О ценностях и любви От miledinecromant Fix It! | От miledinecromant Особняк предков | От Кэй Трин Зов таинственных гор | От Aliny4 Кто меня остановит | От flamarina |
9 лет на сайте
25 мая 2024 |
|
Лига фанфикса 2024
4 апреля 2024 |
|
Fanfics Music
28 августа 2023 |
|
100 артов
28 июля 2023 |
|
8 лет на сайте
25 мая 2023 |
#юридическое #авторское_право
Часть 1 находится здесь: https://fanfics.me/message403185 Часть 2 находится здесь: https://fanfics.me/message404014 Итак, в предыдущих частях нашей юридической драмы мы выяснили, что: 1. Авторские права на фанфик возникают просто в силу его создания творческим трудом писателя. 2. Фанфик вряд ли является производным произведением, поэтому спрашивать разрешения автора оригинала на его создание не требуется. Тема сегодняшней части: Так можно ли издавать/продавать фанфики? Давайте разберёмся. Что такое фанфик как литературное произведение? Думается, это история, происходящая в определённом мире с определёнными персонажами. Таким образом, выделю три составляющих фанфика: мир, сюжет, персонажи и рассмотрю их по отдельности. Да, кстати, под фанфиком я буду понимать только самостоятельно написанную историю без буквального цитирования текста оригинала. Мир. Автор оригинала придумал некую концепцию со своими законами, которая составляет ту самую "вселенную фандома", и это можно назвать "миром фанфика". В принципе, такие концепции можно описать несколькими фразами по типу: "в мире существуют люди, являющиеся волшебниками, и люди, не являющиеся волшебниками"; "существует инопланетянин-гуманоид, у которого есть механизм (или существо, доподлинно не известно), являющаяся одновременно космическим кораблём и машиной времени"; "доярка, приехавшая в Москву из глубинки Саратовской области, легко может выйти замуж за олигарха" и т.д. ГК РФ в п. 5 ст. 1259 указывает: авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы Таким образом, как бы ни хотелось автору, концепция созданного им мира самостоятельным объектом авторского права не является. Действительно, было бы трудно представить, что концепцию можно было бы охранять отдельно от произведения - это было бы и трудно контролировать, и трудно защитить, и тяжело доказать, что "у дураков мысли сходятся", а не кто-то присвоил себе чужую концепцию. Сюжет. Сюжет - описание событий, происходящих с персонажами во времени и пространстве. По типу: "он его убил, и теперь его мучает совесть, да и ипотеку приходится платить в одиночку". В принципе, сюжет - это тоже концепция, поэтому сам по себе он авторским правом не охраняется. Да и уже давно предпринимались попытки классифицировать все написанные литературные сюжеты, и многие исследователи приходили к выводу, что их существует довольно ограниченное количество. Во всяком случае, понятия "сюжет" в законе нет, а плагиат до сих пор рассматривается как буквальное заимствование текста чужого произведения, поэтому вряд ли можно говорить, что сюжет как-то отдельно охраняется. Персонажи. И в эту категорию в отдельных случаях нужно отнести предметы (Распределяющая Шляпа, ТАРДИС и т.д.). Вот как раз персонажи и являются камнем преткновения в вопросе законности фанфиков, потому что персонажи произведения являются самостоятельным объектом правовой охраны! П. 7 ст. 1259 ГК РФ: Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи. П. 3 ст. 1259 ГК РФ же гласит: Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. То есть, чтобы быть охраноспособным персонажем, персонаж должен существовать в какой-либо объективной форме, а именно, он должен отличаться от других персонажей произведения по каким-либо признакам. Понятно, что ценность любого литературного произведения заключается именно в персонажах, так как именно благодаря персонажам мы можем отличить одно литературное произведение от другого. Иногда правообладателям так дороги персонажи, что они регистрируют их как товарные знаки (торговые марки, trademarks, tm), и вот это означает высший класс правовой охраны. Ст. 1477 ГК РФ: На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481) Ст. 1482 ГК РФ: В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Ст. 1484 ГК РФ: 1. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака... 3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Что это означает? Если кто-то использует товарный знак для извлечения прибыли без разрешения правообладателя, он действует абсолютно незаконно, и правообладатель может требовать компенсации понесённых убытков (эти компенсации поистине огромны). Именно поэтому фанфики с использованием персонажей, имена которых зарегистрированы как товарные знаки, нельзя издавать и использовать их для извлечения прибыли. Более того, закон запрещает использовать товарные знаки, "сходные до степени смещения". Ни один нормальный издатель не свяжется с публикацией текста, содержащего чужие товарные знаки, так как это может привести даже к его банкротству. Вот, к примеру описание товарного знака "Профессор Северус Снейп": https://trademarks.ipo.gov.uk/ipo-tmcase/page/Results/1/UK00002216654 (обратите внимание, на сколько классов товаров зарегистрирован товарный знак - включая магнитики на холодильник и обувь). Правообладатель - Warner Bros. Entertainment Inc. Естественно, и другие персонажи поттерианы зарегистрированы аналогичным образом. В принципе, Warner Bros. Entertainment Inc. может предъявить претензии фанфиксу, потому что сайт показывает рекламу и тем самым извлекает прибыль из чужого товарного знака, но вряд ли будет это делать, так как это будет связано с тяжёлым - долгим и затратным - процессом в российских судах, да и репутация наверняка пострадает, потому что многие будут говорить, что "они вас бесплатно рекламируют, а вы тут со своими претензиями лезете". Однако далеко не все персонажи регистрируются авторами/правообладателями как товарные знаки. Они могут оставаться обычными персонажами произведения. И тогда персонаж произведения охраняется отдельно. По этому поводу есть правовая позиция Верховного Суда РФ (п. 82 Постановления Пленума ВС РФ № 10 от 23 апреля 2019 года "О применении части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации"). В частности, Верховный Суд пишет: Под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др. Не любое действующее лицо произведения является персонажем в смысле пункта 7 статьи 1259 ГК РФ. Истец, обращающийся в суд за защитой прав именно на персонаж как часть произведения, должен обосновать, что такой персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности. При этом учитывается, обладает ли конкретное действующее лицо произведения достаточными индивидуализирующими его характеристиками: в частности, определены ли внешний вид действующего лица произведения, характер, отличительные черты (например, движения, голос, мимика, речевые особенности) или другие особенности, в силу которых действующее лицо произведения является узнаваемым даже при его использовании отдельно от всего произведения в целом. Во как. "Пятый лебедь в третьем ряду" персонажем быть не может. И истец должен доказать, что его персонаж - "результат самостоятельной интеллектуальной деятельности". При этом в таких делах не применяется понятие "сходный до степени смешения" (оно относится только к товарным знакам), персонаж в оспариваемом произведении должен быть именно таким, какой был у автора. У меня было дело: предприниматель производил магнитики на холодильник с персонажами одного российского мультфильма, и тут к нему пришёл правообладатель и потребовал компенсации. Персонажи мультфильма не были зарегистрированы как торговые марки. Я отсмотрела все серии мультфильма и вдруг увидела, что персонаж в мультфильме всегда в красной шапке и с красным носом, а предприниматель производил магнитики с этим персонажем в жёлтой шапке и с жёлтым носом. При этом персонаж никак подписан не был. Вывод суда - истец не доказал, что это тот же персонаж, и во взыскании компенсации решил отказать. Истцу нужно было зарегистрировать своего персонажа как товарный знак, и тогда бы предприниматель должен был выплатить огромную компенсацию, но истец этого не сделал, вот и пострадал. Таким образом, статус фанфика с персонажами, не зарегистрированными как торговые марки, является спорным. Он и не законный, и не незаконный. Вопрос, как говорится, обсуждается. И ещё из этого следует довольно парадоксальный вывод - фанфики с ООС персонажей и фанфики в жанрах RPF более законны, чем остальные. Более того, к RPF вообще трудно что-то предъявить - с точки зрения закона, это вполне чистые произведения, точно такие же, как и полностью оригинальные произведения. И они ещё и защищены нормами Конституции о свободе слова и свободе творчества. В общем, какой из всего этого следует вывод? Фанфики писать можно. Можно даже их выкладывать во всеобщий доступ. А вот извлекать из публикации фанфиков прибыль нельзя, потому что: 1) персонажи могут быть зарегистрированы как товарные знаки; 2) персонажи литературного произведения охраняются сами по себе, а, значит, на их использование в коммерческих целях требуется разрешение правообладателя. А в следующей части мы поговорим о том, что такое "добросовестное использование" произведения. И ещё отдельную часть посвящу ответам на возникшие вопросы. Свернуть сообщение Показать полностью
27 Показать 20 комментариев из 51 |
#юридическое #авторское_право
Часть 1 находится вот тут: https://fanfics.me/message403185 Сегодня разберём вот такой вопрос: Что же такое фанфик и является ли он производным произведением? Сначала небольшое общетеоретическое отступление: нормы права в любом государстве, включая Российскую Федерацию, должны отражать тот жизненный уклад, который сложился в определённом обществе. Однако этот процесс - процесс создания норм права, полностью отражающих реальность, всегда запаздывает по отношению к практике. В результате, в законодательстве остаются такие положения, которыми нельзя урегулировать то, что фактически существует. В юриспруденции выработано два способа преодоления пробелов в праве - аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона - это способ преодоления пробела в праве, когда сходные по содержанию отношения регулируются похожими по содержанию нормами (например, в семейном праве не было механизма признания брачного договора недействительным, соответственно, пользовались нормой о признании гражданско-правового договора недействительным). Аналогия права - это способ преодоления пробела в праве, когда для регулирования какого-либо отношения используются общие принципы права (как правило, конституционные положения) или вообще трудно определяемая категория как "общий смысл права". Например, пару лет назад возник спор, в котором стюардессы "Аэрофлота" оспаривали внутренние положения о том, что стюардесса должна "помещаться" в одежду не больше 48-го размера. Никаких правил относительно размера одежды работника в России нет. Суд, воспользовавшись аналогией права, постановил, что дискриминация человека по размеру одежды недопустима, потому что не допускается вообще никакая дискриминация (ст. 19 Конституции России). Так вот - естественно, никакого понятия "фанфик" в российском праве нет. Нет его ни в других правовых системах, ни в международных документах. И в разных государствах отношение к этому виду творчества отличается. У многих, кто пытается разобраться в определении и правовом регулировании создания и распространения фанфиков, в порядке той самой аналогии закона, возникает мысль сравнить их с переводами или иными "производными произведениями", потому что здравый смысл подсказывает нам, что фанфик - это произведение вторичное и несамостоятельное. Что ж. Давайте разберёмся. Ст. 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации: Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения. Отсюда следует вывод, что производное произведение - это перевод, а также "обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка или иное подобное произведение". Я считаю, что в данном случае речь идёт не о фанфике (есть и противоположное мнение), потому что законодатель явно имеет в виду произведение, более или менее повторяющее оригинал, а не дополняющее, изменяющее или расширяющее его. В Российской Федерации нет ни одного знакового дела о фанфикшене, чтобы Верховный Суд сформулировал "правовую позицию", обязательную для других судов, поэтому вопрос о том, является ли фанфик производным произведением, таким же, как перевод, пока остаётся открытым. Что зависит от решения этого вопроса? В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ, только автору принадлежит исключительное право на перевод произведения. То есть чтобы осуществить перевод произведения, от автора нужно получить прямое разрешение на такое действие. Соответственно, без разрешения от автора (иного правообладателя) перевод изначально незаконен. Если фанфик регулируются по аналогии с переводом, он без разрешения автора оригинала незаконен. Если фанфик - это отдельный объект интеллектуальных прав, то ему правовая модель перевода не подходит, и прямое разрешение автора на его создание не требуется. Я думаю, что фанфик - это отдельный объект интеллектуальных прав. Многие правоведы меня в этой точке зрения поддерживают. Значит ли это, что фанфики законны сами по себе и их можно публиковать, получая за это деньги? И да, и нет. Бывает по-разному. В следующей части рассмотрим, что такое "персонаж произведения", и какие права, мешающие фикрайтерам свободно творить и продавать результаты своего творчества, возникают на него у автора оригинального произведения. Свернуть сообщение Показать полностью
30 Показать 20 комментариев из 42 |
#фанфик_в_файл #простыня #юридическое #авторское_право
Что-то мне захотелось высказаться отдельно. Мне кажется, обсуждение этого сервиса надо разбить на два аспекта: законно ли это; красиво (прилично) ли это. Разберём первый аспект. Законна ли работа сервиса "Фанфик в файл". Я буду руководствоваться российским законодательством, потому что в сфере авторских прав на литературные произведения оно в целом соответствует международным стандартам, и в большинстве европейских стран можно найти сходные по содержанию нормы. Итак, правовому регулированию авторских и других интеллектуальных прав посвящена четвёртая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Часть 1 статьи 1228 ГК РФ определяет, что автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Отсюда следует, что и в отношении фанфиков, и, естественно, в отношении ориджиналов можно установить их автора, потому что закон называет только два условия - результат интеллектуальной деятельности должен быть создан человеком и этот результат должен быть результатом творческого труда (например, электрокардиограмма не может быть признана результатом интеллектуальной деятельности, что понятно). Заметьте, нет в законе никакого условия о том, что авторские права возникают только в отношении литературных произведений с законными персонажами. Авторские права возникают в отношении любого литературного произведения. Есть вопрос о том, законна ли в принципе сетевая литература в виде фанфиков? Законна. Нет такой нормы в законе, которая запрещала бы создание фанфика сама по себе. Однако большая часть фанфиков незаконна не потому, что запрещена авторским правом, а потому, что персонажи оригинального произведения зарегистрированы как торговые марки. Например, все права на персонажей ГП принадлежат компании Warner Brothers. Использование же торговой марки регулируется лицензией, и в ней, как правило, не указано, что неограниченный круг лиц может использовать этих персонажей для создания своих литературных произведений. Однако трудно представить, что Warner Brothers будет преследовать авторов сетевой литературы или владельцев ресурсов для публикации сетевых произведений. Поэтому эти произведения в принципе законны, пока суд не признает их незаконными. Их даже можно издать - этому ничего не препятствует, но только потом можно ждать иска от правообладателя о компенсации убытков. С этим разобрались. Фанфик сам по себе не является незаконным литературным произведением, и его автор от другого автора литературного произведения ничем не отличается. Часть 2 статьи 1255 ГК РФ гласит, что автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения. Можно заметить, что последние четыре пункта из списка закрепляют неимущественные авторские права, они не связаны с извлечением выгоды из использования результата интеллектуального труда. Эти права принадлежат автору самому по себе, они неотчуждаемы и не могут быть ограничены. Право авторства - право считаться автором произведения. Тут всё просто. Кто вложил творческий труд в создание произведения, то и считается его автором. Человек, оказавший техническую помощь автору (например, типографскую вёрстку текста), автором не считается. Право автора на имя - автор имеет право на указание своего имени во всех распространяемых экземплярах произведения. Это имя может быть регистрированным именем гражданина, а может быть псевдонимом. Законное имя и псевдоним в данном случае охраняются одинаково. Право на неприкосновенность произведения - автор имеет право требовать от всех, кто распространяет его произведение, сохранения его в первозданном виде. Закон защищает авторов прежде всего от неприличных правок (например, вставку обычного мата вместо эвфемизмов) и от правок, меняющих контекст (например, если в результате правки возникло экстремистское высказывание). Но и от других правок автор может требовать защиты у государства. Право на обнародование произведения - только автор первый раз может обнародовать произведение. Например, если ваш друг написал вам в открытке стихотворение, вы не можете его опубликовать, даже указав его имя. Первый же пункт указанной статьи закрепляет то, что автору принадлежит исключительное право на произведение. Это сложный комплекс правомочий, который закрепляется в основном для того, чтобы урегулировать различные имущественные вопросы. Этих правомочий много, но в числе них есть такое "доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения)" (пункт 11 части 2 статьи 1270 ГК РФ). То есть право размещения произведения на сетевом ресурсе принадлежит только автору, является его исключительным правом. Когда говорят об исключительном праве, возникают два субъекта - автор и правообладатель. Исключительные права принадлежат автору, но он может их передать, заключив с будущим правообладателем лицензионный договор. В лицензионном договоре должно быть максимально чётко указано, как, в каком виде, для чего и на какой срок автор передаёт свои исключительные права. Договор заключается в письменной форме. Однако есть и так называемая "открытая лицензия" (статья 1286.1 ГК РФ), которая передаёт права на произведение в упрощённой форме широкому кругу правообладателей, но требования-то остаются - даже в открытой лицензии должно быть перечислено, на каких условиях кому-либо передаётся произведение. Таким образом, если идёт копирование произведения, например, с Фикбука в сервис "Фанфик в файл", в этом произведении на Фикбуке должна быть пометка "разрешаю публикацию произведения на любых ресурсах без моего согласия" или "разрешаю публикацию в сервисе "Фанфик в файл" на сайте fanfics.me". Отсутствие запрета на такую публикацию не приравнивается к её разрешению! Следовательно, создание на сайте копии произведения и его распространение, незаконно по сути, к сожалению, создателя сайта. Создание же каталога из произведений на сайте - законно, потому что законом не предусмотрено получение разрешения от автора произведения на включение этого произведения в какой-либо каталог. Создание копии произведения на сайте является созданием контрафакта, соответственно, автор или иной правообладатель могут требовать судебной защиты своих нарушенных прав в виде удаления публикации, штрафа и компенсации убытков. Другое дело, что размер этих убытков практически невозможно доказать в суде, поэтому и норма о защите исключительных прав в этой форме и в данном случае почти неприменима. Финальный вывод: "Фанфик в файл" в том виде, в котором он существует сейчас (то есть создаёт копии произведения и позволяет их читать на сайте, где они автором не размещались), незаконен по сути. Он был бы законен: если бы произведения размещались в нём только с информированного согласия автора; если бы он был только каталогом и больше ничем. Однако это ничем ресурсу не угрожает, потому что судебная защита в данном случае автору произведения практически ничего не даст, то есть сервис и не "чёрный" (преступный), и не "белый" (юридически чистый). Это серая зона права. Ещё есть аспект - насколько я понимаю, Фикбук и тем более ao3 находятся вне российской юрисдикции. При этом "Фанфик в файл" утаскивает с него всё и делает здесь копии, что может обернуться большими проблемами с Роскомнадзором. Здесь отговорка о том, что сайт делает обычные технические копии, за которые никто не отвечает, не пройдёт. Вопрос о том, красиво ли это - размещать произведения на сайте без согласия автора, прилично, соответствует морали и т.п. - спорный. Я считаю, что нет, не красиво. Автору важен контекст. Этот сайт сам по себе приличный, но иногда на нём вылезает странная реклама; в рекомендации к тексту может прийти странный читатель и понаписать чего-нибудь неприятного, что потом не удалить; сайт может опубликовать что-нибудь, что уронит его репутацию, а поисковик уже свяжет моё творение с ним и т.д., и т.п. Да и чисто эмоционально это неприятно. Я сама на этот сайт попала, когда мне скинули ссылку с моим фанфиком, выложенным на Фикбуке. Меня это почему-то задело. Хочется быть полноправной хозяйкой своего текста, хотя в сети это и невозможно. Ну, и в завершении, так сказать, минутка самопиара в "Фанфик в файл", раз уж тут опубликован этот текст без моего явно выраженного согласия: https://fanfics.me/ftf77890 Этот фанфик я написала на заре своего творчества (можно, кстати, оценить мой творческий рост или мою творческую деградацию) чисто ради прикола для ещё одной "чокнутой" барышни. Здесь он не может быть опубликован, так как это РПФ. Свернуть сообщение Показать полностью
54 Показать 20 комментариев из 66 |