↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Фанфики

16 произведений» 
Иди за мной
Джен, Мини, Закончен
416 32 32 3
Зови меня Стэн
Джен, Миди, Закончен
723 10 13
О мой генерал!
Джен, Мини, Закончен
388 5 19
Воздаяние
Джен, Мини, Закончен
1.2k 11 59
Диалог
Джен, Мини, Закончен
411 0 4

Подарки

2 подарка» 
ПодарокХорошая девочка Лида
От Pio XIII
ПодарокБелые лилии и резная шпилька
От Наиля Баннаева

Награды

19 наград» 
5 рекомендаций 5 рекомендаций
5 декабря 2024
4 года на сайте 4 года на сайте
18 февраля 2024
15 произведений 15 произведений
8 декабря 2023
10 000 просмотров 10 000 просмотров
9 мая 2023
3 года на сайте 3 года на сайте
18 февраля 2023

Блог » Поиск

До даты
#кинематограф #фонтан #скрытый_смысл_фильма #о_своей тупости #спойлеры

Недавно один друг (не отсюда) посоветовал мне посмотреть старый фильм "Фонтан" (2006, США, Аронофски) и сказать потом, что я об этом думаю. Если кому интересно, то лучше сначала посмотрите фильм, а потом читайте эту портянку, если хотите. В общем, в центре сюжета (сюжетов в фильме несколько их три и они параллельны) находится судьба биолога и нейрофизиолога Томаса Крео и его жены Изабеллы. Томас Крео ищет лекарство от рака мозга, экспериментируя на обезьянах. Изабелла, его жена, болеет раком мозга. Крео и его жена очень любят друг друга. При этом его жена пишет книгу под названием "Источник" (слово Fountain переводится и как "фонтан" и как "источник" и именно второе значение ближе по сюжету к значению фильма). В этой книге описываются приключения безымянного Конкистадора, который отправляется на поиски Древа Жизни в испанских колониях по приказу Королевы (она тоже безымянная). В ходе поисков, Конквистадор убивает своих спутников (они его предают), убивает жреца Майя, охраняющего Древо и в попытке поглотить сок дерева, чтобы жить вечно умирает сам (посевы Древа прорастают через его плоть и он становится удобрением его корней). Книга "Источник" не дописана писательницей и женой главгера, т.к. она умирает от рака мозга (её потом допишет Томас, так что концовка книги показана нам в конце фильма). И жена просит его дописать книгу. После её смерти, лекарство от рака (и от старения) находится, оно содержится в коре особого дерева из Гватемалы, обладающего омолаживающими свойствами. Томас Крео, черный от горя, провозглашает, что его задача отныне "победить смерть, т.к. это всего лишь болезнь". Он сажает плод заграничного дерева на могиле жены. Третий сюжет - это сюжет Астронавта. Астронавт - это тот же Томас Крео но 500 лет спустя. Он питается корой дерева, выросшего на могиле жены и поэтому не стареет и одержим желанием воскресить жену. Прислонившись к коре дерева он слышит биение её сердца. Вместе с деревом и могилой он путешествует в гравитационном пузыре к остаткам распадающейся звезды, образующей туманность. Согласно древним легендам майя, именно там находится Шибальба - обиталище умерших и источник бессмертия и вечной жизни. В общем, всё кончается очень странно - Астронавт достигает Шибальбы и взрыв распадающейся звезды убивает его, при этом Древо, уже засохшее, вновь оживает. Перед смертью он видит свою жену и одновременно Королеву из романа и они (в образе одной и той же женщины) говорят ему - "Освободи меня, заверши начатое" и тогда он говорит с радостью "Я должен умереть" и выходит из гравитационного пузыря-космолета навстречу смерти.

Поверхностный смысл (психологическую трактовку фильма) уловили практически 100% людей. Смысл в том, что смерть влечет за собой перерождение, изменение, без смерти нет жизни. В попытке "победить смерть", Томас Крео отказывается от естественного хода жизни. В такой трактовке и сюжетная линия с Конкистадором и Королевой и с Астронавтом-Жрецом и Деревом в Космосе - эти линии есть лишь отражения - первое отражает поиск Томасом лекарства для жены и неудачу, а вторая - это путешествие Жреца-Томаса к пониманию смысла жизни и смерти. В финале Томас умирает, но понимает, что смерти нет, что мы живём в своих близких, а близкие живут во всем живом (некий пантеизм). Этот поверхностный смысл привёл к тому. что фильм посчитали посредственной любовной драмой и многие не поняли остальных смыслов.

Меня поверхность не удовлетворила и вот почему. Все три сюжетные линии отчасти повторяют любовную линию. Томас Крео (Хью Джекман) одновременно предстаёт и в образе Конкистадора (1500-е годы), и в образе Врача-Исследователя (ХХ век) и в образе Астронавта-Жреца (ХХVI в.). Жена героя Изабелла предстаёт и в образе Королевы (XVI в.), в образе Жены (ХХ век) и в образе Древа, дарующего Жизнь или Матери (XXVI в.). Не знаю, как вы, но когда я вижу юнгианские архетипы - Защитник-Мудрец-Жрец (мужчина) и Любовница-Жена-Мать (женщина) + еще и говорящие имена и фамилии (Томас Крео по испански означает "я верую" (Te creo), а Изабелла означает ("Бог есть обет мой" или "Бог есть клятва моя" причем с иврита), то я понимаю, что это жу-жу неспроста. Тем более, что в фильме есть эпизод, где Изабелла приходит в музей и показывает мужу Томасу книгу, в которой рассказана древняя майянская легенда о Шибальбе. Согласно легенде Шибальба как вместилище душ умерщих возникла так. Жил некогда Первочеловек и он принёс себя в жертву ритуальным ножом и Древо Жизни проросло из его останков. Тело его стало корнями, душа (разум) - стволом и ветвями, а голова (дух) улетела на небо и стала Шибальбой. А в начале фильма нам показывают фразу из Библии "И согрешили Адам и Ева и изгнал Господь их из рая, преградив им пути к Древу Жизни". И получается довольно грустная псевдо-библейская мифологическая история, согласно которой Адам из своего тела воскресил Еву и она стала Древом Жизни и дала начало всем живым. Но чтобы Древо жило ему нужны были другие любящие. И Древо избрало Конквистадора и Королеву ,чтобы обновить тело (корни). Конквистадор - это "телесный" аспект человечества. Он злобен, убийственен, фанатик, эгоист. Он жаждет плотского обладания Королевой. И поэтому Древо превращает его в финале в корни. Томас-Исследователь и его жена Изабелла - это вторая реинкарнация пары. Томас чувствителен, умён и любит жену. С помощью Древа он исцеляет от рака и старения. Но жену он спасти не может, т.к. не верит в спасение (это душевно-разумный аспект) и в конце отчаивается (его душа как бы умирает, чтобы восполнить ствол Древа). Третьей инкарнацией является Томас-Жрец (духовный аспект), который научился видеть невидимое и вместе с Древом-Евой путешествует к Шибальбе, чтобы открыть секрет вечной жизни. И в конце ему открыт секрет вечной жизни - он должен умереть и тогда они соединятся в новом Древе и дадут жизнь новому миру. Сами они умрут, но их мир будет жить вечно (в потомках).

Но и этот второй пласт интерпретации (восточно-мистический) меня не удовлетворил. Совершенно непонятны и не раскрыты остались некоторые символы - символ ритуального кинжала, рак мозга у Изабеллы, слова умирающей Изабеллы ("я наполнена/завершена" - I'm whole) или "заверши начатое, освободи меня" (слова "Евы" в конце). Непонятен символ Шибальбы - яркий круг в небесах (причем они все его видят и Томас-Конкистадор и Томас-Ученый и Томас-Жрец и он их ведёт). Непонятно почему Шибальба - это "голова". И непонятно причем тут первочеловек ко всей этой истории.

И тут меня осенило. режисер Даррен Аронофски родился в Нью-Йорке в еврейской семье. Первочеловек.... голова... где-то я такое слышал. Что-то связанное с иудаизмом. И даже не с ним. И тут меня осенило и всё стало ясно. Перед нами вообще не фильм. Перед нами краткое, романтизированно-"поэтическое" изложение одной из версий каббалы - мистического учения в иудаизме. Согласно Каббале Бог разделен на две части - непостижимую (Эйн-Соф) и постигаемую (Шехина). Постигаемая часть разделена на 10 сфирот или сефирот, десять божественных сущностей. Вместе они образуют ... Древо Сефирот оно же Древо Жизни. Древо Жизни является также как бы кратким отображением человеческого тела и одновременно символом Адама Кадмона - Прачеловека или Первочеловека. Именно Адам Кадмон - это чертёж первого человека, до сотворения земных Адама и Евы и одновременно прообраз Эдема (высшего мира) в каббале. И тогда всё встаёт на свои места. Понятно почему Древо растёт на месте Первочеловека, потому что он и есть Древо. В нём также объединено мужское и женское начало (земные Адам и Ева были после). Тогда понятен смысл всей драмы - мужчина и женщина должны объединиться и слиться с Древом Сефирот, чтобы возвести Королеву (Малхут, Царство, 10-ая Сефирот) к Короне или Королю (Кетер 1-ая Сефирот, начало божественной эманации). Поэтому Шибальба называется так странно "голова", т.к. в классической каббале по Л.А. Тихомирову (а православный философ-консерватор Тихомиров даром что был противником гностиков и каббалистов, изучил их богословие очень снимательно) эта 1-ая сефирот называется "Большая Белая Голова". Получается, что мужчина должен принести себя в жертву Древу, а женщина должна воплотиться как Малхут (Царство, Королева) и соединится с Кетер (Голова, Король), чтобы образовать высший мир, разрушенный когда-то грехом прародителей. И да, символика кинжала и звезд понятна, т.к отверстия в кинжале полностью совпадают по схеме низших сефирот. Понятно и "освободи меня" и "рак мозга". Шехина (мир сефирот) больна отделением от сефирот человечества, которое пало. Это ослабило голову, приведя к дисгармонии в божественном начале. Человек-маг (жрец) возвращает гармонию, соединяя 1-ую и 10ую сефирот и завершая "божественный рисунок", делая возможным вечный райский мир. И делает это через любовь. И через жертву. Всё красиво. Но да, они умирают, эти влюбленные (и душой и телом, они просто сливаются с Древом) старая пантеистическо-языческая и очень мне противная мысль (вообще пантеистов не люблю, у них вечно жизнь равна смерти).

Тупость моя заключалась в том, что я этого сразу не понял. А понял только после второго просмотра фильма. Ах да, еще у каббалистов насколько я знаю, не принято публично разглашать "тайное учение каббалы", поэтому режиссер, чтобы не рисковать, зашифровал смысл. Надо сказать, очень талантливо зашифровал. Если не знать изначально хотя бы общие теоретические положения каббалы - ни фига не поймешь.

А вообще обидно, почти любой фильм со скрытым смыслом и нате - то нигилизм, то гностицизм, то каббала, а то вообще оккультизм пополам с эзотерикой. И ведь фильмы качественно сняты, смотришь - загляденье, начинаешь анализировать... опять, опять она, синкретическая религиозность. Нет чтобы аллегории на христианство снимать (как у Льюиса). Ну или хотя бы библейскую историю отображать (как у Толкина). А тут - банальное человекобожие. И еще с человеческими жертвоприношениями и с идеей, что смерть - это и есть вечная жизнь (девиз фильма Death is an awe - "Смерть есть благоговение").

P.S. В общем. если меня студенты спросят, "а чего такое каббала?", я просто теперь скажу - а вы фильм посмотрите. Вот это оно и есть (в сильно опоэтизированном и облагороженном виде). В одной из версий (вряд ли в классической, кстати, в классической каббале вроде цель у человечества немного другой была).
Свернуть сообщение
-
Показать полностью
Показать 18 комментариев
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть