Хорошая девочка Лида От Pio XIII Белые лилии и резная шпилька | От Наиля Баннаева |
5 рекомендаций
5 декабря 2024 |
|
4 года на сайте
18 февраля 2024 |
|
15 произведений
8 декабря 2023 |
|
10 000 просмотров
9 мая 2023 |
|
3 года на сайте
18 февраля 2023 |
Scaverius
14 июня в 18:39
Коллекции загружаются
#сериалы #тв #сверхъестественное #сезоны 13-15 #шиза #религия #метафизика #общий вывод #спойлеры
В общем, я досмотрел "Сверхъестественное". Недавно и почти пожалел об этом. Собрался и сделал. Долгое время я не мог, остановившись на сер. 13 сезона. Теперь досмотрел. В общем, шиза это в последних сезонах, а не повествование. Мистическая и метафизическая шиза. Попробую объяснить ,что имею в виду. Весь сериал в его итоговом виде представляет собой дикую эклектическую смесь из деизма, классического теизма, атеизма, дуализма, пантеизма, гностицизма и анти-теизма. Причем больше всего авторами сценария сезонов с 6 по 15 двигало желание чего-то сделать с христианством и вообще Библией. По сути то, что они сделали - это зеркальная инверсия библейского текста. Судите сами: 1. Бог.. Концепция Бога менялась. Если в 1-5 сезонах - это безвредный писатель, который просто пишет историю как он её видит и даже пугается, когда его находят, такой милый парень, в целом деистически-нейтральный, уставший от "управления Вселенной", да не христианский, но в целом благой и помогающий героям, то в 8-11 сезонах, "Бог" - это сначала странная невсемогущая дуалистическая Сила, у которой есть зеркальная сторона или "Сестра" в виде "Тьмы", а затем и вовсе просто какой-то мелкий, завистливый, злобный и мстительный вуайерист, который обладает всемогуществом, всезнанием и вездесущностью, но лишь когда помнит о них, а когда авторам выгодно по сюжету, то забывает. Да, Бог также создал Левиафанов (чудовищ) и в принципе был не против создания монстров. Он также в целом не против, что они бегают по мирам и творят чего хотят. А еще он лжив, не способен выполнять собственные обещания, убивает людей направо-налево (именно убивает, стирает их целиком из реальности вместе с душами), уничтожает миры (стмрая всю флору и фауну) и тому подобное. Ну и естественно Сэм и Дин думают, как бы им такое существо убить. 2. Люцифер и Ад. Люцифер описывается как архангел. Вообще в сериале странная ангельская иерахия, но не суть. Важно то, что Люциферу позволили создать ад и превратить души людей в демонов. И он еще и оказался прав в последних сезонах. Он-то всегда говорил ,что Бог - плохая сущность. Ну вот и оказался прав. Что касается Ада, то вообще непонятно, как эта вещь работает. В последних сезонах оказывается, что в аду полно душ праведников, которых туда запихал Бог. И вообще ад описывается вполне в русле дьяволопоклонничества - в аду демоны и злые души пытают менее злых и делают это вечно. То есть там нет справедливого наказания, а есть несправедливое. 3. Архангелы, ангелы и Небеса. Если первоначально архангелы и ангелы описывались как существа "пошедшие вразнос в результате того, что за ними Бог не смотрел" (1-5 сезон), то в поздних сезонах все они по сути - плохие. Даже хуже демонов. Нет ни одного архангела по сюжету кроме Гэбриэля, который вызывает симпатию. Кастиэль в конце совершает умышленно и неумышленно столько ошибок, что иногда кажется, что он специально хочет убить главных героев. Остальные архангелы и ангелы - это либо злобные фанатики, жаждущие истребить мир "во славу Бога", либо "себе на уме сущности", готовые предать доверие людей (конкретно главгероев) при первой возможности. В общем, это скорее не существа, а некие машины, совершенно лишенные этического компаса (за исключением Кастиэля, но в сериале прямо говорится, что это у него от людей). Рай для людей на Небесах воспринимаются (до конечного эпизода, где происходит "реформа Небес") как просто индивидуальная Матрица, где людям вечно крутят фантомные изображения их родственников и стирают память о том, что они умерли. В общем, в такой рай попадать бы никто по доброй воле не стал. 4. Нефилим. Ввод в сюжет полуангела-нефилима сначала казался свежим глотком воздуха. Потому как нефилимы лучше их библейского образа. В Библии - это злые гиганты, а тут это симпатичный юноша с человеческой душой и силами архангела. Но не тут-то было. Вообще оказывается, что всё, что говорил Бог (даже сильно потерявший в морали) про Нефилимов - правда. Нефилим Джек не может контролировать себя. В итоге он теряет свою душу, убивает мать Сэма и Дина (если что воскресшую уже) и в итоге осознаёт свою вину. Что делают Сэм и Дин, когда на их глазах Бог убивает Нефилима? Правильно, они пытаются убить Бога. Потому, что "Джек - это семья" - какая семья, где нахрен логика он только что убил вашу мать? И почему Бог должен при этом мерзко прихихикивать, говорить, что всё идёт по плану и всячески провоцировать главных героев, чтобы они ему не поверили? Авторы сценария забыли что они раньше рассказывали нам про Нефилимов (что это опасные существа, способные разрушить мир?). Но нет, не Джек-Нефилим становится плохим, плохим становится Бог. Который плохим как "Сила света" не может стать по определению (по определению лора сериала, не по моему определению). Позже нам специально показывают как Нефилим Джек возвращается из мертвых, дальше он поедает сердца каких-то ангелов из тайного общества, возвращается в Эдем, чтобы получить свою душу от Змея (да, Змей и Люцифер там разные сущности), договаривается со смертью и вообще ведёт себя как Антихрист. Да он по сути и есть Антихрист, только не библейский, а из околобиблейского фольклора. Так, например, Джек - это сын Люцифера и человеческой женщины ("Омен"), он обладает огромными силами, он теряет душу, но получает могущество, потом он получает душу, но от Змея (совершает грехопадение Адама заново), и наконец, он лишает Бога всех его сил и становится на Его место. И при этом он милый, пушистый, весь такой хомячок. И когда он творит зло машинально, по щелчку пальцев, нам объясняют, что это вроде как и не зло, он же раскаялся. 5. Люди. Люди - это отдельный кошмар сериала. Да, в сериале есть хорошие люди. Но это уже не касается главных героев. Они уже навлекли на Землю столько ужасов, пытаясь спасать друг друга и "своих" от смерти, что сами стали злыми. Как вышли из этого сценаристы? А просто - они просто были в плену злого Бога. Бог писал их историю, а у них не было свободы воли. Ну ладно, это главгеры, а что остальные? Можно вспомнить Кроули, который добровольно стал демонво и владыкой ада (да, потом его удалось героям перевоспитать, но изначально-то он был человеком), куча ангелов была до этого людьми. Адам и Ева описываются очень странно - Адам - это вечно закидывающийся наркотой мужик, который "300 тысяч лет мечтал отомстить Богу за изгнание из рая", а Ева - это вообще прародительница монстров (думаю, это была такая ирония, ну или так сценаристы понимают иронию). Можно еще Каина вспомнить и его печать. В Библии Каину печать даёт Бог, чтобы его не убили, для защиты. В сериале её даёт Люцифер именно чтобы Каин смог эффективно убивать и стал бы демоном в случае гибели. И да, Каин, как и Люцифер - это достаточно симпатичный персонаж. Злой, но симпатичный. В общем, это шиза. Полная. То есть мы как бы постоянно остаёмся в рамках библейского повествования с добавлением гностических и древнеиудейских легенд. В качестве "фреймворка". Но туда мы напихиваем кучу своих фантазий про то, какой Бог плохой, нехороший и злой. Ранее сообщив ,что Бог - это Сила Света. Которая создала всё и меняться не может. Еще мы туда пихаем ретконы всех библейских персонажей. В Библии Михаил - глава ангельских сил, низвергнувший Люцифера, благой персонаж. В сериале - это либо поехавший фанатик, либо "верный Божий сын", у которого отключены мозги и который ведёт себя как машина. Габриэль или Гавриил в Библии приносит благую весть Марии. В сериале - это трикстер, играющий всеми как игрушками и притворяющийся языческим богом. В Библии Люцифер - это сила зла, в сериале - тоже. Но оказывается, что без него нельзя по сюжету обойтись и он - няшка. И еще он - отец одного из положительных персонажей. Ну а Антихрист тут вообще няша няшная (см. выше) и в конце побеждает Бога, занимает его место и уходит в закат. Повествование, которое начинал писать человек, понимающий мифы и легенды и если переиначивающий их, то честно, завершили люди, которые были одержимы рядом совершенно непонятных идей, в результате получилась какая-то странная каша из существ, Сущностей, которые ведут себя то так, а то иначе, без сюжетной логики и смысла. Ну его нафиг такое повествование. Сэм и Дин - это единственные, кто позволил мне всё это досмотреть в итоге. При этом они остались типичными американцами со всеми поюсами и минусами. И их персонажи, которые менялись в начале, в конце не особо изменились. Они как бы застыли во времени, вернулись к начальной точке. Грустно всё это. P.S. О, "вишенка на торте", как я мог забыть. Когда нам впервые показывают "злую сторону Бога", то начинает играть песня Motorhead - God was never on your side ("Бог никогда не был на твоей стороне"). Я так понимаю, лидер группы уже был мёртв и не смог из могилы возразить купившим права сценаристам, что песня-то атеистическая и в песне говорится. о том что нет Бога, небес и ада и что если произойдёт космическая катастрофа, то верующие окажутся неправы. И сценаристы с режиссером пустили эту песню там, где показывается какой Бог злой и плохой и как он запустил очередной апокалипсис. Молодцы какие (это ирония, в смысле они уже даже тексты песен не читают дальше названий). Свернуть сообщение - Показать полностью
5 Показать 15 комментариев |
Scaverius
22 июля 2022
Коллекции загружаются
#сериалы #Сверхъестественное #архетипы #фронтир #ночные_рассуждения #возможны_спойлеры
Доброй ночи всем, кто не спит! Решил поговорить о наболевшем. О фронтире. Определюсь с понятиями. Фронтир (англ. frontier — «граница, рубеж, пограничье») в истории США — зона освоения Дикого Запада, попросту говоря, зона колонизации. Миф фронтира создан английскими поселенцами США - это "ковбойский миф", где присутствуют отважные герои, коварные индейцы, злодеи-разбойники и проч. Из "вестернов" и приключенческих романов (а также комиксов) фронтир перекочевал во все виды американского искусства - в прочие жанры литературы, кинематограф и на телевидение. А причем тут сериал "Сверхъестественное", спросите вы? А вот при чём. Когда я начинал смотреть сериал мне казалось, что я выдержу максимум пару серий. Ну не особо я городское фэнтези на экране люблю для такого и даже экранизации "Дозоров" мне никогда не нравились. Тем более тут вообще какая-то подростковая мистика, скорее. Постепенно сериал "затянул" такого впечатлительного человека как я и "проглотил". Но я люблю анализировать буквально всё (на данный момент моей жизни не так сильно, как в 14 лет, когда, проезжая в троллейбусе мимо дерева, я пытался понять, каков экзистенциальный смысл этого дерева и почему мы с ним встретились именно сейчас и даже что оно обо мне думало бы, если бы умело думать). И от этой потребности в анализе я перешел к самоанализу. Что может привлекать в "Сверхъестественном"? Динамичный сюжет? Да не особенно, кинобоевики, тот же "Терминатор", к примеру и подинамичнее будут. Мелодрама? Мелодраматический момент сериала мне честно говоря надоел, он отдает фан-фикшеном и эта постоянная "игра сценариста на публику" уже достала. Концепцией мироздания? Досмотрел я сериал до 5 серии 10 сезона и понимаю, что мироздание в этом сериале - сплошной отстой. Ну сами посудите: 1. В принципе в мире "Сверхъестественного" нет ничего сверхъестественного, простите за каламбур. Все существа этого мира - это люди. Монстры - это бывшие люди - ну или они произошли от какого-то прамонстра (который тоже был скорее всего бывший человек), исключение - это Левиафаны, но что это за ужасть, не пояснено. Демоны - бывшие люди. Ангелы - это люди с крыльями и "благодатью", причем "благодать" - это "вещь". Да. там есть еще всякая "мелочь", вроде языческих богов, но на них всем плевать, так что не считается. 2. В мире "Сверхъестественного" Бога нет. Не, есть какая-то жалкая пародия, то ли демиург, то ли наблюдатель. По идее бог там - это просто "верховный правитель Небес". И всё. Должность. Даже ангел, подсобрав магических сил, может стать на какое-то краткое время богом. А уж архангелы вообще имеют божественные черты - могут воскрешать, спокойно обращать время вспять и проч. Непонятно зачем в этой концепции он вообще нужен. 3. Постоянно подчеркивается, что у человека есть свобода воли. Тем не менее главным персонажем реальности является Смерть. Смерть вообще - это единственный персонаж, который нам представлен как абсолютно всемогущий (да возможно его потом сделают уязвимым, но важно же не что потом, а что сейчас). И это понятно, во Вселенной где все умирают, где демоны и ангелы могут стать людьми - Смерть - это настоящий Бог. 4. В этой Вселенной есть еще одна проблема - сверхъестественное зло есть, сверхъестественного добра нет. Ангелы - это уроды (dicks), демоны еще хуже, Бога нет, Он просто "свалил". По сути единственное добро - это два брата-акробата (они же главные герои фильма). В общем-то в такой Вселенной я бы жить не хотел (даже атеистическая Вселенная, где ничего сверхъестественного вообще нет, лучше Вселенной сериала на порядок). Так что же в сухом остатке и при чем тут фронтир? А вот при чем. Романтика фронтира как литературного архетипа в том, что герои - преодолевают, превозмогают трудности в процессе освоения нового пространства. Неважно что это за пространство - тайга Сибири, прерии Канзаса и т.п. Это могут быть вымышленные острова Одиссея (у Гомера). Это может быть путешествие Лемюэля Гулливера в новые неизведанные земли. Первая составляющая фронтира - это путешествие. Но не последняя. Вторая составляющая - это борьба, превозмогание. Ковбои борются с индейцами, казаки в Сибири - с местными ханами (еще помнящими Чингисхана). Уничтожение врага, изучение врага, подбирание ключей к тому, чтобы его уничтожить. Главные герои этим и занимаются - они охотники на монстров, приключенцы. Для них, как в той песне "в десятках разных мест, фанатам-приключенцам всегда найдётся квест". Какое ж приключение без врагов. Ну и последняя составляющая, архетипическая, невидимая и манящая - это посредничество. Главные герои Сверхъестественного - как Баба-яга русских сказок, стоят на границе обыденного и пугающего, жуткого. Они защитники человечества от монстров и одновременно люди их боятся (постоянный рефрен сериала "не хотел бы я знать ,что знаете вы", говорит очередной спасенный спасителям). И правильно говорит. В общем, они на границе Света и Тьмы, всегда ходят по грани, всегда на острие невидимого меча, который отделяет обыденную иллюзию от жуткой истины. Обывателю всегда хочется, прихлебывая пиво на диване, посмотреть на "героев", но жить такой жизнью он бы не хотел. Вот так и бегают наши герои, Дин и Сэм по "просторам" неизвестной никому таинственной "Америки монстров", изучают, исследуют, сражаются и убивают. В этом секрет сериала, поэтому его с удовольствием смотрят американцы. Это - героический архетип "американского разлива". У нас казаки так и остались субэтносом, который потом "прижали к ногтю" и "съели". То, что сейчас называется казаками, это, пардон - жалкий косплей великого прошлого. У нас фронтир не стал национальной мечтой (хотя его элементы всегда присутствуют, в любой культуре, см. в СССР - это был БАМ, романтика освоения тайги). У американцев - стал. Американцы подсрзнательно его ищут, к нему идут и тяготеют. Но и человечество в целом жаждет "осваивать неизведанное". А в ХХI веке с этим дефицит - планета освоена, мир "расколдован", подсознание - изучено, Космос - недоступен еще на долгое время (по крайней мере далекий Космос). Куда бедному человеку податься? Вот он и подался - в фэнтези, в мистику и проч. И там ищет "пространства неосвоенного". В этом смысле "Сверхъестественное" умудрилось "очистить христианскую идею от христианства" и, сохранив "христианский сеттинг" его полностью представить как "небывалый", "новый". Отсюда нарочитый идиотизм космогонии. Не в ней дело. Космогонию "снесли" к фигам собачьим сознательно. Библию все американцы читали. Теперь им хочется посмотреть на "фанфики". Вот такой бред по ночам в блогах пишу. Как-то так. P.S. У сценаристов по моему были попытки (ближе к 5-му сезону) поиграть в серьезный эпик. И пятый сезон "почти" это сделал и даже попытался поставить точку. Но - всё испортили "фанаты сериала", которым нужно было продолжение. Неумение ставить точку - это тоже американская, очень американская вещь (в конце концов телешоу - это бизнес). Свернуть сообщение - Показать полностью
8 Показать 20 комментариев из 31 |