↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Xo co
17 декабря 2020
Aa Aa
В caмом деле, нет ничего досаднее как быть, например, богатым, порядочной фамилии, приличной наружности, недурно образованным, не глупым, даже добрым, и в то же время не иметь никакого таланта, никакой особенности, никакого даже чудачества, ни одной своей собственной идеи, быть решительно «как и все».

Богатство есть, но не Ротшильдово; фамилия честная, но ничем никогда себя не ознаменовавшая; наружность приличная, но очень мало выражающая; образование порядочное, но не знаешь, на что его употребить; ум есть, но без своих идей; cердце есть, но без великодушия.

Таких людей на свете чрезвычайное множеcтво и даже гораздо более, чем кажется; они разделяются, как и все люди, на два главные разряда: одни ограниченные, другие «гораздо поумней». Первые cчaстливее. Ограниченному «обыкновенному» человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний.

Стоило некоторым из наших барышень остричь себе волосы, надеть синие очки и наименоваться нигилистками, чтобы тотчас же убедиться, что, надев очки, они немедленно стали иметь свои собственные «убеждения». Стоило иному только капельку почувствовать в сердце своем что-нибудь из какого-нибудь общечеловеческого и доброго ощущения, чтобы немедленно убедиться, что уж никто так не чувствует, как он, что он передовой в общем развитии.

Стоило иному на слово принять какую-нибудь мысль или прочитать страничку чего-нибудь без начала и конца, чтобы тотчас поверить, что это «свои собственные мысли» и в его собственном мозгу зародились. Наглость наивности, если можно так выразиться, в таких случаях доходит до удивительного; всё это невероятно, но встречается поминутно.

— Федор Достоевский, “Идиот”.

Этот отрывок перечитываю часто. И печально становится, а точно почему, не знаю
17 декабря 2020
4 комментария
Ирония состоит в том, что Ф.М. Достоевский всю жизнь считал себя всего лишь "гораздо поумней". На свою прежнюю, революционную биографию он смотрел с ужасом и стыдом, очевидно понимая, что пошёл за другими не ради убеждений, а из "стадного чувства" (проблематики социализма тогда он не понял, но он, впрочем и всегда её не особо понимал). Писателем суперпопулярным он так и не стал при жизни, многие были поуспешнее. Идеи свои он всерьез считать своими не мог - были же славянофилы до него и после него, а также если брать религиозные идеи, то он мог их считать просто пересказом тех же "заволжских старцев". Но оказалось - что талант писателя, то что он ценил возможно, больше всего, сам по себе важнее, чем наличие "оригинальных" идей. Что гениальный "пересказ" православного богословия на языке художественного творчества принесёт ему огромную посмертную славу. Что его будут считать философом и мыслителем и его работами будут вдохновляться как русские религиозные философы (начиная с В.С. Соловьева, который прямо называл его "учителем"), так и атеистические экзистенциалисты ХХ века. Такие вот дела.
В caмом деле, нет ничего досаднее ...
Что называется, "мне бы Ваши проблемы, господин учитель"(c)
удивилась вашему слогу))
что может быть печального в банальном? жизнь так устроена, автор просто литературно и сугубо субъективно излагает это устройство. с ним не обязательно соглашаться))
кроме того, достоевский, высказываясь так, рассуждал не в целом про обыкновенных людей, а исключительно в роли закадрового голоса (когда автор - персонаж произведения, а это не синоним автора как такового) иллюстрировал своих персонажей, тему вообще поднял только для того, чтобы эдак панибратски, словно в дружеской беседе - знакомого, описать читателю гаврилу ардалионовича и его семейство. литературный приём.
Smaragd
Восприятие у каждого свое
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть