировать то, что этого персонажа всё-таки раскрыли и попытались развить за сезон. Как считают отдельные хувианы, только на Грэме и Райане одиннадцатый сезон и продержался, ведь они прошли через свою арку. Не повезло, повторюсь, только Яс — этот персонаж попросту казался лишним, причём даже в эпизодах, формально посвящённых ей и её семье.

Я счастлива сказать, что в начале двенадцатого сезона нам наконец-то дали много Ясмин, Мандип Гилл получила возможность играть персонажа, а не просто стоять рядом со всеми остальными действующими лицами, и у спутницы спустя одиннадцать серий появились яркие и запоминающиеся сцены, в которых она могла проявить свои сильные стороны. Учитывая, что Яс работала в полиции, а у Криса уже был опыт в прописывании женщин-полицейских, все зрители ожидали от Чибнелла бойкой, сильной, смелой и отзывчивой героини, какими мы можем назвать Гвен Купер из «Торчвуда» и Элли Миллер из «Бродчёрча». Ясмин нужно было дать возможность проявить свои профессиональные навыки. Ей нужно было дать возможность провести своё мини-расследование, пообщаться с окружающими и составить общую картину происходящего, успешно задержать злодея или хотя бы обратить внимание на те «мелочи», которые Доктор, с её широтой мышления, могла бы не заметить, — в конце концов, это типичная роль любой спутницы, кем бы она в обычной жизни ни работала. Увы, в одиннадцатом сезоне у Яс не появлялось возможности показать себя, а когда она в кои-то веки заикалась о своей учёбе или пыталась помочь Доктору, всё шло наперекосяк: навыки общения с детьми были вроде бы у Ясмин, но с ребёнком взаимодействовал почему-то Райан («It Takes You Away»), а злоумышленник, которого Яс однажды попыталась задержать, в итоге вырвался из её хватки («Kerblam!»).

В двенадцатом сезоне мы наконец-то увидели, что Ясмин может действовать самостоятельно и способна быть полезной и толковой спутницей. Она умеет держать себя в руках, оставаться хладнокровной и твёрдой и правдоподобно врать, когда понадобится (чего не скажешь о Райане), успешно доставать нужную информацию, проникать внутрь большой организации и не выделяться на фоне остальных, а сходу становиться «своей», а также непосредственно общаться с людьми, включая даже высокопоставленных или опасных личностей, и находить особый подход к каждому (последняя черта объединяет Яс с Грэмом, зато Райан из-за своих замкнутости и закрытости им обоим противостоит). И ведь многого от Чибнелла, по сути, не требовалось. Нам хватило всего одной сцены, чтобы мы наконец-то поверили в то, что Яс сможет стать хорошим офицером полиции, а при желании могла бы стать такой же отличной шпионкой или журналисткой. Неужели было так сложно давать Ясмин больше самостоятельности и раньше? Неужели Чибнеллу было так сложно написать парочку хороших диалогов, в которых спутница бы не просто сообщала пару фактов о себе и своей семье, а раскрывалась как персонаж?

Не могу умолчать о важной и эмоциональной для Ясмин сцене, в которой она переживала последствия пережитого ею в странном месте. Один из зрителей, с мнением которых я познакомилась, предположил, что с Ясмин произошло что-то страшное, чего нам не показали и что и довело её до слёз и потрясло до глубины души. Даже если с Яс ничего особо ужасного за кадром не случилось, и она всего лишь болезненно отреагировала на заточение в одиночестве и страх перед неизвестностью, сцена с её участием в любом случае была хорошо написана и сыграна. При этом по-настоящему проникнуться сценой зрителям очень сложно, потому что мы не испытываем к спутнице особых эмоций. Будем честными, мало кто смог привязаться к Ясмин за одиннадцатый сезон, и мало кто будет особо переживать, если с ней что-то случится или её выведут из сериала. Если бы Ясмин нормально прописывали и раньше, сцена из новой серии сработала бы намного лучше. Учитывая, что Ясмин оставляли в тени на протяжении целого сезона, не стоит удивляться тому, что зрители её немножко пожалели, но кардинально своего мнения о спутнице не изменили.

Грэм и Райан, в отличие от Ясмин, с новой стороны пока не раскрылись, но я могу выделить их взаимодействие друг с другом. Здесь я хочу обратиться к олдскулу и сказать, что одной из лучших классических тим ТАРДИС (и тим ТАРДИС в целом) считаю замечательную команду, в которую входили Доктор, Йен, Барбара и Вики. Для того, чтобы ни один из персонажей не ощущался лишним и у каждого героя была возможность получать внимание, сценаристы олдскульного «Доктора Кто» разъединяли тим ТАРДИС. Разумеется, для героев это непременно заканчивалось плачевно, ведь чем меньше в команде было человек, тем им было тяжелее сопротивляться врагам и легче попасть в ловушку. При этом с точки зрения раскрытия персонажей такой подход работал всегда, ведь у каждого из спутников появлялась возможность себя проявить, никто из героев хотя бы в такие моменты не терялся за всеми остальными и не играл роль массовки, а заодно с тем у сценаристов появлялась возможность раскрыть отношения между разными членами большой группы. В одиннадцатом сезоне подобные моменты тоже показывали, но очень редко, и зачастую они не работали, потому что персонажам не давали раскрыться — они лишь выполняли необходимые сюжетные функции и проговаривали слова из сценария. В двенадцатом сезоне, как заверил нас Чибнелл в одном из интервью, мы увидим раскрытие отношений между всеми героями, и мы увидели это уже в первом эпизоде, причём на этот раз такие сцены сработали, поэтому я ещё раз убедилась в том, что разъединять тим ТАРДИС очень даже полезно.

Самой яркой мини-командой я могу с уверенностью назвать Грэма и Райана, и я рада добавить, что наконец-то начала потихоньку проникаться их отношениями. Год назад я совсем не оценила поданные нам в лоб «трогательные» моменты, вроде тех, в которых Райан наконец-то назвал Грэма дедушкой или признался ему в любви. Да, все эти сцены можно назвать важными для персонажей, эмоциональными и поворотными, но когда ты не чувствуешь близости между персонажами, тебя не особо трогают слова, которые они говорят друг другу. Намного больше подобных громких сцен я люблю не самые значительные моменты, в которых герои спасают друг друга, или вместе противостоят опасности, или дурачатся, как в сцене с казино или сцене в MI6, — все те мелкие детали, которые и составляют их отношения друг с другом и показывают, как Грэм и Райан привязались друг к другу, как им вместе комфортно и как они медленно, но верно становятся настоящей семьёй. Собственно, именно поэтому и существует принцип «показывай, а не рассказывай». Принцип, который обычно работает и о котором Чибнелл и его команда в работе над прошлым сезоном почему-то очень любили забывать.

На что нам намекают в случае с Райаном и Ясмин, пока мне не понятно. На протяжении уже двух сезонов нам давали парочку моментов, в которых они вроде бы и флиртовали, а вроде бы и нет («Rosa», «Spyfall»), или делились друг с другом жизненным опытом («Rosa»), или оказывали друг другу моральную поддержку (в основном Яс шла навстречу Райану, как, например, в эпизоде «The Tsuranga Conundrum»). В двенадцатом сезоне Райан выступил в качестве защитника Ясмин, и вы можете видеть его хоть в качестве её потенциального бойфренда, а хоть в роли старшего брата или хорошего друга. Я могу сказать только то, что вижу значительные улучшения в игре актёра, исполняющего роль Райана, и если в прошлом сезоне игра Тосина Коула меня не впечатляла, то на этот раз я действительно поверила в то, что Яс небезразлична Райану, они успели сблизиться за то время, что провели вместе в путешествиях, и он переживает за неё и будет защищать подругу любым возможным путём. Что это — развитие актёрского таланта молодых исполнителей (в «The Tsuranga Conundrum» и даже предпоследнем новогоднем выпуске Коул играл хуже) или магия хорошего сценария? Неужели Крис Чибнелл начал писать нормальные диалоги, которых очень не хватило неплохому эпизоду «Resolution» (в тот раз серию вытащили сюжет и далек)?

Пока мне очень не хватает взаимодействия Ясмин с Доктором, и я надеюсь на то, что смогу поверить и в их близость друг с другом. Конечно, мимо меня не прошли те моменты, в которых нам показывали то, что Доктор привязалась к Яс, испытывала к ней особые чувства, отличающиеся от её отношения к Грэму и Райану, да и Ясмин вроде как симпатизировала своей новой знакомой. При всём этом я не могу понять тех хувиан, которые шипперят Тринадцатую и Ясмин, потому что у них нет химии и мало совместных отлично работающих сцен, а цепляния фанаток за редкие моменты, в которых героини проявляют друг к другу какие-то эмоции, указывают на то, как огромная часть фандома любит пейринги с Доктором. В отличие от Яс или Райана, Грэм заполучил очередную возможность показать, в каких отношениях состоит с Доктором он. Чего уж там, мы уже два сезона видим, как Доктор лезет на рожон и безрассудно рискует собой, а практичный Грэм пытается её притормозить и вразумить (стоит ли уточнять, что все его попытки летят прахом?). По моему мнению, Грэм О`Брайен — замечательный спутник, и я хочу получать как можно больше хороших моментов с этим героем.

Отцовские фигуры «Доктора Кто» всегда были прекрасной частью сериала, и Грэм так же хорош, как и предшествующие ему отцы и дедушки спутников, — Уилфред и Брайан. Взаимодействие всех этих героев с Доктором особенно интересно тем, что Доктор намного старше всех спутников вместе взятых, вот только выглядит молодо, а ведёт себя и вовсе как ребёнок. То, что все три отцовских фигуры «Доктора Кто» пришлись на молодые инкарнации, — очередной безумно любопытный момент, и мы можем только расстраиваться из-за того, что Двенадцатому не дали своего взрослого и опытного спутника-мужчину. Если бы такой человек стал спутником Двенадцатого, мы бы, вероятнее всего, получили совсем другие отношения между главным персонажем и одной из отцовских фигур, нежели отношения Десятого и Уилфреда, Одиннадцатого и Брайана или Тринадцатой и Грэма, и я всё чаще ловлю себя на мысли, что хотела бы это увидеть.

С другой стороны, мне интересен контраст между последней и нынешней инкарнациями. Я хочу получить от Чибнелла более яркое и однозначное прописывание Доктора. Я не получила этого в случае с Одиннадцатым, и я хочу получить это сейчас — банальное объяснение того, почему Доктор бежит от своего реального возраста, ведёт себя как энергичная и беззаботная молодая женщина и делает вид, что всё, что пережили её предшественники, Тринадцатую даже не касается. Если возраста Одиннадцатого, а прописывали его похожим образом, Моффат всё же не скрывал, то Тринадцатую Чибнелл старательно «молодит», прописывая её так, словно она в какой-то степени первая, хотя ей и перевалило уже за миллиарды тысячи лет. Нам нужно больше старого мудрого Доктора, и нам нужны две родительские фигуры, а если у Чибнелла какие-то особые взгляды на поведение Доктора, то нам нужны адекватные объяснения переменам, произошедшим с персонажем после регенерации. Пока я писала о том, что хочу получить от Чибнелла, я вспомнила одно интересное мнение, в котором говорилось о том, что Грэм невольно отбирает у Доктора те сцены, в которых было бы лучше участвовать именно ей [3]. Что тому виной? Отцовская роль, которую взял на себя Грэм и которую он направляет даже в сторону Тринадцатой, и тот факт, что этот спутник проходил через долгое и тяжёлое лечение от рака, буквально готовясь умереть, но неожиданно продлив себе жизнь, за которую он сейчас и держится.

Вот только чем Доктор отличается от Грэма? Стоит ли мне перечислять все моффатские сюжетные арки, в которых Одиннадцатый, а потом и Двенадцатый, готовились умереть? Стоит ли мне говорить о том, что Доктор получил дополнительные «жизни», хотя он уже давно должен был уйти в небытие, и Тринадцатая остаётся всё тем же человеком, который ранее был Доктором Капальди? Когда Грэм берёт на себя ту роль, которую вполне бы могла сыграть и Доктор, становится немного грустно, поэтому я подпишусь под словами человека, высказавшего мнение о том, что в качестве родительской фигуры Чибнеллу следует прописывать не одного только Грэма. Особенно меня это мнение зацепило тем, что хувиан провёл параллели между Вторым и Тринадцатой, — теми инкарнациями, которые очень похожи друг на друга. Второй был таким же ребячливым и энергичным, как и Тринадцатая, вот только он получал возможность играть в наставника спутников, а у нового Доктора такую возможность почему-то отобрали, хотя нынешнему Доктору намного больше лет, чем классическому. Если вы знакомы с классикой, то представьте себе диалог Грэма и Яс в серии «Demons of the Punjab» с участием Доктора и проведите параллели между этой сценой и одним прекрасным и запоминающимся диалогом между Вторым и его спутницей Викторией [4]. Сама я между этими сценами параллели не провела, но как только увидела между ними сходства, так сразу же убедилась в том, что диалог действительно сработал бы в сто раз лучше, покажи нам сценарист беседу Доктора и Ясмин, а не Ясмин и Грэма.


* * *


Закончить разговор о первой серии двенадцатого сезона я хочу самым важным для всех хувиан событием — возвращением в сериал Мастера. Ещё за несколько месяцев до выхода двенадцатого сезона я наткнулась не то на статью, не то на видео, в котором говорилось о том, что в двенадцатом сезоне появится актёр Саша Дхаван (если его лицо показалось вам знакомым, вы могли видеть его в фильме «An Adventure in Space and Time», рассказывающем о том, с чего началась история создания нашего любимого сериала). Слава всем богам, я умудрилась забыть обо всех ходящих в фандоме слухах, из моей головы буквально вылетела информация об актёре, и я, в какой-то степени, осталась свободна от спойлеров, поэтому нежданный сюрприз от шоураннера для меня в кои-то веки действительно удался, и я была шокирована так, как не была шокирована уже очень давно, — примерно так с просмотра финала четвёртого сезона.

Хотя я была уверена в том, что хувианы снова покажут свою сущность, начав плеваться из-за очередного индийца, появившегося в чибнелловской эре во второстепенной роли, и жаловаться на проклятую толерантность, фандом, ну или, по крайней мере, его англоязычная часть, безумно удивил меня тем, что большинство зрителей не то что спокойно отреагировало на нового Мастера, а осталось в восторге от актёра, причём кто-то даже успел оценить его выше самого Джона Симма, хотя мы получили не так уж и много Мастера как такового. Реакция на нового Мастера заставила меня убедиться в том, что мужчину, к какой бы расе он ни принадлежал, люди всегда примут намного спокойнее, чем женщину, даже если она будет очень талантливой, и конвенционально привлекательной, и прекрасно вписывающейся в роль, — всё это, разумеется, относится к Джоди Уиттакер. По этой причине сейчас во мне борются две эмоции. С одной стороны, мне безумно жаль Джоди, в сторону которой до сих пор льются необъективная критика и пустые недовольства, которых она не заслуживает, и жаль Тринадцатую, которую фанаты продолжают ставить ниже любой другой инкарнации Доктора. С другой стороны, я очень рада тому, что на роль Мастера взяли нетипичного для этой роли актёра, и мне безумно приятно знать, что Сашу Дхавана уже успели принять и высоко оценить.

Как я уже сказала, новый Мастер довольно близок инкарнации Джона Симма (хотя мне он больше напоминает Мориарти, сыгранного Эндрю Скоттом) — своими безумием, повадками и отношением к Доктору. Последний момент, безусловно, вызывает вопросы и сомнения относительно того, какой по счёту инкарнацией является действующая, а вернее, за кем следует новый Мастер. Мастер, о чём я узнала сравнительно недавно, ещё при Четвёртом исчерпал все свои регенерации и какое-то время просуществовал в виде обгорелого чучела, после чего начал проникать в чужие тела, что он проделал и на этот раз. При Восьмом нам снова сообщили о том, что Мастер исчерпал свои регенерации и был намерен украсть их у Доктора, и затем этот герой умер чёрт знает в какой раз, однако же это не помешало ему появиться из ниоткуда уже в эре Десятого и регенерировать сначала в инкарнацию, сыгранную Симмом, а потом и Мисси. Суть в том, что Мастер — это неубиваемый персонаж, который будет появляться в сериале снова и снова, — без всякой логики, без объяснений его завидной выживаемости, без учёта количества «жизней», которые он прожил, и после всех убийств, самоубийств, страшных смертей и казней. Меня удивляет то, что некоторые хувианы задаются вопросом, как же Мастер смог вернуться к жизни, да ещё и украсть чужую личность. Ну хувианам ли не знать, что Мастер способен на что угодно и просто так никогда не умрёт?

Одна вещь, которая меня беспокоит и откровенно раздражает, — это то, что люди озабочены развитием Мастера, или Мисси, показанное нам при Моффате, и не хотят обнуления всего того, что мы увидели прежде, однако совершенно спокойно относятся к тому, что их обожаемый Моффат прООСил Мастера Симма и испортил всю арку развития отношений между Десятым и «его» Мастером, и это после того, как Стивен почти удачно прописал женскую инкарнацию врага Доктора и провёл мостик между двумя ньюскульными инкарнациями, почти подарив нам пейринг Двенадцатый/Мисси, но в итоге зачем-то заменив его ненужным пейрингованием Двенадцатого и Ривер — людей, у которых совершенно не было химии, чего не скажешь о Капальди и Гомес. Я никогда не была фанаткой расселовского Мастера, моя огромная любовь к Джону Симму не распространяется на его героя, после просмотра сезонов с прекраснейшим Дельгадо я начала поддерживать тех недовольных олдскульщиков, которые не могут простить РТД того, что он сотворил с этим персонажем, и, наконец, до просмотра эры Третьего я не шипперила Доктора и Мастера. Но даже мне — нелюбительнице симмовской инкарнации и человеку, равнодушно относящемуся к отношениям между РТДшными Доктором и Мастером, было предельно ясно, что расселовского персонажа проООСили.

Я прекрасно знаю о том, что у Джона Симма были претензии к прописыванию его героя, и, возможно, после пересмотра десятого сезона я даже заявлю, что такого Мастера, каким он был при Моффате, предпочитаю больше, чем Мастера из третьего и четвёртого сезонов, но дело не в чьих-то вкусах, даже если речь сейчас идёт об актёре, исполняющем ту роль, которую мы обсуждаем. У симмовского Мастера был свой создатель, и только он мог прописывать эту инкарнацию и её отношения с Доктором правильно. Я уже устала ругать Стивена Моффата за то, что он обожал поганить продуманные и красиво сделанные арки, которые проходили через эпохи Девятого и Десятого, переиначивать абсолютно всё, что было сделано не им, и ООСить чужих персонажей, но что ещё мне остаётся делать? Моффат мог не любить симмовского Мастера и отчаянно хотеть прописать его в соответствии со своими взглядами, Симм мог спать и видеть, как бы он сыграл Мастера, подари ему шоураннер свободу и возможность изменить сценарий, и РТД мог дать Стивену хоть десять разрешений на то, чтобы всю его эру в очередной раз перелопатили и извратили, но таких вещей просто нельзя делать — это неуважительно и неэтично. Именно по этой причине у меня есть претензии к тому, в кого РТД превратил Мастера, и по этой же причине у меня есть претензии к тому, что в финале десятого сезона с этим персонажем проделал Моффат.

Что до Чибнелла, то у меня есть предположение, что тот Мастер, которого мы получили в новом сезоне, — это инкарнация, стоящая между Симмом и Гомес или даже до Симма. Также я видела варианты, что симмовский Мастер каким-то образом переписал свою жизнь и вместо Мисси регенерировал в новую мужскую инкарнацию или новый Мастер прибыл из параллельной Вселенной (на это сделали намёк, показав нам на карте «несколько Земель» и вставив монстров, которые могли прибыть из другого «мира», поэтому я не удивлюсь, если Чибнелл в очередной раз повторит за РТД, как он проделал это в финале одиннадцатого сезона, ну а мы получим не только чибнелловскую версию «The Stolen Earth», но теперь ещё и его версию «Army of Ghosts»). Если после выхода второй части арки окажется, что новый Мастер всё-таки следует за Мисси, а Чибнелл возьмёт и проигнорирует моффатскую работу над персонажем, я буду критиковать уже всех ньюскульных шоураннеров за то, что они проделывают с главными героями, и разочаруюсь в идее преемственности окончательно. Мне безумно понравилось раскрытие личности Мастера — это было прекрасно сделано, и пока я не имею ни малейших претензий к тому, как прописывают и играют этого персонажа в настоящее время, однако мне очень хочется, чтобы между ньюскульными Мастерами ощущалась связь.

Возможно, вы наслышаны об очередных слухах, давно гуляющих по фандому, — о том, что у Доктора были другие жизни и Первый окажется совсем не первым. Стоило мне забыть обо всей этой непроверенной информации, как Мастер сказал Доктору, что всё, что она знает, на самом деле является ложью, и этот момент меня напрягает точно так же, как и непоследовательное прописывание Мастера и его взаимоотношений с Доктором разными шоураннерами, а заодно ещё и очень сильно пугает. Подобные сюрпризы, вроде выскакивающих из ниоткуда инкарнаций, о которых мы не знали прежде, и переписывания всей жизни Доктора и сериала в целом, начиная с самой классики, походят на наглые моффатские игры со всей вселенной «Доктора Кто», и мне хочется надеяться на то, что Крис Чибнелл выше этого. Повторюсь: остаётся только ждать следующей серии, напрашивающихся в сериал объяснений и раскрытия клиффхэнгера, с которым нас оставили на целых четыре дня. А в завершение мне хочется сказать, что двенадцатый сезон начался очень бодро, красиво, со значительными улучшениями, но без кардинального изменения направления шоу, а также развитием по меньшей мере одной спутницы, которой нам очень не хватило в одиннадцатом сезоне. Пока я остаюсь убеждена в том, что Чибнелл ознакомился с критикой на свои эпизоды и одиннадцатый сезон в целом, потому что в первой же серии нового сезона мы получили то, чего все так хотели и просили: динамичность, сюжетную арку, интригу, атмосферность, классического злодея и хорошо прописанных персонажей. Будем надеяться, что Чибнелл сможет придерживаться той планки, на которую он поднялся, и другие сценаристы, включая как оставшихся, так и прибывших в команду, нас не подведут.

Примечание к части

[1] https://ficbook.net/readfic/8277699 — моя критика одиннадцатого сезона.

[2] Критика Стивена Моффата

https://ficbook.net/readfic/3010056: критика 5-7 сезонов, Одиннадцатого Доктора и его спутниц, сюжетных линий, а также моффатских арок из эры РТД.

https://ficbook.net/readfic/3417515: критика 8 сезона.

https://ficbook.net/readfic/7237690: критика 9 сезона.

https://ficbook.net/readfic/4346399: критика женских образов Стивена Моффата.

https://ficbook.net/readfic/5866803: мини-статьи с рассуждениями о ньюскульных пейрингах сериала «Доктор Кто», романтических интересах главного героя и роли разных спутниц в сериале и жизни Доктора.

[3] https://www.youtube.com/watch?v=snHfkoEyViI

[4] https://www.youtube.com/watch?v=qaDw79__VRc

Глава опубликована: 04.01.2020


Показать комментарии (будут показаны 1 комментария)
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь
Предыдущая главаСледующая глава
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Отключить рекламу
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх