Viara speciesавтор
17 марта 2022 к фанфику Мотылек
|
|
flamarina, прошу прощения, что так долго тянула с ответом! Просто нужно было собраться с мыслями, выкроить час времени, в который меня никто не потревожит...
Во-первых, ни в коем случае не извиняйтесь за песенные ассоциации! Я не знаю, могут ли мысли передаваться через расстояния, но эти ассоциации как раз очень к месту. Нет, я даже не вспоминала именно эти песни, но так получилось, что весь "Мотылек" - это сонгфик. Не в прямом смысле слова, но вся история, все картинки выстроились в голове под музыку. Музыке - увертюре к опере "Тангейзер" - я обязана и идеей, и образами, и вообще всем, что в этом тексте есть. Да и в целом весь этот текст - вереница ассоциаций, вызванных мелодиями, песнями, стихами... Музыка вообще вещь удивительная. Во-вторых... Я не умею писать о любви. И никогда не умела. И если - в первый раз - получилось... Я счастлива. Но эти сказки - "Русалочка", "Снегурочка" - поэтому совершенно уникальны. Они - гимн человеческой жизни, в них любовь и жизнь сплелись так тесно, что... в общем-то, как в самой жизни нередко и бывает) Так что да, о жизни... А жизнь прекрасна. Человек вообще существо уникальное) Не знаю, способность ли то мыслить, но людям вообще свойственно мечтать о недостижимом, вы совершенно правы. Дотянуться до звезд, сорвать Луну с неба, создать философский камень, превратить железо в золото - за этими образами ведь многое стоит: алхимики и просто искатели приключений, герои из древних мифов... А желание взлететь? И ведь чего-то из этого человек и правда добился. И не добился бы, если бы не мечтал. И это не про всех людей, совсем не про всех. Просто есть берендеи, а есть люди-мечтатели, есть люди, которые способны влюбиться в бездну. И этот тип людей как раз нередко становился основой для многих сказок. Только вот это жадные люди. По-настоящему жадные. Ненасытные. И бездна жадная. "Бездна разверзла свою пасть" и жаждет поглотить. А еще минус тянется к плюсу, мертвая бездна тянется к жизни, свету и теплу. (Мне сразу немного отвлеченным примером вспомнилась Унголиант)) И,наверное, в этом главная проблема. Потому что жадные до звезд люди очертя голову бросаются в бездну, а бездна приветствует их, тянется к ним, хочет узнать поближе и получить немного тепла... Но бездна тоже жадная. И неопытная, она не знает меры. И иногда она высасывает глупого человека до сухой оболочки до того, как успеет осознать, что уже взяла все, что ей могли отдать. И вот как-то... Я впервые прочитала и "Русалочку", и "Снегурочку" очень и очень давно. Ну а что может подумать маленькая девочка? Русалочка - безвинная жертва, Снегурочку жаль до слез, Принц - слепой глупец, Мизгирь неприятен тем, что бросил невесту, Лель - ветреный и равнодушный, а восхваление берендеями Солнца в конце пьесы - просто верх цинизма. А года два назад я сходила "Снегурочку" послушать. И как-то что-то у меня в голове зазвенело, но до этого конкурса я намертво об этом забыла. А ведь не светлые они, ни Снегурочка, ни Русалочка. То есть светлые, конечно, но... И одна, и вторая - как раз образ бездны. Незлой. И их действительно до слез жалко - да только не зря у Русалочки нет души. И у Снегурочки нет. А Принц, Мизгирь - как раз образы людей, влюбленных в бездну и способных влюбить ее в себя. Им нет покоя, они в вечном смятении, в вечном поиске. И такие и в жизни счастья не находят, и в сказках - тем более. И когда в сказках происходит столкновение... Это пожар. В нем погибнет и первое подожженное дерево, и сам огонь погаснет, когда съест все, что есть, и весь лес сгорит. Это красиво. Это трагично. И это эгоистично - потому что это жажда, это безумие, и ни один не видит ничего кроме. Почему-то в детстве не обращаешь внимания на сестер Русалочки, отдающих волосы Морской Ведьме, не думаешь о Бобылях, а у такой любви ведь есть и "лишние" жертвы. И и "Русалочка", и "Снегурочка" - светлые сказки. Добрые. Которые, как ни странно, не могли закончиться счастливее. В той же Диснеевской "Русалочке", конечно, очень радостно, что все закончилось Хэппи Эндом. Да только не могло оно так закончиться, увы. Если бы у Русалочки с Принцем "сложилось"... Не знаю точно, но мне почему-то кажется, что в конце концов все закончилось бы почти так же, только Принц бы тоже сгорел. Все-таки Русалочка навсегда останется Русалочкой, она не человек. А так... Принц спутал свою Бездну с человеком и счастливо избежал горькой участи - и не без милосердия бездны. У Андересена бездна оказалась доброй. И она не утащила Принца за собой, она вовремя остановилась, вовремя погасила себя сама. А альтернатива была только одна: кинжал оказался бы там, где и должен был оказаться. И в конце "Снегурочки" воспеваешь Солнце вместе с берендеями. Потому что в целом мире не найдется места ни бездне-человеку (потому что она никогда не станет человеком), ни влюбленному в бездну - они вечные возмутители спокойствия, они вечные странники. И все-таки, если проводить параллель уже с реальным миром, сколько открытий, сколько изобретений - дело рук вот таких вот мечтателей. Вы говорите: "Нельзя не лететь на пламя. И нельзя выжить, полетев". И как же вы правы! Ну и если отойти от темы бездны и человека, а вернуться исключительно к любви... Любовь нередко разрушительна, нередко слепа, любовь человека к человеку тоже может разрушить жизни - и не только тех, кто любит. Я уж не говорю, что любить всегда непросто и всегда больно. Любить - всегда глупо, потому что легче не любить. Но мы любим. Мне очень нелегко дался этот текст, хоть писался он легко и быстро. Мне нелегко дается сам конкурс, в "Мотыльке" слишком много меня. И какое счастье, что есть такие читатели, как вы. Спасибо вам - за конкурс, за отзыв и просто так. 2 |