Хорошая девочка Лида От Pio XIII Белые лилии и резная шпилька | От Наиля Баннаева |
5 рекомендаций
5 декабря 2024 |
|
4 года на сайте
18 февраля 2024 |
|
15 произведений
8 декабря 2023 |
|
10 000 просмотров
9 мая 2023 |
|
3 года на сайте
18 февраля 2023 |
#Поттериана #мир_Толкина(Эа) #cравнение #философское
Давно хотел написать статью и сравнить Поттериану и мир Толкина (если что, он называется Эа, но Сильмариллион читали "не только лишь все" и максимум знают, что такое Арда или даже только Средиземье). Но статьи не будет, потому как ленив. Просто порассуждаю тут в рамках свободного эссе. Всем известно про архетипы - это могут быть и типические герои и типические приёмы. В данном случае заострю своё внимание на приёмах. Потому что они интересны и, как мне кажется, дают ответ на вопрос (который меня давно беспокоил), почему ГП (Поттериана) по сути вытеснил Толкина по популярности с первого места. Почему ни "Игра престолов" (а точнее Мир Льда и Пламени) ни какой-нибудь мир Ведьмака - ну и рядом не стояли по популярности? А дело вот в чём. 1. Библейская "диспозиция" и метафорика. Ну, во-первых, мир Толкина и события в нём на мифологически-религиозном плане - это Ветхий Завет. Это архетип благого монарха (Арагорн), Потопа (Нуменор), Грехопадения (уход эльфов из Валинора), архетип Эдема (Валинор, Аман)и проч. А отчасти это вообще языческие мотивы - обреченность на судьбу (клятва сыновей Феанора), благой остров (Авалонне, Нуменор), богиня-дарительница жизни (Мелиан) и проч. и проч. Очень много про ангелов, очень много про королевства и королей. Искупление достигается помимо героя, герой не важен. Фродо не может снять с себя кольцо (так и носит до смерти, по сути). Он прогнал, утопил в Ородруине лишь одержимость злом (язычество, идею героизма, самоспасения). Он не преодолел последствия. И только путём переселения (в Библии - это Енох, Илия) в лучший мир (Аман, Валинор) Фродо может обрести покой. Правда, так как он всё равно не искуплён, там он умрёт и отправится за пределы мира Эа. Куда, кстати, уходят люди и хоббиты после смерти - не знает никто. Это - четкий маркер того, что перед нами - Ветхий Завет (там тоже в Екклезиасте говорится, что "участь людей и участь животных одна"). Про бессмертие там не слышали. Воскресение всех - да, это ок. А про благое бессмертие - нет. Эльфы бессмертны, но их бессмертие не благое. Их можно убить и они прикованы к этому миру, обречены снова и снова надевать плоть, снова и снова воплощаться. И поэтому всё, чего хотят усталые эльфы - уйти в Валинор (где их дух обретает покой на краткое время в чертогах Мандоса). Была бы их воля, вообще все туда ушли. Но они любят этот мир. Поттериана в этом смысле - мир Нового Завета. Поттериана начинается с изгнания зла. То есть по сути её начало - это миф о падении Люцифера. А кончается Поттериана - победой над злом на новом витке (искупление и воскресение Гарри Поттера). Не-новозаветное - максимально удалено. Есть какие-то великаны, но они мелькают на заднем плане, как и вейлы, вампиры и проч. магическая, но разумная живность (кроме эльфов, ну так и у Толкина они есть). Магия в Поттериане - технологична, анти-мистична. Это просто инструмент в руках мага, как молоток. При этом она еще и наследуема (хотя есть какие-то рожденные вне "семей магов", но это редкость, судя по всему, можно списать на то, что это потомки сирот, произошедшие от магов и попавшие в мир магглов). Есть призраки, но они никому не в силах сильно навредить. Та же Миртл не способна никого убить или ранить. В общем, перед нами мир людей, который понят как авансцена, на котором разыгрывается драма. Духовный отец (архетип Благой Старец, Бог-Отец) Дамблдор подбрасывает Поттера (Избранного) в мир людей (магглов), но на служение он должен выйти в метаисторический мир (Хогвартс) в 11 лет (33/3 = 11). Гарри Поттеру втрое меньше, чем Христу. Именно втрое (3 - сакральное для христианства число). К этому прилагаются классические образы - Мать, жертвующая собой ради Дитя. По сути это образ Богородицы, вплоть до исполнения буквального строк ("а тебе оружие пройдёт душу"). У героя есть двое помощников (это добавление самой Роулинг), есть Хогвартс (мир, в котором Дамблдор подстраивает для него испытания), есть враг-Люцифер (Волдеморт), есть злые маги (Пожиратели или демоны). И даже есть Иуда. Правда, в отличие от христианского мифа Иуда в Поттериане влюблён в Богоматерь и предал Христа до рождения, но это мелочи. И символизирует он не столько собственно Иуду, а вообще падшее человечество (Снейп). И сами его имя и фамилия намекают. Северус - это одновременно severe - жестокий, а также sever - разрывающий, рассекающий, а Snape - это и snappish (злой, придирчивый) и to snape (делающий выговор). А также Severus = Se Verus ("сие есть Правда" по латыни). Итак. в переводе - это Суровая, Злая, Жестокая, Рассекающая Истина. Истина о Грехопадении. Северус - это "ветхий Адам". Он должен умереть, чтобы жил "Адам новый" (Поттер). В мире Поттера нет древних отсылок к мифам. Нет странствия по душам, как у Одиссея или Арэдель-ар-Фейниэль (Белой Леди Нолдоров). Нет ангелов-Валаров. Нет королей и королевств. Есть только человеческий мир, поделенный на две части - мир метаисторический, сверхъестественный и заурядный, профанный. В этом успех Поттерианы. Она нам ближе. 2. Путь героя и характер архетипов. История "Властелина Колец" и история "Поттерианы" в каком-то смысле, кажется об одном и том же. Вначале есть герой и он должен пройти свой путь, чтобы в конце понять, что путь был бесплоден в том смысле, в каком лично герой его понимал. Только разница тут очень большая. У "Властелина Колец" путь Фродо - это пусть героя-спасителя, который познаёт "тлен" героизма и становится просто спасителем, лекарем душ. Фродо - это герой-воин, несущий бремя, который в конце превращается в духовное лицо, в праведника. Фродо после Ородруина отказывается целиком от насилия, не принимает участие в освобождении Шира и даже следит, чтобы хоббиты не убивали пленных орков. Гарри Поттер - начинает там, где закончил Фродо. Гарри-Поттер - это Избранный, тот, кто победил зло. Гарри Поттер - это Фродо, который не понял своей миссии и остался бы принимать почести и похвалу, не уплыл бы на корабле в Валинор. Я не думаю, что Роулинг сознательно вписала Христа в Поттериану. Нет, просто ей показалось интересным продолжить историю Фродо. И при этом ей не хотелось бы делать своего героя отрицательным персонажем. А взрослый Фродо, который не понял смысла Ородруина - это ж чудовище. Поэтому Роулинг делает Гарри ребёнком. Но по мере повествования становится ясно, Гарри Поттер - это не боец. В решающие минуты он уповает на помощь. Его спасают. Да, он сражается, но в конце его кто-то или что-то спасает - находчивость своя или друзей, Дамблдор появляется или же родители возникают перед ним. Он - не воин. Он - Избранный, но его роль не определена до самого конца. И в конце Поттер понимает - он - Жертва. Его роль - умереть, чтобы спасти остальных. Это как раз в духе Христа. Проблема в том,что Поттер - не Христос. Он - праведное человечество, которое должно решить, умирать ли со Христом (и воскресать), или плюнуть на то, что ему показал Снейп. Поттер мог бы выбрать бой (ветхозаветное решение) или вообще примкнуть к Волдеморту (Дамблдор же его вроде как "обманул"). Также совершенно гениально - это то, как мы видим Дамблдора. По сути в конце только Гарри видит Дамблдора как абсолютно положительную фигуру, там, на призрачном вокзале. Но прежде Дамблдор должен уйти (Отец не судит, весь суд отдал Сыну). И Дамблдор по сути уходит в загробный мир сам. Но читатели видят, что Дамблдор умалчивал, скрывал и проч. Дамблдор - планировал каждый шаг повести. По сути Дамблдор - это второй автор повести. И те, кто у нас пишут "Дамблдора-гада", бессознательно для себя пишут...богоборческое произведение. Да, Дамблдор - это Бог, каким он изображен ветхозаветными людьми, Бог-Отец. Да, он "жесток" по людским меркам. Его пути - не пути человечества. Он ведёт людей вслепую к Ему одному ведомой цели. Как Дамблдор, который ведет Поттера по сути к телесной смерти. В общем, архетип "героя, который разочаровался в героизме и стал целителем" и "Спасителя, который осознал, что спасти можно только через жертву" - это единый путь. Просто Гарри начал там, где Фродо закончил. Отсюда и характер архетипов. Во "Властелине Колец" перед нами отчасти осада Трои (Илиада), отчасти Одиссея (квест). В Поттериане перед нами и внешний квест, и внутренний квест и архетип взросления и архетип "антигероя" (Снейп) и еще куча других сюжетов, вплоть до "школы, которая не школа". В Поттериане меньше видна дуальность древнего мира "добро-зло", "плохой-хороший". Кто такой Драко Малфой - плохой или хороший по итогу? Он же не может убить Дамблдора. Кто такая Нарцисса Малфой? Она спасает. Кто такой Хагрид - простак или ангел-хранитель Хогвартса, этакий дух-помощник? Не-а. Дуальность снята. Каждый может "покаятся и войти в Царство Небесное". Профаны, боящиеся всего, что "не-реальное", тоже могут. Интересно, что все читатели Роулинг записаны однозначно в профаны, в магглы. Тем более смешно это "а я Гриффиндорец", "а я Слизеринец". Не, ребята. В факультеты Хогвартса вы войдёте только тогда, когда пройдете через "стену" между двумя платформами. Когда осознаете, что между целыми числами есть бесконечный мир мистических дробей. Можно многое другое сказать, но я думаю, что моя мысль понятна. Частично я её где-то уже высказывал. Пусть повисит так. Свернуть сообщение - Показать полностью
11 Показать 12 комментариев |