Коллекции загружаются
#культура #традиции #история #длиннопост
Из моих старых записей: разбиралась с традиционными индейскими культурами (ацтеки, майя, инки), чтобы между собой не путались. Может, кому-нибудь пригодится или просто будет интересно. Некоторые обычаи, верования и устройство мира, который навестили герои Еще одной сказки барда Бидля. И любопытные факты из серии «кто бы мог подумать». Пока выкладываю про ацтеков: - У ацтеков (самоназвание – теночки) не было императора: верховный владыка носил титул Уэй Тлатоани (Говорящий Вождь). Общественной единицей была родовая община, во владение которой выделялся потребный ей участок земли. Ацтеки не были «империей» в том смысле, в каком империей были инки: они не устанавливали на землях других племен своих законов. Это было скорее «федеративное государство», ограничивавшееся сбором дани с подчинившихся земель, которые взамен получали разные блага (торговля, дороги, военное союзничество и пр.). Ацтекам платил дань 371 город. На принятие решения (о присоединении или войне) противнику обычно отводился месяц. Война начиналась в случае отказа – и заканчивалась с захватом верховного вождя или храма верховного божества, что считалось проявлением воли богов. Это в итоге стало одной из причин гибели ацтеков: они ожидали подобного же поведения от испанцев - и после победы Кортеса стали ждать выдвижения условий о дани. Им не могло прийти в голову, что можно вести войну просто с целью тотального уничтожения противника, его традиций, культуры и религии. По этой же причине племена, традиционно враждовавшие с ацтеками, оказали поддержку испанцам: они не предполагали, что в конечном счете всех индейцев, независимо от племенной принадлежности, постигнет полное истребление. - Война в ацтекском обществе виделась жизненной необходимостью: в этом суровом мире можно было выжить только при покровительстве богов, принося соответствующие жертвы. Солнечный бог – Уицилопочтли – ради своего народа каждый день выходил на бой с тьмой, и ацтеки могли отплатить ему лишь тем, что давали ему пищу для ведения этих нескончаемых войн - кровь: боги питались жизнью и, в свой черед, даровали жизнь народу. Войны, таким образом, затевались в первую очередь ради захвата пленников, которых можно было предложить в жертву. При этом смерть на жертвенном алтаре считалась не менее почетной, чем гибель в бою; а бегство пленника покрывало его таким же личным позором, как бегство с поля боя. - Целью образования и воспитания было научить ребенка тому, что государство считало необходимым, принимая во внимание его социальное происхождение и его вероятное будущее. В результате должна была получиться, говоря современным языком, «социально зрелая» личность. Школы тельпочкалли были предназначены для обучения простых граждан. К чему обычному человеку знания, которые он никогда не сможет применить на практике, или зачем ему размышлять, если для этого есть власть? Мальчик, поступавший в тельпочкалли, много работал: рубил дрова, участвовал в общественных работах: восстановлении рвов и каналов, возделывании общинных земель. Но на закате молодые люди отправлялись петь и танцевать за полночь, те же, у кого были возлюбленные, отправлялись спать подле них. Школы кальмекак воспитывали элиту - мальчиков, из которых впоследствии вырастали жрецы, военачальники, судьи, государственные служащие. Там воспитание было более суровым: тот, кому предназначено руководить, сначала должен научиться слушаться. Хотя дети были преимущественно из знатных семей, им часто поручали черную работу: уборка и подметание, аграрные работы на землях храма, собирание дров. Их заставляли голодать и каяться, ходить ночью в пустынные места в горах, где они воскуряли благовония и усмиряли свою плоть, прокалывая уши и ноги иглами кактуса. А вместо вечернего веселья, которому предавались воспитанники «народных» школ, в полночь все мальчики вставали с постелей для чтения молитвы и принятия холодной ванны. - В детстве мальчику обривали голову, но в возрасте от 10 до 15 лет он носил один пучок волос на затылке. Юноше не позволялось удалять этот пучок до тех пор, пока он не возьмет в битве хотя бы одного пленного, после чего он удостаивался титула «храбрый юноша» или «захватывающий в плен». Теперь ему позволялось носить один локон над правым ухом – и ходить в украшенной узорами одежде. Когда на его счету было четверо пленных, ему разрешалось обрезать волосы в стиле старых воинов. - Общество ацтеков было бесклассовым: правящая верхушка постоянно обновлялась, пополняясь за счет простых граждан, и именно это составляло ее силу. Любой воин, каково бы ни было его происхождение, сумев захватить четырех пленников, становился текиуа и сразу же попадал в высший слой общества. «Говорящий Вождь» также раздавал высокие чины тем, кто это заслужил. Хотя эти сановники (текутли) и не образовывали «знать» в европейском смысле слова, сын текутли носил титул пилли– как говорили испанцы, «идальго», сын благородного человека. Если он хотел возвыситься в военной, гражданской или жреческой иерархии, то должен был предпринять те же усилия, что и рядовой гражданин. Правда, изначально он пользовался многочисленными преимуществами: слава отца, круг знакомых, позволяющий надеяться на покровительство, «высшее образование». Именно из этой категории набирались чиновники, судьи, посланники; она служила своего рода запасником кадров. Но пилли, ничем не отличившийся за свою жизнь, уже не мог передать почетного положения своим детям. Блеск угасал через поколение, если его не поддерживали доблесть и служение. - В ацтекском государстве существовало огромное число чиновников. Однако волокиту старались свести к минимуму. Раз в 80 дней, в течение нескольких дней, заседая с рассвета до ночи, закрывали все нерешенные дела, как политические, так и судебные. Таким образом, ни один процесс не мог длиться более 80-ти дней. Кроме судебных властей, огромной властью пользовались налоговые инспектора. Были специальные службы, которые инспектировали жилища. Нравы и законы были беспощадными: горе пьющему или снисходительному судье, горе бесчестному чиновнику! наказание было тем суровее, чем более высокий пост занимал провинившийся: простолюдин, ограбивший своего отца, продавался в рабство, но знатного человека за такое же преступление казнили. Смертной казни также подвергали пьяного чиновника или жреца, но если такой проступок совершал незнатный человек, на первый раз ему публично обривали голову, а его дом сносили, и лишь во второй раз его казнили. Закону подчинялась также и семья правителя. Трое сыновей Нецауалькойотля были казнены за нарушение составленного им кодекса. - В особый слой общества выделялись купцы (почтека), которые имели своих богов и подчинялись своим законам. Ограбление купцов каралось смертью. Торговля была непростым занятием, учитывая отсутствие у ацтеков вьючных животных и колесного транспорта (колесо встречается в ацтекских детских игрушках, но практически бесполезно для перевозок на столь пересеченной местности). Для дорогих товаров предметами обмена были накидки, медные лезвия топоров или стержни птичьих перьев, наполненные золотой пылью. Бобы какао выступали в качестве мелкой монеты, и нечистые на руку люди порой подделывали их, используя воск или муку из семян амаранта. - Рабство у ацтеков не предполагало бесправия. Многие рабы занимали ответственные должности, выступая в качестве надсмотрщиков или управляющих поместьями; ацтекские законы позволяли им приобретать землю, имущество и даже заводить собственных рабов. Нередко вдова повторно выходила замуж за одного из своих рабов. Дети рабов рождались свободными: Ицкоатль (один из Говорящих Вождей) был сыном рабыни. Раб, который попадал на рынок, имел последний шанс вернуть себе свободу. Если он убегал с рыночной площади и достигал убежища – дворца правителя, – то становился свободным человеком: закон запрещал всем, кроме его владельца или его сына, ловить беглеца. Любой другой человек, вздумай он вмешаться в погоню, наказывался тем, что сам становился рабом. Любой раб мог купить свободу, уплатив своему хозяину сумму, равную стоимости его покупки. Благонравный раб даже не мог быть продан без его согласия, однако закон позволял хозяину избавиться от нечестного, ленивого или непослушного. - Почвы, пригодной для земледелия, у ацтеков было немного: климат этих земель суров. Основу овощного рациона составляли бобы, тыквы, кабачки и томаты; картофель привезли сюда испанцы. Сначала картофель был завезен в Испанию из Южной Америки (с которой у ацтеков не было контактов) и появился в Европе как продукт питания для бедных; в 1565 году он прибыл в Англию. И только потом картофель возвратился в Америку, совершив полный круг: в Мексике он появился уже в качестве «европейской пищи». Единственной зерновой культурой был маис (кукуруза). Поскольку кулинарная обработка ее – очень трудоемкий процесс, ацтеки не могли позволить себе вести холостяцкую жизнь: женщина должна была готовить, так как у мужчины на это просто не было времени. Индейцы испытывали большой дефицит белковой пищи и были практически незнакомы с молочными продуктами. Очень ограничены они были в мясе: единственным домашним источником мяса были индюшки и съедобные собаки без шерсти. Кроме этого, потребляли лягушек, саламандр, муравьев, игуан, головастиков, пресноводных креветок, водяных мушек, личинок, белых червей и даже яйца, которые водяная муха откладывала на воде и которые ели, как черную икру. Аксолотли (личинки саламандр, которые выглядят как тритоны) с желтым перцем были блюдом, приличествующим столу правителя. Не было никакого жира для жарки: все либо пекли, либо варили, сильно сдабривая пряностями и перцем. И знаменитый чоколатль (шоколад) ацтеки тоже приготовляли, добавляя в напиток из какао-бобов мёд и перец. - Жилища простых ацтеков были крайне простыми, даже примитивными по устройству; «знать» строила двухэтажные дома. Но у самой простой хижины имелась своя баня – небольшое полусферическое сооружение с низенькой дверцей. Рядом сооружали очаг, и пламя нагревало стену бани, пока она не накалялась докрасна. Тогда моющийся залезал в баню и принимался поливать водой раскаленную стену, пока баня не наполнялась клубами пара. (Примерно так же обстояло дело с гигиеной у индейцев майя.) - В то же время города ацтеков поразили конкистадоров великолепием своей архитектуры и масштабами («это похоже на волшебство из легенды об Амадисе», - писал Берналь Диас). Теночтитлан (Мехико), пронизанный сетью каналов, стоял на воде, как Венеция. В нем проживало около 100 тысяч человек (в Лондоне в это время – 40 тысяч, в Париже – 65 тысяч), а водопроводы, канализационная система, прочие инженерные сооружения и городские инфраструктуры находились на уровне, которого западная культура достигла только к концу XVIII века. Ацтекские храмовые пирамиды размерами (не говоря уже об архитектурных украшениях) превосходят пирамиды Египта. - Игра в мяч – прототип современного баскетбола – имела ритуальное значение. Однако мяч этот был из литого каучука, и бить по нему можно было только локтями, коленями или ягодицами. Узкое каменное кольцо помещалось на высоте около 11 метров. Если игроку удавалось забросить мяч в одно из колец, его команде присуждалась победа. В качестве награды победители имели право отнять одежду и прочее имущество зрителей. Это было сделать не так-то легко, поскольку зрители старались поспешно пробраться к выходу, в то время как игроки и их болельщики пытались схватить как можно больше жертв. Побежденные обычно принимали почетную смерть на алтаре. - Скульптура ацтеков обладала поразительной жизненной силой и беззастенчивостью. А о золотых изделиях, которые конкистадоры отправили императору Карлу V, А.Дюрер, видевший их незадолго до того, как император практически всё пустил в переплавку, писал: «За всю свою жизнь я не видел ничего, что так порадовало бы мое сердце, как эти изделия». «Я режу нефрит, я плавлю золото в тигле: Вот моя песня! Я вставляю изумруды в оправы… Вот моя песня!» Излюбленным приемом, используемым как в прозе, так и в поэзии, было совмещение двух слов или фраз так, чтобы навести на мысль о понятии, которое прямо не обозначалось. Эти совмещения всегда использовались метафорически, и прямое их значение было отчасти или полностью утрачено: «в мешке + в сундуке» = тайна; «в облаках + в тумане» = таинственно; «жадеит + прекрасные перья» = красота; «место преткновения + перекрестки» = нравственная проблема. - От письменности и литературы ацтеков чудом сохранились жалкие крохи - 14 книг: прочее было сожжено испанскими священниками в битве с «язычеством». «Правда ли, что человек живет только на земле? Не навсегда на земле: здесь лишь ненадолго. Треснет даже нефрит, Сломается даже золото, Рассыплются даже перья кетцаля, Не навсегда на земле: здесь лишь ненадолго». «Хороший художник, Художник тольтеков, Рисующий черными и красными чернилами, Создатель разных вещей при помощи черной воды… Хороший художник, Понимающий бога в своем сердце, Бросает вызов своим сердцем, Беседует со своим собственным сердцем...» - Если смерть человека не наступала неожиданно, ей предшествовала исповедь жрецу богини Тласольтеотль (Пожирательницы Грязи) - божества, которое вдохновляло порочные желания человека, но также имело власть прощать грехи. Когда рассказ был закончен, жрец накладывал строгое покаяние: посты, скарификацию языка (язык надрезали и вставляли в рану до восьмисот шипов или соломинок). Прощение, однако, даровалось только раз в жизни, и, чтобы получить максимум пользы от этого, большинство людей откладывали исповедь до самого последнего момента. Исповедь давала человеку возможность умереть с чистой совестью, поскольку его грехи (включая гражданские преступления, а также преступления против нравственности), высказанные жрецу, не могли подвергнуться наказанию по закону. А вот что происходило с душой после смерти, зависело не от поведения человека при жизни, но от того, как он умер. Для ацтеков самой достойной была смерть на поле брани или на жертвенном алтаре. Воины, погибшие в бою, отправлялись прямо в Восточный Рай (Дом Солнца), где жили в садах, наполненных цветами, и проводили свое время в имитациях битв. Даже вражеские воины и принесенные в жертву пленники могли стать «спутниками Солнца» на равных началах с ацтеками. Через 4 года души возвращались на землю в виде колибри или ярких бабочек. Женщинам, умершим при родах, оказывалось то же почтение, что и воинам, павшим в битвах. Их души отправлялись в Западный Рай (Дом Зерна). Души этих женщин могли вернуться на землю после 4-х лет, проведенных в раю. Некоторые из них становились мотыльками, но другие являлись в образе демонов или фантомов, приносящих бедствия всем, кто их видел. Тлалок, бог дождя и воды, правил Тлалоканом - Южным Раем. В его царство попадали души тех, кто совершил самоубийство, был убит молнией, утонул или умер от проказы, ревматизма или водянки – болезней, связанных с Тлалоком. Владения Тлалока были страной вечной весны, где всегда цвели цветы и не было нехватки в пище. Люди, умиравшие в преклонном возрасте или вследствие причины, которая не позволяла им рассчитывать на пребывание в раю, направлялись в подземный мир Миктлан (Место Мертвых), который находился далеко на севере. Чтобы добраться до подземного мира, души должны были пройти через 8 преисподних. Только после 4-х лет мучений душа покойного достигала девятой, самой глубокой преисподней. Здесь ее ждал конец, и она уничтожалась навсегда. Такая система религиозных представлений могла сформироваться лишь в условиях очень сурового мира, где народ имел шансы на выживание, только если и жизнь, и сама смерть отдельно взятого человека приносили какую-то пользу племени в целом. Даже самоубийство виделось более достойным исходом, чем «бесполезное» угасание от старости: оно, по крайней мере, избавляло общину от необходимости содержать нетрудоспособного члена (ср. с древним японским обычаем, отображенным в фильме «Легенда о Нараяме»). Ацтеки просто не могли позволить себе «индивидуализма» в какой бы то ни было форме, и понятие о ценности человеческой жизни «самой по себе» тоже не могло прорасти в этом мире. - Ацтеки додумались до идеи, что все боги – лишь различные проявления Тлоке-Науаке (Вездесущего Бога). Из всех богов Вездесущий - единственный, кого никогда не изображали на рисунках или в скульптуре. Впрочем, это философское глубокомыслие не встречало сочувствия в простом народе: крестьяне считали каждое из воплощений независимым богом, с собственным именем, атрибутами и сферой влияния - и упрямо продолжали поклоняться своим сельским богам, оберегавшим урожай и запасы пищи. Божества эти были столь многочисленны, что носили коллективное имя Четыре Сотни Кроликов. ТВС… Источники: Уорвик Брэй. Ацтеки [Быт, религия, культура]. М., 2005. Жак Сустель. Повседневная жизнь ацтеков накануне испанского завоевания. М., 2007. Виктор фон Хаген. Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки. М., 2010. Теночтитлан: современная реконструкция. 27 августа 2018
10 |
Мне в свое время было немного жаль, что Гарри сотоварищи так недолго у них погуляли - это же просто вечный праздник какая история %)))
1 |
ivanna343
Показать полностью
Источники я указала внизу. Потеков крови на пирамиде нет, ибо это всего-навсего макет)) Почему одни индейцы против других с испанцами объединились – это как раз понятно; не больно-то им хотелось ацтекам подчиняться, дань платить и т.д.; другое дело, что в конечном счете для них все-таки было бы лучше этого не делать. Что касается «идеализации» - согласна, что это так выглядит, потому что любая культура, изображенная «с отдаленного плана» и с позиций объяснения, почему она такая, а не другая, неизбежно окажется идеализированной. Меня интересовали именно объяснения. (А на «ближнем плане» грязи и крови везде окажется сколько угодно: что у ацтеков, что у нас.) Если же рассматривать с этих позиций конкисту, несомненно, что обнаружится тоже немало любопытных вещей. Сейчас уже просто-напросто поздно заниматься «разоблачениями» - что тех, что этих. За отзыв спасибо. Кстати, читала в вашем блоге, что собираетесь в Китай. Надеюсь, что все-таки «опытный переводчик» окажется действительно опытным, потому что я 2 года назад ездила… Китай прекрасен, но вот с русским языком у всех наших сопровождающих большие проблемы были, да… Немного я поняла из их объяснений, скажем так)). Пусть вам посчастливится в этом плане больше. |
nordwind
Боюсь, что идеализация здесь связана не с дальним планом, а со старинной европейской моделью "благородного дикаря", которому чужды привычные европейские пороки. Плюс левацкий антиколониализм, когда всех собак вешают исключительно на испанцев, а их жертв (действительно жертвы, тут спору нет, только еще и число их безобразно преувеличено) стремятся отмыть добела. Конкистадоры, конечно, были ох какие не ангелы, но однако же массовые человеческие жертвоприношения им были отвратительны. Вполне искренне, без притворства. То, что они построили на месте ацтекского государства, отличалось более чем приличным уровнем зверства, но все-таки между эксплуатацией на износ и ацтекским живодерством есть некоторая разница. Между прочим, имеется роман "Ацтек" Дженнигса, где автор тоже показывает специфику культуры, но без сентиментальности и идеализации. Так что порой от того, что герой воспринимает как норму, тошнит просто физически. Что не мешает этому самому герою в итоге выглядеть достойным человеком, а его "цветочной смерти" на костре инквизиции - достойной смертью. |
ivanna343
Спасибо за спойлер! Я -то на второй части. Хотя в первой хороший такой момент, как родители будущего "стервятника" видят жрецов в их селе и трясутся. А потом успокаиваются "нет, не к нам. Наш-то не видт дальше вытянутой руки." |
Clegane
Ой, извините! Я-то давно прочитала, как-то не подумала... Ну ладно, самого главного я вам не проспойлерила, убрала в последний момент. А что будет такой конец, в общем из писем главного инквизитора можно догадаться. |
А там то ли шесть, то ли семь книг. "Стервятник" наш наплодил деток, на горе всем соседям.
|
Clegane
Да, есть такое. Круто закручено, наперчено и присолено - оторваться невозможно. Испанцы тоже пишут про конкисту, и у них картина, по понятным причинам, получается иная - у них колониальный синтез, а не уничтожение одной культуры другой. Потому что глазами ацтеков желающих поглядеть сейчас нет отбоя, а вот глазами испанцев... Которые попали в мир, где приносят кровавые жертвы идолам, а стоит зазеваться - и тебя принесут. Бывали прецеденты. А еще вас не просто мало - вас горстка, вы не понимаете языков тех, с кем приходится сталкиваться, и не понимаете, что у них в головах. При этом экспедиция ваша, в общем, незаконная, и если что, на Кубе по головке тоже не погладят. |
А это еще вопрос, хотят ли романтики глядеть глазами людей, которые приносят в жертву своих детей. и приносить такие жертвы. Вот что обидно- нету нормальных ацтеков в фиках, нету!
|
ivanna343
Да, модель «благородного дикаря» имела место, но очень уж давно - и где-то под конец XVIII века, по-моему, окончательно угасла. (Ну, в крайнем случае - в начале XIX, после Ф.Купера и повестей Шатобриана.) Сейчас уже вряд ли кто, кроме законченных романтиков, может такими иллюзиями обольщаться (или детских писателей - но у них и задачи иные); а у исследователей, мне кажется, присутствует просто искреннее увлечение своеобразной культурой, темные стороны которой нам уже не грозят (в нашем обществе каннибализм имеет формы вполне метафорические и далеко не такие живописные XD). Я просто исходила из того, что про пирамиды черепов и проч. уже всем известно, а вот почему эти пирамиды черепов громоздились, хотелось бы разобраться. Плохо верится, что всё дело в какой-то генетической кровожадности. А вы случайно не бывали в тех краях? В смысле, Мексика-Гватемала-Перу? Я вот всё прикидываю, не стоит ли туда съездить поглядеть… вся в сомнениях и колебаниях)) |
nordwind
Да нет, никуда она не угасла - поиски альтернативной социальности продолжаются. А вот искреннее увлекаться своеобразной культурой надо умеючи - понимая, с какими источниками имеешь дело и почему и что они искажают. А иначе получается беспардонная идеализация - что мы и наблюдаем. Я бывала только в Северной Америке. Хотелось бы, конечно, побывать во всех трех столицах вице-королевств - Лиме, Мехико и Гаване, полюбоваться на колониальную архитектуру и туземные развалины. Но это на будущее, и скорее всего, в Мехико - там самые интересные развалины + la Santísima Virgen de Guadalupe. Пока у меня в планах Восточная Азия. Но надумаете - пишите. Вместе всегда веселее! |
Джин Би, вы меня почти до слез довели))))))))))
1 |
ivanna343
Ну, на художественную литературу я бы никогда себе ссылаться не позволила, естественно: как-никак - сама научный работник и хорошо знаю, чего можно ожидать от беллетристов: уж они такого понапишут))… Поэтому я цитировала только авторов, которые имели дело не с «источниками», а с первоисточниками: они эти культуры лично исследовали. Я их внизу в посте перечислила: Виктор фон Хаген – американский историк, археолог, антрополог и этнолог, всю жизнь занимался древней Америкой; Уорвик Брэй преподает американскую археологию в Лондонском университете; Жак Сустель – французский антрополог, специалист по доколумбовым культурам, который занимал пост вице-директора Музея человека в Париже. Если найду еще более авторитетных и непредвзятых специалистов, то с удовольствием и с ними ознакомлюсь. Идея насчет Мехико хорошая. В этом году у меня Португалия планируется, в следующем - Япония (как вы насчет Японии?) А там можно уже и в Мехико:) |
nordwind
Насчет Японии я вполне позитивно. У меня запланированы Китай и если получится - Корея. Так что Япония в тему! 1 |