Коллекции загружаются
#цитаты #ып #ня #warhammer
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ВАРХАММЕР Меня в очередной раз спросили: какого чёрта, чувак? Что ты в этом нашёл? Это же космоопера для подростков! И я задумался. Плод задумий моих написан ниже. Пишу я это больше для себя; если вам этот странный сеттинг не интересен или дик - так и хорошо быть вами. Моя встреча с литературно-игровым сеттингом Warhammer 40k случилась лет пять или шесть, что ли, назад, и была для меня самого ужасно внезапной. Потом долгие месяцы я впитывал книги, рисунки и "псевдодокументальные" материалы втайне от всех своих знакомых - для меня это было что-то вроде guilty pleasure, потому как, ну, понимаете, одно дело Толкин или другая высокая культура, а другое дело - литературная вселенная, созданная по мотивам правил настольной игры в пластмассовых человечков с бластерами. Некомильфотно. Потом с некоторым вторым изумлением я обнаружил, что сообщество у этого, хм, канона богатое, большое и интересное, и туда входит очень немало людей, которых я раньше знал, скажем, по около-толкиновской тусовке. Это меня изумило и заставило задуматься; ну ладно я, человек, вкуса лишённый, но вот эти-то что тут забыли? Этого я долго не понимал - а потом как взял и понял. Товарищи. WH40k - это современный, очень неплохо оформленный и сделанный извод люциферианского - или прометеанского, если угодно - мифа. Того самого мифа, воплощением которого в "большой культуре" была какая-нибудь идеология типа Кроули и вообще половина спиритуализма belle epoque; в толкиновской когорте - "Чёрная книга Арды"; а среди исторических родных осин - "человекобожие" Луначарского и иных. И этот миф - как к нему не относись - завораживает тысячи и завораживать будет. Вот смотрите. Дальше будут непонятно для не знающих канона, заранее извиняюсь. Есть мир. Очень похожий на наш по общим константам. Помимо общего космооперного набора фантдопущение в нём одно - тут существуют боги. Правда, без дураков существуют. Не на уровне "вопроса веры", а вот как в толкиновской вселенной существуют, скажем, Валар. У мира есть персонализированные основы, которые обладают собственной волей, действуют и желают, и они есть жизнь этого мира, а он есть их жизнь. При этом суть этих божеств - отнюдь не примитивно-неоязыческая. Это вам не "бог грома" и "богиня любви". Боги Галактики представляют собой отменные проекции самых базовых человеческих чувств, стремлений и страстей. - Агрессия, гнев и жажда экспансии, в том числе через насилие; - Жажда удовольствий и желание наслаждения; - Надежда на лучшее и жажда перемен; - Сам по себе страх смерти и желание жить во что бы то ни стало. Эта четырёхлучёвая картинка неплохо ведь отражает примитивную схему человеческой личности. Каждое из четырёх начал просто привлекает к себе тех, у кого соответствующая акцентуация выражена сильнее - или же можно искать баланс и соотносить в себе все эти силы друг с другом. И главное тут именно то, что так называемые "Боги Хаоса" ЕСТЬ на самом деле. Они отвечают на воззвания, слышат молитвы, даруют силу верным. "Хаос" есть, в сущности, базовая подложка под материальный мир, которая постоянно подкармливается всеми эмоциями всех разумных существ (и, скорей всего, достаточно развитых неразумных тоже). "Хаос" никогда никуда не денется, и к нему любой достаточно мотивированный искатель может найти пути. С точки зрения абстрактной истины поклонники оного самого Хаоса просто без вопросов правы. И это хорошо? Да как сказать. Проблема в том, что эти вот, реально существующие, божества среднему человеку совершенно естественно покажутся запредельно жуткими, потому что они живут на своём уровне бытия, и строят планы, которые для человека, нормального, антропного такого, совершенно непостижимы; а вот жизнями человеческими они распоряжаются спокойно и безжалостно, и вообще никогда, ни при каком раскладе не воспринимают людей как сопоставимых себе - и вообще воспринимают людей исключительно как собственные инструменты для достижения ЧЕГО-ТО ОНИ ОДНИ ЗНАЮТ ЧЕГО. ... Как по мне, так один в один старина Яхве, как мы знаем его по Ветхому Завету. Любой из Великой Четвёрки мог бы спокойно поставить свою подпись под Книгой Иова (Хотя я лично думаю, что это был Нургл, конечно. Его почерк и манера. Тзинч тем временем вдохновлял Второ-Исайю, Слаанеш наслаждался Песнею Песней, а Кхорн хохотал за спиной Иисуса Навина). Вот только этот Яхве в четырёх лицах действительно существует буквально как научный факт. Как к этому относиться? Можно осознать это как данность и смириться, найти в этом свой смысл и начать искренне пытаться всё же сыскать контакт и близость с Силами, принимая их чуждость и величие. Есть в этом мире и такие люди. Можно, окончательно ощутив ужас бытия, впасть в отчаяние и пойти творить безумие. И такие тоже имеются. Можно попытаться найти clever solution, понадеяться на то, что великие силы - они, ну, великие, а потому к мелочам невнимательны, и где-то между ними можно проскользнуть, а где-то и обернуть их Большую Игру к своей маленькой выгоде. И такие ребята бывают, и