* * *
Мне бы очень хотелось отзываться об эпизодах, стоящих на уровне серии "Nikola Tesla's Night of Terror", как о насыщенных, хорошо написанных и снятых, но всё-таки обычных историях «Доктора Кто». Чего я хочу меньше всего, так это ставить подобные эпизоды на самый верх своего личного рейтинга эры Криса Чибнелла и радоваться тому, что мы наконец-то получили ещё одну «докторскую» серию. Серию с правильно подобранным темпом, обязательной беготнёй, неплохими инопланетянами, достойным изображением исторических личностей и грамотным смешением науки и фантастики. Если судить по отзывам, на фоне большинства серий одиннадцатого сезона эпизод "Nikola Tesla's Night of Terror" воспринимается многими фанатами как привычный нам ньюскульный «Доктор Кто», а не «какой-то другой сериал» или «спин-офф „Доктора Кто‟». Отсюда выходят несправедливые утверждения, что последняя вышедшая серия, — даже не просто качественный эпизод, а самый лучший эпизод во всей эре Криса Чибнелла и Тринадцатого Доктора. Как я уже заметила, по моему мнению, объективно эпизод "Nikola Tesla's Night of Terror" заслуживает средней оценки. Он может похвастаться многим: красивыми локациями, качественной съёмкой, хорошей актёрской игрой, прекрасно написанным сценарием и интересным сюжетом. Но можем ли мы назвать серию выдающейся, оригинальной и свежей? Нет. Можем ли мы сказать, что она эмоциональна или в эпизоде присутствуют переломные для персонажей моменты? И снова нет. Скажу больше, если бы эпизод с Теслой вышел при любом другом ньюскульном Докторе, он бы заслуженно получил свою восьмёрку с небольшим, вошёл в середину рейтинга всех историй, завоевал симпатию аудитории, но уж точно не считался отдельными зрителями лучшим, что они видели в эпохе РТД или Моффата. Такие серии могут вызывать позитивные эмоции и становиться для отдельной категории фанатов одними из лучших в «Докторе Кто», но если они становятся лучшими для большинства хувиан, то это указывает на очевидные проблемы с сериалом.
И всё же мы можем только поаплодировать новой сценаристке «Доктора Кто», Нине Метивиер, за удачный дебют и порадоваться тому, что в её лице фандом приобрёл хорошего писателя. Также мы получили очередное подтверждение того, что лучшая часть чибнелловской эпохи, которая выделяет её на фоне других ньюскульных эр, — это прекрасные исторические эпизоды. Серия "The Witchfinders" — единственное пока исключение из правил, является слабым звеном, но в то же время и у неё нашлись свои поклонники, а Алан Камминг в роли короля Джеймса и вовсе стал одной из звёзд одиннадцатого сезона. Вторую часть серии "Spyfall" сложно назвать исторической, но при этом отлично прописанные Ада Лавлейс и Нур Инайят Хан так понравились хувианам, что многие захотели увидеть их в роли постоянных спутниц Доктора. Далеко не все зрители восприняли серии "Rosa" и "Demons of the Punjab" положительно, потому что для многих они совсем не ощущаются как «Доктор Кто». Несмотря на подобные высказывания и многочисленные жалобы на «пропаганду либеральных ценностей», оба эпизода всё-таки получили неплохие оценки и закрепились в ТОП-листах большинства хувиан на высоких позициях. В двенадцатом сезоне нам подарили очередную прекрасную серию, вызвавшую у фандома преимущественно положительную реакцию, — и сюжетной частью, и атмосферностью, и изображением исторической личности, которую было бы здорово увидеть в роли постоянного или ненадолго задержавшегося спутника. Примечательно, что аж три исторических серии последних сезонов стоят на высоких позициях рейтингов. Эта особенность не свойственна ни эре Рассела Т. Дейвиса, ни эпохе Стивена Моффата, ни сезонам с олдскульными Докторами, за исключением, может, только Первого, а следовательно, мы имеем дело с огроменным плюсом эпохи Чибнелла и Уиттакер.
Мне очень понравилось, как в эпизоде представили Николу Теслу, ведь на эту роль взяли прекрасного актёра, Горана Вишнича, внешне схожего с реальным Теслой, и мне безумно понравилось, как Горан сыграл своего героя и какую энергетику он привнёс в персонаж и эпизод. Тесла ощущался в сериале не как приглашённая звезда на серию, а как часть хувианской вселенной, ведь Никола и Доктор преподносились как единомышленники, близкие друг другу по духу люди, изобретатели и гении, но в то же время чудаки, которых мало кто понимает и которые зачастую приходятся «не к месту» в обычном обществе. В своём мирке Тесла и Доктор существовали вполне гармонично, а в сценах внутри ТАРДИС они и вовсе выглядели как два Тайм Лорда, совместно ею управляющие. Единственное, что вызвало у меня удивление, — это актёрское исполнение Джоди в прекрасных диалогах Доктора и Теслы и настроение Тринадцатой в эпизоде. Если Тесла весь так и сиял и говорил о науке и изобретательской жизни с восхищением и энтузиазмом, то Тринадцатая проявляла свой обычный восторг, только когда проводила опыты, зато в разговоре с учёным выглядела немного отстранённой. Я была удивлена, увидев Тринадцатую такой задумчивой и немногословной. А может, я так привыкла к энергичной и лучезарной Тринадцатой, что меня немного тормозят новые грани этого персонажа и её меланхолия и мрачность, с каждым новым эпизодом набирающие обороты.
Что я могу отметить в прописывании исторических личностей, так это немного субъективное преподнесение их характеров, хотя многие здесь со мной бы поспорили. Я не знаток биографии Томаса Эдисона, никогда не смотрела про него фильмы и не имею ни малейшего понятия, каким человеком он был, но мне сразу же показалось, что на фоне романтической и непонятой фигуры — Николы Теслы, Эдисон изображается в сериале довольно неприятным, грубым, приземлённым и эгоистичным человеком, думающим лишь о наживе. Только благодаря знакомству с отзывами хувиан, больше разбирающихся в биографиях учёных, я не буду ругать сценариста за предвзятость. Если верить другим людям на слово, обычно Эдисона преподносят ещё более неприятной личностью, да и человеком он был не самым прекрасным, так что «Доктор Кто» представил его с относительно нейтральной стороны. Что же до Теслы, то хотя и у него в биографии найдётся парочка противоречивых фактов, фигуру этого учёного определённо романтизировали, а актёр прибавил ему тонны обаяния. В итоге из Теслы вышел настолько привлекательный и харизматичный персонаж, что к нему сложно не испытывать симпатию. Чего уж удивляться тому, что многим хотелось бы увидеть Теслу в сериале не только в одной серии.
* * *
Вот уж не думала, что второстепенный персонаж может понравиться мне больше главных, но прописывание спутников на этот раз очень расстраивает. То, что двое компаньонов Доктора никогда не слышали о Тесле, — это странная деталь, и, по-моему, создатели сериала перегнули палку с оставлением Николы Теслы в тени. Может быть, об Эдисоне мы слышим и говорим чаще, но при этом Теслу сложно назвать забытым и недооценённым учёным, ведь в наше время его фигуре всё же уделяют внимание. Чего ещё мне не хватило в эпизоде со стороны спутников, так это эмоциональной вовлечённости во всё происходящее и симпатии с их стороны к человеку, которого они встретили и успели немного узнать. Может быть, я слишком романтична, а мои интересы покажутся кому-то неуместными, но я была бы не против увидеть Ясмин, проведшую с Теслой больше времени, чем все остальные, восхищённой таким прекрасным, неординарным и, чего уж там, привлекательным человеком, которого она встретила. Да, Никола Тесла не был тем мужчиной, со стороны которого можно было бы ожидать заинтересованность едва знакомой ему женщиной, но когда между спутницами и второстепенными персонажами возникает эмоциональная связь, как в случае с Ван Гогом и Эми, это всегда выглядит трогательно и мило. Почему бы и Яс не дать романтическую линию на эпизод? Может, хотя бы это смогло бы немного помочь раскрытию персонажа.
Здесь я хочу перейти к минусам, которые связаны не столько с эпизодом и двенадцатым сезоном, сколько с эпохой Тринадцатой в целом. Принявшись за знакомство с хувианскими обзорами на серию, я внезапно осознала, что мы почти добрались до середины сезона, если учитывать, что теперь нам дают меньше эпизодов, чем обычно, но при этом так и остались с проблемами, которые тянутся через всю эпоху Чибнелла и совершенно никак не решаются. Отсюда я пришла к невольному выводу, что если бы Чибнелл поменял третью и четвёртую серии местами, все определённо получили бы от этого выгоду. Во-первых, после сильного и весьма удачного старта, дающего начало глобальной арке, мы бы получили сильное приключение на одну серию, и зрители только убедились в том, что двенадцатый сезон обещает быть во многом лучше одиннадцатого, и смотрели в будущее с воодушевлением, а не страхом. К сожалению, создатели обрадовали зрителей отличным насыщенным стартом, но уже через неделю облили перевозбуждённых хувиан ушатом холодной воды — эпизодом "Orphan 55". Многие расстроились, заранее сделали вывод о том, что двенадцатый сезон благополучно продолжит не лучшие тенденции одиннадцатого сезона, и из-за этого потеряли весь свой энтузиазм и вернувшийся интерес к сериалу. Случалось ли такое с хувианами раньше? Нет, ведь у каждого сезона бывают неудачные серии, и мы все понимаем, что не должны делать выводы лишь на основе провалов.
Во-вторых, если бы неудачный эпизод последовал аж за тремя хорошими сериями, у критиков бы не было возможности вернуться за старое, да и выглядели бы они со стороны как жалкие ноющие существа, потерявшие мнимую власть, цепляющиеся за одни рейтинги, но почему-то игнорирующие то, что при Моффате они были хуже, напрямую влияющие на неудачи новой эпохи на таких площадках, как IMDB и Rotten Tomatoes, с какой-то стати рассматривающихся многими как сайты с объективными оценками и рецензиями, и долгие годы мусолящие главную проблему всего земного шара: то, что проклятые бабы, негры и геи захватили мир и испортили бедным белым гетеросексуальным мальчикам всю их беззаботную жизнь, а заодно уничтожили лучшие сериалы всех времён. Увы и ах, пробудившиеся от долгого сна хейтеры-фанбои, которые всё ещё активно следят за событиями сериала и чутко наблюдают за рейтингами и оценками, не забывая влиять на них массовыми набегами с сотней единиц, подхватились за возможность раздуть пламя войны с Чибнеллом и Уиттакер и начали злорадствовать из-за того, что вслед за «пропагандистским» сезоном последовал сезон морализаторский. Здесь остаётся только молиться, чтобы откровенно поучительной была всего одна серия из ожидающихся десяти.
В-третьих, если бы противоречивая серия последовала за удачной, все недовольства, критика и возмущения пришлись бы на и без того получивший много негодования эпизод. К сожалению, Крис Чибнелл сделал не лучший выбор, предпочтя десять часовых эпизодов тринадцати сорокапятиминутным. Останься формат шоу таким же, как в былые времена, и мы могли бы расслабиться и лишний раз не напрягаться, если бы нам давали очередную неудачную серию или главные герои не получали от сценаристов много внимания и глобального развития. Из-за того, что с каждой новой серией впереди остаётся всё меньше эпизодов, напряжение внутри фандома нарастает, потому что пока Крис Чибнелл глобальные проблемы прежнего сезона не исправил, из-за чего страдают ни в чём не повинные сценаристы, дарящие нам хорошие эпизоды. Главной проблемой эры Чибнелла являются, разумеется, спутники Доктора, тормозящие все эпизоды, включая сильные и удачные, одним своим количеством. Примечательно, что если в рецензиях на третью серию не самое прекрасное прописывание компаньонов зрители сценаристам прощают, особенно с учётом, что Райан получил свою сюжетную линию, то в рецензиях на четвёртую серию практически все озвучивают озабоченность тем, что ТАРДИС снова выглядит многолюдной. Если в сериях Криса Чибнелла спутники получили свои роли и неплохо раскрылись, особенно по сравнению с большинством эпизодов одиннадцатого сезона, то в сериях приглашённых сценаристов герои совершенно никак не развиваются и едва ли не выполняют роль массовки, и это грустно.
Я не являюсь фанаткой Стивена Моффата и всегда критиковала прописывание Доктора, спутников и их взаимоотношений в пятом — десятом сезонах, но при этом я понимаю, что героев в былые времена всё-таки не оставляли без внимания, худо-бедно раскрывали и двигали вперёд. Кроме того, в сезонах Моффата постоянно происходили какие-то глобальные события, будь то смерть и последующее воскрешение Рори или потеря Пондами Мелоди и её обретение в лице Ривер, отвлекающие зрителей от проблем в прописывании персонажей и создающие иллюзию их развития. Кроме того, в сезонах Моффата происходили свои драмы, и нам то и дело показывали тёрки в отношениях героев: Эми, мечущуюся между Доктором и Рори, Клару, мечущуюся между Доктором и Дэнни и состоящую с Двенадцатым в нездоровых отношениях, или Ривер и Доктора, связанных спойлерами, обещаниями и взаимными требованиями друг к другу. Вставлялись все эти вещи по той причине, что зрителей как-то нужно было удерживать у экрана и интриговать, плюс сценаристы должны были вызывать у хувиан как можно больше эмоций и вовлекать людей в события сериала, а на одних сюжетных арках и приключениях далеко Моффат бы не уехал. Спутники Тринадцатой, во многом похожие на олдскульных компаньонов Доктора, тому прекрасный пример. Они выполняют примитивные сюжетные функции, теряются за второстепенными героями, характеризуются через пару-тройку отличительных черт и за целые сезоны практически никак не раскрываются.
Если Грэм завоевал сердца хувиан, потому что это приятный и забавный персонаж, которому легко симпатизировать, то Райану, пострадавшему в прошлом сезоне меньше Яс, совместная с Грэмом арка развития не помогла, потому что выглядела она совершенно неубедительной, а в случае с Ясмин зрителям даже не за что было зацепиться. Почему же спутников Тринадцатой так много зрителей находит скучными персонажами, а олдскульные герои, будучи такими же взаимозаменяемыми, до сих пор привлекают к себе внимание и находят всё новых поклонников? Потому что у новых компаньонов нет харизмы Джейми, Лилы или Эйс, они не прописываются, подобно Йену, Барбаре или Саре Джейн, чтобы большинство зрителей испытывало к ним симпатию как к полезным и толковым спутникам, а ещё у Доктора и её новых спутников совершенно нет химии. Как бы ни было смешно, большинству зрителей настолько наплевать на действующих героев, что хувианы строят теории о возможной смерти одного из трёх спутников в конце сезона, рассуждая о том, кого им меньше всего жалко и какого спутника лучше убрать из сериала за ненадобностью.
В одной из прошлых глав я приводила в пример одну из лучших тим ТАРДИС всех времён, и это Первый и его спутники: уже упомянутые мною Йен и Барбара, а также Вики. Характеризовали ли создатели сериала всех этих персонажей как семью, и называли ли себя так сами герои? Всё началось с того, что Доктор похитил Йена и Барбару и буквально навязал им своё общество и сумасшедшую жизнь, а потом несколько серий безуспешно пытался вернуть случайных компаньонов в их время, пока для всех не стало очевидно, что куда надо ТАРДИС не попадёт, а герои с годами благополучно не прикипели друг к другу. Казалось бы, история Первого и его спутников во многом походит на историю Тринадцатой. Разница заключается в том, что никто из олдскульных персонажей не вставлял через каждые две серии громкие фразы о том, что они все большая семья, но при этом Первого Доктора и его компаньонов сложно назвать как-то иначе — настолько сильно персонажи привязались друг к другу и так по-семейному взаимодействовали. Тринадцатая и её спутники то и дело называют друг друга семьёй, а вернее, на этом делается большой акцент, но так как близкими людьми герои совсем не ощущаются, такая характеризация тим ТАРДИС успела многим набить оскомину, и всё из-за упорно игнорирующегося Чибнеллом принципа «показывай, а не рассказывай». Добавлю, что называть семьёй Доктора тех людей, которых она попросту не замечает, когда занята или отвлекается на свои мысли, довольно странно.
Сравнивая разные ньюскульные эпохи между собой, я постоянно удивляюсь тому, как мало нужно было Расселу Т. Дейвису для того, чтобы его персонажи прошли через целую историю за несколько серий и влюбили в себя фанатов за какие-то парочку совместных эпизодов. Мы получили всего один сезон с Девятым, но за тринадцать эпизодов этого Доктора успели прекрасно раскрыть и развить, и он проигрывает на фоне своих предшественников и последователей только из-за того, что получил мало эфирного времени. Мы получили всего пять серий с Джеком Харкнессом, и при этом он так понравился хувианам, что получил свой спин-офф, а тим ТАРДИС, состоящая из Девятого, Роуз и Джека, для многих является одной из лучших. Мы получили всего один сезон с Донной Ноубл, но при этом её можно назвать одной из самых ярких спутниц Доктора. Теперь мы имеем Тринадцатую, у которой за полтора сезона набралась всего парочка ярких персональных моментов и которую раскрыли с новой стороны только Мастер и уничтоженный Галлифрей, а также спутников, получивших незаслуженно много серий и, в перспективе, сезонов. Казалось бы, я могла бы поставить рядом с новыми компаньонами Пондов и Клару, заполучивших аж по два с половиной сезона, но при этом даже как нелюбительнице этих героев мне сложно отрицать то, что пусть все эти персонажи в ТАРДИС и засиделись, но зато Понды в каждом из своих сезонов проходили через всё новые проблемы, а в случае с Кларой мы получили разную динамику отношений этой спутницы с двумя Докторами и значительные изменения в прописывании героини.
Спутники Тринадцатой, увы, так и остаются статичными персонажами, толком не меняются, умудряются серию за серией оставаться в «зоне комфорта», очень редко проходят через большие испытания, и из-за этого буквально каждому второму зрителю уже хочется получить от сериала что-то свежее и кардинально другое. Одни хотят, чтобы в спутники Тринадцатой взамен Грэма, Райана и Яс дали Теслу, Лавлейс и Хан, вторые хотят, чтобы Чибнелл пошёл по стопам создателей эры Третьего и подарил нам целый сезон про Доктора и Мастера, а третьи хотят возвращения старых героев. Понять всех этих людей, конечно, можно. Исторические личности в эре Тринадцатой настолько приятны в общении, а что главное, гармоничны в компании с Доктором, что для нас всех было бы одним удовольствием понаблюдать за ними чуть дольше. Сезон с Доктором и Мастером вышел бы напряжённым, ярким и запоминающимся, потому что у Джоди и Саши бешеная харизма и потрясающая химия, благодаря которой оба персонажа раскрывают друг друга с неожиданных сторон, а отношения их героев непредсказуемы и сложны. Да даже на перепалки Доктора и противного короля Джеймса с его ужасными остротами смотреть было бы, в какой-то степени, интереснее, ведь нам всем хочется узнать, насколько безгранично терпение Тринадцатой и на что она способна в гневе. Что же до старых спутников, то хувианы хотят их возвращения по трём причинам: чтобы к «Доктору Кто» вернулась прежняя атмосфера, у нас появилась прекрасная возможность увидеть реакцию людей, знающих Доктора как мужчину, на женскую инкарнацию, и потому что с новыми спутниками у Чибнелла вышла одна большая засада, а значит, ситуацию могут спасти разве что старички.
Саму себя я, к сожалению, всё чаще ловлю на мысли, что мне не угодит ни один из вариантов, кроме невозможного, — целого сезона про Тринадцатую и Мастера, в котором не будет никаких спутников и беззаботных приключений. Уже после полутора сезона с действующей тим ТАРДИС я понимаю, что мне совсем не хочется получить третий сезон всё с той же командой, потому что у неё нет совершенно никакого потенциала, а одного Грэма с Доктором всё равно никто не оставит. Также мне не хочется получить от Чибнелла новых спутников, ведь я почти уверена в том, что они выйдут такими же статичными и бледными, как Райан и Яс, особенно если их будет несколько. Что же до старых компаньонов, то у меня нет никакого желания мучить очередные сезоны с нелюбимыми героинями эры Моффата, в первую очередь Ривер Сонг — главным кандидатом на неминуемое возвращение в сериал, и я не хочу, чтобы Чибнелл возвращал кого-нибудь из команды РТД. Надеюсь, после следующего эпизода ко мне вернётся вера в лучшее будущее и оптимизм, но пока я озабочена не решающейся проблемой со спутниками и не вижу особых стараний в их прописывании. Внутри действующей команды не происходит практически никаких конфликтов, и как будто мало того, что это выглядит неправдоподобным, так зрителям, привыкшим к постоянным выяснениям отношений в эре Моффата, ещё и банально скучно смотреть сезоны с людьми, которые тихо-спокойно дружат и совсем не ссорятся, а фанаты РТД скучают по временам, когда компаньоны и Доктор, — например, Донна и Десятый или Девятый и Роуз, делали друг другу вызов.
Что сложного в том, чтобы давать каждому спутнику хотя бы по одной личной истории в сезоне? Почему бы сценаристам не перестать загружать эпизоды огромным количеством героев, которые либо перетягивают одеяло на себя, либо и сами толком не развиваются, и мешают развиваться спутникам? Наконец, почему бы Чибнеллу не сталкивать своих персонажей лбами почаще и не давать им друг другу в чём-то противостоять? Это ведь такая благодатная почва для развития спутников! Спасибо Чибнеллу за то, что хотя бы Доктор не стоит на месте и открывается для нас с новых сторон. Примечательно, что выглядит она в каждой новой серией всё более мрачной, и понятно, почему: сначала Тринадцатая столкнулась с Мастером и узнала об очередном уничтожении Галлифрея, потом увидела уничтожение Земли — своего второго дома, а затем её умудрились задеть за живое, когда она была вынуждена продолжать жить с новой правдой, которой ни с кем не может (а вернее, не хочет) поделиться. Здесь хочется отметить если не намечающуюся линию целого сезона, то одну из затрагивающихся Чибнеллом тем, и это тема смерти — людей, планет, дома. Пока единственной серией с позитивным финалом является четвёртая, и то лишь потому, что Николу Теслу назвали лицом будущего, но ведь, в сущности, и у него всё закончилось совсем не радужно, и удивительно, что сценаристу вообще удалось обойтись без унылого финала, слёзных прощаний, разговоров о глупых людях, не замечающих и принижающих гениев своего времени, и предпочтении выгоды открытию Вселенной.
* * *
Разумеется, говоря о серии, я не могу не обратиться к новому монстру, а им стала королева Скитра, буквально каждому напомнившая Ракносс. Учитывая, что Скитра крала у других рас все их достижения, я считаю довольно ироничным то, что она и сама выглядит вторичной на фоне уже существующих персонажей, да ещё и является героиней неоригинального сюжета, который обвиняют в плагиате, — то ли случайном, а то ли намеренном. Я не совсем понимаю, почему в эпизоде не сделали ни одного упоминания РТДшных монстров, чтобы условно связать две расы между собой, ведь в Скитре буквально всё так и кричит об её схожести с Ракносс, начиная с внешнего вида и заканчивая теми же повадками. Когда сценаристы отчасти повторяют друг друга — это не страшно, но когда они об этом не говорят, то это по меньшей мере странно и не особо вежливо. А ведь сценаристы вдохновлялись чужими инопланетянами или делали похожими разных инопланетян из собственной эры и ранее. В эре Рассела Т. Дейвиса на этом хотя бы останавливались. Например, затрагивали внешнюю схожесть зоччи и винвоччи или сливинов и абзорбаловианцев. Также РТД не стал скрывать того, что на создание удов его вдохновили сенсориты. Так почему же Скитру не связали с Ракносс, а Доктор и глазом не моргнула при её виде, хотя не могла не вспомнить о ранее встречающейся инопланетянке, которую чуть не убила? Риторический вопрос.
Что мне показалось прекрасным, так это классический ход, — то, как Тринадцатая проявила свои актёрские способности, чтобы схитрить, обвести королеву вокруг пальца и победить в борьбе с ней. Использование классической обманки в духе олдскульного «Доктора Кто» сочетаются в Тринадцатой с тем, что объединяет её с Десятым, — и это то, что Доктор даёт своим врагам шанс на то, чтобы одуматься и не вставать против неё, и идёт на жестокие разрешения проблем, только если они им не пользуются. Особенно методы борьбы и решения проблем Тринадцатой интересны сейчас, когда она находится в уязвимом состоянии и проходит через тяжёлый период. Надеюсь, на мрачности и так и прорывающейся дарковости Доктора будут останавливаться и в дальнейшем. Надеюсь, со спутниками наконец-то начнут что-то делать, потому что пока они выглядят балластом, а совсем не главными героями сериала, который мы смотрим. Под конец я хочу отметить не самые важные, но всё-таки существенные детали, и это то, что в новом сезоне мы имеем два значительных улучшения, — прекрасный саундтрек, который наконец-то начал выделяться, обращать на себя внимание и запоминаться, и обновления ТАРДИС, прекрасно выглядящие на экране и прибавляющие новому сезону яркости, которой многим не хватало раньше. Занятно, что через синий цвет символично преподносится настроение двенадцатого сезона и настроение Доктора, — и это тоска, напряжение и одиночество. Любопытно, пройдут ли все эти мотивы сквозь весь двенадцатый сезон, а ещё любопытнее, на каком месте в рейтинге эпохи Чибнелла серия "Nikola Tesla's Night of Terror" окажется потом. Удастся ли другим эпизодам её превзойти, или исторические серии так и останутся лучшей частью чибнелловской эры?