↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Двенадцатый сезон «Доктора Кто» — возвращение «того самого» сериала или скучное продолжение чибнелловской эры? (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Макси | 376 415 знаков
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Свежий взгляд на выходящие эпизоды «Доктора Кто», первоначальная реакция на двенадцатый сезон и рассуждения об эре Криса Чибнелла.
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Voyage of the Damned vs Orphan 55, или почему в персонажей Рассела Т. Дейвиса верится гораздо больше, чем в героев Эда Хайма

За какие только вещи иногда ни берёшься, чтобы немного порассуждать о «Докторе Кто» и поискать параллели между разными историями. На то, чтобы рассмотреть два эпизода, между которыми, на первый взгляд, нет совсем ничего общего, меня вдохновил один из фанатов сериала, который заметил в своём отзыве на третью серию, что в "Orphan 55" он ощутил вибрации РТДшных "Midnight" и "Voyage of the Damned". Рассматривать очевидные и многим пришедшие в голову сходства между сериями "Midnight" и "Orphan 55" мне не хочется, потому что я не столько заинтересована сюжетной стороной последнего вышедшего эпизода, сколько хочу ответить на часто возникающий в моей голове вопрос: «Почему я так легко проникалась эмоциями по отношению к большинству второстепенных персонажей эпохи Рассела Т. Дейвиса, но чаще всего с равнодушием отношусь к героям эр Стивена Моффата и Криса Чибнелла?». Если бы с подобной проблемой сталкивалась я одна, я бы даже не стала писать подобные статьи и решила, что всё дело в моих субъективных интересах и предпочтениях. И, разумеется, я понимаю, что поддержат меня далеко не все фанаты, и учитываю, что во всех эрах есть свои исключения из правил. Не каждый второстепенный персонаж эры РТД был идеально прописан, и не каждого героя эр Моффата и Чибнелла можно назвать картонным. Но что же в персонажах эпизодов РТД такого выдающегося? Почему обычно они цепляют зрителей намного быстрее и гораздо больше, чем второстепенные персонажи отдельных серий, вроде "Orphan 55", по отношению к которым мы вроде бы и должны испытывать определённые чувства, но не можем?

Параллели, которые провёл хувиан, вдохновивший меня на эту статью, могут показаться вам смешными, но шебутная старушка и её неудачливый муженёк Бенни напомнили зрителю женатую парочку из эпизода "Voyage of the Damned". И ведь действительно, между героями можно провести кучу параллелей. Обе пары жили вместе много лет, проводили отдых в тех местах, в которые случайно попадали Доктора, и влипали в переделки по стечению обстоятельств. Что интересно, судьба у обеих пар тоже одинаковая. Мужские персонажи умерли из-за каких-то нелепых мелочей — один герой наступил куда не надо и провалился в пропасть, а второй вернулся в здание за шляпкой жены, а в итоге попал в лапы монстров. С женскими персонажами всё тоже закончилось одинаково грустно. Безутешные героини пожертвовали собой, потому что не могли и не хотели жить без своих избранников, а заодно для того, чтобы не тормозить Докторов и их друзей и дать остальным героям шанс на выживание. Эпизоды РТД и Хайма похожи друг на друга и другими, более очевидными элементами: в обоих случаях произошли катастрофы, и в сюжетах были задействованы группы людей, а между этими самыми людьми за час успели завязаться какие-то отношения. Собственно, на последней части я хотела бы остановиться. И первое же отличие двух эпизодов, которое сходу бросается нам в глаза, — это количество спутников. Чаще всего спутники автоматически заполучают больше экранного времени, из-за чего зачастую страдают второстепенные герои, хотя временами, напротив, остаются в тени других персонажей, из-за чего страдают сами. Последнее то и дело происходит со спутниками Тринадцатой: задействуя в своих сюжетах целую кучу людей, сценаристы банально не имеют возможности посвятить им всем достаточно времени.

Я думаю, проблема с раскрытием спутников Тринадцатой настолько всем приелась, что говорить о ней людям наскучило, но так как один из главных недостатков одиннадцатого сезона благополучно перешёл в двенадцатый, и как-то разбираться с ним Чибнелл, кажется, всё-таки не собирается, нам придётся снова и снова поднимать эту тему. Так отгадайте же с трёх раз, кто из спутников Тринадцатой то и дело остаётся на заднем плане и не играет большой роли для сюжета, когда сценаристу приходится жертвовать чьим-то раскрытием! Ну разумеется, Яс, у которой остаётся всё меньше шансов на то, чтобы за оставшиеся серии успеть хоть как-то раскрыться и привязать к себе зрителей. Помимо основных спутников в команду Тринадцатой вошло семь персонажей: старушка Вилма, Белла и её мать Кейн, отец и сын Неви и Сайлас, а также помощник Кейн Ворм и обслуживающая клиентов Д3фис, плюс несчастный Бенни, оставшийся за кадром. Вместе с Десятым в эпизоде участвовала всего одна, пусть и временная, спутница — Астрид Пет, но так как спутницей её можно считать условно, других героев Астрид собой не затмила. Помимо Астрид, в команде Десятого оказалось пять героев: супруги Фун и Морвин ванн Хофф, экскурсовод мистер Коппер, киборг Баннакафаллата и бизнесмен Рикстон Слейд, хотя условно мы можем прибавить к этим героям ещё и команду Титаника и главного злодея эпизода, дабы сравнять счёт. Так как персонажей в обеих группах достаточно много, вполне логично, что некоторые из героев были прописаны сценаристами схематично и в какой-то момент ими пожертвовали. В "Orphan 55" таковыми персонажами являются Ворн и Д3фис. По сути, от них можно было избавиться в самом начале, представив в качестве персонала и оставив в здании, так как герои всё равно абсолютно никак не раскрылись, но писателю нужно было вставить в сюжет побольше смертей, поэтому Ворн и Д3фис участвовали в истории вместе со всеми остальными.

С «Вояжем» уже не всё так просто, потому что лишних персонажей у РТД в данном случае нет — они все сыграли важные роли, которые нельзя было бы отдать другим героям, и ни от одного персонажа нельзя избавиться так, чтобы это не повлияло на развитие сюжета. Даже эгоистичного, схематично прописанного и бесячего Слейда лишним не назовёшь, потому что тот факт, что из всех персонажей вместе с мистером Коппером остался в живых именно он — не самый приятный человек из группы, несёт в себе свой смысл и иронию. Примечательно, что все персонажи РТД успели раскрыться за то короткое время, которое они получили, и мы можем как-то описать каждого из героев и вспомнить их предысторию. Астрид, при всей её вторичности (через параллели РТД хотел показать то, что Доктор видел в ней Роуз), схематичности, которая отличает её от Слейда тем, что он «плохой парень», а она «хорошая девушка», и идеальности (красивая, умная, добрая, смелая), всё-таки имеет свои слабости и страхи и входит в список неудачливых потенциальных спутниц с трагической судьбой, а все претензии, которые к ней можно направить, касаются скорее Кайли Миноуг, чем её персонажа. Добросердечный старичок мистер Коппер, — везучий персонаж, который остался в живых и разбогател, ассоциируется у нас со смешными мифами о землянах, которые он рассказывал в своей «экскурсоводческой программе». Почему же мистер Коппер совсем ничего не знал о человечестве, хотя должен был? Да потому что, как оказалось, притворялся разбирающимся в истории Земли учёным. Маленький упрямый Баннакафаллата запомнился зрителям тем, что стеснялся признаться окружающим в том, что он киборг, но именно благодаря своей особенности смог пожертвовать собой ради спасения остальных. Фун и Морвин — не вписывающаяся в стандарты парочка, над которой потешалась «элита» Титаника, оказалась на корабле потому, что Фун выиграла билеты на викторине. Выиграла, потратив на звонки столько денег, сколько стоили полноценные билеты на Титаник, и обеспечив себе и мужу крупные долги. Разозлился ли Морвин на супругу за то, что она его обманула и потратила на поездку кучу денег? Правда его только развеселила, а сцена с их разговором о кредитах является одной из самых трогательных в эпизоде.

Что же мы можем сказать о героях Хайма? Старики Вилма и Бенни прожили вместе больше сорока лет, но так и не поженились, и Бенни привёз Вилму на «Курорт спокойствия», чтобы сделать предложение в красивом и романтичном месте, однако закончилось всё совсем не их свадьбой, а смертями. Как мы видим, в случае с Фун и Морвином я вела всю предысторию к тому, чтобы сказать об их чувствах друг к другу. Когда же я пересказываю историю Вилмы и Бенни, я обращаюсь к одним фактам, и в моём описании маловато эмоций, и это притом, что общая история персонажей довольно грустно закончилась. О подружке Райана, Белле, мы узнали то, что она долгое время ухаживала за умирающим отцом, а после его смерти решила пойти против матери, которая их бросила, и взорвать отель — дело жизни Кейн, поэтому её можно назвать типичной бунтаркой, идущей напролом. Кейн я бы назвала довольно резкой, воинственной и беспринципной мадам, если учитывать, что она бросила свою семью и зарабатывала деньги, ставя под угрозу людей, которые приезжали в её отель. Можем ли мы сказать, что двигало Кейн? Нет, и помимо того, что нам сложно понять, почему она вдруг пожалела о том, чем занималась, нам не понять и противоречащих друг другу действий Кейн, которая то заботилась лишь о себе и деньгах, а то смело бросалась в борьбу с монстрами и защищала остальных. Любопытно, что неожиданная линия матери и дочери также не вызывает особых эмоций и кажется нам неправдоподобной и толком не раскрытой, как и отношения двух женщин, которые то направляют в стороны друг друга автоматы, а то встают в борьбу с монстрами плечом к плечу. Как же мне охарактеризовать Неви и Сайласа — персонажей, про которых я чуть не забыла (что, я думаю, говорит о многом), я тем более не знаю, потому что от превознесения детей на фоне их родителей за версту несёт фальшью и наивностью. В прошлой главе я предположила, что, вероятно, Сайлас был написан специально для детской аудитории, или же для того, чтобы намекнуть взрослым на то, что их поколение хуже поколения нынешних детей, а потому им нужно больше прислушиваться к молодёжи. Жалко, но в существование такого мальчика, как Сайлас, очень сложно поверить. Почему? Потому что первый же вопрос, которым мы должны задаться: как Сайлас стал разбираться в механике, если бестолковый и никчёмный Неви ничему его научить бы не смог, не говоря уже о том, что он не особо хотел им заниматься, судя по тому, как постоянно отмахивался от сына? Наверное, всё дело в природной одарённости и интуитивных способностях Сайласа? Или он прочитал много книжек про механику?

Если возвращаться к сходствам между сериями, то ещё одна любопытная мелочь, которая их объединяет, — это то, что в обоих эпизодах раскрылись по две романтические линии. В случае с РТД мы имеем уже упомянутую мной супружескую чету, а также Десятого и Астрид Пет — не реальную, но потенциальную пару. У Хайма романтические линии — старая несупружеская пара, а также Райан и Белла. Молодёжь оставим на потом, а сейчас возьмёмся за взрослых персонажей — Фун и Морвина, а также Вилму и Бенни. Если сравнивать эти пары между собой, то можно сказать, что Рассел с помощью пары штрихов смог вдохнуть в своих персонажей жизнь, сделав их реалистичными, а потому интересными зрителям людьми. Кроме того, РТД дал героям несколько совместных сцен, благодаря чему у нас есть возможность успеть проникнуться к ним симпатией и благодаря чему уже к их второй совместной сцене нам верится в любовь Фун и Морвина друг к другу. Вилму и Бенни, в свою очередь, толком не прописали, так и оставив смешной парочкой, похожей на любую другую, а ещё этих героев показали вместе лишь в начале эпизода, после чего Яс не вовремя вмешалась в чужой разговор и всё испортила. Когда же началась всеобщая паника и борьба героев с монстрами, Бенни пропал из виду. Пропал, не успев нам запомниться. При этом Вилма своими постоянными криками невольно успела достать многих зрителей, потому что её поведение кажется кому-то неуместным, а позже и вовсе превратиться в один большой мем, что автоматически стирает из её сюжетной линии трагизм. Что же до ужасной части обеих историй — смертей персонажей, то можно сказать, что Морвина и Бенни, при всей похожести их сюжетных линий, сценаристы убили совсем разными способами. Морвин погиб довольно нелепо, резко и случайно, не успев дойти до моста, через который должны были переходить герои, и в этой мини-трагедии, как мне кажется, показывается скоротечность и хрупкость человеческих жизней, способных разрушиться в любой момент от каких-то мелочей. Находящийся в ловушке у монстров Бенни погиб более пафосно и благородно, успев сделать две вещи, — предложить Вилме выйти за него замуж и попросить кого-нибудь его пристрелить. Вызывает ли этот момент у зрителей сильные эмоции, которые мы вроде как должны испытать, учитывая обстоятельства и ужас произошедшей ситуации? Нет, потому что мы не увидели, что произошло с Бенни, и это не дало нам посочувствовать старику, лица которого мы даже не запомнили.

Добавлю, что из-за будничности тона Бенни, которым он задавал свои вопросы, очень сложно поверить в то, что монстры действительно с ним на тот момент, когда он делал Вилме предложение, «развлекались». Если бы монстры с Бенни что-то на тот момент и делали, то мы бы, наверное, услышали жуткие крики и слёзные мольбы о помощи. Мы не услышали ни криков, ни стонов, ни воплей, и их отсутствие тут же убрало из сцены всю правдоподобность. Если вы считаете подобные вещи неуместными для детского сериала, я предложу немного иной исход событий: Бенни мог не успеть задать Вилме свой вопрос. Как по мне, такой поворот событий точно задел бы нас гораздо больше, — своей неожиданностью и злой иронией. Если же оценивать то, что нам показали, то удивляться равнодушию зрителей по отношению к смерти Бенни, по-моему, не стоит. Не стоит удивляться и тому, что самопожертвования Фун и Вилмы также вызывают у зрителей кардинально разные эмоции. В первом случае нам показывают отчаянную женщину, которая пошла на ужасный шаг — самоубийство, потому что не видела жизни без мужа. И мы можем увидеть это — в её слезах и мольбах вернуть Морвина назад. Мы можем услышать это — в её словах о том, что она больше ничего не хотела и не смогла бы жить без своего супруга. И, разумеется, мы чувствуем её боль, и нам действительно становится жаль Фун, когда она прыгает в пропасть, привязав к себе ангела. Что же до Вилмы, то она не начала истерику, узнав о его смерти, хотя это было бы вполне ожидаемо с её стороны, и не горевала по любимому человеку, а просто покричала на Кейн и существ, убивших её мужа, после долгих причитаний и неоднократного повторения имени супруга, успевших подействовать зрителям на нервы. Даже жертва Вилмы вызывает скорее улыбку, чем слёзы. А как ещё нам следует реагировать на то, что старушка пошла навстречу к монстрам с голыми руками и вопросом, кто из них посмел убить её Бенни?

Думаю, после рассмотрения уже нескольких сюжетных линий можно ответить на вопрос, в чём же всё-таки заключается проблема с героями эпизода "Orphan 55". А заключается она в том, что Эд Хайм, в отличие от Рассела Т. Дейвиса, не умеет делать своих персонажей объёмными, самобытными и живыми, в том, что в его сценарии персонажи являются вторичным элементом, в отличие от самого сюжета, в то время как у РТД главное — не события, а участвующие в них люди, и в том, что Хайм подобрал неправильный темп и банально не успел прописать все сюжетные линии. Здесь мы перейдём к оставшимся парам и попытаемся ответить на вопрос, почему Доктор и Астрид вызывают у зрителей гораздо больше эмоций, чем Райан и Белла, и почему на смерть Астрид хувианам эмоционально отреагировать намного проще, чем на возможную смерть Беллы. Первая причина, влияющая на наше отношение к героям, довольно очевидна: Доктору и людям, состоящим с ним в романтических связях, априори посвящают больше всего времени, поэтому романтические линии с главным героем являются для зрителей если не важными, то значительными с сюжетной точки зрения. По этой же причине, если брать для примера другие около- или уже точно романтические отношения, к потенциальным спутницам Девятого, Джейб и Линде, мы испытываем намного больше чувств, чем к недобойфренду Роуз Адаму, и это с учётом, что Адаму посвятили больше времени, чем симпатизирующим Девятому девушкам. По этой же причине отношения Десятого и мадам де Помпадур или Ривер трогают нас за живое непременно (даже если мы испытываем негативные эмоции), а вот отношения Марты с Райли ("42") или почти ставшим её мужем Томом волнуют нас совсем не в такой степени.

Несмотря на то, что спутники Доктора являются главными персонажами почти всех серий с ними, им всё-таки уделяется не так много времени, как Доктору. Выходит, что чем меньше у персонажей, состоящих в отношениях, сцен и эпизодов, тем меньше у сценариста есть шансов повлиять на то, чтобы зрители привязались к его героям. У Доктора и Ренетт времени на то, чтобы дать нам увлечься их историей, было много, особенно если учитывать, что мелодраматичная серия "The Girl in the Fireplace" была посвящена прежде всего интрижке Десятого и мадам де Помпадур, а научно-фантастическая сюжетная линия раскрывалась скорее параллельно ей, чем наряду. Отношениям Роуз и Адама, Марты и Райли или Райана и Беллы целые эпизоды и вовсе не посвящались. Кроме того, перечисленные мной романтические линии спутников показывали параллельно главным сюжетным линиям, как это обычно и происходит с второстепенными сюжетными линиями, а в случае с РТДшными героинями нужно добавить и то, что для РТД были важны прежде всего их отношения с Доктором, а совсем не теми, на кого они пытались отвлекаться. Немаловажно, что обычно зрителям не очень верится в серьёзность отношений между людьми, которые провели вместе всего один день. Ну какая там может быть любовь, если герои толком друг друга не узнали? Симпатия — да, возникнуть может быстро, как и влюблённость, но не больше того. Если говорить о Ренетт и библиотечной арке с Ривер, то важно отметить, что Моффат специально подчеркнул немаловажный факт: героини прошли со своими чувствами к Доктору не через один день, а через долгие годы, что повлияло на Десятого, пережившего смерти женщин, так и не ставших его возлюбленными, и на зрителей, которым легко посочувствовать персонажам, не получившим от Десятого того, чего им хотелось. Если говорить о Джейб, Линде или Астрид, то им, повторюсь, посвятили намного больше времени, чем понравившейся Райану Белле, а ещё сценаристы совсем иначе подали самопожертвование этих героинь.

РТД специально зацикливал зрительское внимание на сценах самопожертвования своих персонажей и показывал нам чувства Доктора, который лично переживал смерти симпатичных ему женщин. Для того, чтобы передать чувства персонажей, в бой шли определённые приёмы: съёмка лиц актёров, изображающих те или иные эмоции, крупным планом, переглядывания героев, замедление действия (например, в случае с Астрид), а также грустное музыкальное сопровождение. В случае с Беллой, что интересно, тоже использовали все перечисленные мной приёмы. Почему же сцена с ней работает не так удачно? Наверное, потому, что технические приёмы не так важны, как прописывание персонажей, раскрытие отношений между ними и актёрская игра. Технические приёмы могут работать на сценариста и помогать ему манипулировать зрительскими чувствами, но если писатель не привнесёт в историю глубины и не вдохнёт в своих персонажей жизнь, никакой приём на него работать не будет, а актёры ситуацию не спасут. Также можно сказать, что у историй "Orphan 55" и "Voyage of the Damned" разный темп повествования, а это определённо отложило свой отпечаток на раскрытие линий персонажей. Если РТД дал своим персонажам достаточно времени, чтобы поговорить, пофлиртовать, поцеловаться и побыть наедине со своими чувствами, Эд Хайм постоянно торопился, и в итоге все то и дело куда-то бегали, стреляли в монстров или телепортировались из одного места в другое. Что забавно, Райану даже не дали времени на то, чтобы пережить свои эмоции, ведь Доктор заняла его лекцией, которую он был вынужден выслушивать вместе со всеми остальными спутниками, хотя ему на тот момент было немного не до того. Также в отношения Беллы и Райана вмешались отношения Беллы и её матери, и в итоге зрителей мотало из стороны в сторону: то они должны переживать за Райана и сочувствовать Белле, то их заставляют переосмысливать своё отношение к Кейн, а то им надо выслушивать лекцию Доктора, а не думать о героях.

Какой после моего сравнения двух эпизодов напрашивается вывод? Я верю в персонажей Рассела Т. Дейвиса, испытываю по отношению к ним множество эмоций и искренне им сочувствую, потому что РТД пишет о людях. По этой же причине те проблемы, к которым обращается Рассел, никогда не пихаются нам прямо в лицо, ведь РТД раскрывает их попутно. Например, в эпизоде "Voyage of the Damned" в первую очередь Дейвис не раскритиковал классизм и элитаризм, а познакомил нас с персонажами, которые столкнулись с этими неприятными явлениями, и противопоставил Фун и Морвину раздражающего Слейда. В сравнении с РТД, Эд Хайм написал историю не о конкретных людях и проблемах, с которыми они столкнулись. Эд Хайм написал историю о Земле и человечестве в целом, и все сорок минут действия автор вёл зрителей к главному — монологу Доктора. Я не знаю, пишут ли Чибнелл и его сценаристы по чьим-то заказам или их и впрямь волнуют те проблемы, которые они освещают в своём творчестве, но то, что сценаристу и шоураннеру нужно было найти возможность высказаться о проблемах климата и экологических катастроф, как по мне, очевидно. Зачем же тогда эпизоду так много персонажей, сюжетных линий и неожиданных поворотов? Вероятно, для того, чтобы чем-то нас занять и разбавить беготню романтикой и драмой. А ведь всё могло быть совсем наоборот: беготня и разборки с монстрами могли разбавить драму и романтику, а экологические проблемы раскрыться не через речи Доктора, а через катастрофу, которая произошла с планетой, на которую Тринадцатая попала вместе со своими спутниками.

Глава опубликована: 15.01.2020
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
1 комментарий
проблема спутников Доктора в том, что их лишком много, стем же успехом можно было поставить три манекена и никто не заметил бы подмены.
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх