↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Asteroid Онлайн
27 октября 2022
Aa Aa
#gamedev #размышления #много_букв
Посмотрел стрим игры "Виктория 3", так как захотелось поиграть в управление страной, но как-то оно всё сильно недотягивает до представления о том, как должно быть.
Сначала о плюсах. В игре введены группы населения со своими стремлениями, благосостоянием и прочим, например: мелкие буржуа, селяне, промышленники, интеллигенция. Очень четко симулируется рынок. Всё красивенько.
Как бы, и всё.

Главной претензией к всем, вот ко всем без исключения экономическим играм у меня всегда выступает "ненастоящесть" денег - деньги берутся из ниоткуда, и исчезают в никуда. Особенно это смешно, если речь идёт о золоте - его же невозможно напечатать.
Но в таких играх всегда так: мы собираем (из ниоткуда) налог, затем тратим кучу денег на постройку мега сооружения, и... где эти деньги? А нигде. Они испарились, чтоб взамен появилось строение.
Но в реальности же не так. Область в которой идёт интенсивное движение денег начинает жить по другому. Там меняются цены (это к слову о симуляции рынка). Туда стекается население. Там растёт преступность. И коррупция, кстати. Но об этом чуть позже.
Можно сказать: "Ну и что, что деньги исчезают, ведь в целом процесс симулируется правдоподобно?" В том-то и дело, что между вот такой симуляцией и настоящей эмуляцией процесса есть одна принципиальная разница в результате: обьем денег в системе.
Обьем настоящего золота не может расти из ничего и исчезать в никуда. Это накладывает принципиальные ограничения на рост экономики. Как ты не занимайся прогрессорством, но если "крови" в экономике не хватает, то роста не будет, потому что ни у кого тупо нет денег ни на что.
Поэтому принципиально важны золотые рудники и положительное сальдо внешней торговли.

Вторая главная претензия - преступность во всех её формах. Её типа нету. Причём, благосостояние и доверие власти в игре есть. Их падение приводит к радикализации. И, насколько я понимаю, излишняя радикализация приведет к восстанию. И всё.
И тут, имхо, упускается принципиальная суть процессов. Государству всегда нужны полиция и тайная полиция. Первая уменьшает потери от преступности и коррупции. О второй чуть позже.
И тут ведь всё очень сильно завязано на ту самую экономику. Слишком мало полиции - несешь потери от преступности, слишком много полиции - несешь потери на зарплату.
И также всё это завязано на благосостояние и доверие власти. Если с этими параметрами всё хорошо, то можно меньше тратиться на полицию. Или же, ты можешь больше выжимать из народа, но тогда и больше трать на полицию.
Всё сводится к балансированию экономики.

Ещё круче всё, если речь идёт о правящем классе. В увиденном мной стриме царь отменил крепостное право, сократил армию, увеличил пошлины на экспорт, ввёл крестьян в правительство, увеличил подоходный налог, и... не словил апоплексический удар табакеркой по голове. )))
Правящий класс - это опора власти, и её же домоклов меч. Царь всегда балансирует между тем, чтобы принудить правящий класс к службе государству, и при этом не вызвать слишком большое недовольство. Нет, конечно можно пойти по пути нашей РИ и давать правящему классу всё больше привилегий и освобождать от обязанностей. Те будут очень довольны, и стоять горой за власть. Но экономика будет катиться в жопу.
А если развивать экономику и прижимать к ногтю правящий класс, то будут недовольные, и попытки переворота. А значит, нам нужна тайная полиция. И соответствующие траты на неё.
То есть, мы опять приходим к тому, что всё сводится к экономике и её балансу. Удивительно, правда? ))

Третья претензия - развитие. Всегда это прямо индуцированный игроком процесс: ты выбираешь, какую технологию развить, кликаешь мыщью по иконке, вуаля - через 3 года у тебя стопудово будет паровой двигатель. Или культура романтизма. Или изобретены профсоюзы. Причём, затраты на процесс всегда известны заранее. )))
Как оно должно бы быть по моему скромному мнению?
У страны есть шанс изобрести следующий элемент в дереве технологий. Этим занимаются всякие ученые любители в свободное время. Можно открыть институт (и при этом увеличить постоянные затраты), и тогда количество людей занимающихся наукой вырастет, что приведет к повышению шансов.
Но самое интересное начинается, когда другая страна открыла технологию раньше вас. Можно попытаться купить её, если есть хорошие отношения. Можно вложиться в промышленный шпионаж. Можно проспонсировать переизобретение у себя этой технологии, потому что на технологическом древе она уже открыта. И все эти процессы можно вести параллельно.
И конечно же, всё это стоит денег, и опять таки сводится к экономике.

