Коллекции загружаются
хорошие #книги vs непонятно какое #кино
"Шоколад" Джоан Харрис. Это не мое, мне подбросили. Почтовым книгообменом. Книга для легкого чтения в лучшем смысле: когда это не эвфемизм "пусто и дешево", а комплимент. Рецепт "Шоколада" для не читавших: 1) Возьмем местом действия маленький городок - со всеми тараканами замкнутости и всем уютом камерности. 2) Добавим троп "в место-болото приезжает яркий чужак и пытается вести свое дело" - здесь пришлая женщина не только ярка, но и аморальна: в церковь не ходит, открывает шоколадную в Великий пост, имеет внебрачную дочь, и они обе как будто колдуют - а может, просто так странно живут. 3) Забьем клин противостояния: благонамеренное фарисейство и пуританство против безудержно (бессовестно) яркой жажды счастья и жизни. 4) Спрячем в флэшбеках историю, как наше детство делает нас теми, кто мы есть, но: Если ты родился в седле, это не значит, что ты должен там же и сдохнуть! (с) 5) Не будем мудрить с сюжетными линиями: две параллельных, для взгляда с разных сторон, и хватит. Остальные пойдут ответвлениями и просто послужат развитию основных. 6) Напишем - или переведем оригинал - простым и образным языком. Принцип "не рассказывай, а показывай" здесь во все поля. 7) НЕ ЖАЛЕЙТЕ МАТЧАСТИ. Пусть читатели съедят всё сладкое в доме, пока читают о работе, атмосфере и ассортименте шоколатерии. А потом пойдут и сварят себе какао. В рейтинге моей книжной полки это однозначно 4.5 из 5. Несколько лет назад было бы 5, но... временами городская сказка слишком сказка, и это бесит внутреннего циника. ----- В общем, дочитала я "Шоколад" и решила заяндексить, есть ли кино. И наткнулась на постер фильма. А там... если цензурно, книгу "Шоколад" с такой обложкой я бы не открыла НИКОГДА. 1) Кастинг-агентство WTF. Вот эта кокетливая мадама - главная героиня? Не-е-ет, больше похожа на слащавых дам из прихода, которым по книге, как бы, и противопоставляется. Вианн Роше не красится, не укладывает волосы, не делает маникюр и не кокетничает. Это женщина-мастер и ведьма-хиппи, ироничная и житейски умная, по-цыгански яркая, располагающе простая в общении. То, что на постере - это не вопиющий ООС, это голосящий аки баньши неканон. (Насчет мужчины на постере я выразительно промолчу. Надо было постараться, чтобы Джонни Деппа можно было спутать с Лео Ди Каприо) 2) Что за Литнет, автор? Книга - это джен с элементами гета. Эти элементы хороши тем, что занимают около 5% книги, балансируют между PG-13 и R - и этого хватает. Не потому что плохо, а потому что больше не нужно. Постер - это гет на грани эротики. Бе. 3) Википедия любезно рассказала, что сюжет там тоже переделан от и до - если сменить имена героев и название города, это будет вообще другая история. Фильм был номинирован на кучу премий: Оскар, BAFTA, Золотой глобус и что-то еще, штук пять - и ничего не получил. Стоило бы на "Золотую Малину". 18 июня 2023
5 |
Jenafer Онлайн
|
|
Tinumbra
Охотно верю. * вздыхает и пишет на "Золотой Малине": "За некорректное обращение с первоисточником - только и всего" * |
Jenafer
Туфельки, Персики и Земляничный вор - сиквелы "Шоколада". И, как по мне, ему проигрывают; автор не смогла выдержать характер гг, атмосфера потеряна, в Туфельках и Воре однозначно. Персики объективно лучший из сиквелов, но, имхо, до "Шоколада" не дотягивает. "Пять четвертинок апельсина" и "Ежевичное вино" - самостоятельные произведения. Четвертинки мне не понравились, показались скучными. Вино атмосферой немного похоже на Шоколад, но более ванильное, хотя мне понравилось, читалось легко и приятно 2 |
Биля
А "Джентельмены и игроки" - читали? Как вам, если да? 1 |
palen
Нет, не читала |
Габитус Онлайн
|
|
А Вы фильм-то посмотрели в итоге? Я, кстати, совершенно не помню концовку ни там, ни там.
|
Jenafer Онлайн
|
|
Габитус
На постер посмотрела, посмотрела, посмотрела, посмотрела и решила... не смотреть) Концовки там разные - и смысловую нагрузку разную несут. |
4eRUBINaSlach Онлайн
|
|
Их выжили из города (шоколатье и ее дочку), если я не путаю...
|
flamarina
Лично у меня всё наоборот. Подпишусь под каждым словомКино понравилось, книга... печальное, неопрятное и порядком депрессивное нечто. Идея фильма – почти в каждом есть что-то хорошее. Идея книги – чёрного кабеля добела не отмоешь. Фильм находит плюсы и в семье, и в городе, хоть и не закрывает глаза на имеющиеся там проблемы. Книга говорит, что творчества и величия достигают лишь одиночки, а всё, что связано с группами людей – оружие репрессий и рассадник лицемерия В фильме есть любовь. В книге есть воля. Всё это моя лютая имха (ага, я любитель сказочек с хэппи-эндом, что поделать). Но не оставляет ощущение, что если в фильме главгероиня просто учит людей радоваться и быть искренними, то в книге именно искушает. В библейском смысле. 1 |
Jenafer Онлайн
|
|
flamarina
Показать полностью
Похоже, всё-таки придется посмотреть фильм, чтобы не получилось "не смотрел, но осуждаю". :) Всё, что дальше - не попытка оспорить (личное впечатление нельзя оспорить), а взгляд другими глазами. книга... печальное, неопрятное и порядком депрессивное нечто. Что для вас - неопрятное?Насчет "печальное" и "депрессивное" мне понятно - флэшбеки что одного рассказчика, что другого; да и линия Арманды под эксцентричной бравадой очень грустная. Идея фильма – почти в каждом есть что-то хорошее. Вот тут и зарыта поворотная разница в восприятии. :))Идея книги – чёрного кобеля добела не отмоешь. Фильм находит плюсы и в семье, и в городе, хоть и не закрывает глаза на имеющиеся там проблемы. Книга говорит, что творчества и величия достигают лишь одиночки, а всё, что связано с группами людей – оружие репрессий и рассадник лицемерия. Для меня книга о том, что, цитирую другого автора другой книги: В чем разница между праведником и фарисеем, между общительным и докучливым, между ярким оптимистом и эскапистом-истериком? Всё просто: одни настоящие, а другие деланные (c) Для меня книга о том, что люди, которым комфортно самим с собой и своими убеждениями, с большой вероятностью перетянут на свою сторону других. Будь люди, которые изо всех сил "выпалывают сорняки", сто раз правы - если они не в ладу сами с собой, рано или поздно "свинья" обязательно вылезет, подкопает их репутацию и благие намерения. Поэтому финал книги - в отличие от финала в содержании фильма - я считаю цинично реалистичным. Хотя - и это подпортило привкус от финала, да - абсолютно немилосердным.В фильме есть любовь. Во всяком случае, преобладает, да)В книге есть воля. Всё это моя лютая имха (ага, я любитель сказочек с хэппи-эндом, что поделать). Я любитель "сказочек, которые не имеют конца", поэтому финал именно линии Вианн и тех самых 5% любовной линии мне очень зашли. :)Но не оставляет ощущение, что если в фильме главгероиня просто учит людей радоваться и быть искренними, то в книге именно искушает. В библейском смысле. Насчет фильма не знаю (ох, придется, придется посмотреть), а в книге - да. Вианн - ведьма, Вианн - дьявол, который соблазняет красотой и вкусностями, "обещанием счастья". Но я верю, что тот, у кого уже построено свое счастье - настоящее, не деланное - коробкой с бантиком от лукавого не искусится.(Так интересно смотреть с двух сторон))) |
Jenafer Онлайн
|
|
4eRUBINaSlach
Их выжили из города (шоколатье и ее дочку), если я не путаю... В книге Вианн |
Jenafer
Показать полностью
В "Ежевичном вине" то, что я назвала "неопрятностью" сильнее. Но и в "Шоколаде" попадается. Я бы не стала ничего есть от госпожи Вианн. Вот к чему это сводится. Насколько я помню, она даже волосы не всегда подвязывала, когда готовила. В целом, когда я сталкивалась с мастерами своего дела, там ручное производство – помесь храма, мастерской и операционной. Здесь так всё как-то на расслабоне... Ох, конечно, городок запутался в фарисействе. Потому что благие намерения ведут в ад. Но в фильме у них хоть есть эти благие намерения, есть и искренняя любовь друг к другу – просто всё упирается в неумение её выразить. Из-за воспитания и того самого "фарисейства". А Б-г как ни банально "есть любовь". Это страсть (по канону от дьявола) "обвёртка", чей сладкий недуг вскоре исчезнет, если обратиться к словам Лермонтова. В фильме чётко показано: семью, где были только обязательства, но любви не было, ничем не спасёшь. Никакими словами. Но вот те, кто друг другу небезразличны, могут быть добрее, а не выбрасывать в утиль всё, меняя обвёртку на обвёртку. А книгу я воспринимаю как непрерывный подростковый бунт. И да, 5% любовной линии меня напрягают отдельно. Потому что... взаимный интерес был у другой пары персонажей. Виенн это знала. Знала, что это важно и хрупко. Да, себя тоже бы не забыть. Да, иногда секс это просто секс. Да, они вряд ли увидятся. И да, они "одного поля ягоды", возможно и "одной крови". Но это как-то... не очень. |
Jenafer Онлайн
|
|
flamarina
Показать полностью
Стоп-стоп, неканон) "Ежевичное вино" не читала. В "Шоколаде" у Вианн на кухне чистота и порядок, за условиями хранения сладостей она тоже следит тщательно - и это подсвечивается: когда кюре попадает на кухню, когда Вианн оценивает подвал как склад. Не храм, но домашнее святилище; не операционная, но аккуратность и ответственность. Если за несколько книг произошел деграданс, это печально. Насчет остального... да, так и есть? Да, дух противоречия. Да, языческое и хиппарское отношение к отношениям (пардон за тавтологию). Да, своеобразное понимание границ ответственности, которое граничит с безответственностью. Меня не покоробил сам факт - ну, было и было, и они, "одной крови, одного поля ягоды", кажется, так к этому оба и отнеслись. А вот то, что из этого факта есть следствие, и Вианн не сделала ничего, чтобы это предотвратить (все взрослые люди, ну) - вот это и меня покоробило. Это даже не как с Анук: "я не знаю, кто из моих случайных любовников - ее отец, да и важно ли это". Это значит, что если до Лаксне-су-Танн через сколько угодно лет дойдут новости, тем самым отношениям двух людей: важным, хрупким и неожиданно доверительным - если не конец, то серьезная трещина. Но... это Вианн. Хорошо ли, плохо ли - судя по флэшбекам, она едва ли могла быть другой, и даже так для нее - уже серьезный прогресс. А насколько ее поведение и внутренние ориентиры коробят - это "на вкус и цвет съедобные карандаши разные". |
Jenafer
Я вряд ли возьмусь перечитать, чтобы доказать, но точно помню, что что-то такое было. Плюс определённое презрение а аккуратистам из городка именно за то, что аккуратисты. |
Jenafer Онлайн
|
|
flamarina
Плюс определённое презрение а аккуратистам из городка именно за то, что аккуратисты. Скорее за то, что они не видят "красоту хаоса": выпалывают ярко цветущие сорняки, стремятся упорядочить даже то что в этом не нуждается, агрессивно реагируют на любую инаковость. Вианн, кстати, так же нетерпима к ИХ инаковости, и в какой-то момент у нее даже случается всплеск инфантильного гнева: я им!.. а они!.. Для меня как для читателя это было... правдоподобно) |
Jenafer
И да, вот это: все ведь остались почти при своих. Вианн снова уедет и вряд ли сильно изменилась. Жители тоже возвратились в исходную точку. А ведь "город не становится прежним, когда из него уходят гусары", как говорилось в одном фильме. А развитие? А изменения? Чуть-чуть пошатать, ничего не добиться, плюнуть и уйти – это противоречит принципу развития действия. Фильмы, книги и пьесы – они обычно о том, как что-то получилось, а не о том, как что-то не удалось или в формате "просто кусок из обычной жизни". Ну это если не впадать в деконструкцию и не увлекаться Беккетом =) |
Jenafer Онлайн
|
|
flamarina
Показать полностью
По-моему, здесь не чуть-чуть пошатать, ничего не добиться, плюнуть и уйти, а: 1) Хорошенько встряхнуть (вышло не вполне разумно и этично, но встряска для Ласкне-су-Танн была не лишней). Вызвать мысль: "А так ли мы живем, как хотим?" 2) Дать проклюнуться росткам изменений: - Арманда знакомится с внуком и последний месяц проводит счастливой - внук, не ударяясь в бунтарство, всё же мягко отрывается от материнской юбки, становится раскованнее и самостоятельнее в суждениях - Жозефина уходит от бьющего и унижающего мужа, избавляется от клептомании и возвращает себе личность - сам муж сбегает из города и едва ли вернется - Жозефина при помощи Ру меняет облик и атмосферу кафе - Ру перестает бродяжничать - судя по его характеру "пока не закончу проект, никуда не уйду", на долгое время - и пытается создать постоянные отношения - дискредитированный городской совет еще долго не будет трогать речных цыган - кюре утратил авторитет (не уверена, что это хорошо - но и не однозначно плохо) - сама Вианн больше не боится Черного Человека и уже без паники относится к тому, что дочь рано или поздно повзрослеет 3) Уехать, потому что дальше не интересно. Не скучно, нет, но что-то вот как-то уже не так: весело, ярко, с любовью, но обыденно. Вианн символически приходит с карнавалом и символически уходит с праздником. Она - человек-встряска, человек-кризис, человек-фейерверк. Не добрая колдунья города и не человек-процесс - хотя это, безусловно, более взрослые роли. Так что гусары уходят - и город не остается прежним. Рискует снова "заболотиться", но некоторые вещи вспять уже не повернешь. 1 |
Jenafer
Как мы понимаем, вечный поиск нового – это поиск неглубокий. За Арманду, конечно, можно порадоваться, но вот насчёт внука я не уверена: ведь в книге мать не на его стороне. А бабушки уже нет. Да и Виенн не будет. А он маленький мальчик. Нет здесь опции для мирного исхода. Да и совет выглядит не поверженным, а просто растерянным. Если гидра не убита, она быстро восстанавливает количество голов, и ничто не указывает на обратное. Да-да, вроде в этом и посыл: женщина-порыв, женщина-стихия, женщина-ветер... А по факту – даже мнение дочери для неё немного значит. Образ перекати-поля ближе и роднее. А почему? Потому что, оставаясь, люди неизбежно раскрываются. А открыть что-то о себе – уже совсем не так безопасно, как побуждать других признаваться в их маленьких тайнах. Для этого надо доверять, снять маску и лишиться позиции "над толпой". 3 |
Jenafer Онлайн
|
|
flamarina
Показать полностью
То неловкое чувство, когда выпал из разговора в реал и теперь думаешь, актуален ответ или нет уже. Но все же напишу :D Насчет того, как после отъезда Вианн и Анук будет жить Лаксне-су-Танн, могу быть права я, можете быть правы Вы - там, где закрывается последняя страница, заканчивается канон и начинается хэдканон, а о них не спорят. А вот насчет остального я хочу... согласиться. Потому что это канон, и в каноне это неоднократно подсвечено. Отговаривая Жозефину бежать от мужа куда глаза глядят, Вианн сама говорит о том, что чем больше носишься по свету - тем более одинаковыми становятся люди и пустыми дни. Вианн сама подмечает за собой болезненную, эгоистичную зависимость от дочери. Сама ловит проблески мыслей: да, мне ок в вечной дороге, я получаю удовольствие, когда эпатирую общество, даже если это приводит меня в положение изгоя - а ей-то как? и не оттого ли появился Пантуфль, что Анук не хватает настоящих постоянных друзей? И отметает эти мысли подальше, до следующего "обострения". В мыслепотоке Вианн над картами матери автор прямым текстом раскрывает: мать Вианн бежала от сближения с людьми; маску можно носить только на карнавале, а карнавал никогда не длится долго. И так же бежит сама Вианн - только Вианн уже это рефлексирует и оседает, открывая свое дело, хотя бы ненадолго. Изначально искореженная жизнь редко бывает выстроена гладко и по-взрослому с первого раза. Обычно это "итерации правок". У матери случайные подработки и мошенничество на колдовстве - у Вианн профессия. У Вианн с матерью совсем не было дома - у Вианн и Анук дома есть, хоть и непостоянные. Вианн не ходила в школу - Анук школы хотя бы меняет. Вианн не смогла пустить корни в Лаксне - но смогла продержаться и распутать комок панического ужаса перед Черным Человеком. Вианн инфантильна и, возможно, до старости не созреет. Но, возможно, взрослым человеком в полном смысле сможет стать Анук. Или младшая дочь Вианн, если она есть в сиквелах. Или дети дочерей Вианн. Для меня, из моего личного опыта и наблюдений, такое развитие сюжета и персонажей психологически правдоподобно. И для меня прелесть книги в том числе в этом. |
Jenafer
Показать полностью
Любой ответ, которому меньше полугода, актуален =) Я же ни разу не сказала, что таких характеров не бывает, что это психологически неверно – или нечто подобное. Конечно, бывают. Ещё как бывают. Но, кмк, произведение искусства (книга/фильм/спектакль) – это не просто собрание заметок о характерах. Там есть ещё и "сверхъидея", смысл, пресловутое "so what?" И в этом плане сказка всегда рассказывает о том, как слабый становится сильным. А реализм – о том, что и у сильных бывают слабости. Реализму сочувствуют. Сказке – подражают. Поэтому дети, да и многие взрослые, любят сказки. Она может быть без волшебства. Она может быть о реальных людях. И вообще про строительство БАМа и покорение космоса. Но она останется сказкой, пока там есть люди, которым хочется подражать. Вначале слабые люди, которые доростают – притом достоверно, без глобусов и роялей – до сильных поступков. Или сильные люди со слабостями, которые совершают такие поступки вроде бы играючи, пока не взглянешь за кулисы. Но совершают. Когда, казалось бы, вот-вот сорвутся. И это тоже сказка, пусть она и бывает взаправду. А иначе, как говорилось в одной детской книжке "сделать сказку былью – как сделать из феи обычную тётеньку, усталую и в пыльных туфлях". Грустно читать историю, где некому подражать. Пусть даже психологически там всё верно =) 4 |