Коллекции загружаются
"Sapiens: Краткая история человечества" (2011 г.) - первая из переведенных на русский книг Юваля Харари, ставшая за десять лет практически классикой современного научпопа. "Sapiens", в полном соответствии с названием - своего рода дайджест основных событий истории, таких как эволюционные достижения, когнитивные и технологические скачки, и т.п. Отлично подходит для повторения пройденного, закрепления материала перед устными экзаменами или собеседованиями, для развлечения тоже отлично подойдет %) Теория сплетен, например, или пшеница, поработившая приматов, меня здорово повеселили))
Очень легкий, понятный язык, немного отдельно обозначенных курьезных гипотез и форсайтов, интересная попытка интердисциплинарного исследования со ссылками на источники. В общем, отличный выбор для широкого круга читателей безотносительно научной подготовки, пола и возраста, за вычетом, может быть, начальной школы, все же какое-то представление об истории для начала пригодится. Что отдельно лично для меня было любопытно: что Харари приходит по многим вопросам плюс-минус к тем же выводам, что Дж. Даймонд, в т.ч. годы спустя, Майкл Грегер, Терри Иглтон, Вилейанур Рамачандран и Татьяна Черниговская. Этому есть объяснение, но все равно интересно встречать в другой книге с другим сюжетом те же выводы, но с другого ракурса ::) Кстати, довольно мрачного для человечества в целом содержания, так что веселье весельем, но это таки триггер-ворнинг:) В остальном - рекомендую, отличное чтение на любой день. #книги 21 февраля 2022
5 |
Книга Харари - типичный представитель современного «науч-попа». Хотя, давайте уж быть до конца честными - просто «попа», без всякого «науч». И вполне понятно, почему такого рода литература становиться популярной. Общий уровень образования в мире таков, что банальные тезисы об устройстве общества, политики и экономики становятся откровением, а приравнивание двух противоположных по своей сути мировоззрений ни у кого не вызывает когнитивного диссонанса. Этому-то уровню вполне соответствуют аргументация и логичность умозаключений автора, не оставляя поводов для сомнений – перед нами ШЕДЕВР! https://www.livelib.ru/review/2526043-sapiens-kratkaya-istoriya-chelovechestva-yuval-noj-harariВ чем же секрет успеха? - спросите вы. Все очень просто: соблюдай золотые правила, и успех гарантирован. Итак, “вредные советы” для мамкиных научпоперов. *Говори проще. Поскольку аграрная революция позволила сапиенсам беспрепятственно передавать “глупые” гены, современный представитель вида, выловив в тексте слово, хоть издали похожее на научное определение, отбросит твою книгу настолько далеко, насколько его предок копье не метал. А потому постарайся, чтобы твой научный текст не был сложнее уровня начальных классов средней школы. *Побольше примеров и аналогий. И не важно, что любые аналогии ложны, сапиенсам нужно зацепиться за что-то знакомое. Желательно, чтобы это было что-то уже вдолбленное в головы массовой культурой, от чего у сапиенса не случиться когнитивный диссонанс. *Повторяй. Повторенье - мать ученья. Так и до ЦА лучше дойдёт, и книжка будет толще, а значит во всех смыслах весомее. *Будь многозадачен. Не бойся заходить в своих рассуждениях «не на свою территорию». Смело рассуждай о том, в чем не разбираешься – сапиенсы, которые будут запоем читать твою книгу, не разбираются вообще ни в чем, поэтому ты в безопасности. *Не заморачивайся. Хорошая и крепкая источниковая база, к которой трудно подкопаться? Это вовсе не обязательно! При желании, вполне можно воспользоваться в качестве источника... художественной литературой, это, опять же, намного ближе аудитории. *Будь бунтарем. Борись за чьи-нибудь права: будь представителем одного из меньшинств, защищай животных и т.п. Придерживайся нестандартных способов питания. Практикуй какие-нибудь «осознанности», исповедуй «продвинутую» религию, а не пошлый монотеизм. В общем, выбери на свой вкус что-то «нонкомформистское», но чтоб обязательно модное. На первый взгляд эти вещи не имеют никакого отношения к содержанию книги, но они автоматически добавят всем твоим высказываниям веса. (К слову, Харари умудрился собрать комбо. Без осуждения, просто как констатация факта). Вуаля – твоя книга гарантированно станет бестселлером. Конечно, если тебя грамотно пропиарят большие дяди. Ты ведь не написал ничего такого, что может бросить на них хоть какую-то тень? Пропаганду нужную пропихнул? Вот и умничка. Возьми с полки пирожок. В смысле - наслаждайся популярностью и признанием. И большим количеством доверия, в смысле - денег. Вот примерно так и сляпана эта (прастихоспаде) книга, занимающая почетное первое место в разделе “Научно-популярная литература”. В общем, даже не буду отговаривать от прочтения (всё равно ведь будут читать). Скажу только одно: эта книга нуждается в дисклеймере (крупными буквами на первой же странице) о том, что она не имеет никакого отношения ни к истории, ни к какой-либо другой науке, а является исключительно субъективным взглядом автора на устройство мира, отражением его мировоззрения. В одном Харари точно прав: вся наша действительность – нагромождение мифов, и его книга – великолепная иллюстрация этого. |
Lasse Maja Онлайн
|
|
Очередная политически ангажированная брехня))
|
Lasse Maja Онлайн
|
|
А детсадовского уровня "аргументы", конечно, должны убеждать в том что эта кремлеботская трепотня имеет какое-то отношение к тексту книги, да-да)))
|
Lasse Maja
> эта кремлеботская трепотня > детсадовского уровня "аргументы" Проекции прямо в одном предложении — неизменно прекрасны. > имеет какое-то отношение к тексту книги Что характерно, если прочитать вторую рецензию — можно обнаружить, что там прямо цитируется и разбирается текст книги. Но зачем это делать, если можно сразу заклеймить всё неприятное "кремлеботской трепотнёй" и при этом что-то ещё рассуждать про "детсадовские аргументы". 1 |
> В современную эпоху появились многие новые религии «законов природы», такие как либерализм, коммунизм, капитализм и нацизм. Эти учения не любят, чтобы их называли религиями: они, мол, идеологии. Но это лингвистические тонкости. Поскольку религией мы называем систему норм и ценностей, основанную на вере в высший, не от человека, порядок, то коммунизм надо считать религией с таким же правом, что и ислам. Для начала, было бы интересно узнать, как утверждение г-на Харари, что "они, мол, идеологии" сочетается вот с этим утверждением г-на Харари: > Они поверили в права человека и принципы самоопределения, приняли такие западные идеологии, как либерализм и капитализм, коммунизм, феминизм и национализм. Как это понимать? Раздвоение личности? Почему автор называет идеологиями то, что по его же собственному утверждению не является идеологиями? А как быть вот с этими утверждениями автора? > Как и буддисты, коммунисты признавали стоящий над человеком естественный и неизменный закон, который управляет нашими поступками. И при этом в другом месте: > Ученые, изучающие работу человеческого организма, душу в нем не отыскали. Поведение человека определяется скорее гормонами, генами, синапсами, чем свободной волей, — теми же факторами, которые определяют поведение шимпанзе, волков и муравьев. Что это, снова раздвоение личности? "Вера в высший, не от человека, порядок"? Стоит ли нам поругать г-на Харари за склонность к коммунизму? > Всемирная империя создается у нас на глазах, и править ею будет не отдельное государство или этническая группа — скорее, подобно Римской империи на последней стадии, этот новый мир окажется подвластен многонациональной элите, и склеивать его воедино будут общая культура и общие интересы. Эта империя призывает все больше предпринимателей, инженеров, специалистов, ученых, юристов и менеджеров. Как это замечательно. Общие интересы в классовом обществе, олигарх и специалист, магнат и инженер. Как же знакомы эти ноты. Солидаризм, корпоративизм, как много в этом звуке. Всё таки воспевая капитализм и напуская побольше страху на социализм, почти невозможно не дрейфовать в сторону фашизма. Кстати, в книге достаточно много упоминаний нацистов, Гитлера и фашизма, но нигде не нашлось места, чтоб хотя бы вскользь упомянуть, что нацистская Германия являлась капиталистической страной, как и все другие разновидности фашизмов она являлась капитализмом, что сам фашизм - есть одна из форм капитализма. Этого конечно читателю знать совсем не нужно. > На подобную критику капитализм дает два ответа. Первый: капитализм создал такой мир, которым уже не может управлять никто, кроме капиталистов. Единственная серьезная попытка управлять миром иначе — коммунизм — оказалась настолько хуже во всех проявлениях, что еще раз попробовать уже никто не решится. В 8500 году до н.э. можно было рвать на себе волосы из-за последствий аграрной революции, но вернуться назад было уже невозможно. Так и мы, можем любить капитализм или нет — обойтись без него уже не сможем. > Второй ответ заключается в том, что надо еще немного потерпеть, рай уже за ближайшим поворотом. Да, были допущены ошибки, такие как трансатлантическая работорговля и эксплуатация рабочих в Европе, но урок усвоен, и теперь нужно лишь подождать, пока пирог еще чуть-чуть подрастет. Тогда всем достанется по хорошему куску. Распределения поровну не будет никогда, но каждый — мужчина, женщина и ребенок — получит достаточно. Даже в Конго. Так вот для чего нужны были все эти нелогичные утверждения, побасёнки и натягивания совы на глобус: 1) Власть капиталистам навсегда 2) Терпи Это надо подчеркнуть и обвести три раза. Вот то, ради чего существует эта книга. Вот главная идея которую она стремится навязать. > Некая идея — например, вера в заоблачный христианский рай или коммунистический рай на Земле — побуждает человека положить все силы на распространение этой веры, пусть даже ценой своей жизни. "Коммунистический рай на Земле" - прямо так и говорили. Ну вы знаете, эти марксисты. А мне вот показалось, что именно про рай, пару минут назад, пророчил кое-кто другой: > надо еще немного потерпеть, рай уже за ближайшим поворотом Г-ну Харари всё же пришлось добавить ложку дегтя в свой капиталистический рай. Что же он нам сообщает? > Некоторые религии — например, христианство и нацизм — уничтожили миллионы людей из «праведной» ненависти. Капитализм убил миллионы из равнодушия. Движимый алчностью. Что нацизм был капитализмом не сообщается, но и на том спасибо. Но заслуживает ли капитализм, по мнению г-на Харари, реабилитации? Конечно да. > Да, были допущены ошибки, такие как трансатлантическая работорговля и эксплуатация рабочих в Европе, но урок усвоен. А заслуживает ли реабилитации социализм, при гораздо меньшем объеме трагических событий? Ну вы уже поняли. Конечно нет. > Единственная серьезная попытка управлять миром иначе — коммунизм — оказалась настолько хуже во всех проявлениях, что еще раз попробовать уже никто не решится. Почему так? Г-н Харари не обосновывает. 1 |
Lasse Maja Онлайн
|
|
Другими словами, зачем читать книгу, или хотя бы предпринимать минимальное интеллектуальное усилие чтобы сообразить что историк, описывающий исторические события не отвечает за их адекватность и не обязан быть согласен с каждой описанной идеологией? Кому это нужно, когда можно просто копипастить в тред простыни безмозглых анонов?
|
Lasse Maja
> что историк, описывающий исторические события Он не описывает исторические события, он продвигает строго специфическую идеологию. Но чтобы это осознать — нужно действительно предпринять при чтении книги хотя бы минимальное интеллектуальное усилие. > и не обязан быть согласен с каждой описанной идеологией Он не "не согласен с каждой идеологией", он целенаправленно излагает ошибочные и прямо ложные представления об этих идеологиях (в том числе в контексте неких исторических событий) с точки зрения своей, строго специфичной идеологии. Для сравнения, как именно историки описывают исторические события — можно почитать, например (в контексте недавних популярных фильмов) "Последнюю ордалию" Эрика Ягера. 1 |
Lasse Maja Онлайн
|
|
Я в общем понимаю, что это реплика в пустоту, но историк - это не тот, кто соответствует единственно приятным вам и расово верным критериям, это тот, кто ведет исторические исследования, ВСЕ))
|
Lasse Maja
> но историк - это не тот, кто соответствует Речь не о том, будто бы Харари — "не историк". Речь о том, что конкретно вот в этой книге — он не описывает исторические события так как это делают непредвзятые популяризаторы истории, а продвигает строго специфичную идеологию. В том числе притягивая аргументы из заведомо "неисторических" областей, в которых он либо не разбирается, либо умышленно их искажает (с целью подогнать под свою идеологию). И поэтому конкретно вот эта книга — не историческая и не научно-популярная, а идеологическая, безотносительно профессиональной квалификации Харари. И кстати, чтобы это осознать — нужно предпринять хотя бы минимальное интеллектуальное усилие при чтении комментариев. |
Lasse Maja Онлайн
|
|
Типа того что каждый должен описывать то, что вы считаете точкой зрения "непредвзятых" популяризаторов истории? А с какого бы лешего, интересно, кто-то в принципе будет тратить время на что-то настолько бессмысленное? Если это, конечно, не первокурсник, осваивающий методику реферативного обзора. Но Харари-то - не первокурсник. И "Sapiens" - не реферат на внутрисеместровую визу. И предъявлять к научно-популярной монографии требования реферативного обзора - это, скажем так, не самое умное решение в жизни))
|
Lasse Maja
> Типа того что каждый должен Речь не о том, будто бы кто-то что-то кому-то должен. Речь о том, что конкретно вот в этой книге — автор продвигает строго специфичную идеологию. > И предъявлять к научно-популярной монографии требования А ведь именно эти требования являются минимально необходимыми, чтобы монография могла претендовать на статус научной. Критерий научности текста — не статус или авторитет его автора, а соблюдение в тексте ряда условий. В том числе, да, следование принципу историзма и объективному подходу. И как раз именно этим критериям обсуждаемая книга не удовлетворяет. Поэтому она изначально научной не является. |
Lasse Maja Онлайн
|
|
Кто вам соврал, что требования к монографии и реферату одни и те же? О_о)))
|
Lasse Maja
> что требования к монографии и реферату одни и те же? Ещё раз, медленно и внимательно. Речь не о том, будто бы "требования к монографии и реферату одни и те же". Речь о том, что и к монографии, и к реферату, и к другим видам публикаций — есть ряд минимально необходимых (не достаточных, но необходимых) критериев, чтобы они могли претендовать на статус научных. И если они не удовлетворяют этим необходимым критериям, то они не являются научными. При этом если монография удовлетворяет требованиям научности — она не становится рефератом. И наоборот, если реферат удовлетворяет требованиям научности — он не становится монографией. |
Lasse Maja Онлайн
|
|
Требования научной публикации применительно к научно-популярной книге для широкой публике, требования реферата к научной монографии, и стремление в каждом следующем каменте переобуваться на лету - да, это, в принципе, могло бы в определенной среде смотреться даже забавно, не будь предельно тупо, а главное бессмысленно.
|
Lasse Maja
Харари приходит по многим вопросам плюс-минус к тем же выводам, что Дж. Даймонд, в т.ч. годы спустя, Майкл Грегер, Терри Иглтон Иглтон в "Почему Маркс был прав"? |
Lasse Maja Онлайн
|
|
Софочка
Lasse Maja Мне так помнится что в "Идее культуры", но честно зуб не дам, могло и перемешаться за давностью прочтения.Иглтон в "Почему Маркс был прав"? |
Lasse Maja Онлайн
|
|
Asteroid, кому, а главное зачем может хоть когда-то понадобиться чье угодно мнимое признание? О_о Ну в смысле, кроме участников конкурсов на фанфиксе конечно.
|
Lasse Maja
Всем, и чтобы быть "своим". |
Lasse Maja Онлайн
|
|
Asteroid, которые об этом ничего не знают? О_о Или вы о чем)))
|
Lasse Maja
Да. |
Lasse Maja Онлайн
|
|
Asteroid, так зачем это?
|
Lasse Maja
Мысли вслух. |