изредка им даже везёт. Можно просто, не задумываясь о вечном, выживать в этом мире, сознательно или бессознательно абстрагируясь от его устройства. Таких, вероятно, большинство. А можно быть чёртовым сумасшедшим парнем, известным нам как Император Человечества. Что делает Император? Он объявляет себя атеистом в мире, где существуют боги. Он заявляет, что этих богов по сути НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ. Он заявляет, что он, Император-то, приведёт человечество к могуществу и счастью БЕЗ помощи Мировых Сил, потому как они, Силы-то, по определению бесчеловечны - а значит, людям не нужны. Он начинает безжалостно вычищать любое поклонение любым силам из культуры - чтобы лишить их пищи и не дать им и дальше тиранить вселенную. И он заявляет - постоянно и, кажется, искренне - что делает это ради ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!! и ради каждого отдельного человека. Но это же, граждане, прямая романтика Маяковского. Это же настоящий горьковский Данко с сердцем. Это "Небесная республика" Пуллмана. Это бескомпромиссные идеалы Робеспьера. Это эсхиловский Прометей. Это та самая идеология, которая лежит в одной из основ романтизма как художественного направления. А ещё - это примерно то же самое, что делает Тано Мелькор из "ЧКА", только менее гуманно и более брутально. Ясен перец, в мрачном и натуралистичном мире WH этот идеал обречён. Император, во-первых, далеко не идеален сам по себе, во-вторых, один человек, даже хитрый и невероятно могущественный, не может противостоять самому Мирозданию как структуре. Император постепенно проигрывает свою войну, и в финале её превращается в знакомый нам всем Труп-на-Троне, да ещё и обожествляется сам, превращаясь по сути в то, что больше всего ненавидел. Нооо... Это скорее добавляет романтики в ситуацию. Побеждённых любят больше, чем победителей. И вот этой картинкой сеттинг WH, при всей его наивности, по сути же уникален. Большая часть фэнтези нашей делится на два типа организации мира: 1. Классический иудео-христианский миф; есть мироправящая Сила, и она скорее добра или по крайней мере естественна, и есть восставшие против неё бунтовщики-сокрушители порядка, они вредоносны, хоть и слабее. 2. Дуалистический миф; есть две равных и изначальных мироправящих Силы, и они враждуют между собой, одна из них скорее добра, вторая скорее зла и разрушительна, а более слабые существа могут выбирать, к какой из них примкнуть. WH предлагает третий вариант: есть единая (ну, в четырёх лицах, постхристианам не привыкать) мироправящая Сила, и она - губительна и безразлична; и есть гораздо более слабые, чем она, повстанцы, которые пытаются ниспровергнуть её господство ради блага людей. Кажется, такой вариант мне раньше практически не встречался. ...И именно поэтому очень особая публика выступает в этом контексте на условной стороне "Хаоса". В отличие от множества "тёмных блоков" разных сеттингов, фанаты которых скорее работают от разных вариантов игрового "дьяволизма", вархаммерский Хаос странным образом привлекателен для, что ли, архаического сознания. Если попытаться войти в роль хаосита и подумать из-под его картины мира... Только не "обращённого" хаосита типа бедолаги Лоргара, а хаосита природного, рождённого в этой ментальности... Ну да, силы в мире странные и местами хтоничные и жуткие. Но они же и не претендуют на моральность. Они просто есть такие, как они есть, они естественны и происходят из естественного же устройства мира и личности. Но если с ними как бы совпасть, симбиотизироваться, они совершенно не будут разрушать тебя ради самого разрушения - они могут быть опасны только тем, кто идёт "против рожна", кто пытается любой ценой сломать миропорядок. Хаос - он хаотичен; его цель - отсутствие цели, его цель есть просто быть и соответствовать своей природе. Если культ Императора - это условное прометеанство, то культ Хаоса - это такой... качественно долбанувшийся и очень специфический извод ДАОСИЗМА. А вы говорите, что тут интересного. Да это самая извращённая модель противостояния из всех мне известных. 8 сентября 2022
5 |
Учитывая зашкаливающую эклектичность вахи СПГС в ней тоже границами никакими не скован.
3 |
Иннеад в рассуждения автора этого СПГС плохо вписывается. Как и Горка с Моркой.
1 |
Угу. В рассуждениях автора, имхо, есть здоровенный изъян: "боги" хаоса рождались в историческое время. Они младше вселенной и даже (некоторые) младше эльдар. МЛАДШЕ ОРКОВ.
1 |
> WH предлагает третий вариант: ...Кажется, такой вариант мне раньше практически не встречался.
Фандом RWBY. И ещё что-то такое встречал, не помню уже. |
я бесполезен
"боги" хаоса рождались в историческое время Ну, это старый бэк, который на современный не очень хорошо натягивается. Но да — они не являются источником существования мира.1 |
финикийский_торговец
Иннеад в рассуждения автора этого СПГС плохо вписывается. Как и Горка с Моркой. То существа иной природы. |
Три рубля
Это другое. |
Блин, а круто.
Говорю как человек, который о WH знает только то, что сабж существует, плюс разные обрывки, на которые натыкался там и тут. |