↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Блог » Поиск

До даты
#классика #книги #Джейн_Остин #длиннопост

А давненько я не писала о своей любимой Джейн Остин. Вот два предыдущих моих поста про неё: "О её творчестве в целом" и "О чем романы? О поиске идеальной любви, свадьбах или о деньгах".
Тема моего сегодняшнего поста: "Как в начале XIX века Джейн Остин написала роман про антигероиню, но никто не оценил".

Сразу оговорюсь, что я не филолог и тем более не специалист по творчеству несравненной мисс Остин, мои размышления - это всего лишь размышления читателя-дилетанта и горячей поклонницы.
Итак, "Эмма" - роман периода зрелого творчества Джейн Остин. Его первый тираж (2 тыс.) так и не был распродан. Впрочем, он удостоился нескольких хвалебных рецензий, автором одной из них стал сам Вальтер Скотт, так что с обобщением "никто не оценил" я, пожалуй, погорячилась. Но в целом, роман не был популярен ни тогда, и даже сейчас отношение к нему не столь однозначное, как к тому же роману "Гордость и предубеждение".
"Эмма" отличается тем, что книга весьма солидная по объему, весьма неспешная (даже для Остин) по атмосфере и, конечно, главной героиней. О именно о ней мне чаще всего встречались отзывы читателей в духе: "Ну как же она меня раздражала!" И это в современном мире, когда в каждой второй книге мы встречаем антигероев и даже откровенных злодеев, и никто не удивится, встретив роман, написанный от лица маньяка, например :)
Что уж говорить об эпохе двухсотлетней давности!

Забавно, что, во-первых, Остин отлично знала, какой образ создает, как-то она написала: "Я намерена выбрать героиню, которая не понравится никому, кроме меня самой".
И впрямь, её первые читатели, включая членов семьи, остались не в восторге от Эммы, а любимая племянница самой Остин Фанни Найт Эмму попросту "не выносила". Однако, надо отметить, что хотя и сейчас отношение читателей к Эмме спорное, становится больше тех, кто её любит. А я отношусь именно к таким, в моем сердце из всех остиновских героинь она уступает лишь обожаемой Лиззи Беннет, к-ой равных нет и не может быть! Остин бросила вызов обществу, написав такую героиню, как Эмма. Описывая свои разговоры, Остин забавлялась, когда кто-то верил в совершенных юных леди. Она ценила людей живых и настоящих - пусть и порою противоречивых и совершающих ошибки, и не всегда поступающих правильно, а уж тем более чувствующих правильно.
Конечно, вызов Остин, как и всё, что она делала, был тонким и интеллигентным, это не было откровенной провокацией времен литераторов XX века, разве что завуалированной весьма...

А во-вторых, в этом романе мы видим вторую насмешку от королевы английского сарказма - мисс Остин: ведь в истории есть совершенно идеальная, в духе времени, героиня: умная, прекрасная, талантливая, возвышенная и с непростою судьбой... Но гениальная Джейн делает эту умницу и красавицу по имени Джейн Фэрфакс героиней второго плана... едва ли не антагонисткой, а девушку, которой в любом бы другом произведении отдали роль соперницы, главной и заглавной героиней.
И вновь Остин с потрясающим умением предвосхитила тенденции будущего. Конечно, Эмма - совсем не злодейка и в целом-то неплохой и даже, рискну сказать, хороший человек... но до идеала ей далеко.
Осмелюсь тут высказать свое личное мнение: но как же ярко и живо она смотрится на фоне правильных и (да простят мне их поклонники) блеклых героинь "Мэнсфилд-парка" и "Доводов рассудка"!

Итак, у нас есть две героини:
Эмма богата, красива, здорова, из самой почтенной семьи их провинциального круга. Эмма отнюдь неглупа, но при этом порою совершает откровенные глупости. Она снобка, хотя периодически пытается с этим бороться, она не лишена капризности и самодовольства. Темпераментна и остра на язык. И явно считает, что вправе играть судьбами людей... в чем впоследствии раскаивается. Эмма настоящая! Она по-своему добрая, заботливая и любящая. Но какой могла вырасти молодая девушка, которую все считали бесспорной королевой общества и в окрестностях, и в собственной семье? У неё нет матери. А хотя её бывшая гувернантка - прекраснейшая женщина, к-ая воспитывала её, как родную. Всё же она вряд ли имела такую власть над ней, как имела бы настоящая мать. Её горячо любимый и любящий отец - скорее старый ребенок, о к-ом именно сама Эмма заботится. Эмма не хочет замуж и не горит желанием рожать детей. Легкий флирт ей импонирует больше, чем мечты о страстной любви из романов.
Эмме ничего не грозит - её положение в обществе и состояние непоколебимо, у неё есть свобода и близкие люди, а также привлекательность, способности и здоровье. Может быть именно поэтому Эмма так настойчиво и ищет, к чему бы приложить свои немалые силы? И ввязывается в историю с попыткой устроить брак Гарриет Смит.

Джейн Фэрфакс также красива (но иною - тонкой, почти болезненной... очень романтичной красотою, в отличие от здоровой красоты Эммы), умна, благовоспитанна и явно очень талантлива. Джейн бедна и вынуждена в скором времени, несмотря на слабое здоровье, стать гувернанткой. Кстати, это единственная героиня Остин, чье положение настолько отчаянное, что ей придется зарабатывать себе на кусок хлеба. Как бы не были скромны средства героинь других романов Остин, у них всё же есть средства, пусть и скудные, но есть. Даже Фанни Прайс (почти золушка) - компаньонка собственной родной тетки. Ей не грозит, как Джейн, лишиться места работы и остаться практически на улице.
А еще Джейн
тайно помолвлена с мужчиной, к-ый не может жениться на ней. И лишь смерть его тираничной тетки развязывает ему руки. Чем не настоящая история главной героини? Не чета Эмме, у к-ой всё гладко и спокойно xD

С другой стороны, на фоне куда более энергичных романов "Гордость и предубеждение" и "Чувство и чувствительность" более раннего периода творчества, роман "Эмма" многим кажется скучноватым и затянутым. И я тут изначально не была исключением. При первом прочтении он меня в целом не слишком впечатлил именно по этой причине. Но когда я стала его перечитывать - изумительная, почти ювелирная тонкость открылась мне в этой будничности, доведенной до апогея, в этих бесчисленных, почти неуловимых полутонах. Фирменный сарказм Остин тут столь изыскан, что в него надо вчитываться, чтобы осознать. И никакой! Ни малейшей однозначности! Темное и белое не просто меняются местами, они исчезают... абсолютно и полностью, сливаясь в поток оттенков.
Скотт хвалил "Эмму" как абсолютно новую форму романа, который "вместо роскошных сцен мира воображаемого" отличается "точным и потрясающим изображением того, что каждый день происходит рядом с читателем".
Увы, видимо, в многом подобное новаторство и сыграло роману в минус - уж слишком он был не похож на другие романы того времени. Но мы в современном мире можем оценить и неоднозначную героиню, соперница к-ой идеальна, и очарование реализма будничности, и прелесть подлинного психологизма.

Я знаю, что есть роман (по сути опубликованный фанфик) от лица Джейн Фэрфакс. С одной стороны, это очень интересно прочесть... но с другой, главная героиня, такая как Джейн Фэрфакс, это же так очевидно, так что не шаг ли это назад? После новаторства Остин во времена, когда еще не существовало никакого постмодернизма.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 39
#просто_пост #зрительское #мультфильмы #классика #книги

У меня очень своеобразное отношение к мультфильму "Горбун из Нотр Дама" - я никогда не могла посмотреть его целиком, хотя отдельные эпизоды мне нравятся, потому что я слишком люблю оригинальный канон - роман Гюго, да и мюзикл тоже. А в каноне я очень люблю оригинального злодея, точнее антигероя - архидьякона Клода Фролло. В мульте он тоже весьма и весьма харизматичный, но там он просто злодеус злей - злодей высшей пробы. И мне не даёт покоя, что такого неоднозначного героя превратили в абсолютную, пусть и яркую сволочь, лишенную человеческих черт.
Показать полностью
Показать 20 комментариев
#классика #книги #Джейн_Остин #длиннопост

И снова о Джейн Остин)) Тут был первый пост о её книгах в целом. Теперь настало время поговорить на тему, а о чем книги мисс Остин?
О поиске идеальной любви и свадьбах, как истинные любовные романы, или о деньгах? xD

В забавных комиксах о спойлерам к известным книгам есть и картинка, посвященная Остин, и выглядит она так:

И чисто фактически - это, конечно, правда. Далее будет много спойлеров)
Но действительно ли все героини Джейн Остин хотят замуж? Может старая дева реализует в своих историях свои несбывшиеся мечты?
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 37
#классика #книги #Джейн_Остин #длиннопост

Очень давно хотела сделать серию постов о творчестве моей нежно любимой Джейн Остин. Вдруг кому-то будет интересно обсудить или кто-то вдохновится на прочтение!
Потому что я неожиданно обнаружила, что многие из моих добрых интернет-знакомых, к-ым, как мне кажется, должны понравиться её книги, их не читали.
Так что в этом посте мое мнение о творчестве мисс Остин в целом и краткие впечатления о каждом из её шести романов - все я читала неоднократно, а самые любимые слушала и перечитывала много-много раз))

Для начала скажу, что Остин – это восхитительное сочетание психологизма, вдумчивого бытописания и простоты, тонкого юмора. Остин – тот редкий случай, когда книгу можно одновременно назвать и серьезной, и легкой. Остин с каждым прочтением раскрывается всё глубже. Некоторые считают её «дамским романом», только высокого уровня, и это отчасти правда. Правда, отчего-то лишь единицам писателей удается написать такой дамский роман. Другие называют её «легкой, миленькой», но то, что Остин без описаний войны, душевных болезней, разрушительных страстей и прочих радикальных ужасов удалось прописать человеческую душу и человеческие характеры, на мой взгляд, лишь подчеркивает её талант. Ведь порою раскрыть героя не на поле боя, а на скучном провинциальном чаепитии куда сложнее. При этом Остин утешает и умиротворяет. Остин изящно иронизирует над героями, над миром, над собой и над всеми нами.

Помимо вышеизложенного в её книгах также очень много быта. Её романы позволяют узнать, как жили тогда люди – пусть и очень узкая прослойка общества, зато знала её Остин идеально.
Чего не стоит ждать от её книг? В первую очередь экшна. Сюжеты просты и неспешны, поэтому в пересказе часто выглядят блеклыми – как правило, это несколько небольших сюжетных поворотов и один крупный. Вся соль в деталях! Во фразочках, взглядах, улыбках, ситуациях, размышлениях… вся соль в людях и их обыденной, каждодневной жизни. И это прекрасно!

«Гордость и предубеждение». Самый известный и признанный роман мисс Остин. Мой самый любимый. И, наверное, всё-таки если не самый лучший, то самый гармоничный из её творений. Тут всё в идеальных пропорциях: юмор, легкость, серьезность, сюжет, психология, герои. «Гордость и предубеждение» - это приятное чтение великой книги.
«Эмма» - длинный роман с нестандартной героиней, к-ая неидеальна, через взгляд к-ой всё и подается. Остин писала так тогда, когда это еще не было мейнстримом :) Когда я читала впервые «Эмму», она мне показалась слегка затянутой, теперь же это второй роман в моей личном топе. Эту историю надо распробовать)
«Нортенгерское аббатство» - по сути это во многом крутая пародия на дико популярные во времена молодости Остин «готишные» романы. Правда, как и все её романы, «Нортенгерское аббатство» написано столько тонко, что не все поняли в принципе его пародийность.
«Чувство и Чувствительность» - роман, к-ый принес мисс Остин известность. Пожалуй, в нем сильнее всего ощущается дух романтизма, а не реализма – хоть и прописанный «от противного», так сказать. Многие любят Элинор (чего она вполне заслуживает), хотя лично мне больше по душе Лиззи Беннет из «ГиП» и Эмма из одноименного романа.
«Мэнсфилд-парк» - а вот тут уже явно чувствуется дух викторианского романа, хотя само викторианство по сути еще не наступило.
«Доводы рассудка» - у меня непростое отношение к этому произведению, последнему в жизни мисс Остин. Мне кажется, что в нем явно чувствуется меланхолия, что была прежде так несвойственна Джейн Остин.
Разумеется, это ничтожно мало, в то время как каждое из её произведений заслуживает простынок и простынок текста. Но иначе я никогда не напишу этот пост)

Джейн Остин принесла в литературу реализм, когда и Диккенс, и Теккерей бегали в коротких штанишках, и даже Бальзак еще сидел на школьной скамье.


P.S. Если тема творчества Остин кого-то заинтересует, то у меня в планах еще два поста. На тему: почему в её романах так много говорят про деньги. И на тему: что мисс Остин, в чьих книгах так много о браке и в финале непременно свадьба, не была большой сентиментальной поклонницей брака и даже отчасти была чайлдфри, как мы сейчас бы сказали.

P.S. Второй пост об Остин
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 21
#вопрос #книги #классика #фанфикс_знает_все

Кто читал "Хождение по мукам"?
Будьте так любезны, черкните пару строк о ваших впечатлениях - пришлась ли книга вам по душе и в каком настроении её лучше садиться читать?
Давно хочу, но пугает объем.
У Алексея Толстого нежно люблю роман "Петр Первый", "Аэлиту" начинала давно - вообще не пошла. Остальное не читала.
Показать 20 комментариев из 24
#театр #балет #восторги #Чехов #классика #длиннопост

Сегодня, как уже упоминала Эльза Маркова День Театра! А благодаря посту Likoris, я нашла немало бесплатных онлайн трансляций из самых разных театров. А еще начала пересматривать и переслушивать свои любимые вещи. Вчера был день оперы "Тоска", а сегодня я поняла, что давненько не писала про балет)) И вот "Анюта"!

"Анюта" - один из моих любимых балетов. И совершенно восхитительный фильм-балет с блистательной Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым, который также был балетмейстером этого спектакля. Я неоднократно видела этот балет, и нежно люблю его, но Максимову не превзошел никто. Даже то, что она уже не юна, не мешает ей (редчайший случай) выглядеть удивительно органично в роли юной Ани. Её миниатюрность, легкость, изящество, утонченность и шаловливое обаяние делают свое дело... она не величественная, она трогательная...
И несмотря на то, что в известном драматическом фильме 1954, обладателе золотой оливкой ветви, Анну талантливо играет актриса куда моложе и, возможно, с точки зрения исторических канонов красоты куда ближе к Анне, для меня Анной всегда будет только Максимова! Несказанно нежная, прелестная, и в финале именно её милая очаровательность создает тот самый контраст.

Балет поставлен по совершенно невероятному рассказу Чехова "Анна на шее" (если не читали, то тут будут спойлеры xD).
Обычная история, как часто бывает у Чехова, очаровательной девушки, вынужденной выйти замуж по расчету. Мать умерла. Отец, милейший и интеллигентный человек, однако бесконечно пьет, из-за чего и Анна, и главное, её младшие-братья школьники живут в нужде и практически впроголодь.
"Но вот знакомые дамы засуетились и стали искать для Ани хорошего человека. Скоро нашелся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами"
Ладно бы только не молодой и не красивый, но также ограниченный, сварливый, жадный и попрекающий куском хлеба. Так Аня и живет, пока однажды на своем первом большом балу не производит фурор...
Впрочем, речь не о рассказе - хотя я бы с удовольствием его обсудила, ибо он совершенно прекрасен в каждой строчке - и для меня Чехов в "Анне на шее", "Попрыгунье" и "Палате № 6" - это непревзойденная вершина гения лаконичной прозы! Наверное, кто-то бы (даже из классиков) на эту тему написал роман, но зачем?..

Наверное, самый знаменитый танец и самый прекрасный - это победная тарантелла Анюты на балу:
https://www.youtube.com/watch?v=5mxEVtx2qyY&list=RD5mxEVtx2qyY&start_radio=1&t=13
Лихость, легкость - всё это, словно веселая детская и по-детски жестокая, победная игра. Это бурлящие шампанским счастье и упоение юности.
Максимова не пытается быть в этой сцене неземной (как часто бывает в балетных образах) героиней - напротив она невероятно земная... слишком земная, почти бесёнок. Но земное притяжение на неё, кажется, не действует совсем. Благотворительный базар ловко вставлен в сцену танца, добавляя ему многогранности. Тарантелла Максимовой - это одна из первых сцен, с которых началась моя любовь к балету.

И грех было не отметить героя, который умудрился не потеряться даже на фоне невероятной Анюты - её муж Модест Алексеевич. Редкий случай совершенно восхитительно яркого отрицательного персонажа, который не обаятельный мерзавец, не мрачный злодей, не спорный антигерой, а который зауряден, смешон... и как же он ярок! Как точен!
И если у Чехова герой откровенно гадок, то тут он еще и смешон. Но смех этот горький. Можно смеяться, глядя на такой со стороны, когда же ты сам во власти подобного - совсем уже не смешно.
Совершенно шикарная сцена на службе. Когда артисты балета перевоплощаются в безликий, работающий, как тупой аппарат, чиновничий механизм, перебирающий бумажки, но полный надменности и подобострастия перед вышестоящими, сплетен и мелких дел. И в центре всего этого, как олицетворение, всего мелкого, пустого, самодовольного и подхалимского, сатирически подсвеченного - "ослепительный" Модест Алексеевич!
Мерлин мой! Прошло столько лет, а ничего не изменилось...
Это примерно 9-10 минута фильма.

Итак, Анна выиграла, наверное, она получила всё, что хотела - деньги, власть над мужчинами, веселье, наряды и возможность сказать ненавистному мужу: "Подите прочь, болван!". а он только холопски поклонился ей, как кланялся всем, кто был сильнее его. Но только мальчики-братья да и отец оказались брошены - и если про отца можно сказать сам виноват, хоть и пожалеть его, то дети... один Бог ведает, что будет с ними...
А Аня всё каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту, играла в одноактных пьесах, ужинала, и всё реже и реже бывала у своих.
Финал балета сделан более трогательным и неоднозначным. Правильно ли это? Не знаю.
Но в любом случае вернемся к балету - в нем есть еще немало жемчужин))

Например, куда менее известный, чем тарантелла, но, на мой взгляд, не менее образный танец Максимовой, из которого и вытекает та самая тарантелла - это танец в цыганском стиле. Медленный, тягуче печальный и одновременно немного театральный.

Интересен и образ Васильева (обычно такого красивого героя-любовника) в роли отца Анюта - его жалкая, забавная и горькая пьяная пляска на балу.

И момент с юношей-студентом. Искренняя любовная сцена, вставленная в балет... в оригинальном рассказе этого эпизода не было. Интересно выиграл ли от этого сюжет или проиграл?
С точки зрения танца, конечно, выиграл (очень трогательная сцена на фоне неброских, почти серых красок), а вот с точки зрения психологии сюжета...

Ну надеюсь, мой пост воодушевит кого-нибудь посмотреть этот шедевр, даже невзирая на откровенно неважное качество видео))

И давайте сегодня, в день театра вспомним тех, кто положил свою жизнь на служение искусству, кто дарил своему и следующим поколениям красоту - Антона Чехова и Екатерину Максимову. Пусть они будут счастливы там. Пусть Екатерина взлетит туда также легко, как она всегда взлетала над сценой!
А Владимиру Васильеву пожелаем крепкого здоровья и вдохновения для творческих свершений! Он приезжал к нам в прошлом году на театральный фестиваль - об этом я писала тут. Это не только талантливый, но удивительно интеллигентный человек.

И вдруг сегодня, в весенний день театра, настало время пересмотреть, перечитать и переслушать любимые произведения или открыть для себя что-то новое?..

Вдохновения всем и свободного времени, которое можно посвятить созерцанию прекрасного!
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 2 комментария
#имхо #мультфильмы #люди_в_интернете #сказки #длиннопост

О сказках, диснеевских мультфильмах, архетипах, трактовках и реабилитации сюжетов - длинные, очень субъективные и не претендующие на истину в последней инстанции #размышления :))

Последнее время в интернете мне постоянно попадаются истории на тему того, почему сказки (чаще всего воплощенные в мультах дисней) устаревшие и даже токсичные.
Когда речь идет о юморе, то я всеми лапами за - например, есть на ютубе превосходное видео "Если бы диснеевские принцы были реальны" в незабываемом переводе Сыендука, могу только порекомендовать тем, кто не смотрел)
Но чаще это преподносится совершенно в серьезном и главное абсолютно однозначном ключе. Деконструкция - совсем неплоха сама по себе, но так же однобока, как любая категоричная оценка, особенно если она относится к искусству.

Поэтому под субботний чаёк я решила написать пост в блог со своими трактовками - за основу берутся именно мультики, как наиболее распространенные, но иногда с отсылками к другим версиям. Также принимаются любые ваши трактовки, если они излагаются спокойно и без фанатизма)

1. "Красавица и Чудовище"
- моя любимая :)) Хех.
Основная претензия - история учит девочек токсичной модели: "я буду любить этого козла и он точно перевоспитается".

Чем плоха классическая мораль? - красота внутри. Не стоит судить по внешности. Кроме того, если мы берем наш "Аленький цветочек", то там Чудовище в принципе хорошее (если не считать того, что оно изначально потребовало девушку на остров за Цветочек). С дисней-версией сложнее - принц изначально тот еще типчик, так что тут есть действительно элемент сомнительной возможности перевоспитания взрослого человека. И все же, имхо, он вторичен, во-первых. А во-вторых, мне часто приходила в голову мысль, что возможно во время встречи с феей принц был подростком, на что указывает и портрет. И кстати в оригинальной версии сказки "Красавица и Чудовище" - Чудовище тоже не злое и тоже превращено не по заслугам.
Интересно, что в диснеевской версии ему добавили еще и неприятный характер... Возможно, потому что мультик для детей, к-ые до конца не могут провести границу между дружбой и любовью, включающей эротику. И что можно дружить с чудовищем, но куда сложнее полюбить его, как жениха.

Вариант с моими любимыми архетипами - Мы все есть и Красавица, и Чудовище. Не стоит бояться своей Тени (отраженной в Чудовище, к-ое кстати не только страшное, но еще и вздорное), надо подружиться с ней - где-то пожалеть, где-то ограничить, и будем мёд пить)) Ведь именно Чудовище защитило Красавицу от стаи волков - сила Тени?
Кстати, интересно и то, что и Красавица, и героиня "Аленького цветочка" позиционируются как довольно нетипичные девушки, чьи желания и мечты отличаются от типичных в социуме. Героиня Аленького цветочка просит не венец дивной красоты, не даже зеркало, глядя в которое девушка не старится, а становится лишь краше (ну и много найдется тех, кто от такого откажется? xD), а аленький цветочек. В дисней-мульте Белль прямо подана, как "странная и неземная", к-ую горожане любят, но не понимают.
Кстати, тёмная сторона "якобы хорошего" социума, противостоящего Тени, есть в обеих версиях: сестры героини и, конечно, завидный жених Гастон.

Кроме того можно сказать о трактовке с пробуждением сексуальности)
Более старые версии этой истории, восходящие к легендам с аналогичным сюжетом, я опущу.

Кстати, существует сказка с схожим сюжетом, но принципиально противоположным посылом и это "Синяя борода"... - весьма жуткое теневое отражение истории, не находите ли? :)

2. Думала взять "Золушку", но в последнем посте с негативным описанием мультиков и завываниями на тему #куда_мы_катимся xD меня большее зацепил разбор другой истории, так что о "Золушке" возможно позже. А пока "Аладдин".
Здесь речь шла именно о диснеевском мультике, так что другие версии, включая оригинал из "Тысячи и одной ночи", я не трогаю.

Основная претензия - Жасмин сбегает из дворца к нищему парню, да к тому же вору. Коли не будет джинна, то ничего хорошего из такого неравного брака не выйдет.

Забавно, что эта претензия написана во времена пусть и классового, но все же (если смотреть в историческом контексте) относительно демократического общества.

Чем плоха классическая мораль? - не суди о человеке по статусу. Аладдин ворует, но делает он это только потому, что иначе в этом городе не выжить. Он отдает свой нехитрый улов еды бедным детям, оставаясь голодным, и, рискуя собою, защищает на рынке незнакомую девушку (Жасмин).
Жасмин в свою очередь, несмотря на высокий статус, очень сострадательна к несчастьям других и, несмотря на нежное воспитание, отнюдь не избалована и сильна.
Осуждая неравный в плане социального положения союз, критик забывает о том, что и в союзе с равным себе можно быть несчастным/несчастной, если речь идет о глупом, равнодушном и эгоистичном человеке, как принц, что набивался к Жасмин в мужья. Или и вовсе о том, кто идет по головам, аля Джафар.

Вариант с моими любимыми архетипами - Жасмин хочет вырваться из дворца, из привычных установок общества и установок пусть любящего и нежного отца, к-ые все же ей чужды. Она выросла. Аладдин - олицетворяет собою тот самый свободный выбор. Он дерзок, отважен, ловок, когда он на своей крыше, то весь мир под его ногами и он... нищий. Увы, обратная сторона выхода из знаменитой "зоны комфорта". Выходя за осточертевшие рамки ты не только получаешь свободу, но и лишаешься привилегий, к-ые эти рамки тебе обеспечивали.

Пока так))

И кстати, это тоже мое личное мнение - но мне кажется, что дети неплохо считывают суть. Во всяком случае большинство историй на тему того: "Блин, эти жуткие многоглазые сестры в "Крошечке-Хаврошечке меня пугают!" пишутся как раз взрослыми людьми, дети же обычно воспринимают такое абстрактно. Их не пугает, что Ивана убили, а потом оживили мертвой и живой водой (шикарный символ трансформации?!) или за черта герой тащится в самый темный лес?
Вот нафига ему этот лес?! :))

#психология #классика
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 11 комментариев
#кино #книги #Джейн_Остин

На выходных все-таки добралась до фильма "Любовь и дружба", поставленному по небольшому эпистолярному роману моей обожаемой Джейн Остин.
Сначала надо отметить, что роман не совсем типичен для мисс Остин - он был написан довольно рано и, насколько мне известно, не публиковался при её жизни. Леди Сьюзен весьма необычная для Остин героиня - лично мне она напомнила другую героиню английской классики 19 века - Бекки Шарп из "Ярмарки тщеславия": умная, амбициозная, не обремененная особыми моральными принципами и охотно использующая людей в своих интересах авантюристка. После у мисс Остин уже не будет таких главных героинь (с леди Сьюзен сравнивают разве что героиню второго плана Мэри Крофорд да и то с оговорками).
Сьюзан Вернон довольно спорный образ, если не сказать отрицательный, хотя, конечно, весьма обаятельный. Другие главные героини Остин, хоть и не без недостатков, но однозначно положительные.
Интересно, что чем старше Остин становилась, тем больше внимания она уделяла морали. Так Фанни Прайс из "Мэнсфилд-парк" и Энн из "Доводы рассудка" настолько правильные с моральной точки зрения особы, что это даже немного раздражает. К счастью, Эмма (роман про неё тоже принадлежит к позднему периоду творчества) слегка разбавляет этот "бал нравственности".
На фоне всего этого леди Сьюзен выглядит почти "исчадием ада" xD
Это к вопросу о "невинности юности" :)))
Не удержалась, но я всегда считала, что именно в подростковом и юношеском возрасте людей особенно тянет на авантюристов и всякие готическо-декадансовые прелести, а вовсе не на истории о простоте и чистоте - последние как раз остаются больше для познавших жизнь взрослых. *И тут я могу сесть на своего любимого конька, но суровым усилием воли удержусь и вернусь к фильму*.

Фильм тоже довольно нетипичен для остиновских экранизаций - начиная от пышных нарядов, к-ые идут в разрез с привычными "остиновскими" платьями в стиле ампир (я не спец в моде, но платья фильма сильно отдают 18 веком, походу) и заканчивая образом леди Сьюзен, чью авантюрность усилили ещё сильнее, возможно, чтобы сделать героиню более близкой современному зрителю.
Кейт Бекинсейл весьма недурна в этой роли, хотя многие сетовали на лицо, к-ое вроде из-за пластики было недостаточно выразительным. Не могу сказать, что заметила что-то такое. Чересчур гримасничающие дворяне в исторических фильмах всегда мне казались странными, может, я и не права, но тогда, насколько я знаю, было принято "держать лицо". Поэтому даже открытые и эмоциональные люди не выражали слишком бурно своих чувств прилюдно. (И это одна из многих причин, почему я считаю экранизацию "Гордости и предубеждения" с Кирой Найтли непопаданием в атмосферу книги - их беготня довольно дикая, впрочем со свиньями в том фильме ничто не сравнится XD).
Таким образом, наверное, можно было бы сыграть тоньше и добавить оттенков, но в целом Бекинсейл мне понравилась, хотя без особых восторгов.
Другие герои были тоже неплохи. Дочь выглядела по-настоящему юной и невинной, а не актрисой, к-ая хочет таковою казаться. Реджинальд де Курси очаровательным молодым человеком, как ему и полагалось.
Пожалуй, отдельно отмечу подругу леди Сьюзен - как по мне, это менее умный и ловкий, но зато более тонкий и ненавязчивый вариант такой же женщины как и леди Сьюзен.
Ну и, разумеется, Стивена Фрая - ему досталась крошечная роль, но он просто блеснул в ней!) Превратив её из эпизода в значимую часть фильма.

В итоге фильм в меру динамичен, в меру тягуч. Довольно интересен. Фирменный юмор Остин добавляет особого тонкого очарования.
Актеры на своем месте, но блеснул, имхо, только Фрай.
Финал согласно жанру и предпочтениям мисс Остин.
И всё же атмосферы Джейн Остин не хватило - она присутствовала, но временами.

Смотреть, если захочется мягкой классической английской истории в стиле "романа нравов", с ноткой юмора и с красивыми платьями.


#классика #длиннопост
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 27
#женские_образы #классика #книги #размышления #вопрос

"Унесенные ветром"
Если представить (гипотетически), что Эшли все-таки сделал предложение Скарлетт.
Либо, как она мечтала, после её признания, либо (что более вероятно) не дожидаясь объявления своей помолвки с Мелани.
И Эшли со Скарлетт поженились. Каким был бы их брак? Быстро ли прошло бы её чувство к нему? Встречали ли вы фики с такою завязкой?

Лично я думаю, что всё зависело бы от обстоятельств. Я вижу такие варианты развития событий:

1. Каноничный - война была. Пока Эшли был на войне, Скарлетт горячо любила его и ждала, ибо несмотря на брак, он был в сущности далеко от неё. А вот когда они жили бы в Таре - тут отношение Скарлетт кардинально бы отличалось от канонного. Эшли был бы рядом, был её мужем, но оставался таким же канонным безвольным мечтателем, неспособным бороться. Скарлетт (в отличие от Мелани) не смогла бы тянуть на себе семью и при этом сохранять уважение и любовь к мужу.

2. Альтернативный - войны бы не было. С одной стороны, в мирной, сытой и привольной жизни железная хватка Скарлетт оказалась бы не востребована, а Эшли бы не пришлось бороться за выживание, и он бы оставался на высоте. С другой - они были бы постоянно вместе, и Скарлетт бы быстро испытала на собственной шкуре то, о чем ей толковали и Джералд, и сам Эшли - расхождения в ценностях и мировоззрении у супругов. Плюс нельзя забывать, что жизнь в браке по южным традициям не намного веселее, чем вдовство. А без войны и перевернувшегося мира традиционные ограничения не были бы уменьшены ни на дюйм.

И как бы складывались отношения Ретта Батлера со Скарлетт, к-ая разочаровалась в браке и заскучала с Эшли?

#унесенные_ветром
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 39
#балет #театр #классика #восторги #длиннопост

У нас в Воронеже сейчас проходит Фестиваль балета к творческому юбилею Владимира Васильева. Прибыл и сам Маэстро! Что оказалось для меня очень приятной неожиданностью)) И да - композитор Молчанов тоже прибыл))
Один из моих любимых спектаклей это "Макбет". Он не так известен, как классические балеты, но как же он хорош! Мне захотелось поделиться - вдруг кто-то не видел.

Я была на этом балете трижды. Это скорее модерн, чем классика, как-то я привела туда человека далекого от балета... для неё это было несколько неожиданно.
Главная притягательность "Макбета" заключается в потрясающем единении музыки и танца - недаром Васильев и Молчанов работали вместе от начала и до конца. Танец как бы продолжение музыки и наоборот. Наверное, было бы странно сравнить музыку Молчанова с гениальными творениями того же Чайковского, но в слиянии с танцем она прекрасна!
Мрачный грохот барабанов, тёмные тона в начале, кровавые в кульминации и снова темные в финале.

"Макбет" притягателен ещё и тем, что он восхитительно символичен и при этом абсолютно лишен классического дуализма. Здесь нет Доброй" Белой и "Злой" Чёрной лебеди. Здесь история любви замешана на любви к власти.
Потрясающие зеркальные сцены: ночь любви Макбета и Леди Макбет после убийства Дункана и их совместный танец безумия с привкусом горькой и обреченной нежности в финале.
Здесь просто люди, которые проиграли себе же... своим теням и страстям. На протяжении спектакля ты не сочувствуешь никому и одновременно сочувствуешь всем.
Этим "Макбет", имхо, схож с другим балетом Васильева "Анютой" - тоже просто люди, тоже нет добра и зла, как таковых.
Но если "Анюта" - это бытовая драма, то "Макбет" - это трагедия.

А вдруг не было никакой Леди Макбет и Макбета искушает его собственное темное жадное первобытное начало? Которое потом же первое падает в бездну от осознания содеянного - ведь сначала Леди Макбет сходит с ума.
А были ли ведьмы? Или это лишь рок, к-ый искушает, коронует, а потом с хохотом вешает короля. Который утащит и героя, и злодея в темноту...

Ах да - ведьмы! Это отдельная, совершенно очаровательнейшая находка балета! Тонкие, стройные, звенящие, в лохмотьях, с костылями и хромающей походкой. С двумя лицами, одно из которых - оскаленный череп. То почти волшебные плясуньи, то сгорбленные старухи, то ломающиеся демонические сущности - вылезшие из Неблагого двора фей. Вот честно! Ведьмы балета произвели на меня куда большее впечатление, чем ведьмы самого Шекспира. Тут они не просто злодейки, но они - трикстеры, они - аморальная всесильная судьба, задирающая свою юбку.

Очень интересно вслушиваться, как музыка отражает саму себя в разных сценах и как преломляется.

В целом - это мрачно, это сильно, это ярко, это зло, это уродливо-прекрасно!

Ну а лично для меня "Макбет" у Шекспира любимое из того, что я читала.
И самые любимые слова литературы вообще:

Жизнь - это только тень, комедиант,
Паясничавший полчаса на сцене
И тут же позабытый; это повесть,
Которую пересказал дурак:
В ней много слов и страсти,
нет лишь смысла.


#Воронеж
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 9 комментариев
#классика #книги #кино #размышления #длиннопост

Я люблю Островского, а особенно люблю его "Бесприданницу" - периодически перечитываю её. Мне она кажется более тонкой, более реалистичной, чем "Гроза". В "Бесприданнице" нет таких страстей, как в "Грозе", но ощущается, что неотвратимое придет за всеми - но придет исподволь, неожиданно, без нагнетания драмы.... как в жизни.
"Бесприданница" бытовая, простая, типажи там не столь контрастны, как в "Грозе", и от того, имхо, разумеется, куда более близкие к живым людям.
И да, я очень люблю "Жестокий романс" - мне кажется он ещё ярче расцветил эти акценты пьесы (с пьесами в отличие от романов такое часто бывает), добавилась яркая актерская игра, музыкальная атмосфера и виды города на Волге.
Герои получились, пожалуй, на мой взгляд, даже более хорошими, как люди, чем в пьесе... и тем сильнее бьют наотмашь их поступки.

Харита Игнатьевна, в исполнении Алисы Фрейндлих, не торгует дочерьми, она их любит - любит, как умеет, пытается добыть им жизнь лучшую (в её понимании) и отпускает совершать ошибки, порою роковые. Хариту Игнатьевну, конечно, можно осудить, но не понять нельзя. Их отношения с Ларисой, несмотря на все "но" трогательные. То как они садятся в маленький наемный экипаж. То как пытаются удержаться.
"Что же я молодою не была? Иди. Может, Господь тебя и помилует" - говорит Огудалова дочери.
Вася Вожеватов - в книге один из самых отрицательных персонажей, он исподволь развращает Ларису, которая искренне верит ему, как другу детства. Он смеется над её горестями за глаза. В фильме он действительно её друг детства, это проявляется в его мелких поступках на протяжении фильма, кажется, что он действительно не может помочь, а не не хочет. Он скорее сочувствует ей. Но постепенно раз за разом из мелких поступков складывается его финальное предательство, которое он осознал уже только после смерти Ларисы.
Паратов - если в книге он явный соблазнитель. То в фильме, как говорил сам Михалков (не уверена, что я с ним согласна. но частично логика в этом есть) отчасти безалаберный человек широкой души. Его обаяние, его демократия хоть с теми же бурлаками, его жадность до жизни. Он говорит "А я ведь едва не женился на Ларисе. Вот людей бы насмешил" - и как не странно, ему веришь. Что если бы судьба чуть повернулась по-другому, то он бы так и сделал. Тем в финале сильнее коробит его поступок. Он утверждает, что действовал в горячке, однако его продуманное заманивание Ларисы на "Ласточку" с попустительства и поддержки Кнурова и Вожеватова, говорит скорее об обратном.
Карандышев - в пьесе просто жалок и гадок. В фильме он жалок, но и в нем есть какая-то трогательность. Которую Мягков сумел сочетать с этой жалкостью : "Так смейтесь мне в лицо! Ешьте. Пейте моё вино! Но разрывать грудь у смешного человека..." Есть в этом что-о пронзительно искреннее.
Кнуров, пожалуй, единственный, кто и в пьесе, и в фильме - это человек. который ищет своей выгоды и считает, что живет по принципам. А что принципы "покупаю, продаю" - это уже детали.
Лариса получилась очень милая, более веселая. В пьесе она уже надломленная, тут в ней живет надежда до последнего, и эта светлая вера привлекает к ней людей. Понятно, в чем её обаяние, которое так оттеняет её красоту. Кое-где Гузеева, конечно, недоигрывет или переигрывает, но в целом на фоне блестящих актеров держится совсем неплохо. И ей веришь.
Жаль только они сократили её финальную реплику, но может это было бы и неестественно много слов для умирающей, зато Рязанов вставил интересный визуальный ряд.
И, конечно, цыганские песни - развеселые, с жутковатым предчувствием чего-то трагичного звенят на протяжении всего фильма, чтобы потом завершить финал.

Очень хотелось бы посмотреть спектакль по этой пьесе, да боюсь, что не только фильм не перепрыгнут, да ещё своими современными интерпретациями пьесу испортят. А жаль...
Какой спектакль мог бы получиться!
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 21
#театр #Гамлет #восторги #классика #длиннопост

Вчера я наконец-то побывала на трансляции спектакля "Гамлет: Камбербэтч" - собиралась, наверное, почти год :) И даже дождалась небольшой скидки на билеты XD
Ну что сказать - это было потрясающе! Я не могу сказать, что Камбербэтч сразил меня прямо в сердце, я никогда не фанатела по нему, но какой же он все-таки талантливый и профессиональный актер!
И "Гамлет" то подтвердил. Камбербэтч в этом спектакле - это сочетание бесконечной энергетики, самоотдачи и отточенного мастерства.

Ещё мне показалось, что Гамлет Камбербэтча - это очень современный Гамлет, и не из-за костюмов, ни из-за каких-то элементов постановки (сейчас столько этих современных постановок, что поклоннику классических интерпретаций порою взвыть хочется), так что таким оформлением и трактовкой никого не увидишь. Его Гамлет современен потому, что... он герой нашего времени.
Это не герой всемирно известной трагедии, это не универсиальный герой, это именно что герой нашего времени.
Гамлет Камбербэтча расходится с моим привычным восприятием Гамлета. Я всегда воспринимала трагедию классического Гамлета, как трагедию правды, мести, долга, отчаяния, власти и совсем немного любви. Этот Гамлет более инфантилен (не в плохом смысле), он более подросток, он эмоциональнее и человечнее, он ближе к нам. Его трагедия - это трагедия парня, который потерял в первую очередь любимого отца (а не величественного родителя), а мама предала и его, и его отца - разочарование. Чей дядя не только поломал семью, не только захватил не принадлежащее ему, но попытался затолкать самого Гамлета в нужные ему (дяде) рамки. И боль захлестывает, и хочется спрятаться, но долг, честь и гордость не позволяет этого. Нельзя вечно убегать. В Гамлете есть и насмешка, попытка укрыться иронией от неизбежности пафоса и жестокости - очень современная черта. И где заканчивается гуманизм и начинается слабость?
Может, и впрямь тут лишь один выход - сумасшествие? И если очень долго притворяться...

Сам спектакль, как и его очень эффектное и при этом сдержанное оформление мне понравился!

Не понравилась только Офелия - актриса играла хорошо, но в ней нет ни капли Офелии. Ни от Офелии-человека, ни от Офелии архетипичной - имхо. Офелия в этой постановке слишком женщина и одновременно нескладный, нервный подросток, её сумасшествие слишком некрасиво-натурально. В ней нет той красоты и чистоты, что стояла против растерзанной грязными интригами королевской семьи, против обреченных метаний Гамлета, против яростной мести Лаэрта и против приниженного услужительства Полония. В этом спектакле Офелия наименее притягательный персонаж, её разве что немного жалко - не более того.

Зато мне очень понравился исполнитель роли Клавдия - это не просто тиран, это изощренный политик и психолог, натянувший маску лицемерия. Очень узнаваемый типаж.
Гертруда хороша. Как и Лаэрт. Полоний - трагикомедийный персонаж.
Горацио - пожалуй, самый осовремененный персонаж - скорее понравился, хоть и с оговорками. Фортинбрас получился... весьма запоминающимся))

В итоге: спектакль яркий, хлесткий, наполненный хорошей актерской игрой и потрясающей харизматичной отдачей Камбербэтча!))
Очень рекомендую!

P.S. А ещё вчера в рамках нашего #платоновский_фестиваль состоялся традиционный #Парад_Театров - представляли современного модернового Пушкина - впечатления... смешанные :) Для разнообразия интересно, были очень удачные находки, но в целом лично мне по душе классическая концепция парада.
#Воронеж
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 8 комментариев
#кино #книги #классика #просто_пост

Обнаружила, что по одной из моих любимых книг детства "Маленькие женщины" в 2017 г. был снят сериал. Приступила к просмотру с интересом - пока посмотрела только первую серию. Ну что сказать...
Он был бы неплох и даже хорош, если не сравнивать его с экранизацией 1994 г. Казалось бы, при меньшем объеме (стандартный фильм) та сумела отразить все ключевые моменты книги, все яркие эпизоды, а главную - ту атмосферу тепла и счастливого детства, несмотря на бедность, необходимость работать и маячившую войну.
Сериал меня удивил - авторы зачем-то выдумывают новые эпизоды и расширяют сцены, чтобы заполнить время, но пропускают эпизоды из книги.
Так например нет совершенно роскошной сцены репетиции сестрами Марч своего спектакля и его премьеры, сокращена сильно сцена на рождественском балу. Зато зачем-то впихнули иную трактовку знакомства с Лори, растянули начало, где девушки прыгают в корсетах и ночнушках по спальне. Трогательную идею с локонами превратили в комичную. А возвращение с бала вообще превратили в какой-то любовный роман.
Застенчивость Бет раздули в какую-то трагедию мирового масштаба, а Эми в драматичной сцене с сожженной тетрадкой Джо предстает не капризным, запутавшимся ребенком, совершившим дурной поступок, а чуть ли не блестящей злодейкой.
Я искренне не хотела сравнивать сериал с фильмом 1994 г., но не получается. Пока сериалу отчаянно не хватает душевного тепла и легкости, что были в книге и в фильме.
Эми слишком взрослая, поэтому её капризы кажутся уже не детскими, а натуральным эгоизмом. Кристен Данст вот была идеального возраста. Поэтому и выглядела трогательным, немного избалованным ребенком, играющим роль взрослой леди.
Мег - совсем не красавица, какую была в книге. И не блестящая молодая девушка. Она вообще пока мало запомнилась, меньше всех из сестер.
Марми может быть менее идеализирована и более реалистична, но это тоже противоречит книге.
Из плюсов - Джо как раз напротив в отличие от очаровательной Вайноны Райдер совсем не хорошенькая, что канонично. Только жаль: в харизме Вайноне она тоже проигрывает.
Пожалуй, лучше всех удался Лори - он хорош всем! Правда, он не мой обожаемый Кристиан Бейл :) Который сочетал в себе обаяние, легкость, благородство и порою совсем недобрую насмешливость и упрямство.
И всё же пока Лори самый яркий и каноничный персонаж в сериале, если не считать того, что его историю тоже исказили... и на фига?

Наверное, всё дело в том, что экранизация 1994, на мой взгляд была идеальной, и сравниться с нею трудно, в сериале я надеялась увидеть её расширенную версию.

В целом, сериал довольно интересный, более-менее каноничный, в меру красивый и приятный. Думаю, я досмотрю его до конца.

А есть ли ещё кто-то (особенно из поклонников книги), кто смотрел этот сериал? Каково ваше мнение?
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 7 комментариев
#классика #книги

Сегодня на очень скучной работе я читала Достоевского. Такое у меня бывает крайне редко, ибо на работе я обычно работаю, но вот сегодня было так :)
"Идиот" - читаю в первый раз, поэтому с интересом жду, что же будет дальше, хотя сюжет себе представляю, но в ооочень общих чертах.
Восхитил монолог Настасьи Филипповны! До этого так поражала, наверное, только Маргарита. Признаться, сначала была совершенно непонятна мотивация Настасьи Филипповны: возникало ощущение, что это всё злые капризы избалованной и по-своему несчастной женщины. Но монолог на именинах - это невероятно!
Мне симпатичен Достоевский, но он не мой любимый писатель. Порою его сложно читать, события сливаются и даже, как бы это страшно не звучало xd, становится скучновато. Но иногда он ударяет наотмашь...
Так я читала почти все его романы - то не торопясь, почти лениво и понукая, то жадно перелистывая страницу за страницей и вновь перечитывая строку за строкою.

А ты и впрямь думала? — хохоча вскочила с дивана Настасья Филипповна. — Этакого-то младенца сгубить? Да это Афанасию Иванычу в ту ж пору: это он младенцев любит! Едем, Рогожин! Готовь свою пачку!

А теперь я гулять хочу, я ведь уличная!

Нет, лучше простимся по-доброму, а то ведь я и сама мечтательница, проку бы не было! Разве я сама о тебе не мечтала? Это ты прав, давно мечтала, еще в деревне у него, пять лет прожила одна-одинехонька; думаешь-думаешь, бывало-то, мечтаешь-мечтаешь, — и вот всё такого, как ты, воображала, доброго, честного, хорошего и такого же глупенького, что вдруг придет да и скажет: «Вы не виноваты, Настасья Филипповна, а я вас обожаю!». Да так, бывало, размечтаешься, что с ума сойдёшь...

Смотри, князь, твоя невеста деньги взяла, потому что она распутная, а ты ее брать хотел! Да что ты плачешь-то? Горько, что ли? А ты смейся, по-моему, — продолжала Настасья Филипповна, у которой у самой засверкали две крупные слезы на щеках.


"Что ты плачешь-то? Горько? А ты смейся, по-моему" - когда дочитаю, хочу увидеть фильм, где Настасью Филипповну играет Аста Нельсен, интересно можно ли его найти в интернете... или это тщетные попытки?
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 8 комментариев
#классика #книги #мнение #длиннопост

Я очень люблю пьесу "Калигула" Камю!
"Я вообще никогда не думаю. Я недостаточно глуп для этого"
"Свободны всегда за чей-то счет"
"Нам дороги одни и те же истины... Ты без остатка принадлежишь добру, как я - злу"


Но речь пойдет не о ней. Точнее не совсем о ней. Сегодня я наконец-то добралась до другой пьесы Камю "Недоразумение". Ну а вдруг тут кто-нибудь читал и то, и другое - будет очень интересно услышать мнение этих людей))
А вот моё:

Во-первых, и в одной, и в другой пьесе есть образ рока. Но в "Калигуле" он пронзителен и ярок, а в "Недоразумении" бытовой и довольно затертый что ли. Уж не знаю, хорошо это или плохо. Точнее для меня - скорее плохо, но кому-то, может, напротив - больше понравится.

Во-вторых, финал. И там, и там он трагичный. Но в "Калигуле" он какой-то безудержно лихой:
"В историю, Калигула, в историю! ... Я еще жив!"
И счастливый - да, хоть и трагичный, а счастливый. Калигула получил-таки свою свободу. А Рим получил свободу от Калигулы.
В "Недоразумении" финал - полная экзистенциальная (вот верите, хотела подобрать красивое слово, но отчего-то не получается, так что уж простите за мой французский), но я могу это назвать только так - "полная экзистенциальная жопа".
Т.е. я напрочь не увидела того, о чем писал Камю в предисловии к "Недоразумению". Вот в "Калигуле" увидела, а в "Недоразумении" - нет.

Во-третьих, бьющие в цель фразы. В "Недоразумении" их достаточно, но, имхо, даже близко нет к тем, что в "Калигуле" - ни по количеству, ни по яркости.

В-четвертых, герои. Калигула ужасен, но на другой чаше весов - его харизма, его правда. Марта - мерзка, а на другой чаше весов - липковатый привкус жалости к ней. Да и сама Марта - что это: аллегория от Камю или какое-то психическое расстройство?

Наверное, из вышесказанного может показаться, что мне не понравилось. Это не так. Это очень сильное произведение! И это был интересный опыт.
Но я ещё раз убедилась, что люблю не Камю, как автора, а люблю "Калигулу" Камю))

И поэтому напоследок ещё одна цитата из "Калигулы":
- Он отрицает то, что ты признаешь. Он глумится над тем, чем ты поклоняешься.
- ... но во мне есть что-то похожее на него. Одно и тоже пламя сжигает нам душу.
- Бывают минуты, когда надо выбирать. Я заставил замолчать в себе то, что могло быть на него похоже!

- Он научил меня требовать бесконечного.
- Нет, он отнял у тебя надежду.
Свернуть сообщение
Показать полностью
#книги #классика #размышления #длиннопост

Иногда читаешь книгу, и она тебя потрясает. А потом через несколько лет перечитываешь её и думаешь: "Ну да хорошая, но чего это меня тогда так зацепило?.."
Иногда - наоборот. Первый раз проходит мимо, а второй - ошеломляет.
И очень редко: книга оглушает и в первый, и во второй раз, но совершенно по-разному.
Итак: "Рождественские каникулы" Моэма.

Я очень люблю Моэма. Он, Остен и выборочно Уайльд - те три классика, на которых я именно отдыхаю. Моэм известен "Театром" и "Бременем страстей человеческих", разумеется, он известен и рассказами тоже.
"Рождественские каникулы" - это и ни первое (известный роман, что называется, "обложка" творчества писателя), и ни второе. Честно говоря, не знаю, к чему отнести это произведение, по размеру, наверное, тянет на роман. Хотя первоначально у меня почему-то осталось стойкое ощущение именно повести. Есть в нём какая-то изящная зарисовочность, свойственная скорее рассказам и повестям, чем монолитным романам.

Когда я в школе, 10й или 11й класс начала читать Моэма и рухнула в его творчество, я читала его запоем - всё собрание сочинений, что было в нашей городской библиотеке. Но именно "Каникулы" ударили меня под дых. Было в них что-то резкое, злое, непонятное и одновременно томное.
Тогда "Каникулы" поразили меня своим сюжетом и идеей.

Перечитала я их отчего-то только сейчас - сама не знаю почему. И они поразили меня героями. Главный герой, который остался у меня в памяти скорее как некий набросок-фон для жестокой и неформатной истории жизни и идеи главной героини, так вот этот главный герой совершенно меня восхитил! Друг главного героя во второе прочтение врезался в мысли, хотя после первого как-то не остался вообще в памяти. Пожалуй, только главная героиня вызвала те же эмоции.

"Рождественские каникулы" - причудливы, как сама жизнь. Сказать, что в них сталкивается идея добропорядочного и теплого мещанства и жесткости мятущихся сильных натур, уютный вечер у английского камина против бури страстей в дешевых кафе Парижа - это, пожалуй, слишком огрубить и упростить творение Моэма. Может так оно и есть, но дело в полутонах, понимаете?..

- Почему вы так добры ко мне? Я надоедная, скучная, несносная. Я вам даже и не очень-то нравлюсь, правда?
Чарли ненадолго задумался.
- Что ж, сказать по правде, не очень.
Лидия рассмеялась.
- Тогда почему вы со мной нянчитесь? Почему не выгоните меня на улицу?
- Понятия не имею.
- Сказать вам? Это все доброта. Просто-напросто самая обыкновенная дурацкая доброта.
- Идите к черту.
Они ужинали в Латинском квартале...


Ещё очень интересно наблюдать русских людей и русский менталитет глазами британца Моэма. Тем более, что Моэм знаком с нашей страной не понаслышке.

- Хотел бы я знать, что в конце концов станет с Саймоном,- пробормотал он.
Он сам не заметил, как произнес эти слова вслух, и удивился, когда Лидия ответила ему, чуть не подумал, что она прочла его мысли.
- Англичан я не знаю, - сказала она. - Но будь он русский, я бы сказала, что он либо станет опасным агитатором, либо покончит с собой.
Чарли фыркнул:
- Видите ли, мы, англичане, обладаем замечательной способностью обращать заблуждения молодости в добротную пищу. С таким же успехом он может в конце концов стать редактором "Таймс.


Моэм, как всегда, восхитительно ироничен. Он, если не лучше всех писателей, то лучше многих и многих, умеет преподнести идею, что у медали неизбежно есть и обратная сторона, что двойным дном жизнь не исчерпывается, а правды всегда, как минимум, две. Однако при этом он лёгок и точен. При всей своей язвительности, он умеет обрисовывать эпизоды мягко и ненавязчиво. Но в финале книги он бьёт наотмашь:
А ночной кошмар, от которого, как воображал Чарли, он счастливо очнулся, на самом деле страшная действительность, рядом с которой все остальное самообман. Это нелепо, это противоречит здравому смыслу, но она, вся та страшная действительность, словно исполнена силы и тайного смысла. И значит, жизнь, которую он делит с этими тремя, - с отцом, матерью и сестрой, столь дорогими его сердцу, и вся прочая благопристойная, но заурядная окружающая жизнь, которая выпала ему по воле слепого случая, - уютно укрыла и защитила, это все лишь театр теней. Пэтси спросила, были ли у него в Париже приключения, и он честно ответил - нет. Он ведь и вправду ничего такого не делал. Отец думает, он там распутничал, и боится, не подхватил ли он дурную болезнь, а у него и женщины-то не было. Лишь одно с ним случилось - довольно странно это, если подумать, он не очень и понимал, как с этим быть, - весь его прошлый мир рухнул.


P.S. Давно хотела написать о Моэме. Получилось только с "Рождественскими каникулами" - наверное, это судьба :)
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 8 комментариев
#книги #классика #рецензия #длиннопост и наверное #размышления

Итак, я прочитала "Книжный клуб Джейн Остин" Фаулер. Было бы круто обсудить персонажей с теми, кто тоже знаком с этой книгой))
А пока немного впечатлений.
Моё мнение на протяжении чтения: нравится - не нравится - всё-таки скорее нравится, правда, с оговорками и очень большими.

Когда я планировала писать эту рецензию, я хотела прямо в начало вынести что-то вроде: "Разумеется, читать эту книгу имеет смысл только тем людям, кто хотя бы поверхностно знаком с творчеством Джейн Остен" - а теперь... я, пожалуй, так не скажу.
Потому что один главных минусов в том, что Джейн Остен мне как раз и не хватило!
Да, её много, но это скорее девиз, нежели лейтмотив.
Хотя в первой главе её творчества (а обсуждали "Эмму") мне, как говорят, додали. "Чувства и чувствительности" (2 глава) уже было меньше, как и "Доводов рассудка" (последняя глава), а "Мэнсфилда-парка" - много меньше.
И уж совсем ничтожное количество "Нортенгерского аббатства" и "Гордости и предубеждения"! А это мои любимые романы у мисс Остен, и такого пренебрежения я автору никак не могу простить!((

Второй минус - это, как не парадоксально, детали.
Никогда бы не подумала, что такое скажу! Ведь я очень люблю авторов, у к-ых картина складывается воедино из мельчайших деталей и полутонов. Что-то в духе: идет суд, решается вопрос о применении смертной казни, а судебный пристав N съел на завтра бекон и теперь мучается приступом гастрита. И всю мировую справедливость он сейчас бы променял на таблетку обезболивающего.
Но у мисс Фаулер их не в меру много!!! Да, из деталей состоит жизнь, но во-первых, книга это всё-таки не жизнь, а во-вторых, мы сами (ну во всяком случае я) забываем большую часть этих деталей, едва проходит полчаса, ну в лучшем случае месяц.
Часто, особенно в середине романа, у меня складывалось ощущение, что я слушаю скучноватую историю, к-ую мне рассказывает мой друг. И не слушать вроде нельзя, и прервать - друг всё-таки, ему, наверное, это важно. И интереса вроде не лишено... но ты уже пятый раз за время рассказа посмотрел на часы.

Зато язык легкий и да, не оторваться. Вроде порою и как-то много деталей, а цепляет - бросить не можешь. Может, мыши, к-ые едят кактус и получают своеобразное удовольствие? :)
И, безусловно, ты получаешь удовольствие от легкого, но неглупого повествования. От верно подмеченных нюансов и моментов. От неброских, но точных и сочных описаний.
И от персонажей... Мерлин! Тут был лишь один персонаж (второстепенный), к-ый ни разу меня не выбесил. Остальные же перехватывали пальму первенства с завидным энтузиазмом, но... с другой стороны - их так часто понимаешь, а порою даже (хоть и не во всех) узнаешь какие-то черты себя. Впрочем - не понимаешь ты их ещё чаще.
На выходе - некоторым персонажам ты говоришь скорее "да", другим - скорее "нет", а третьим - "не знаю".

Есть очень яркие эпизоды - вроде ничего такого, но они так сильно западают в память, что вряд ли и клещами их уже вытащить - так и стоят перед глазами. Вот этот момент кстати слегка напомнил саму - Первую леди английской литературы Джейн Остен))

В целом, я бы сказала, что эта книжка подойдет для чтения в тот момент, когда не хочется ничего тяжелого и излишне серьезного, а хочется - легкого, более-менее интеллектуального и более-менее реалистичного.

Итог:
Зацепило - да, однозначно
Стало любимым - нет, однозначно
Понравилось? А я и сама не знаю :))
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 3 комментария
#книги #классика #феминизм #размышления #длиннопост

"О феминизме в XIX веке и не-феминизме в XXI"

Есть такая писательница Луиза Олкотт, известная своею книгой "Маленькие женщины". Книга в большей степени для девочек, собственно говоря, она для них и писалась. Но знаю, что многие взрослые её с удовольствием читают - я сама буквально недавно со вкусом перечитала эту повесть в сотый раз. К чему этот пост, дело в том, что у книги есть продолжение "Хорошие жены", к-ое, кстати, чаще всего публикуется вместе с первой частью, и экранизируются они тоже едиными фильмами. Но мне повезло (и почему об этом будет далее), у меня была в детстве только первая часть, к-ую я очень любила. Книга немного излишне религиозная и морализаторская на взгляд современного человека, но бесконечно ласковая и светлая.

О существовании второй я узнала, лишь посмотрев фильм и обнаружив (далее спойлеры!), за кого сестры вышли замуж, что Бет, увы, так и не оправилась после болезни и многое другое. Тут следует отметить, что фильм 1933 с Кэтрин Хепберн, скорее представляет для меня историческую, нежели художественную ценность. А вот 1994 с Вайноной Райдер просто чудесный - смотрели всей семьей))
Так вот в фильме были, как выяснилось позже, когда я всё-таки решилась прочесть вторую часть, убраны многие линии.
В частности линия семейной жизни Маргарет и мистера Брука. По сути дела в фильме их история заканчивается свадьбой, да маленький эпизод посвящен рождению близнецов. Но не в книге!
С огромным удивлением я обнаружила, читая "Хороших жен", как далеки были взгляды феминисток 19 века (а сама Луиза Олкотт была как раз феминисткой, активным борцом за права женщин и была первой женщиной, зарегистрировавшейся для участия в выборах в Конкорде, Массачусетс!) от взглядов современных девушек и женщин, к-ые к тому даже не считают себя феминистками.

Ближе всех к образу современной женщины образ Джо Марч (прототип -сама Олкотт) - она уезжает в Нью-Йорк, работает, пытается писать и публиковать, вращается в относительно мужской компании. Причем (!) в фильме она спорит с мужчинами о философии и политике, в частности об избирательных правах для женщинах. В книге последней сцены нет.
Также и слегка "осовременен" образ её матери миссис Марч, в частности именно она произносит в фильме такие слова:
"Почему Лори (их друг) может голосовать, выбирать профессию, пить вино, флиртовать и никто не скажет о нём плохо? По одной простой причине: Лори - мужчина. А значит общество куда терпимее к нему". А дальше, мол, в ваших силах постараться изменить этот мир. В книге этого тоже нет.
Зато в "Хороших женах" есть две довольно яркие и показательные модели женского поведения: Эми (светская леди - ну тут всё вполне классически) и Мег - добропорядочная жена, та самая опущенная в фильме линия. И знаете, думаю, она опущена не по причине нехватки эфирного времени.
Так вот дело даже не в том, что Мег помешана на ведении дома, в конце концов, это профессия, к-ая ничем не хуже других и не легче. Да и 19 век опять же.
А в том, что хотя Олкотт пытается представить модель идеальной семьи, где супруги делят обязанности и уважают друг друга, для современной читательницы бросается в глаза, насколько Мег в неравном положении относительно своего мужа, несмотря на все попытки продемонстрировать равенство.
Учитывая, что пост не бесконечный, я приведу только один пример - это диалог Мег и Джона вечером, образец милого семейного разговора. Она простодушно спрашивает про политику, что он пытается объяснить ей в самых простых (!) словах, а он вежливо интересуется её рукоделием и шляпкой. Мег показана глубоко невежественной на фоне мужа, и это при том, что родители давали дочерям прекрасное по тем временам образование для женщин... да и сама Мег далеко не глупа.
Вот недаром Джо сокрушалась, что ей закрыта дорога в колледж - "Я бы убила, чтобы попасть учиться в колледж".

Ситуация вовсе не удивительная для 19 века, если не помнить:
а) Книга не лишена утопизма и многие вещи, вроде семейной жизни и благородства, доброты, набожности людей там преувеличены. Это не реализм в прямом смысле!
б) Автор была феминисткой и активным борцом за права женщин.

Итог: начинаешь осознавать, какой путь мы прошли чуть больше, чем за век! А мысль, что мне завтра предстоит идти на работу и писать исковое заявление для суда, уже не кажется мрачной)))
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 18 комментариев
#книги #классика

Очередная попытка прочесть "Сагу о Форсайтах" с треском провалилась! И дело даже не в весьма своеобразном слоге, иногда я с удовольствием читаю такие слегка заунывные романы. Дело в том, что меня несказанно взбесила Ирэн Форсайт, имхо, конечно, но что-то мне подсказывает, что я не одинока в своём мнении))
В то время, как Сомс при всех своих бесспорных недостатках вызывает скорее усталое сочувствие.
В итоге я сделала не совсем правильно - читала кусками.
Но поступок Ирэн по отношению к сыну вызвал у меня такой прилив злости и брезгливости, что я сунула книгу обратно на полку!
Честно: я не знаю, как относился сам писатель к своим персонажам, и вряд ли смогу обосновано высказать мнение относительно этого вопроса, поскольку прочла далеко не всё. Но как-то интуитивно - Ирэн он симпатизировал больше, чем Сомсу, к-ый словно один кругом во всем виноват! Хотя он-то как раз любил, пусть и по-своему. Да, и в целом человек надежный, имеющий принципы.
А, может, во всем виноват фильм, к-ый я смутно помню из детства - тоже урывками смотрела, где прямо мне запомнилась красивая и несчастная Ирэн и "бездушный злодей" Сомс.
Показать 14 комментариев
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть