↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Asteroid Онлайн
17 декабря в 18:31
Aa Aa
Как устроена экономика сект? (часть 2)
#культиваторщина #размышления #много_букв
Первая часть: https://fanfics.me/message698454#comments

Я ещё немного поразмышлял, и мне очень нравится идея системы очков вклада как незамкнутой валюты.
Что это значит? Это значит, что нет естественного круговорота очков: очки "производятся" залом Наград, и полностью утилизируются при использовании. Когда ученик тратит очки они не переходят никуда, они просто исчезают.
Главный плюс системы - никакой инфляции. Зал Наград может внезапно выдать всем ученикам в два или три раза больше очков, или мастер секты может выдать в честь юбилея всем ученикам по десять тысяч очков - и это всё никак не отразится на ценах. Ученики потратят свои очки, те будут утилизированы, и в следующем месяце всё спокойно вернётся к обычному распорядку, потому что денежная масса не вырастет.

Давайте присмотримся к циклу повнимательнее. С утилизацией очков всё понятно: ученики тратят их на техники, алхимию и снаряжение, аренду тренировочных комнат, и т.д. Во всех этих случаях ответственный за конкретную область старейшина списывает очки с медальона ученика.
А вот с начислением всё гораздо сложнее. Поскольку очки вклада напрямую конвертируются в камни духа, алхимию и прочие материальные ништяки, секта не может позволить их выдавать кому угодно. Эмиссия валюты должна производиться одним, самым доверенным лицом.
Вот в этом моменте есть небольшой затык. Дело в том, что выдаются очки ученикам старейшиной зала Наград, и вроде как, логично, что и право эмиссии валюты надо выдать ему. Но если присмотреться, то в этой роли нет особой ответственности, у него простая административная задача - выдать столько, сколько сказано в контракте.
А вот составляет контракт старейшина зала Задач. Через него проходит каждый запрос как изнутри секты, так и снаружи, и это он определяет важность/опасность работы и затем назначает награду. И логично, что раз он назначает стоимость работ, то он должен делать это исходя из каких-то соображений, то есть, он должен понимать - сколько ресурсов может выдать секта, и принимать решение о выдаче.
То есть, к этому старейшине стекаются данные отовсюду: сколько произведено алхимии и снаряжения, какая ситуация в секте и вокруг неё, какие происшествия происходят. Вся низовая информация в руках у этого человека. По сути, если глава секты руководит на высоком уровне, определяет высокую политику, то старейшина зала Задач определяет политику секты и руководит ей на низовом уровне.
Отдельный момент - управление всем этим. Вот представьте, приходит срочная новость, что в такую-то деревню под защитой секты повадился ходить неизвестный зверь - ходит и каждый день по человеку жрёт. Что за зверь - неизвестно, уровень угрозы - неизвестен. Зная баланс секты, вы не можете за каждую подобную задачу выдавать большую награду, но вот за маленькую никто особо не спешит идти рисковать своей жизнью. А большинство сект не военные организации, и старейшина не может просто дернуть случайного ученика и приказать ему идти на смерть. Если кто играл в Мажести, или другую игру с непрямым управлением, тот понимает, какая боль эти срочные задачи, которые неписи не стремятся брать.
Так что если со стороны гг висящие долгое время квесты - это "ну, норм, может позже возьму", то вот со стороны ответственного старейшины...
Но что-то я малость отвлекся. Давайте вернёмся к очкам вклада.

Стоимость очков не совсем произвольна. Они меняются на камни духа, алхимию и снаряжение. Это создаёт привязку к обычному рынку, работающему на камнях духа. Но надо понимать, что "обычный" рынок - это несколько абстрактная сущность. Есть алхимия, которую можно купить у других сект и у всех по разной цене. Есть алхимия, которую секта продаёт с хорошей накруткой чужакам. Есть вообще около-разовые сделки по особо ценным позициям. Очевидно, что своим участникам секта продаёт алхимию без такой накрутки, но в ограниченных количествах, потому что всегда найдутся желающие заработать на спекуляции. Так вот, алхимия за очки вклада должна быть не дороже, а в идеале дешевле последнего случая, чтобы стимулировать учеников больше работать на секту. (Напоминаю, что спекулировать на такой алхимии не получится, потому что очки вклада не покупаются за камни духа. Хотя всегда найдутся лазейки...))

Теперь немного о балансировки системы.
Возьмём типичного ученика пика Алхимии. Он берёт за очки вклада ингридиенты, варит таблетки, продаёт их за очки вклада секте. Оставим в стороне пока что коррупционный момент, там много вариантов устройства системы, будем рассматривать просто общую схему честного ученика: покупает ингредиенты, продаёт зелья.
Так что секта знает количество ингредиентов в запасниках и их стоимость, и знает примерную ежемесячную потребность в зельях. Отсюда легко возникает запрос на изготовление определенного количества зелий. Отсюда возникает поток очков вклада: сколько очков вклада ежемесячно получают ученики алхимики, а затем, куда и сколько они тратят.
Давайте рассмотрим дисбалансные ситуации. Если ученики получают слишком много, это выльется в то, что они сначала закупят все необходимые техники и снаряжение, но потом, от избытка очков, они начнут арендовать более дорогие алхимические котлы, больше обменивать очки на камни духа, и т.д.. И вот это будет сильным сигналом, что в экономике дисбаланс, и надо было посильнее урезать очки получаемые учениками за сдачу зелий. И наоборот, если ученики вдруг начали меньше покупать камни духа, реже просят репетиторов, то надо присмотреться - из-за чего это экономика просела, и у них дефицит очков образовался.
В общем, если я раньше не понимал - а чем конкретно занимается тот же же старейшина пика Алхимии как администратор? То теперь понимаю - держит палец на пульсе экономики.
Ещё одна прелесть этой системы - разные потоки весьма сильно разделены, и их легко регулировать. Алхимиков я расписал выше. Ученики какого-нибудь пика Меча зарабатывают очки боевыми заданиями, а покупают алхимию и снаряжение. То есть, ученики разных направлений выполняют разные группы задач и нуждаются в более-менее разных ресурсах. Поэтому балансировать макроэкономику не особенно сложно - просто смотрим, чтобы не было массовой диспропорции богатства между разными группами учеников. При этом, поскольку очки вклада быстро утилизируются, никаких долгосрочных колебаний просто нет. Главное, иметь резервы, и следить, чтобы в среднем, приток ресурсов по соответствующим направлениям был чуть больше, чем раздача очков.
Понятно, что старейшина каждого пика тянет одеяло на себя. Потому что есть ограниченные ресурсы, которые нужны всем, например, таблетки, помогающие прорваться на следующий этап. И задача главного старейшины как-то урегулировать дисбаланс между ветвями секты. Естественно, всё это плотно перемешано с внутренней и чуть меньше с внешней политикой. М-м, какая прелесть.

Отдельно замечу, что поскольку медальон ученика может содержать в себе не только его счёт, но и всю историю деятельности, можно, посмотрев на его выполненные задания и покупки, более-менее понять характер ученика, а также насколько он перспективен или подозрителен. Например, если он берёт только самые легкие задания, и все очки вклада меняет на камни духа, и при этом, прогресса в культивации нет, то такого ученика можно в филиал сослать - всё равно ничего стоящего из него не вырастет. Заодно, стоит посмотреть - куда это он камни духа тратит, возможно, в секте растёт ОПГ или торговля наркотой. А если ученик на все очки духа скупает оружие, то, возможно, это шпион от конкурирующей секты - добывает им образцы для обратной инженерии. И т.п.
Это весьма сильный инструмент, но не помню, чтобы им пользовались в книгах.

Ваши мысли?
17 декабря в 18:31
7 комментариев
Lost-in-TARDIS Онлайн
Выглядит так, что такая экономика требует дополнительных кадров, прямо регулирующих эту экономику и умеющих это делать, в каждой области. Большим сектам, может, и нормально, а вот для меньших это может быть весьма сложно и нестабильно, с риском скатываться в натуральный обмен между членами секты каждый раз, когда с очками что-то не так.
Кажется, будто стоит, во-первых, все-таки не играть с незамкнутой системой и сделать ограниченное число очков в системе с жесткими ограничениями на эмиссию. Иначе увеличатся инфляционные колебания в моменте. Да и это как раз незамкнутая система с возможностями постоянной эмиссии легко располагает к инфляции по отношению ко внешней валюте и реальным материальным благам, на которые не устанавливает цены клан, при злоупотреблении.
Во-вторых, не рассмотрен важный аспект регуляции курса очков ко внешней валюте (камни духа).
Конечно, полностью уйти от "госрегулирования" экономики клана не получится, поскольку клан здесь важный производитель и поставщик очень большого сегмента, и он решает, за сколько что "продавать" и устанавливает зарплаты, но неплохо было бы не делать так, что глава каждого пика в меру своего разумения как-то сам пытается крутить экономику.
Показать полностью
Ваши мысли?
Надо такую экономику и прикрутить, когда дойду до культиваторки. Это будет очень нескоро, но в планах есть (не чистая, просто ГГ там у культиваторов тоже успеет позаниматься).
Вы изобрели Плановую Экономику! Доступно новое здание: Госплан.
---------------------
А в реальности - такая схема будет работать при некоторых условиях

а) Строгие лимиты (карточки, талоны) на объемы. Т.е. вот решили ученики, что сейчас модно покупать вот такое зелье (ингредиент), кто-то придумал новый рецепт Виагры и любовного зелья - и все стали скупать за "очки" конкретный ингредиент. Тут или дефицит возникнет, или цены придётся экстренно поднимать.

б) Сверхзапасы всего, что за эти очки можно купить. Чтобы за все выданные в настоящий момент очки - можно было купить, например, один тип ингредиента и ещё на складе осталось.

в) Гибкие цены. Стоимость любого ресурса привязана к тому, сколько его осталось на складе - как при покупке, так и при продаже. Т.е. не получится скупить всё - цена на последний экземпляр будет равна всем выпущенным "очкам". И наоборот, не удастся затоварить склад - начиная с определённого момента, покупка будет за очень малую цену.
Asteroid Онлайн
Lost-in-TARDIS
полностью уйти от "госрегулирования" экономики клана не получится, поскольку клан здесь важный производитель
Не клан - секта. Это же вообще разные организации.

ыглядит так, что такая экономика требует дополнительных кадров, прямо регулирующих эту экономику и умеющих это делать, в каждой области.
Зачем? Есть глава пика, и его помощник. Этого достаточно для регулировки деятельности пика.
Что делает глава алхимиков: назначает цены за ингредиенты (для начала на основе рыночных цен), смотрит, каких зелий не хватает и заказывает их. Приносит сводки главному старейшине, тот смотрит на суммарное количество очков вклада, которое предполагается выплатить, сравнивает с количеством ресурсов, которые есть для выплат алхимикам, и урезает осетра. После чего глава алхимиков идёт пересчитывать цены.

Большим сектам, может, и нормально, а вот для меньших это может быть весьма сложно и нестабильно
Наоборот же. Чем больше секта, тем больше ветвей, тем больше взаимодействий между большим количеством участников, и тем сложнее взаимодействия. Так что в большой секте вполне может понадобиться особый отдел для этой задачи.
Предполагаю, что он постепенно вырастет из помощников главного старейшины.

с риском скатываться в натуральный обмен между членами секты каждый раз, когда с очками что-то не так.
Так прикол в том, что базовые потребности учеников секта удовлетворяет бесплатно, так что натуральный обмен не приведет к быстрому коллапсу. А затем, это дело быстро откорректируют.
Пока у секты есть ресурсы для выплат, она всегда сможет выкрутиться. Хотя бы просто раздать ученикам на руки по паре тысяч очков.

Кажется, будто стоит, во-первых, все-таки не играть с незамкнутой системой и сделать ограниченное число очков в системе с жесткими ограничениями на эмиссию.
А чем это лучше? Я не вижу никаких плюсов. Наоборот же, система становится менее гибкой, а постоянная эмиссия создаёт инфляцию.
Это значит, что надо каким-то образом передавать все списываемые очки в зал Наград. Это значит, что все внешние Старейшины могут не только списывать очки, но и переводить их. Это открывает такое окно для коррупции, что ой.

Иначе увеличатся инфляционные колебания в моменте. Да и это как раз незамкнутая система с возможностями постоянной эмиссии легко располагает к инфляции по отношению ко внешней валюте и реальным материальным благам,
В этой системе не может быть инфляционных колебаний. Потому что стоимость очков вклада фиксирована.
Для того, чтобы колебания никак не сказывались есть демпфер в виде запасов ресурсов. Потому что волны зверей происходят постоянно, и секта должна быть готова к резкому всплеску деятельности.
А так, достаточно просто следить, чтобы приток ресурсов в секту в среднем был больше его оттока. Тогда будет постепенно накапливаться тот самый запас. А регулировать отток очень просто: в случае проблем снижаем регулировочный коэффициент выплат, и все ученики начинают получать за работу чуть меньше. А поскольку секта - это единственный работодатель...

Во-вторых, не рассмотрен важный аспект регуляции курса очков ко внешней валюте (камни духа).
Я думал это очевидно. Как полностью синтетическая валюта важна не конвертация очков в камни, а соотношения цен.
Просто приравниваем 1 очко = 1 камень, затем выставляем стартовую цену всех ресурсов такую же, как в камнях, и у нас уже готова черновая версия экономики. Затем, чтобы сделать очки более привлекательной валютой снижаем цену всего в очках духа процентов так на 10. А затем начинаем сводить баланс к нужной нам картине.
Вся система во многом эффективна за счет дешевого труда учеников. Например, те же зелья учеников во время занятий сдаются по гораздо более дешевой цене. И наверняка есть методы заставляющие уже взрослых алхимиков секты варить определенное количество зелья для секты по дешевке. Потому что за "крышу" надо платить.
(Надо понимать, что хотя я говорю "валюта", очки духа ей не являются, ибо обмен между учениками запрещен.)

но неплохо было бы не делать так, что глава каждого пика в меру своего разумения как-то сам пытается крутить экономику.
Ну так. Надо понимать, что глава каждого пика хочет выкрутить условия в выгодную для себя сторону. Поэтому, оставляем ему инициативу в том, сколько и чего он может предложить секте, и ограничиваем в том, сколько и чего он может взять у секты.
По моему, получается весьма гибкая и достаточная устойчивая схема.
Показать полностью
Asteroid Онлайн
ae_der
а) Строгие лимиты (карточки, талоны) на объемы. Т.е. вот решили ученики, что сейчас модно покупать вот такое зелье (ингредиент), кто-то придумал новый рецепт Виагры и любовного зелья - и все стали скупать за "очки" конкретный ингредиент. Тут или дефицит возникнет, или цены придётся экстренно поднимать.
Это уж совсем подробности и частности. Я не вдавался, потому что решения могут быть очень разные.
Например, ряд ингредиентов можно взять только если у тебя есть задание на варку конкретного зелья. Некоторые имеют ограничение "не больше столько-то штук в одни руки", что направлено не только против чего-то, а на то, чтобы ученики не застаивались, варя одно и то же.

В целом, поскольку очки нельзя купить за камни духа, проблема ограниченности ресурсов не такая уж и большая. Потому что есть определенное количество спущенных сверху контрактов на зелья, под которые заранее выделены ресурсы. И только за эти контракты ученики алхимики могут получить очки. Так что если они просто скупят ингредиенты, то они смогут продать зелья только за камни духа. А потом очки кончатся, и всё.
Ну, и есть просто "сено", которого навалом, и которое не жалко. Ученики могут до посинения варить из него мусорные зелья, и сдавать за копейки - на экономику это почти никак не влияет.

б) Сверхзапасы всего, что за эти очки можно купить.
Естественно, есть НЗ, который постоянно пополняется. Потому что всякие регулярные волны зверей и прочие войны, проверяют секту на прочность.

в) Гибкие цены. Стоимость любого ресурса привязана к тому, сколько его осталось на складе - как при покупке, так и при продаже.
В идеале, стоимость должна регулироваться, да. Но тут всё уж очень зависит от того, какое решение примет конкретный старейшина пика алхимии и как устроена система.
Также, не забывай, что мы рассматриваем устоявшуюся схему. Так что там каждый год поступает примерно столько-то видов ингредиентов, и столько-то из них тратится на такие-то зелья, а значит, и цена всего этого более-менее устоялась, и есть методы борьбы с отклонениями. Например, если надо быстро наварить кучу зелий, то создаются выгодные контракты, или какие-нибудь обещания ништяков от главы пика. А если какой-то ресурс стал популярен и заканчивается, то его могут выставить на внутреннем аукционе.
Показать полностью
Asteroid Онлайн
Я, кстати, не рассмотрел такой момент, как торговля между разными пиками, находящимися в одной производственной цепи. Травники производят ингредиенты для алхимиков, но по какой схеме они обмениваются?
Напрашивается самое простое: ученики алхимии покупают травы, и эти очки перечисляются в фонд пика, откуда идут уже на оплату травникам.
Но. Повторюсь: мне понравилась идея незамкнутых циклов. Так что, может быть и так, что секта скупает травы у травников, а потом передает алхимикам. Плюс в том, что травники могут выращивать что-то про запас, за что здесь и сейчас алхимики просто не могут платить. Или, например, мы можем платить травникам больше, чем брать с алхимиков.
Такая экономика позволяет тонко субсидировать, или наоборот, немного придавить разные ветви секты. И это получается лучше, чем если бы это делалось бы в обычной экономике.
Asteroid Онлайн
Lost-in-TARDIS
Я там не совсем правильно ответил. Вот правильный ответ.
с риском скатываться в натуральный обмен между членами секты каждый раз, когда с очками что-то не так.
В первой части я более подробно расписал обмен между членами секты. Он не основывается на очках - очки нельзя никак обменять или подарить другому человеку. Очки вклада - это чисто средство для учета твоего вклада в секту. Если хочешь торговать с другим человеком - используй камни духа.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть