Коллекции загружаются
Предупреждение (по настоятельной просьбе Стаса): данный пост не рекомендован для просмотра снейпохейтерам и мародерофилам.
Идея Сказки и сказочного Наставника не оставляет меня. Итак, ГП совершает подвиги, если так можно выразиться, физического плана, убивает василиска, выигрывает турнир, бьется в ОТ, ищет и разрушает крестражи. Однако духовное испытание он проваливает, а значит не мизменяется внутренне, не обретает Знания. В сущности, он держится на плаву, благодаря Материнской жертве (маменькино благословение в Сказке, корова в Крошечке-Хаврошечке, куколка в Василисе) и подаркам могущественного защитника. Но он не может втупить в решающий бой, не приобщивщись к знанию, которое хранит Наставник, а возможность учиться у него ГП утратил в пятой книге. Собственно, испытание предполагает еще осмысление и попытку исправить содеянное, чем Гарри ни разу не воспользовался. В шестой книге он подтверждает отказ от обучения. Почему же знания он получил? Свое испытание прошел Снейп. Для Северуса Снейпа Наставником выступает Дамблдор. Вот он мне не нравится, однако, сказка диктует свои законы - я вынуждена признать, что первый круг испытаний Снеп провалил. Впрочем, как и все поколение отцов. Наверное, самый яркий пример - Ремус Люпин. Его приняли в Хогвартс на условии сохранить тайну. сохранить ее он не смог и скрыл это от Наставника (между прочим, подставив его), он не выполнял обязанностей старосты, потакая друзьям, и шел против своих убеждений. Из мира Сказки Ремус оказался исключен, но в третьей книге он получает шанс пройти Испытание. Он опять не выполняет условие, на котором его взяли в Хогвартс - принимать Зелье! Он снова скрывает важную информацию, на сей раз о СБ 9анимагия. тайные ходы), друга своего он за весь год так и не решился отыскать (хоть пару котлет в ВХ оставил бы). Люпин покидает не только Хогвартс, он исчезает из сюжета Сказки, на ее действие, происходящие с ним события влиять уже не будут. Естественно, испытания проваливает ДП. Гордыня, высокомерие, жестокость, нравственная близорукость - все эти качества он проносит через весь Хогвартс, ни на секунду не усомнившись в собственном совершенстве. Не выдерживает испытания Лили Эванс - по-житейски она поступает совершенно правильно, но сказка требует иного (Герда). Лили не хватает воистину сказочной доброты и великодушия, позже их не хватит Петунии. Я подчеркиваю, что речь идет исключительно о драматургии - не "Петуния плохо обращается с Гарри, потому что Поттеры были не добры к Северусу", а "то, как Петуния обращается с Гарри, демонстрирует порочность нравственной позиции Поттеров". Поттеры сказочные испытания не выдержали, а потому ни мудрости, ни силы не обрели. Они погибли не как маги, вышедшие на бой с Тьмой, а как обычные обыватели. 29 декабря 2013
1 |
Собственно, почему и нет катарсиса в финале. Герой не меняется, не перерождается - вместе с ним не перерождается и читатель.
|
>>потому что Лили добровольно приняла смерть
скорее безропотно. То есть Ро может думать по этому поводу что угодно, но сцена вымораживает. |
Гламурное Кисо Онлайн
|
|
Что за бред я только что прочитал? Вот ни разу не снейпоман и вообще считаю сальноволосого редкостным ублюдком, но, мать моя женщина, какой Наставник, какие испытания? Вы вообще о чем? Мы одни книжки читали или вы о сказочном кроссовере с библией?
|
не рекомендован к прочтению снейпохейтерам ... и тем, кто считает, что литературный текст - не более чем изложение неких событий.
|
Сперва Парлестанг - невольный дар Волдеморта, потом меч - дар АД через феникса. Но собственно, я из-за второго фильма Поттерианой и заинтересовалась.
|
>>Но собственно, я из-за второго фильма Поттерианой и заинтересовалась.
внезапно. как пайсано. |
"Сперва Парлестанг - невольный дар Волдеморта, потом меч - дар АД через феникса"
Показать полностью
= И? Дайте этот супер-мега меч даже какому-нибудь обученному бойцу, думаю, у него было бы мало шансов противостоять подобной твари (да, даже ослепшей). Тем более, я тоже ожидал, что меч Гриффиндора умеет, например, "пулять" каким-нить аЦким огнём на почтительном расстоянии или вызывать души всех четырёх основателей со всей их волшебной мощью, но меч оказался обычным мечом. В руках школьника =) К тому же, пример с василиском - это одна из многих подобных ситуаций. Навскидку можно ещё вспомнить, как уже тринадцатилетний! ГП использует одно из САМЫХ сильнейших заклинаний (которое неподвластно многим уже взрослым волшебникам) патронус, причём против нескольких десятков - а то и сотен - одних-из-самых-страшных-тварей - дементоров. Также вспоминается, как ГП с лёгкостью седлает дракона в Гринготтсе (да! трое школьников грабят банк, который нельзя ограбить =) и прочее-прочее... Особенно хочется отметить роль этого вашего "Наставника". Точнее, его курс окклюменции, который на практике оказался "на фиг не нужен". Ведь Волдеморт, в отделе тайн, убежал из разума великого Гарри Поттера, как побитая шавка. А ведь, уверен, он подобный финт применял и на каких-нибудь аврорах, которых дома ждала любящая жена и ребёнок. Разве внутри этих людей было мало любви к своим близким? ГП вновь демонстрирует НАСКОЛЬКО он крут. Пусть даже в каноне присутствует много пустословия на тему, что Гарри "ещё слабый волшебник", - не верьте. Факты упрямая штука. Если смотреть через их призму, то вы увидите разрушающую зло поступь школьника, совершающего из года в год подвиги, не снившиеся ни одному жителю магического мира. Тем более, в столь юном возрасте. |
Буду предельно краток: идея Сказки - это, конечно, филологический факт, но это не наш метод.
|
Pinhead Онлайн
|
|
"Ну, как вы не видите, в этом все дело - Гарри не своим трудом, преодолевая себя достигает чего-то. Ему просто дано. В подарок."
Показать полностью
Подвиг состоит не в том, чтобы победить, а в том, чтобы решиться вступить в бой, сделать определенный выбор, перешагнуть через себя. На первом курсе Гарри делает выбор бороться за ф.камень со взрослым опытным волшебником, который должен его по любому прикончить. И это после того, что он уже успел испытать, после в встречи в лесу. На втором курсе он лезет в подвал, зная, что ему там придется столкнуться с василиском. Много ли взрослых людей решится на такое? На третьем курсе он делает выбор помиловать Петтигрю, чтобы на руках родных ему людей не было крови. Вы часто встречаете такое великодушие? На четвертом курсе он решает спасти из озера незнакомого ему человека, хотя более старшие его товарищи даже не подумали об этом. Продолжать? Наконец, когда приходит кульминационный момент, он идет и просто отдает свою жизнь за жизнь других людей. Если это не испытания, то я уж даже не знаю, какого рода испытания Вам потребны?! Да, Вы правы, он действительно не изменился. По той простой причине, что ЛУЧШЕ, чем он есть, он быть уже не может, лучше людей просто не существует. Он может стать только ХУЖЕ, а это уже противоречит основному замыслу автора. |
Гламурное Кисо Онлайн
|
|
Разгуляя, спасибо, это я понимаю. Только Ро не проводила параллелей с той совокупностью фольклорных и эпических схем. Не там ищите, так по полкам можно ВК разложить, ибо там автор те параллели конечно делал.
Напоминает СПГС, уж простите. Вы еще в 50 оттенков серого ищите тайный смысл. Ро вообще об этом не задумывалась. Давайте быть реалистами и рассматривать текст таким, какой он есть. ГП - лишь фентези для легкого чтения, не более. Удивляет, что люди пытаются искать в нем скрытый подтекст. |
Гламурное Кисо Онлайн
|
|
Разгуляя, пустоты образованы от нежелания автора писать серьезный смысловой роман, разве не ясно? Ро никогда не говорила, что ее целью является иносказательное описание того или иного явления, привитие тех или иных ценностей.
Она писала обычные книжки, основа которых - приключенческий сюжет, основанный на христианских (читай общеевропейских) представлениях о добре и зле. |
Гламурное Кисо Онлайн
|
|
Ну говорю же, СПГС процветает. Он - основа гуманитарного сознания.
|
Будем считать, что своей аббревиатурой Вы не хотели никого оскорбить. Потому что если хотели - то это скучно.
|
Мне безумно понравилась фраза одного литературоведа: "У Достоевского в романах более десятка всевозможных планов, неужели вы думаете он их все по отдельности задумывал, а потом соединял?" Роулинг, разумеется, не Достоевский и не Толкиен, но, как и любой Автор, она оперирует определенными понятиями, даже если не подозревает о них. (Помимо тщательно выстроенного эпического действа, в ВК заметны суждения английского интеллектуала середины XX века, трансформирующие Героическую Сагу в нечто совершенно иное).
Показать полностью
Убеждения Роулинг, как англичанки рубежа XX-XXI века фактически взрывают саму Сказку. Она использует типичные сказочные ходы, но не принимает их логики, пытается рационализировать сказочную реальность, придумать лучший, соответствующий современным европейским взглядам подход. Отсюда волна неприятия - если сам Автор не убежден в правильности происходящего, читатель тем более хочет все переделать. Совершая подвиги, ГП никогда не выбирает, он не задумывается о другой возможности, соответственно, это - не выбор и не преодоление, это движение по колее. Он всегда делает то, что хочет, при этом убежден, что делает правильно. И никогда не оглядывается назад с мыслью - надо было поступить иначе! В эпилоге МагМир стремительно сближается с нашим миром, магия становится полезной штукой, забавой, любопытным отголоском давно ушедшей жизни. Учитывая чрезвычайно распространенную в английском фольклоре тему Третьей дороги (которая уводит в мир фэйри), я бы сказала. что герои Поттерианы никуда не пошли, а разбили лагерь на перекрестке, чтобы и магией немного попользоваться, и благами цивилизации. Может быть это и неплохо, только уж очень по-дурслевски. |
а мне кажется, у фейла ноги растут из того, что она попыталась написать цикл, "взрослеющий" вместе с аудиторией. остальное(в том числе, написанное в посте о комментах) - следствие.
|
А у сказочных меньше претензий! :)
|
Pinhead Онлайн
|
|
"Совершая подвиги, ГП никогда не выбирает, он не задумывается о другой возможности, соответственно, это - не выбор и не преодоление, это движение по колее. Он всегда делает то, что хочет, при этом убежден, что делает правильно. И никогда не оглядывается назад с мыслью - надо было поступить иначе!"
Простите, но ГП - это вправду не романы Достоевского, чтобы устраивать рефлексию в стиле "тварь ли я дрожащая etc." И какой-такой развернутой рефлексии Вы ждете от ребенка в его возрасте? В подобной сказочной эпопее задача самого автора впрямую разъяснить, по каким причинам герой поступил именно так, а не копаться в его скрытых мотивах. Скорее уж, стоило бы спросить как так вышло, что ребенок, воспитывающийся в раннем детстве в столь жутких условиях, стал таким, как он есть, т.е. всегда принимающим верное решение. Получается, что вся система его принципов, которым он неукоснительно следовал на протяжении всей жизни, сложилась еще до школы. Интересно, это Дурсли такие сильные воспитатели? |
Pinhead Онлайн
|
|
"Потому что Ро постоянно вытаскивает Бога из машины! ГП принимает решения, основываясь на неверных предпосылках и недостаточных данных - трагедией они не становятся только по воле Автора."
Вы опять говорите о выигрыше, а не о цене ставки. Все Деусы и рояли Роулинг очевидны, но они не отрицают того факта, что сам герой о своей победе заранее не осведомлен, а значит, это нисколько не умаляет его выбора. Погибни он в любой из своих авантюр, менее благородным его мотив не стал бы. "Вообще-то, именно в возрасте 11-17 лет у человека складывается мировоззрение, вырабатывается сценарий поведения." Вот именно. А получается, что оно у него сложилось до 11 лет. Как и у Гермионы, впрочем. Именно ЭТО и вызывает у Вас ощущение, что герой не принимает решений. У человека "с принципами" не может быть выбора в определенных ситуациях. |
Скарапея Змея, как подтверждение своих слов, а еще более, слов Pinhead, так, навскидку: Иванушка-дурачок и Герда.
|
----Вряд ли Роулинг даже слышала о русских сказках, не говоря уж об их анализе.
Вообще, сказки одни на все народы. *закрывая томик своих профессиональных, африканских* |
>>закрывая томик своих профессиональных, африканских
ух ты! а вот об этих можно как-нить поподробнее?)) |
Pinhead Онлайн
|
|
"Алгоритм поведения ГП - получить сигнал и полезть в воду, не поискав брод."
Хм, "поискать брод"? Вы знаете, вот так герои не рассуждают. Не могут, точнее, иначе какие же они герои? Во-первых, что же непонятного в том, когда кто-то бросается на спасение другого человека, не думая о последствиях? Это совершенно естественная реакция для определенного рода людей. В тот момент, когда Гарри, к примеру, увидел погибающего Сириуса, что он должен был сделать, по-Вашему? Сидеть и ждать, пока кто-то умный составит правильный план? Во-вторых, очень легко махать кулаками после драки. А когда надо принимать решение вот прямо сейчас, в этот момент, тут уж всякое решение может привести к провалу. Как действовать, очертя голову, так и выжидать может оказаться губительно. Для романтической истории, естественно, предпочтительнее, чтобы герой бросался в бой, а не составлял хитроумные планы, это, скорее, прерогатива злодеев (на чем и погорела Роулинг, вызвав законные подозрения фанов по поводу Дамблдора). |
>>>ух ты! а вот об этих можно как-нить поподробнее?
Недавно обнаружил на Флибусте книжку своего детства - "Живой огонь". Возгуглите. |
----думаю о такой сказке Роулинг едва ли слышала.
Вы издеваетесь? Мотив подквестов как инструментов обретения помощи от чудесного союзника - он ВЕЗДЕ. От Ирана до Нигерии. |
Скажем, "Вновь обретенная Вагаду" или "Почему кошки всегда спят на мягких подушечках, а собаки во дворе возле погасшего очага". Все гуглится.
|
Об что и речь. Пространство мифа принадлежит примитивной культуре, а этот базис у нас общий хоть с неграми, хоть с австралийцами.
|
еос, я сама привела не самый корректный пример - Машеньку (Наставник-то отсутствует), придется и на ваш вариант согласится. Герда - милая, добрая, послушная, вежливая и робкая девочка - отправляется в путь, преодолевая свою робость, в пути она просит помощи. договаривается, но, когда становится необходимым поступает решительно. в Чертоги Снежной Королевы Герда входит самоотверженной, стойкой и храброй. Взросление, самоосознание и развитие личности с проработкой проблемных черт налицо. Иванушек-дурачков много. но воспользуемся персонажем Крылова. Ленивый, простодушный, но с крестьянской хитрецой парень сперва совершает подвиг физического плана (оседлал кобылицу, причем в дозор вышел после подкупа) и получает волшебного помощника. вопреки его совету, он взял Перо Жар-птицы и навлек на себя много-много непокою. Иванушка не стремился к подвигам, его вынуждал царь угрозами, но в процессе он преодолевал лень, узнавал много всего интересного (солнце, месяц, кит), наконец, полностью доверившись своему помощнику, преодолевал страх смерти и перерождался в Молодца.
Показать полностью
Как было справедливо замечено, ГП не менялся. Он и так совершенство? Это и есть главное противоречие со Сказкой (и с заявленными самой Ро целями). Что касается пятого курса. Прежде всего ГП должен был заниматься окклюменцией, хотя бы так, как он учился у Крауча (вряд ли тот искренне стремился научить его противостоять Волдеморту, но было желание - и получилось). Он должен был не отвергать с ходу помощь СБ (из боязни подвергнуть того опасности), а хотя бы проверить, что же такое крестный предложил (а может оно и безопасно для него)? Увидев, страшную тему, мог бы и поразмыслить - даже если Волдеморт пытает СБ, очень сомнительно, что прямо в Министерстве. Наконец, можно было лететь на фестралах в Штаб ОФ. Пусть гарри не подумал об этом сразу, но после всего случившегося должен был. Переосмыслить именно свое поведение. поскольку изменить поведение других людей вообще проблематично. |
Pinhead Онлайн
|
|
"Прежде всего ГП должен был заниматься окклюменцией"
Представьте себе, что Вам нужно регулярно раскрывать свои самые интимные тайны человеку, которого Вы терпеть не можете и которому не больно-то доверяете, который постоянно использует то, что он от Вас услышал, чтобы над Вами же и издеваться. Многому Вы от него научитесь? "Увидев, страшную тему, мог бы и поразмыслить - даже если Волдеморт пытает СБ, очень сомнительно, что прямо в Министерстве." Ну Гарри живой человек же! Как можно от человека (тем более, в его возрасте) требовать, чтобы он в такой ситуации "поразмыслил"? Тем паче, что его предыдущее видение с Артуром полностью подтвердилось. И Кричер сообщил, что Сириус в Отделе Тайн. "Пусть гарри не подумал об этом сразу, но после всего случившегося должен был. Переосмыслить именно свое поведение." Во-первых, от принципов не отказываются, иначе какие же это принципы. Во-вторых, существует такое ограничение, как темперамент. В-третьих, что Вы, собственно, называете переосмыслением? |
Скарапея Змея, а почему вы противопоставляете "добрая, послушная, вежливая и робкая" и "самоотверженная, стойкая и храбрая"?
Показать полностью
Разве она ПЕРЕСТАЛА быть такой, как вначале и СТАЛА такой, как в конце? Одно то, что она отправилась на розыски показывает, что она храбрая с самого начала. Как, впрочем, и самотверженная - бросить в реку новые красные башмачки при первом шаге по долгой дороге почти то же, что без башмаков идти по снегу. И, точно также вежливо она общается со всеми и на обратном пути, как и при первой встрече. Нет, не вижу я изменений. Особенно, если учесть слова автора "Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою". ** Относительно Иванушки - так и он не меняется: проходя испытания ( и ГП проходил) он по-прежнему ничего не хочет, ни к чему не стремится и, по сути, пожинает результаты одного-единственного самостоятельного поступка - ловли кобылицы. У ГП же - пожиная результаты даже не им совершенноого деяния, он снова и снова по доброй воле принимает решение - вступать или нет в борьбу. То есть, оба герои, будучи разными, остаются неизменными. А уж на на смерть ГП шел, не зная, что сможет вернуться, в отличие от Иванушки, получившего карт-бланш от Конька. Впрочем, я имела в виду те сказки, где Иван бродит в квесте по свету, помагает разным встречным, а в процессе они приходят ему на помощь. |
Вообще-то, основной смысл этих сказок именно в переходе героя на более высокий уровень развития (Пропп пишет, что Волшебная сказка, творческое переосмысление существовавших в древности обрядов инициации). В случае с Иванушкой изменения накапливаются скрытно - преображение лишь выглядит одномоментным чудом. Иванушка хоть и из эгоистических побуждений вынужден преодолевать лень, безалаберность, "я лучше знаю" и получает неожиданный для самого себя результат. Герда, сохранив свои лучшие качества, закалила характер. Достаточно сравнить. как она испугалась, оказавшись в лодке и рвалась на берег и как она шла к Чертогам Снежной Королевы.
Показать полностью
Мог ли ГП поступить по-другому? Мог, но это был бы совсем другой персонаж. Роулинг написала Героя, который не взрослел, не учился владеть собой, не становился мудрее и осмотрительнее. Его достоинства - достоинства 11-летнего мальчика, его недостатки такие же. Для взрослого человека этого мало, для Великого Мага - ничтожно мало. Потому-то ГП возвращается с Того Света не великим магом (как любят изображать фикрайтеры), а, наоборот, лишившимся парлестанга и мысленной связи с Волдемортом. Сказку он не потянул. Быть может это и к лучшему - чем плохо просто жить с женой и детишками, не заморачиваясь проблемами бытия и не творя ни Великих дел, ни Ужасных? |
Pinhead Онлайн
|
|
"Роулинг написала Героя, который не взрослел, не учился владеть собой, не становился мудрее и осмотрительнее"
У него всё еще впереди. Что такое 18 лет? И с чего Вы взяли, что Роулинг собиралась писать о Великом Маге? Если бы она написала о Великом Маге, о постижении, о поисках могущества, о восхождении, это была бы не сказка, а мистическая, оккультная история. Осталось бы еще добавить какое-нибудь герметическое общество, и получили бы "Изумрудную скрижаль", ага. В том-то и дело, что она писала именно в рамках сказки, когда оцениваются человеческие качества, а не статус или успех. Всё просто - воздается за правильный, хороший поступок. Собственно, ПОТОМУ Гарри и везет, потому он и побеждает, что он хорош, что он на правильной стороне. Ни ум, ни красота, ни особые умения, ничто не имеет значения, кроме следования им по правильному пути. Это типичный дидактический подход сказки, в которой есть добро и зло. Начни Роулинг показывать нравственную эволюцию гл.героя, ей всё равно пришлось бы закончить ее в конце первой книги, не могла же она прервать повествование посередине. И все остальные книги вышли бы опять с однозначным Гарри. |
еос, кто смеется, тот спасен. (на всякий случай, "вызвать смех" - для меня комплимент).
Показать полностью
И в этом посте и в предыдущем я неоднократно писала, что столкновение законов Сказки и логики реальности создают особую притягательность Поттерианы. Если вы полагаете, что Сказка строится по другим законам, я хочу увидеть цельную концепцию, пока же позволю себе опираться на опубликованные исследования. В сущности, доказать, что ГП -0 молодец и умничка, было очень легко,написав, что Сказочные законны в столкновение с современным западноевропейским мировоззрением обнаруживают свою несостоятельность и негуманность. Ребенка нужно любить, воспитывать, создавать наиболее благоприятные условия для развития, а не бросать в воду - выплывет или нет". Тогда не пришлось бы противоречить самим себе; "он (ГП) действительно не изменился. По той простой причине, что ЛУЧШЕ, чем он есть, он быть уже не может, лучше людей просто не существует". А позже: "Ну Гарри живой человек же! Как можно от человека (тем более, в его возрасте) требовать, чтобы он в такой ситуации "поразмыслил"? "У него всё еще впереди. Что такое 18 лет" Дело в том, что любое событие, в том числе литературное, можно рассматривать отвлеченно, как типичное и эмоционально вовлеченно, со-переживая. В первом случае получаем; типичное явление - сокрытие героя-ребенка, сирота в в недружественной обстановке..." Во втором: "Малыш остался один! Он был никому не нужен. Сестра его матери не нашла в своем сердце ни капли тепла! Несмотря на это..." Здесь просто разные методы осмысления. Конкретно же по ГП, что относится и к Сказке и к роману-воспитанию. Гарри не занимается тем, что для него на самом деле трудно, а значит не решает личностных проблем и не растет над собой. Ему проще кинуться в ОТ, чем заниматься с профессором Снейпом, ему проще броситься в ТК, чем рассказать о голосе, который он слышит и попросить помощи. К слову, ГГ поступает также - свои слабые места она не пытается проработать - я и так безупречна. Именно, это не нравится мне в Поттериане и ГП, как центральном персонаже. |
...Минуточку. Заниматься с профессором Снейпом не имеет никакого смысла действительно из-за личностных проблем.
Но из-за личностных проблем Снейпа. |
Pinhead Онлайн
|
|
Скарапея Змея
Показать полностью
"Дело в том, что любое событие, в том числе литературное, можно рассматривать отвлеченно, как типичное и эмоционально вовлеченно, со-переживая." Это вовсе не обязательно сопереживание. Дело в том, что Вы рассматриваете отвлеченного героя, героя вообще, без привязки к качествам конкретного человека. А я говорю, так сказать, о "тактико-технических" характеристиках. Если Вы говорите о том, что Гарри делает только то, что ему не трудно, то Вы, как бы по умолчанию должны рассматривать его личные качества, которые и характеризуют: что ему трудно, а что - легко. И получается двойной стандарт: там, где это укладывается в Вашу теорию, Вы учитываете его индивидуальность, где не укладывается, начинаете рассуждать о герое вообще. Выберите одно из двух - либо Гарри "усредненный", статистический человек, и тогда все его подвиги - действительно подвиги, т.к. для обычного человека и четверть из того, что он совершает - невозможно, либо разбирайте данного конкретного персонажа, со всеми его особенностями. Что же касается проработки слабых мест, то сперва надо бы разобраться, в чем же Вы видите их слабость, и такая ли это уж слабость на самом деле. Штука в том, что если, опять-таки брать реальных людей, то не существует достоинств и недостатков по отдельности - они всегда, суть, оборотная сторона одного и того же качества. Поэтому, несмотря на то, что мы можем признать, к примеру, что Гарри и так лучший, это никак не избавит его от недостатков. И говоря о том, что он может измениться в будущем, я не имел в виду - измениться к лучшему. |
Pinhead Онлайн
|
|
"Я говорю о приложении универсальных законов Сказки к конкретной книге."
Показать полностью
Простите, но откуда Вы взяли, что подобные законы универсальны для всякой сказки? Если Вы говорите о фольклорной сказке, то у нее существует туча жанровых разновидностей от народного анекдота до сказок о неживых предметах, к какому конкретно жанру относится Ваше утверждение? Если же речь о жанре волшебной сказки, то, говоря о теории Проппа, Вы, как мне кажется, неправильно трактуете идею инициации, как непременное развитие героя. Общая функция дарение-вознаграждение в полной мере выполняется у Роулинг там, где повествование жанрово строится именно как волшебная сказка. Пример: спускаясь в подземелье на борьбу с василиском, герой тем самым совершает акт самоотречения, т.е. ведет себя правильно, и получает за это вознаграждение в виде меча Гриффиндора, который только и может помочь победить главного врага. Как видите, формула Мелетинского, развивающего идеи Проппа, полностью выполняется. Сравните - Иван Царевич ведет себя правильно с Бабой Ягой и получает от нее помощь для борьбы с главным антагонистом. Никакого развития тут не предусматривается. Сказка прямо, дидактически указывает линию правильного поведения, и не имеет значения, какие именно поступки являются правильными. Это значение вкладывается тем, кто имеет мотив к ее рассказу. Народная сказка имея отголосок в языческом обряде, имеет один мотив, Роулинг, опираясь на протестантско-гуманистическую составляющую - другой мотив. А Вы почему-то воспринимаете инициацию буквально, в архаическом смысле. "Он мне не симпатичен" Вы не задумывались - почему? |
Ну, наконец-то! Вот об этом можно было бы побеседовать!Однако тащить это обсуждение в будущий год я не хочу. А посему, с праздником!
С новым 2014 годом! Всех благ. |
Pinhead Онлайн
|
|
Благодарю! И Вас с Новым годом!
|