Коллекции загружаются
#книги #матчасть #поднебесная
Записки о варварах Читаю «Призрак Храма Багровых Туч» Роберта ван Гулика, о похождениях судьи Ди. Дело происходит в Ланфане в 670 г. И вот на фразе «Здесь нет хороших театральных представлений, хороших собраний... А татарское влияние все еще настолько сильно, что наши традиционные китайские празднества проходят здесь с недостаточной пышностью...» я споткнулась. Ну какие татары, подумала я, если еще в прошлом томе город хотели брать уйгуры, и ладно бы монголы или манчжуры - они как раз исторически там на месте, но татары! А в других недавних источниках по этой теме вообще просто тюрки были - там в этот исторический период тюркский каганат развалился на Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты. Поругала я по привычке переводчиков (у меня много претензий к ним накопилось) и пошла в первоисточник, а там действительно Tartar. Но ван Гулик-то опытный китаевед, он знает что пишет. И действительно, именно татары. О том, когда началось переселение татар в Китай, бытуют разные мнения. Первые упоминания о татарах в китайских исторических источниках относятся к эпохе Тан (618 — 907 гг.). Согласно наиболее распространенной версии, старое китайское название 鞑靼, то есть Dada или Dadan, трактуется как первое упоминание этнонима «татары». Книга Сун (Сун шу, кит. трад. 宋書 — официальная историческая хроника династии Лю Сун, первой из четырёх Южных династий в истории Китая с 420 — 479 гг.) свидетельствует, что другое имя жужанов есть «татар», которые также называются «тартар» и являются одним из аймаков (монгольское и тюркское родоплеменное образование) народа хунну. Жужани - древнемонгольское племя, основавшее Жужаньский каганат (330—555). Не путать с чжурчженями. Названы эти товарищи были по имени своего кагана. Юйцзюлюй Датань (кит. упр. 郁久閭大檀) правил под тронным именем Моуханьхэшэнгай Хан (Победоносный хан, кит. 牟汗紇升蓋可汗) — с 414 года по 429 год н. э. и полностью оправдал свое троннное имя. Начал правление со свержения узурпатора и войны, а скончался от невыносимых переживаний после того как Тоба Тао гнал его войско по всей степи 1850 км, но это совсем другая история. Итак, слово «татар» отмечено китайским иероглифом с современным произношением «датань», а иероглифом «таньтань» и источниках написано слово «тартар» (тартар). Эти два названия, Татар-хаан и татар (монгол), записаны одинаковыми иероглифами. Поэтому со времён Жужаньского каганата монголов стали называть монголами, татарами, татар-монголами или монгол-татарами. В VIII—IX веках «татарами» стали именовать наименование одно из племён народп шивэй ((кит. трад. 室韋,), которых китайские источники считают родственными киданям. В рунической надписи на памятнике тюркютскому полководцу Кюль-Тегину (684 - 731 гг.) упоминаются племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар». Согласно Суй Шу («Истории Династии Суй», VI—VII века), «живущие на юге называются киданями, живущие на севере — шивэйцами». В начале XI века часть шивэй ушла от власти киданей на юг, к горам Иньшань, а затем распространилась на запад до реки Керулен. Со временем численность татар выросла и к середине XII века они становятся наиболее сильным племенным объединением в степи. Их кочевья занимают районы озера Буйр-Нур и реки Халхин-Гол, а также часть Внутренней Монголии. В период с XII века этноним «татары» начинает трактоваться значительно шире. В частности, китайцы стали называть татарами (да-дань) всех кочевников восточной части Великой степи независимо от их этнической принадлежности. Иными словами, этноним «тартары» приобретает сопутствующее значение политико-культурного термина. В то же время, согласно Ван Говэю, в киданьской империи Ляо термин «татары» считался уничижительным. Вместо него употреблялось слово «цзубу» (по Виттфогелю происходит от тибетского «сог-по» — пастухи, кочевники). Согласно другой версии, татары — племя, входившее в общность дарлекин-монголов (монголов вообще), наряду с кереитами, меркитами, ойратами, найманами, баргутами и другими монголоязычными племенами, в противоположность нирун-монголам (собственно монголам). Непосредственно перед образованием Монгольской империи татары кочевали южнее реки Керулен. После поражения, нанесённого им Тэмуджином (Чингисханом) в 1202 году и понесённых татарами больших потерь, воины этого племени в первых кампаниях Чингисхана задействованы не были. Зато были активно вовлечены в Западный поход в 1236—1242 годах. Китайскими средневековыми историками татары (в широком смысле) делились на три части: Белые татары — кочевники, живущие южнее пустыни Гоби вдоль Великой Китайской стены. Большую часть их составляли онгуты. Они находились под влиянием китайской культуры, а в политическом отношении подчинялись киданям, позднее — чжурчженям. Чёрные татары - Так называемые «черные татары» занимались скотоводством. Они подчинялись своим «природным» ханам и противились «окультуриванию» со стороны китайцев, высоко ценили свою самобытность и свободу. А тех, кто готов был за деньги уподобляться богатым и влиятельным «культурным» соседям, стремясь достичь у них звания цивилизованных людей, монголы открыто презирали. ( «что те за шёлковые тряпки продали свою свободу чужеземцам» - как упоминается в источниках). Они часто враждовали с белыми татарами, по классификации китайцев. Оба племени совершали грабительские набеги друг на друга, в степи всегда было неспокойно. Дикие татары — южносибирские племена охотников и рыболовов (т. н. «лесные народы»), в том числе предки современных бурят, тувинцев и эвенков. Они не знали ханской власти и управлялись старейшинами. Поскольку именно китайцы в те времена скрупулезно вели записи, вслед за китайцами, за китайскими коллегами и русские летописцы начали именовать «татарами» все племена кочевников, расселившиеся от Великой стены до Сибири, включая многострадальных монголов. В течение всего времени существования Золотой Орды авторы средневековых хроник, которые велись в различных княжествах, упорно и однозначно именовали захватчиков татарами. В армии хана Батыя, напавшей на русские земли в 1236 г., служили представители многих завоеванных монголами народов, но вот татар, как татар было среди них исчезающе мало. Однако европейские купцы, которые часто имели дело с китайцами, скупая товары, доставляемые по Великому шелковому пути, переняли у них употребляемый в широком смысле этноним «татары». И еще до знаменитого нашествия войск Батыя это название прочно закрепилось за всеми кочевниками, живущими в Азии. В XIX веке, желая исправить совершенную ошибку, отечественные и европейские историки начали именовать несчастных захватчиков уже монголо-татарами или татаро-монголпми, что вызвало еще большую путаницу в головах. Таким образом многие до сих пор уверены, что это дружный союз двух племен. В защиту историков, хочу заметить что этноним «мынгу» (монголы) впервые упоминается в летописи «Старая история династии Тан» (Цзю Тан шу, кит. трад. 唐書), датированной 945 годом. Примечательно, что там написано «мынгу да-да», то есть монголо-татары. Может, с тех пор и началась путаница. :-)) 20 января 2020
9 |
miledinecromant Онлайн
|
|
ivanna343
Давайте начнем с того, что он вместе с Тоба Тао засветился в Легендарная Хуа Му Лан (Hua Mu Lan Chuan Qi) 2013 года - очень интересная трактовка легенды о Му Лан кстати. Увы, почитать о нем я нашла только в разных вики https://en.wikipedia.org/wiki/Yujiul%C3%BC_Datan Но вообще мне кажется больше шансов про него в контексте династии Вэй накопать или Северной Янь. |
Это же Хулюй-каган! В смысле вида. Легенда у Му Лан у меня всегда шла тяжело, но попытаюсь.
|
miledinecromant Онлайн
|
|
ivanna343
Это же Хулюй-каган! В смысле вида. Легенда у Му Лан у меня всегда шла тяжело, но попытаюсь. Ну яблочко так сказать от яблони.Племянник же :-) |
И ни одного коммента "ну и простыня, ниасилил". Хорошее место фанфикс :)
Зы: сабжевую книжку купила, помнится, в рубрике "зарубежный детектив")) 2 |
Spasibo, ochen' interesno!
|
miledinecromant Онлайн
|
|
Adelaidetweetie
Рада что вы осилили эту простыню :-) |