Хорошая девочка Лида От Pio XIII Белые лилии и резная шпилька | От Наиля Баннаева |
5 рекомендаций
5 декабря 2024 |
|
4 года на сайте
18 февраля 2024 |
|
15 произведений
8 декабря 2023 |
|
10 000 просмотров
9 мая 2023 |
|
3 года на сайте
18 февраля 2023 |
Scaverius
23 августа в 05:38
Коллекции загружаются
#кино #Законопослушный_гражданин #анализ_смыслов #возможны_спойлеры
Пересмотрел "Законопослушный гражданин" (2009). Есть ощущение, что надо себе дать по лбу. Всегда полагал, что в фильме существует только два смысловых плана, две линии - линия лицемерия Ника (и судебной машины в целом) и линия возмездия Клайда Шелтона, который доказывает Нику. что тот не может осуществлять правосудие. т.к. оно не работает в отношении опасных преступников, если сторона закона может идти с ними на сделку. Так вот - я официально идиот. Я проглядел целый пласт смыслов. И этот пласт он буквально на поверхности. Дарби, врывающийся с сообщником в дом Клайда и творящий там ужасы, говорит связанному Клайду "You can't fight fate" (Ты не можешь бороться с судьбой). Клайд Шелтон, подменяющий состав для смертельной инъекции на ядовитую кислоту пишет эти же слова на бутылке с ядом. Потом это же предложение звучит, когда Клайд пытает Дарби и убивает его, причем в форме полувопроса: "You can'f fight fate, right Darby?" ("Ты не можешь бороться с судьбой, не так ли, Дарби?"). Ну это надо быть кретином (или мной), чтобы не понять, что это всё неспроста. И тогда меня осенило, а что если посмотреть на действия/поступки персонажей фильма с точки зрения неотвратимости/запрограммированности этих поступков в рамках логики персонажей. И тогда получается, что сам фильм буквально построен на тезисе: "Существует всемогущая судьба и ты не можешь с ней бороться". Второе утверждение "Каждый должен получить то, что заслуживает" (эта фраза тоже повторена несколько раз) Вот Клайд Шелтон, главный герой и заодно антигерой фильма. Он - выдающийся инженер и изобретатель смертельных ловушек, годами работал на ЦРУ и устранял других людей. Он - ликвидатор, безжалостный наёмник. Но он не в силах сопротивляться простому удару битой в лоб у себя дома. Он становится жертвой, а потом снова агрессором. Но вначале он был агрессором - по приказу своей страны он "убивал плохих парней". Причем фильм подчеркивает - в собственных домах. Теперь убивают его семью - и тоже в его собственном доме. "Нельзя бороться с судьбой, не так ли?" Осознаёт ли Клайд Шелтон эту амбивалентность судьбы? Нет. Он до конца фильма уверен, что он - жертва, имеющая право не просто на месть, но на то, чтобы стать "мини-богом" судящим остальных людей. Вот Ник Райс, помощник прокурора. Этот человек убежден в своей собственной значимости и в непогрешимости своих суждений. Он навязывает Клайду свою волю и заключает сделку с Дарби. Ник Райс ведёт себя как успешный, немного нацрциссичный ублюдок, которому наплевать на интересы своих клиентов. Главное - победа в суде. А что убийца ушел от правосудия - ну это вторично. И вот к нему в дом посылают видеокассету с записью пыток и убийства Дарби. Вот уже его коллег и друзей убивает бехжалостный "бог", вершащий судьбу. "Нельзя бороться с судьбой, не так ли?" И вот Ник Райс, окончательно сломленный, идёт на преступление, чтобы остановить "бога-немезиду" в обличье Шелтона. В конце фильма мы видим его лицо. Это - лицо Шелтона. Это маска боли и отчаяния. Ник Райс получил должность прокурора по сути из рук преступника, а потом убил этого преступника, свалив на него вину. И он не сомневается в собственной правоте. Вот Кларенс Дарби - наркоман и мелкий наркоторговец, грабитель. Он уверен в себе. Он - властелин чужих судеб, склонный к насилию, он заставляет своего пособника Эймса наблюдать за зверским убийством жены и дочери Клайда. А потом склоняет своего адвоката к тому, чтобы улики были исключены из дела. Дарби манипулирует судом - адвокатом и помощником прокурора, он внушает Нику Райсу, что дело выиграть нельзя, что надо договориться. Дарби издевается над Ником на суде, подписывая соглашение, по которому он фактически отсидит в тюрьме всего три года за убийство он открыто обвиняет Эймса и одновременно говорит: "Нельзя бороться с судьбой". Но очень скоро Дарби становится игрушкой в руках некоего механического голоса, который знаёт о нём все и приводит его в ловушку, где сам Дарби становится беспомощной жертвой Клайда и... Клайд возвращает ему его же реплику. Последние слова, которые Дарби слышит: "Нельзя бороться с судьбой" и "Я не лгал, когда сказал, что хочу уберечь тебя от тюрьмы". Везде у этих трех главных персонажей мы видим общие черты. Они кружатся как заколдованные в кругу трех состояний - агрессор-жертва-агрессор. Это их судьба. Это то, что они не могут изменить. И да, они полностью заслужили такую судьбу. И все они совершенно слепы к ней, слепы к тому, что она с ними сделала. А вот второстепенные персонажи. Что у них там с судьбой? Их цикл короче. Руперт Эймс, пассивный соучастник убийства, просто бездействует на месте преступления, но тем не менее всё же является агрессором - помогает Дарби, пусть и нехотя. Потом его ловят и он превращается в жертву. Последние его слова перед казью "Я их не убивал, это несправедливо". Да, несправедливо. Но Эймс так же слеп к своей "судьбе", как и все остальные. Он сам создал "судьбу" из своих действий. Его судьба - быть жертвой обстоятельств и других оюдей. Лора Бёрч - судья в суде над Дарби и Эймсом, а потом над Шелтоном. Она надменна, любит нарушать правила, педантична. Именно она подтверждает заключенную сделку, по которой преступник выходит на свободу, а потом пытается отпустить Клайда Шелтона, уже прекрасно понимая, что он преступник. Правила и законы для неё выше справедливости и морали, но её личная воля, личный произвол - выше и того и другого. Её последние слова, прежде чем быть убитой: "Преимущество судьи - я могу делать всё, что захочу", иронично звучит, не так ли? И так везде. Сара Лоуэлл сомневается в правильности решения по Дарби. Но молчит. А потом хочет уйти, сбежать от своей работы в прокуратуре в отношения и брак. И она погибает, превратившись из советника помощника прокурора в труп. Снова агрессор (вернее пособник) и снова жертва. Адвокат Дарби (забыл имя) сначала добивается исключения ключевых доказательств в суде над Дарби и вынуждает прокурора пойти на сделку, а потом оказывается жертвой Клайда Шелтона и т.п. Еще одна закономерность - чем сильнее агрессиная составляющая в действиях героев, тем более жалка их собственная судьба. Смотрим: Клайд Шелтон - он всю жизнь гордился, что может перехитрить любого и обыграть, упивался безнаказанностью своего "праосудия на коленке" и в результате погиб от собственной же бомбы. Всю жизнь он делал такие бомбы и ловушки и погибали в них другие. Кларенс Дарби - он наслаждался вседозволенностью и властью над телами своих жертв в доме Шелтона - пытая их ножом, насилуя, убивая. И он был запытан до смерти и над его телом поглумились. Ник Райс - он оказался слишком внушаем и слишком горделив и пошёл на сделку с преступником. В конце фильма он идёт на сделку уже с собственной совестью, отбрасывая мораль и становясь ничем не лучше своего противника. Сара Лоуэлл - она была советником и потакала решениям Ника Райса из дружбы и уважения к нему, а потом решила сбежать из прокуратуры в отношения, в попытке отгородиться от принятых решений. Не вышло - она погибла от взрыва в машине, в которой были блокированы все двери. В последних секундах жизни, она пыталась открыть комфортабельное авто, превратившееся в гроб. В общем, вывод из фильма страшный - люди не являются хозяевами своей судьбы, но лицемерами, которые отрицают судьбу, бегут от неё и в конце оказываются её жертвами. В попытке возвыситься, встать над себе подобными, они становятся рабами судьбы и получают по заслугам. Судьба же не знает морали, не ведает сострадания и всегда карает более жестоко, чем люди того заслуживали. И здесь есть еще один ключ к этому смысловому плану - а именно история библейского Самсона и Далилы. Как известно Далила обольщает Самсона, отрезая у него волосы, после чего он, назорей, не пьющий вина и не стригущий волос, оказывается лишен силы, дарованной ему Богом в обмен на обет. И в конце, осиленному и превращенному в раба, ему остаеётся лишь обрушить на себя храм и умереть в месте с врагами. В фильме Клайд Шелтон сравнивает себя с Самсоном, у которого отрезали волосы. Но кто стал Далилой? Я изначально думал, что судебная система (и Шелтон, приводя аналогию, тоже так думал). Но на деле Далилой стала судьба. Возомнив о своём всемогуществе Шелтон утратил "благословение бога" и подпал под власть судьбы дважды. Первый раз он стал жертвой насилия, второй раз он стал "местителем", а третий раз - снова обманутой жертвой. И каждый раз этот поворот был неожиданностью. В отличие от Самсона, который покаялся в неволе, Шелтон не кается. Он считает себя правым. Покайся он - и круг насилия был бы разрушен, бомба не взорвалась бы, он остался бы жив, а Ник не стал бы жертвой собственной сделки с совестью. В такой оптике концовка фильма абсолютно безрадостна. Ник Райс смотрит на выступающую дочь с таким выражение лица, как будто постоянно пытается не зарыдать. Клайда Шелтона нет и ему некого обвинить в своих собственных поступках, друзья мертвы. По сути мертвы все - жертвы и преступники. В живых остался только он и его жена, и он не сможет спокойно смотреть своей дочери в глаха. Судьба завершила свой круг и собрала выигрыш как крупье в казино собирает фишки у игроков. Выпало "зеро" - все фишки уходят хозяину казино. Свернуть сообщение - Показать полностью
7 Показать 5 комментариев |