И последнее - логистика. В игре её тупо нет. Но, блин, логистика же - это базовый элемент экономики. Как можно вообще назвать свою игру экономической стратегией по управлению страной, если нет логистики?

Это все основные претензии в подобным играм, из-за которых я не хочу в них играть.
Но есть ещё одно, скажем так, пожелание, или процесс, который хотелось бы чтобы учитывали разработчики. Это более полная связь между благосостоянием населения, радикализацией и контекстом ситуации в мире.
Нет, в игре связь между просто благосостоянием и радикализацией есть: когда благосостояние падает, растёт недовольство, и есть некий базовый уровень жизни, ниже которого стопроцентно начинается бунт. Но и всё.
Но вот есть же такая замечательная вещь, как уровень жизни соседа. Если там живут лучше, то это создает недовольство властью. И таким образом, повышая благосостояние своего народа, не только можно тратиться меньше на полицию, но и что очень важно - можно оказывать давление на соседние страны.
Наиболее яркий пример этому, конечно же СССР. Из-за него западные страны были вынуждены ввести такие неприятные вещи как: 8-часовой рабочий день, право голоса для женщин, пенсии (если не ошибаюсь) и ещё что-то там. Это в свою очередь вызвало недовольство у правящего класса. Что, в конечном итоге, в более бедных странах, которым было сложнее выдержать такое давление, помогло прийти к власти фашизму.
Вот такое "благосостояние относительно других стран" влияет на все классы. Те же аристократы РИ хотели жить не хуже, чем живут в Европе. И например, повышение пошлины на экспорт, приводящее к снижению доходов, вызовет усиленное недовольство, если их уровень жизни и так ниже.
Ну, или посмотрите на наш средний класс, постоянно недовольный тем, что у нас хуже, чем на Западе, и поэтому недовольный властью.
В общем, это очень важная механика давления на другие страны. Опять таки привязанная к экономике и её балансу.

О таких вещах как учет не просто группы населения, а разбивка его по возрасту для учета демографии и процентовки мировоззрений (более старые более консервтивны и т.д.), я просто молчу.

Ваши мысли?
27 октября 2022
12 комментариев из 19
Виктор Некрам
MonkAlex
Коррупция была еще в Цив2, но демократия полностью от нее излечивала.
Прелесть какая! "Скромное обаяние буржуазиидемократии"
В Цив3 коррупция при демократии была нулевой в столице и повышалась по мере удаления от нее.
Ну да, "люди с хорошими лицами"(tm) не воруют, а чем дальше от университетских кампусов, тем выше процент тоталитарного быдла невежественных морлоков
Кстати, в Цив3 было воздействие на соседей своим высоким уровнем жизни и прочей демократией. Приграничные города соседа могли уйти от него и присоединиться к тебе.Дальше Цив3 я не играл.
ROTFL!
Сугубо мирным путем, ЧСХ. Все хотят причаститься демократии.
Вот, что такое умелая пропаганда, @#ть, а не этот ваш "Крымский мост".
Города переходили сами не очень охотно, надо было быть заметно лучше конкурентов. Но, можно было заплатить городу и... всё случалось намного проще =)
Asteroid Онлайн
Уста Саурона
Подожди. Если ты не помнишь, тогда откуда заявления, что там реализовано всё, о чём я говорил в посте?
Asteroid Онлайн
Уста Саурона
Посмотрел я тропико. Мало того, что это типичная стратегия (со всеми описанными в посте минусами), так она ещё и с уклоном в карикатуру.
хотите правдоподобную логистику - играйте в факторио

во всех остальных играх воспроизвести движение всего многообразия товаров и людей невозможно
Asteroid Онлайн
nadeys
В факторто нет экономики же.
Asteroid Онлайн
nadeys
То же самое можно сказать и про рынок. Но симулируют же.
Asteroid
nadeys
В факторто нет экономики же.
в факторио есть экономика

просто это чистая голая экономика, не обёрнутая в шелуху социальных отношений
Asteroid Онлайн
nadeys
Это не экономика. Это план внутри предприятия.
Asteroid
"план" это просто название организационной формы

организационные формы бывают разные, но в их основе всегда лежат одни и те же производственные цепочки
Asteroid Онлайн
MonkAlex
Логистика есть в сеттлерс и это жесть, вроде ещё была в анно.
Посмотрел анно, чет не очень. виктория лучше.
Вообще, ладно уж полную логистику. Хотя бы стоимость транспортировки между регионами страны сделали. У них там просто единый рынок внутри страны.
Asteroid Онлайн
nadeys
Asteroid
"план" это просто название организационной формы
Эм, нет. Если есть люди, значит есть независимые агенты.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть