Хорошая девочка Лида От Pio XIII Белые лилии и резная шпилька | От Наиля Баннаева |
5 рекомендаций
5 декабря 2024 |
|
4 года на сайте
18 февраля 2024 |
|
15 произведений
8 декабря 2023 |
|
10 000 просмотров
9 мая 2023 |
|
3 года на сайте
18 февраля 2023 |
Scaverius
22 августа 2022
Коллекции загружаются
#лукьяненко #религия #линия_грёз #искатели_неба #диптаун
ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ! (циклы произведений указаны выше) Фик не пишется, так что напишу-ка я про Лукьяненко. Про его непростые отношения с религией. Мне могут возразить, что во многих произведениях Лукьяненко религии нет. Но я хотел бы затронуть три его цикла - "Линия грёз" (1992-1996), "Искатели Неба" (1998-2000) и "Диптаун" (1997-2000). Вроде как связи между этими тремя циклами нет. А тем не менее она есть. Во всех этих циклах присутствует типичный для Лукьяненко главный герой. Я бы сказал, что этот герой "взыскует искупления". Он либо просто несовершенен, либо в его прошлом какая-то сильная травма, что-то ему мешает жить, он постоянно находит себя в состоянии внутреннего конфликта. Таков Кей Дач, наёмник-телохранитель не потерявший совесть, вор Ильмар, который следует своему собственному "кодексу чести" и дайвер Леонид. У всех трех - большие проблемы с законом в том смысле, что они хотят "на грани" и постоянно преследуемы законом. Далее все эти три цикла объединяет наличие "внешней силы", враждебной герою. В мире "Линии грёз" - это Империя людей и корпорация Кертиса Ван Кертиса. В мире Искателей неба - это "Держава" и её "Владетель" с одной стороны, а с другой также Пасынок Божий и Церковь Искупителя. В мире Диптауна - это корпорация Аль-Кабар и Дмитрий Дибенко. И наконец, везде присутствует "фигура Бога". Фигура Бога - это некое Существо или даже некая Реальность, которая должна дать наконец ответ на все вопросы. Она не обязательно персонифицирована. Так, в "Линии грёз", есть только "точка входа" в "пространство Бога" и всё. Встретит ли там человек Бога - зависит от его веры. В "Искателях неба" Искупитель, привязанный в некой холодной реальности к столбу, явно не является такой фигурой. Бог не явлен, он где-то далеко, трансцедентен, но без него вся история не имеет смысла. Он есть загадка, которую главному герою надо разгадать (в отличие от "Линии грёз", где Бог - это дар, который люди могут получить). Наконец, есть Диптаун. Я бы хотел сказать ,что там Богом является Глубина, по крайней мере главный герой молится ей. На деле Богом там является Неудачник, он же Альен (Чужой). Он является тем, кого все хотят иметь на своей стороне и видеть частью себя, кого все интерпретируют по разному. Он дарует силу. И это он парит в одиночестве космических пространств, "слушая тишину". Он человечнее всех остальных людей, морально и нравственно выше их на порядок. Его нельзя убить или уничтожить, он неуязвим. И он принимает тот облик, в котором его хотели бы видеть (явный привет Рэю Брэдбери и его рассказу "Мессия"). И во второй части именно он оказался способен создать "копию героя", т.е. еще и Творец к тому же. Кстати, интересно , что Лукьяненко автор вообще-то крестился и стал православным христианином после написания "Искателей неба". Но тем не менее все эти произведения написаны не с религиозно-христианской точки зрения, а с какой-то совершенно иной. Итак, перейдем к анализу собственно произведений. Мы видим, что главной проблемой у Лукьяненко в отношениях с "Богом" или тем, что условно можно назвать "Бог" является получение ответов на вопросы и получение силы. "Бог" у Лукьяненко - это всегда отражение человека, его собственных проблем, мучений и исканий, зеркало человека. В этом смысле "Бог" Лукьяненко в этих циклах - это "Бог" Л. Фейрбаха, философа-атеиста, который считал, что Бог является проекцией человеческих отношений. Осталось определить только, проекцией каких отношений является "Бог" Лукьяненко. В мире "Линии грёз" Бог - это Существо, которое Дарит. Оно безвозмездно даёт каждому возможность прожить жизнь, как он того хочет. В этом смысле данный цикл похож на "Звездную тень", второй роман цикла "Звезды-холодные игрушки". С той только разницей, что он более метафизичен, чем "Звездная тень". Два основных дара "Бога" - это бессмертие и возможность "стать творцом своего мира". По сути "Бог" дарит людям Силу и Власть. Власть над жизнью, "будете как боги, знать добро и зло". В этом смысле, как ни парадоксально, дары "Бога" являются чуть ли не губительными. Единственный, кто выдерживает искус, Кей Дач. Его психика настолько сломана, что "даром" для него, попавшего в "пространство Бога" является "отсутствие даров" (см. рассказ "Проводник отсюда", где есть похожая идея). Дач вступает в пустой мир, в котором нет ничего, т.к. Кею ничего не нужно. Он выбрал ничто вместо Бога, дарующего Всевластие. В мире "Искателей неба" Бог дарует людям Первого Пасынка Божия (Искупителя) и Слово. Первоначальное Слово - это возможность переносить материальные вещи в особое пространство ("Холод") и хранить там. Сила слова зависит от силы веры в Искупителя. Вор Ильмар оказывается человеком, который видит духовное рождение "нового Искупителя" или же "Искусителя", мальчика, который получил доступ к "Первому Слову" (от которого произошли остальные слова). Мальчик обретает Книгу, в которой есть Первое Слово и за ним начинают охотится все. В конце романа Ильмар разочаровывается в "новом Искупителе" и опознаёт его как Искусителя, так как даром "нового Искупителя" стало просто возвращение всех вещей из другого пространства назад. Так сказать, "равенство всех". Отныне каждый сможет получить в свою руки ту вещь, которая была положена в иное пространство другим человеком. Сам мир, который описан в дилогии - страшен. В мире "Искателей неба", настоящий Искупитель умер в младенчестве, Христа убил царь Ирод. Навсегда убил (Христос не воскрес). Место Христа занял простой Пасынок. И этот Пасынок совершил ошибку, получив Слово, он дал себя перенести в другой мир, думая, что воскреснет. Но в этом мире "Холода", который однозначно ад, он вечно мучается, привязанный к столбу. Выхода из этих мук у него нет. Бог - трансцедентен и ничем никому помочь не может. Этот цикл - цикл о "фальшивом мире, недостойном Бога", Лукьяненко осознаёт, что дары, полученные от Бога - никому оказались не нужны. И сам Бог оказался не нужен. И Бог в дилогии Лукьяненко сделал самую страшную вещь - оставил человечество совсем. Мир стал в смычку с "Холодом" (адом). И люди стали хранить в аду свои вещи. А главный герой просто бежит - в никуда. Ему мир оказывается более не нужен. В мире "Диптауна" происходит инверсия старой проблемы, поставленной в "Искателях неба". В "Искателях неба" был людям не нужен "фальшивый мир" и бесконечное страдание Пасынка. В мире "Диптауна", человечество, погруженное в киберпанк-виртуальность, напротив, алчет и жаждет смысла. Хочет его получить любой ценой, т.к. смысла в существующем не видит никакого. И даже "Глубина", то есть пространство этой "Матрицы", опознаётся главным героем как нечто, во что можно лишь верить ("как верили в коммунизм"). И тут приходит Альен (Чужой). И все бросаются к нему, чтобы получить от него ответы. И единственный его ответ - живите как знаете, вам мои советы не пригодятся. Мы - слишком разные. Вы хотите от меня даров, но у меня их нет, "я просто устал быть один в тишине". Бог Диптауна - одинокий "Неудачник", который сталкивается с жестокостью и злом мира и как Лилу в "Пятом элементе" ранится этим злом. У него есть любовь - но он - бессилен. Он лишь проекция, тень, отражение надежд человечества. Подводя итог, можно сказать, что Лукьяненко нарисовал нам очень страшную схему. Она примерно состоит из трёх частей. Вот как её можно сформулировать: 1) Если бы Бог явил вам Дары, Вы бы попытались сделать из этих Даров себе могилу и разрушили всё на свете. 2) Если Бог уйдёт от вас - вы окажетесь в замкнутом круге фальшивой веры и фальшивой надежды и поверите тому, кто придёт вместо Него. 3) Если Бог придёт к вам - вы окажетесь настолько чужды ему, что Он не сможет ничего вам дать. Интересно, а чего Лукьяненко своей в жизни пережил, чтобы такое написать? Такое от хорошей жизни не напишешь. Всё это написано было с надрывом и местами с перебором. Одно описание геноцида в "Линии грёз" чего стоит. А описание уничтожения целых островов боевыми кораблями в "Искателях неба"? А описание виртуального борделя и "услуг Диптауна" в "Лабиринте отражений"? И "дип-психоз", когда человек не отличает Глубину от Реальности. Впрочем, идея "фальшивости любой ревльности и реальности иллюзий" - она впереди. А пока я заканчиваю. Свернуть сообщение - Показать полностью
6 Показать 2 комментария |