↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
П_Пашкевич
2 февраля 2022
Aa Aa
#вопрос #матчасть #фанфикс_знает_всё #история #верховая_езда

Возник вот какой вопрос. В раннее средневековье (7 век) в Британии у двух девушек появляется возможность проехаться верхом. Вопрос вот какой: насколько велик шанс, что они умеют ездить верхом в принципе? Одна происходит из исходно зажиточных, но потом разорившихся ирландских крестьян, другая - дочь саксонского рива.

Заодно и второй вопрос, тоже "окололошадиный": насколько шире нужна тропинка для верховой езды по сравнению с ходьбой пешком? Если более конкретно: есть тропинка, по которой девушка проходила вдоль стены, и с другой стороны она то и дело цеплялась при этом платьем за ветви терновника. Так вот, насколько правдоподобно, что кто-то потом сумеет проехать там же верхом? Прикидка возможна самая грубая.
2 февраля 2022
20 комментариев из 40
Хм, а вот не всё так просто - и дело даже не в том, что речь у меня идет именно о женщинах.

Мои раскопки в матчасти пока подтверждают одно мое давнее предположение. А именно: у Г. Бондаренко в книге "Мифы и общество Древней Ирландии" написано следующее:


То есть если он прав, моя ирландка (жившая уже в христианское время, но до начала скандинавской экспансии) запросто могла не уметь ездить верхом. Осталось понять, насколько эта точка зрения общепринята.
Alteya
А я и ищу. :) Именно сейчас этим и занимаюсь. Причем копаю сразу в несколько сторон. И нахожу довольно интересные штуки, выходящие за рамки именно женской верховой езды.
П_Пашкевич
annetlenc
Да представить себе - не проблема. Сейчас главное понять вот что: насколько проблемно было бы найти вот те самые чулки или штаны в гардеробе? А то моим героиням надо бы ехать, а вот легко ли они найдут одежду - это надо разбираться. Просто если это одежда "под специяфическую ситуацию", а не повседневная, то будет облом.

Я бы вообще предпочел посадить своих героинь в повозку - но насколько этот выбор очевиден и оправдан, сейчас не понимаю. Понятно, что если хотя бы одна из них не умеет или плохо умеет ездить верхом - вопрос решается сам собой. Но вопрос в правдоподобии и вообще в вероятности такой ситуации.
Штаны были нижней повседневней одеждой которая одевалась под платье. Ведь поездки верхом были обыденностью. Если позволяли финансы, у простой женщины могло быть еще отдельное платье для верховой езды и кожаные гетры.
Были конечно и те, кто почти не умел ездить верхом - не приходилось. Так что, повозка вполне оправдана.
Нашел вот у Эсбриджа, что даже во времена Генриха II (XII век!) ирландцы не знали седла (хотя верхом уже ездили). Показательно!

С другой стороны, в "Разрушении Дома Да Дерга" есть упоминание всадников, а формально события этой легенды приходятся на I век до н. э. Правда, когда в легенду проникли упоминания всадников - вопрос другой. :)
annetlenc
Я думаю рискнуть сделать ирландку не умеющей ездить верхом - не столько потому что она женщина, сколько потому, что она родом из Ирландии (сделаю допущение, что там верховая езда только-только стала распространяться - а это похоже на правду).
Вот еще интересная мысль:
для средневековой ирландской традиции было характерно скорее описание передвижения героя на колеснице, тогда как верховая езда воспринималась как знак Иного мира. На это, например, обращает внимание Э.Росс в книге «Повседневная жизнь кельтов-язычников», когда приводит пример из саги «Разрушение дома Да Дерга»: по ходу сюжета там появляются три красных всадника, которых нельзя догнать и которые увлекают героя-короля в Иной мир, где он должен погибнуть.
- https://rudocs.exdat.com/docs/index-125956.html

Так что решено!
Throughout history, images of women riding aside have been portrayed in art. On Greek vases and Celtic stones women are shown seated sideways on horses. Paintings show women seated aside being led by a man, or seated on a pillion (a small padded seat) behind a man on a horse. The women did not face forward toward the horse's head, but rather sat at a right angle...basically sitting sideways. By the 9th century a small footrest, or "planchette" was added to the pillion.

Это мой творческий максимум исторички :) ещё могу вспомнить про Боуддикку и про найденную могилу как раз времён англо-саксов, в которой знатный женский скелет лежал внезапно с коровой.
Miyavi_Takihara
Ага, спасибо! Но смотрите: здесь это явно знатные дамы, которые, по логике, как ни парадоксально, могут более ограничены (тогдашними "приличиями") по сравнению с простолюдинками.

А Боудикку любят изображать на колеснице, а не верхом. :)
П_Пашкевич
Если брать именно прям полноценные исторические источники, то незнатных в контексте лошадей там и не упоминается попросту. Глобально про лошадей много (что на них делали всё, только ещё не пахали), что был своеобразный налог подковами для кузнецов (англо-саксов), но женщины - сугубо кюхе, кирхе, киндер, все по классике. Я, конечно, ещё поковыряюсь, но вряд ли чего найду, слишком давно было.
А Боуддикку я видела на каком-то арте верхом, но сейчас посмотрела, и он вообще ни разу не историчен :(
Miyavi_Takihara
Спасибо!
Англосаксонская ситуация тоже небезынтересна - но Санни моя как раз знатная (дочь мерсийского рива). А вот мунстерская ирландка-крестьянка Орли - та из простых. :)
Тамошние кони сродни поросших пони. Особых навыков не надо.
Другой вопрос сколько проедут. Стремян нет, нужны сильные ноги, плюс выправка чтоб зад не отбить.
П_Пашкевич
С какой-то стороны, с Ирландией куда проще, чем с бриттами. Про них пишут хоть что-то.

The early Irish sources make a clear distinction between horses used for riding and those used for working. Kelly (1997: 96) indicates that the
riding of horses was the prerogative of the nobility and well-off free farmer class. The higher one’s status the more horses one was expected to own. Thus, a typical lord would be expected to own one riding horse and four others for lesser tasks (Kelly 2005: 31). The law tracts indicate that horses were regarded as being of much greater value than milk cows (Kelly 2005: 32) despite the fact that this was a society where the possession of cows comprised the basis of one’s wealth.
Women rarely rode a horse but were instead transported in chariots. The law tracts make it clear that roads were maintained with chariots in
mind. A route way which could boast the title "highway” was wide enough to allow two chariots to pass each other while a “road” could accommodate one chariot and two horsemen passing
(Kelly 1997: 538).

В принципе, я могу всю пдфку скинуть, но она небольшая и вообще статья про лошадей в ранней Ирландии, про 5-9 века там страницы две, наверное.
Показать полностью
Ну, совсем ранние времена мне смотреть резона, возможно, и нет. Но посмотреть pdf все равно интересно. Если сможете скинуть его в личку или на e-mail - буду признателен.

А из этого отрывка интересны две вещи.

1) Там есть противопоставление riding и working - но куда попадает езда в упряжи? Working ли это? Или что-то третье?
2) Важно вот это: "Women rarely rode a horse but were instead transported in chariots". Еще бы понять, распространяется ли это на незнатных.
П_Пашкевич
horse.pdf
https://disk.yandex.ru/i/EhFmLQjefFex7g
Яндекс диск подойдёт? Открывается?
Working, как я понимаю, это бытовая работа - пашня (и то в какое-то время пахали с волами), повозки и все остальное, что предполагало силы несколько больше, чем есть у человека. Riding - это колесницы и верхом. По крайней мере, в нынешнем английском колесницы тоже riding.
По второму пункту: текст не копипастится, поэтому ссылкой и последний абзац, про земледельцев и людей вообще: https://www.libraryireland.com/SocialHistoryAncientIreland/III-XXIV-2.php#:~:text=The%20usual%20Irish%20word%20for,there%20were%20some%20other%20terms.&text=In%20a%20two%2Dhorse%20chariot,was%20in%20very%20general%20use.
Miyavi_Takihara
Спасибо большое!
Скачалось успешно.
И даже скопипастилось (расширение "Just read" выручило).
П_Пашкевич
Пожалуйста:) обращайтесь, если что. Я очень люблю копаться в источниках и искать призрачные упоминания))
Miyavi_Takihara
Спасибо!

С верховой ездой я предварительно вопрос решил: ирландка у меня будет уметь ездить только на повозке - правда, править тоже, не только пассажиркой. Да там и другие аргументы есть в пользу повозки. Но картина у меня стала полнее - и это здорово!
П_Пашкевич
Вот как раз править сложно не уметь, мне кажется. Удержать несущих лошадей вряд ли, разумеется, но на уровне "но, поехали!", "Тпру!", обязана уметь.
Miyavi_Takihara
Это она умеет точно. :) И достаточно уверенно. Правда, не без издержек...
— Фай! Шяс! Шяс! Ох ты ж проклятущие... Уэ, уэ!
Фургон вдруг резко остановился — аж дышло затрещало. Следом откинулся полог, открыв клочок серого неба. В проеме показалась взлохмаченная рыжая голова Орли.
— Гвен, миленькая, выгляни-ка! Куда ехать-то теперь?
Сидевшая подле Робина Гвен поднялась. Высунулась наружу. Удивленно воскликнула:
— Ой, Ланнуст уже! Налево, конечно, — и тут же предложила: — Давай сменю: там дальше дорога была неважная, не знаю, как сейчас.
Кивнув, Орли посторонилась. Пропустив Гвен, сама нырнула внутрь. Осторожно прокралась к Таньке. Шепнула тихонько:
— Ты как, холмовая? Поспала?
Танька честно помотала головой. Призналась:
— Так и не заснула. Сон никак не идет.
В ответ Орли вздохнула. Шепнула:
— Эх... Ну ничего, там помощь твоя не к спеху. Сейчас Гвен лошадьми правит — а потом, если хочешь, опять я ее подменю, — и, вдруг хихикнув, продолжила: — Ну я и опростоволосилась! Вожжи натянула — а они все равно идут. Я им «шяс» по привычке — а они гаэльского не понимают. Хорошо, сообразила потом, как это по-бриттски будет!..
Показать полностью
П_Пашкевич
Прекрасно))
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть