Коллекции загружаются
Автору рождественских рассказов приходится балансировать на тонкой грани между сентиментальностью и скептицизмом, и большинство писателей в конечном итоге скатываются либо к цинизму, либо к сопливой сентиментальности. И, да, я говорю о Гансе Христиане Андерсене. Он придумал целую слезливую историю, сюжет которой Максим Горький в порыве досады описал так: взять бедную девочку или мальчика и позволить им «замерзнуть где-нибудь под окном, за которым обычно стоит рождественская елка, бросающая на них свой сияющий блеск». Девочки со спичками, стойкие оловянные солдатики, даже снеговики (растаявшие, а не замерзшие) — все они встретили судьбу, которую они (и мы) не заслужили, особенно на Рождество.
Никто, до Андерсена, не думал писать такие гнетущие рождественские истории. Даже Диккенс, который убил немало детей в своих книгах, не убил Крошку Тима. Но Андерсен, очевидно, одержимый желанием испортить всем праздники, заморозил невинных детей, расплавил верные игрушки в куски свинца и изрубил безобидные елки, которые просто стояли в лесу, занимаясь своими делами, на растопку. Хуже того, он вдохновил десятки подражателей, которые убивали невинных детей (некоторые из которых, признаю, были совершенно невыносимы и заслуживали смерти) и бедных людей до конца викторианской эпохи. В двадцатом веке слезливые истории в стиле Андерсена перекочевали в кино, где снимались Маргарет О'Брайен (которая определенно заслуживала смерти) и другие дети-звезды, выбранные за свою бледность и способность кашлять. У них были такие названия, как «Все что я могу отдать» и «Рождественская елка», которые обманывали незадачливых кинозрителей, заставляя их думать, что они увидят веселый рождественский фильм, хотя на самом деле они были о маленьких мальчиках, которые подверглись радиации в канун Рождества. Когда появилось телевидение, этот тип историй превратился в «Very Special Christmas Episodes» различных телешоу, худшим из которых был «Маленький домик в прерии», в котором в течение многих лет каждое Рождество в метелях и других катастрофах, знакомых пионерам, погибало огромное количество детей. Разве никто из этих авторов никогда не слышал, что рождественские истории должны иметь счастливый конец? К сожалению да, и это также привело к появлению неописуемо сентиментальных и слащавых историй, слишком многочисленных, чтобы их перечислять. Итак, есть ли хорошие рождественские истории? Конечно, начиная с оригинала. История первого Рождества (вы знаете, младенец в яслях и всё такое) имеет все элементы великой саги: драма, опасность, спецэффекты, сны и предупреждения, предательства, побеги на волосок от гибели и — в сочетании с пасхальной историей — самый счастливый конец из всех. И в ней есть замечательные персонажи — Иосиф, который влип по уши, но делает все, что может; мудрецы, ожидающие увидеть дворец, а получающие хлев; скользкий Ирод, говорящий им: «Когда вы найдете этого царя, скажите мне, где он, чтобы я мог прийти и поклониться ему», а затем отправляющий своих головорезов убить ребенка; противоречивый хозяин гостиницы. И Мария четырнадцати лет, размышляющая обо всем вышеперечисленном в своем сердце. Это замечательная история. Неудивительно, что она живёт две с лишним тысячи лет. Современные рождественские истории, которые я люблю включают «Дары волхвов» О. Генри, «Путешествие волхвов» Т. С. Элиота и «Лучшее рождественское представление» Барбары Робинсон о церковном рождественском представлении, захваченном бандой хулиганов, называемых Хердманами. Хердманы запугивают всех, курят, ругаются и вообще пришли только потому, что слышали, что после этого будет угощение. И они превращают то, что было степенным и скучным рождественским представлением, в нечто необычное. Поскольку я писатель-фантаст, я, конечно, неравнодушен к научно-фантастическим рождественским историям. Научная фантастика всегда умела заставить нас взглянуть на мир под другим углом, и Рождество не является исключением. Научная фантастика посмотрела на первое Рождество с новой точки зрения (классика Майкла Муркока «Behold the Man») и в новом обличье (Джо Л. Хенсли и Алексея Паншина «Dark Conception»). Она показала нам Рождество в будущем («След легенды» Синтии Феличе) и Рождество в космосе (замечательный «Дар» Рэя Брэдбери). И рассмотрела темную сторону Рождества (тревожный «Дикий лес» Милдред Клингерман). Мои любимые рождественские научно-фантастические произведения: наиболее известные из них «Звезда» Артура Кларка, о рождественской звезде, которая привела волхвов в Вифлеем, и уморительный рассказ Томаса Диша «Компромисс Санта-Клауса», в котором два бесстрашных шестилетних репортера-расследователя раскрывают шокирующий скандал, стоящий за Санта-Клаусом. Я также люблю детективы. Можно подумать, что убийство и Рождество несовместимы, но обстановка и возможность убийств, связанных с омелой/сливовым пудингом/Санта-Клаусом, вдохновили множество авторов детективов, начиная с Артура Конан Дойла и его «Приключения голубого карбункула», где фигурирует рождественский гусь. Некоторые из моих любимых детективов: «Ожерелье из жемчуга» Дороти Сэйерс, «Убийство на Рождество» Агаты Кристи и «Самый короткий день: Убийство на пиру» Джейн Лэнгтон. Мой абсолютный фаворит — комикс Джона Мортимера «Рампол и Дух Рождества», в котором главные роли играют сварливый старый адвокат-Скрудж, Гораций Рампол, и его замечательная жена. Комедии, пожалуй, мой любимый тип рождественских историй. Мне нравится «Dancing Dan's Christmas» Дэймона Раньона. (На самом деле, мне нравится все, что когда-либо писал Дэймон Раньон, и если вы его никогда не читали, вам нужно немедленно пойти и купить. То же самое и с творчеством Вудхауза, чьи «Jeeves and the Yule-tide Spirit» и «Another Christmas Carol» — это классический Вудхауз, а значит, они неописуемы. Если вы никогда не читали Вудхауза, какое удовольствие вас ждет! Он написал более сотни книг. Начните с любой!) И Раньон, и Вудхауз уравновешивают сентиментальность и цинизм, иронию и рождественский дух, человеческую природу и счастливый конец, без единой ошибки. А еще есть «Елка, которую не срубили» Кристофера Морли, которая была явно написана в ответ на «Елку» Ганса Христиана Андерсена. Однако, в отличие от Андерсена, Морли понимает, что цель Рождества — напомнить нам не только о страданиях, но и о спасении. Его история заставляет вас страдать, а затем отчаиваться. А затем радоваться. #цитата Connie Willis «A Lot Like Christmas» #читательское #писательское #christmas_is_coming 5 января в 12:00
15 |
Ну, если выкинуть из рождественской истории, собственно, Христа, то да, все так и будет. Особенно радует пассаж про счастливый конец пасхальной истории, конечно.
1 |
По сравнению с Андерсеном - так вполне норм %)))
|
Но Андерсен, очевидно, одержимый желанием испортить всем праздники, заморозил невинных детей, расплавил верные игрушки в куски свинца и изрубил безобидные елки, которые просто стояли в лесу, занимаясь своими делами, на растопку. Г.Х. Андерсен - христианский писатель. Для него "жизнь - Христос и смерть - приобретение" (Фил 1:21). "Девочка со спичками" - это рождественская история со счастливым, а не гнетущим финалом. Гнетущим он может быть для нас, для героини рассказа оказаться вне нашего мира, который буквально убивает её своим равнодушием и уйти на небеса к бабушке - счастье. "Стойкий оловянный солдатик" - это вообще не рождественская история (по-моему и в тексте нет указателей на это). Это история о том, какую награду люди получают за героизм и стойкость. И этой наградой будет сгорание в своей страсти на глазах у других. А потом останется только зола, которую уберет кухарка. Это о том, что мечты иногда сбываются, вот только конец этой мечты может быть в золе и пепле. "Ель" Андерсена - это вообще не про рождественскую ёлку рассказ, а про конечность человеческой жизни. Про то, что рано или поздно нас изрубят в щепки и выкинут. "Конец, конец, всё на свете имеет конец!". Это рассказ про бренность бытия. Про то, кстати, что в нём бывает и радость и грусть. Но конец один. Однако, в отличие от Андерсена, Морли понимает, что цель Рождества — напомнить нам не только о страданиях, но и о спасении А Андерсен получается, не понимает, что единственным спасением для нищего бедняка в мире, где славят золотого тельца есть смерть. Смерть прекращает и травлю, и осуждение и нищету и голод. Смерть приходит в данном случае и забирает человека из мира, который больше ему не способен дать ничего. 5 |
Elven Kingdoms
И для верующего христианина подобный конец не смерть, а счастливое посмертие раю. Душа не умирает. А для атеистов это смерть. Тут все ещё забавнее, на самом деле. Боюсь, в современной западной (включая отечественную) культуре мы имеем дело уже не с атеизмом, а с сознательным (или бессознательным) сатанизмом. Там где советский атеист видел бичевание пороков буржуазного общества (на самом деле вполне общечеловеческих), современный культурный блоггер требует запретить 2 |
watcher125
современный культурный блоггер требует запретить тыкать ему под нос "голодающих детей в Африке"(tm), и на x-mas в очередной раз порадовать его оптимистической историей, которая вселит в него уверенность в том, что он вовсе не эгоистичное дерьмо, и что после смерти добрый боженька продолжит обслуживать его хотелки так же, как обслуживает при жизни, и даже лучше. Ну что же вы так прямо грубо про топикстартера, нельзя же так. Обычно подобные вещи даже не доходят до сознания "современного культурного блоггера". Так, болтаются где-то на периферии. Просто неприятно ему от ужасов жизни. Хочется не думать, закрыть глаза. Как там Ницше писал: "Никому не хочется быть наблюдателем у постели безнадежно больного". Вот и ему не хочется, ведь в его мире эта "болезнь", т.е. нищета - закономерна, неизлечима и неизбежна. А значит, зачем это описывать? |
Scaverius
Я не про конкретно тс, который выложил цитату и не обозначил собственного отношения. Я про социокультурный феномен в целом. |
4eRUBINaSlach Онлайн
|
|
Только хотела возразить, сто это цитата и ТС возможно стебётся над ней)
1 |
Lasse Maja
А вот это вот все тупое морализаторство, убийство детей и одноногих собачек - это не христианство, а дешёвая пошлость не лучше заместительных. Странно, Диккенс, значит, полезен, а Христиан Андерсен - отвратителен. Потому что Диккенс как раз таки морализатор, он объясняет "как надо" и "как не надо". А Христиан Андерсен просто рисует картину и оставляет нас с этим рисунком, ну разве что добавляя в конце пару объясняющих строчек и всё. Но первый - это настоящий христианин, а вот Андерсен - нет. По-моему, здесь есть какая-то натяжка. 2 |
Lasse Maja
Крошка Тим это не главный герой, а пожалейка для главного героя. Это Скрудж осознает ценность помощи другим и сам становится внутреннее лучше. А замерзшие дети это пожалейка для читателя. |
Elven Kingdoms
Да, кстати, Скрудж в конце становится лучше. И выглядит это в духе сентиментализма, то есть он просто становится "хорошим человеком", перестаёт третировать своих подчиненных, покупает им подарки и занимается благотворительностью. "Раздай имение своё и следуй за Мною" - это не про Скруджа. Хотя казалось бы, совершено много зла и радикальное изменение себя проще, чем небольшое изменение. Но у Диккенса - наоборот. |
Elven Kingdoms
Lasse Maja И?Крошка Тим это не главный герой, а пожалейка для главного героя. Это Скрудж осознает ценность помощи другим и сам становится внутреннее лучше. А замерзшие дети это пожалейка для читателя. |