Коллекции загружаются
#книги
Недавним разговором о Джейн Остен навеяло. Есть такое известное читательское развлечение – отвечать на глупые вопросы типа «кто вам больше нравится из этих двоих?» Толстой или Достоевский? Пастернак или Мандельштам? Прелесть этих вопросов, конечно, в том, что выбор ответа ни к чему не обязывает, можно в равной степени любить (или не любить) то и другое, но это хороший повод для Между романами Бронте и Остен есть совершенно очевидные различия – и столь же очевидное сходство. Это книги не только и не столько о любви, сколько о мужестве, верности себе и принятии судьбы. При этом нельзя не заметить, что героини Остен, идущие по жизни со спокойным достоинством, которое вроде бы самоценно, в финале непременно получают награду за правильное поведение. А у Бронте? О Джейн Эйр можно сказать то же. А вот Люси Сноу из «Городка» в финале (спойлер) неожиданно теряет свое долгожданное и уже такое близкое, уже осязаемое счастье. Жизнь несправедлива, и не всякий, кто заслуживает награды, ее получает. Ирония и спокойное здравомыслие мне симпатичнее, чем горячечная эмоциональная приподнятость (поэтому когда-то с трудом дочитала «Грозовой перевал» с его р-р-роковыми стр-р-растями, хотя признаю все его литературные достоинства). Но вот Шарлотта Бронте задевает меня за живое. Джейн Эйр – странная девочка, замкнутая и вспыльчивая, то образцово сдержанная, то неожиданно откровенная. Книги, страшные рассказы по вечерам, комната с привидением. Школа и специфические школьные порядочки, до боли узнаваемые сквозь толщу лет и культурных различий. Наивные пафосные рисунки и готовность с полуслова поддержать разговор о маленьких зеленых человечках, пляшущих при свете луны… Если Джейн Остен успокаивает и умиротворяет, то Шарлотта Бронте тревожит. И поэтому, может быть, трогает сильнее. 24 июля 2020
18 |
А как же Незнакомка из Уайлдфелл-Холла? Не такая уж и правильная.
|
Viola mirabilis
Формально - возможно. Но в основе там то же самое нравоучение, слегка вышедшее из-под авторского контроля вследствие выбора сложной темы, но от того никуда не девшееся. Вот это плохо, вот это хорошо, вот тут героиня ошиблась, вот тут поступила правильно - бинго. Плюс пороки общества. |
Эмили Джейн
Что ж, как минимум Грозовой перевал у многих/некоторых вызывает бурные эмоции, не позволяя отстранённо оценивать себя, как литературное явление)) Как Достоевский, например, что недавно в очередной раз выяснилось))) |
Belkina
Ну, мне-то он не новаторством в самом начале понравился ) Зарослями вереска, собаками у огня, предчувствием грозы, мрачностью без безысходности, удивительной искренностью и силой чувств без их идеализации и превознесения, тем, что в кои-то веки конфликт проходит не между плохими-хорошими, положительными-отрицательными героями, а между сильными-слабыми, яркими-бледными, но при этом автор, в отличие от большинства романтиков, не становится явно на сторону ярких и сильных, а потому можно, сопереживая Хитклиффу, одновременно ничуть не меньше сопереживать и Эдгару (или наоборот). ...Хотя нет, понравился именно новаторством. Просто тогда я не имела достаточно знаний, чтобы определить вот это все как новаторство. |
Эмили Джейн
Заросли вереска и предчувствие грозы - это мне тоже понравилось, к таким штукам я чувствительна. :) |
Эмили Джейн
"Грозовой перевал" в списке ненависти? Да еще и в одной куче с Улиссом? КАК?!!!! (((((( Меня ужасно бесило, что все там какие-то на всю голову ушибленные с этими страстями. И что никто из героев не вызывал у меня сочувствия (или даже желания посочувствовать). Просто лично для меня всегда на первом месте герои, превыше сеттинга, или атмосферы, или стиля. И нет, им не обязательно быть хорошими или яркими, чтобы вызывать отклик.Вот у той же Остен хочется сочувствовать даже откровенно стремным персонажам, всяким там мисс Бингли, Джону Дэшвуду или миссис Норрис... 1 |
Fink-nottle
Мне и в Перевале сочувствуется всем :) Даже тем, кого не люблю. Это ведь как ловушка. Вот, ты нормальное такое животное, стихийный негодяй, который, не будь в его жизни любви, прожил бы вполне счастливую жизнь стихийного негодяя, гордо идя по головам с удовольствием давя врагов. Но ты... любишь. И эта любовь, вопреки романтическим сказкам, не способна сделать тебя лучше, изменить, исправить. Не способна сделать тебя милостивым, пусть хотя бы только к объекту любви. Не пробуждает рефлексии, не делает из животного человека. Она просто есть, и от этого больно, как больно от гниющей раны. Только рана может зажить, а от любви не освобождает даже смерть. 1 |