↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Матемаг

Автор, Редактор

Фанфики

15 произведений» 
Иное
Джен, Макси, В процессе
163k 1.2k 641 3
Последствия одного решения
Джен, Макси, Заморожен
217k 427 1.4k 3
Система
Джен, Макси, Заморожен
21k 108 68 1
Уровни
Джен, Мини, Закончен
4.9k 66 37 2
Настоящая
Джен, Миди, Закончен
4.1k 33 116 1

Редактура

2 произведения» 
Imperative
Гет, Мини, Закончен
3.2k 28 193 2
Синфьотли
Джен, Мини, Закончен
2.1k 2 28 1

Подарки

4 подарка» 
ПодарокПрогулка по Аду
От Строптивица
ПодарокНедоверие
От Хэлен
ПодарокАнгел чужих небес
От Natty_M
ПодарокКонфабуляция
От Хэлен

Награды

40 наград» 
12 лет на сайте 12 лет на сайте
27 июля 2023
11 лет на сайте 11 лет на сайте
27 июля 2022
10 лет на сайте 10 лет на сайте
27 июля 2021
500 000 просмотров 500 000 просмотров
20 июня 2021
9 лет на сайте 9 лет на сайте
27 июля 2020

Блог » Поиск

До даты
#моё #размышления #цитата

Из переписки:

Я:
Хз, как это объяснить, но осознал, что такое "отдыхать", не так давно. В общем, это чем-то напоминает любую целенаправленную деятельность. Целенаправленно расслабляться, мне кажется, для некоторых людей (не знаю, из них ли ты, а я лично - серединка на половинку) - это не самое простое дело. Отпускать всё, забывать о бедах и проблемах, говоря им "до завтра" или "встретимся через неделю", целенаправленно расслабиться, погрузиться в простые и не очень удовольствия, в другие миры, игровые или литературные, да даже просто в ванне расслабиться, погрузившись в ощущения тепла... В общем, мне кажется, далеко не каждый человек понимает, как это - отдыхать по-настоящему. И выгорают. Особенно - в больших городах.


XXX:
Хех. Очень любопытная концепция. Надо попробовать.


Я:
Угу, попробуй. Важно понимать, что отдых - это целенаправленная деятельность. Но при этом - расслабление. Без любого из двух аспектов - не получится.

Если не расслабляешься, то отдыхаешь "формально", а на самом деле "работаешь в компьютерной игре", сталкиваясь с тем же стрессом и напряжением, что и на работе или в учёбе, "работаешь на вечеринке", вкладывая силы в общение, "работаешь в магазине", напряжённо выбирая, "работаешь на пляже", следуя правилам правильного загара и купания... На пляже, из перечисленного, работать тяжелей всего, поэтому, должно быть, популярностью пользуются отпуски в тёплые страны. Ты буквально физически уезжаешь от проблем и находишься в месте, где тебе мало с чем можно работать. Просто море и песок. Понимаешь?

Ну а если нет целенаправленности, то возникает другая проблема - ты во время отдыха думаешь о работе, о проблемах, даже на пляже вспоминаешь о задачах каких, размышляешь о своих неудачах и успехах, анализируешь, мозг - опять же! - работает. Это проблема гораздо существенней, потому что никакой пляж не поможет отдохнуть, если ты сам не будешь отдыхать. А если человек редко отдыхает, то мозгу это непривычно делать. Он привычно цепляется за шаблоны работы, чтобы привычно получить эмоциональное вознаграждение за выполненную задачу. Просто задача другая - отдых. Но это так не работает. Именно от такой работы мозг и должен отдохнуть, а он вместо этого продолжает себя привычно нагружать.

Поэтому, я думаю, нужно жёстко разграничивать работу и отдых. Это время работы. Ты работаешь. Время работы кончилось. Всё, даже если ты не отдыхаешь, твой мозг в любом случае переходит на другой режим - режим домашних/семейных отношений, режим бытовых проблем, режим творчества. Переключение. И именно поэтому беда у всяких бизнесменов и, кстати, фрилансеров, а также у остальных людей с ненормированным рабочим днём и ожиданием рабочего звонка в любую минуту - такое положение дел приучает их мозг всё время быть в рабочем режиме. Не отдыхать.


XXX:
Мнда… все очень сложно, короче.


Я:
Не очень :) Расслабляешься, отпускаешь всё - и отдыхаешь. Если ты работаешь, то можно ещё сознательно прервать все каналы общения, кроме самых экстренных - понятно, что надо предупредить об этом. В идеале даже - жёстко разграничивать каналы работы и каналы общения. И режимы работы сознания. Отдыхая, отдыхай. Работая, работай. Ещё путают отдых с передыхом. Передых - это не отдых, а просто перерыв в работе, чтобы немного восстановить сил. Умственных и физических - но не эмоциональных.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 1 комментарий
#моё #размышления #интернеты #цитата

Только что я натолкнулся на цитату (под спойлером ниже, не хочу, чтобы она размером затмевала мою мысль, до которой можно и не дочитать), которая помогла мне ясно сформулировать ту интуитивную благосклонность и приязнь к копилефту как идеологии, к компьютерному пиратству и вообще к виртуальной свободе, где отсутствует реализованное право собственности, а вот авторское право (право на авторство, указываться автором чего-то) есть, где есть право и возможность настоящей анонимности, но, в то же время, есть места, где ты будешь зашищён от её неблагих черт...

Так вот, из трёх миров, упомянутых в цитате, именно такой, копилефтный мир, является миром, очень, очень близком к благосклонному. В этом мире разрушить сложнее, чем создать - сеть помнит если не всё, то многое. В нём осчастливить себя проще, чем сделать несчастным - достаточно фильтровать информацию и бывать лишь в местах, где тебе комфортно. В нём спастись проще, чем погубить - достаточно поменять личность. Разве что про убить и оживить - спорно. Но такой мир однозначно лучше мира справедливого и мира неблагосклонного. Именно поэтому так хочется цепляться даже за огрызки этого мира, хочется сохранить его во что бы то ни стало, а покушения на него воспринимаются не только покушением на свободу, а покушением на право жить в лучшем мире. Какое право они имеют лишать нас этого мира? Какое право они имеют превращать благосклонный мир в мир даже не справедливый, но неблагосклонный?

У нас самое большое влияние на развитие онтологии оказал, пожалуй, Платон. Умом, несомненно, равной мощности, хотя совершенно иного плана, был Ксиракс, создатель онтомизии - учения, согласно которому Природа в принципе неблагосклонна.
Его важнейшая часть занимает так мало места, что я перепишу ее целиком. В сороковом году Новой Эры Ксиракс писал:

"Беспристрастный - значит нейтральный или справедливый.
Беспристрастный всему предоставляет одинаковые возможности, а справедливый измеряет все одинаковой мерой.
1. Мир несправедлив, ибо:
В нем легче уничтожать, чем творить;
Легче мучить, чем осчастливить;
Легче погубить, чем спасти;
Легче убить, чем оживить.
2. Ксигронай утверждает, что это живущие мучат, губят и убивают, а следовательно, не мир к ним неблагосклонен, но сами они неблагосклонны друг к другу. Но и тот, кого никто не убьет, должен умереть, убитый собственным телом, которое есть часть мира, ибо чего же еще? А значит, мир несправедлив к жизни.
3. Мир не нейтрален, коль скоро:
Он пробуждает надежду на устойчивое, неизменное и вечное бытие, не являясь, однако, ни устойчивым, ни неизменным, ни вечным; следовательно, он вводит в обман. Он позволяет постигать себя, однако при этом вовлекает в познание, поистине бездонное; следовательно, он коварен. Он позволяет овладевать собой, но лишь ненадежным образом. Открывает свои законы, кроме закона абсолютной надежности. Этот закон он скрывает от нас.
Следовательно, он злонамерен. Итак: мир не нейтрален по отношению к Разуму.
4. Нарзарокс учит, что Бог либо существует, и, в таком случае, он есть Тайна, либо нет ни Бога, ни Тайны. Мы ответим на это: если Бога нет, Тайна остается, ибо: если Бог существует и сотворил мир, то известно, КТО сделал его несправедливо пристрастным, таким, в котором мы не можем быть счастливы. Если Бог существует, но не сотворил мир, или же, если ЕГО нет, Тайна остается, ибо неизвестно, откуда взялась пристрастная неблагосклонность мира.
5. Нарзарокс вслед за древними повторяет, что Бог мог сотворить кроме этого света счастливый тот свет. Но тогда зачем он сотворил этот свет?
6. Аустезай утверждает, что мудрец задает вопросы, чтобы ответить на них. Это не так: он задает вопросы, а отвечает на них мир. Можно ли представить себе иной мир, нежели наш? Возможны два таких мира. В беспристрастном разрушить было бы столь же легко, как создать, погубить - также легко, как спасти, убить - так же легко, как оживить. В мире универсально доброжелательном, или благопристрастном, легче было бы спасать, создавать, осчастливливать, чем губить, разрушать и мучить. Таких миров в нашем мире построить нельзя. Почему? Потому что он не дает на это согласия."

Учение это, названное Учением о Трех Мирах, многократно пересматривалось и толковалось по-новому при жизни Ксиракса и после его смерти. Одни из его учеников считали, что Господь не мог сотворить лучший мир, потому что имеет свои границы, другие - потому что не пожелал. Это давало повод считать Бога бытием либо неабсолютным, от чего-то зависимым, либо не абсолютно благим; впрочем, толкований было гораздо больше. За проповедование Учения о Трех Мирах император Зиксизар приговорил Ксиракса к самому суровому наказанию - двум годам смерти, то есть медленных мучений, причиняемых медиками (от палача в империи требовалось владение медицинскими навыками) с такой заботливостью, чтобы приговоренный не умер до времени: его поочередно пытали и лечили. Самые сильные доводы против учения Ксиракса выдвинул в эпоху Нижнего Средневековья Рахамастеракс, один из создателей химии. Он доказывал, что и нейтральном, и в благосклонном мире жизнь размножалась бы лавинообразно, поэтому в нейтральном мире она, заполнив мир до краев, быстро покончила бы самоудушением, а в благосклонном понадобились бы особые ограничители, сдерживающие гибельное размножение. Тем самым мир, по видимости нейтральный, оказался бы смертельной ловушкой, а благосклонный - узилищем, ведь свобода любых действий была бы там ограничена. Этот аргумент, однако, косвенным образом усиливал атеистическую суть Учения о Трех Мирах и укреплял безбожников в их неверии, демонстрируя кривобокость мира по отношению к жизни: будучи в нем чем-то случайным, жизнь может рассчитывать только на себя самое.
(с) С.Лем
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 8 комментариев
#моё #поттериана #цитата #вопрос

Новые Убивающие заклятия, выпущенные палочками двух продолжавших преследование Пожирателей смерти, просвистели мимо головы Гарри — Пожиратели целили в Хагрида. Гарри отвечал им Оглушающими заклятиями: струи красного и зелёного огня сталкивались в воздухе, рассыпаясь многоцветными искрами, и в голове Гарри мелькнула диковатая мысль о фейерверках и ничего не знающих о происходящем маглах внизу…

(с) Дары Смерти
Это баг Роулинг такой? Оглушающие заклинания блокируют авады, лол. В оригинале так же, интересно?
Показать 20 комментариев
1) Математика представляет собой универсальный язык описания реальности.
2) Теории формальных и аксиоматических систем представляют собой центральную часть "чистой" математики.
3) Аксиоматический и формальный подходы предоставляют базовые средства языка описания реальности.
4) Язык описания реальности не принадлежит исключительно точным наукам, он представляет собой изложение самых общих форм симметрии (сходства), порядка (предсказуемой разницы), непрерывности, морфизмов (элементарных связей), множеств (элементарных категорий разделения объектов на "кучи" и операцией с "кучами").
5) Язык описания реальности может быть использован для описания любых объектов/множеств и их свойств/связей, если они обладают: симметрией, порядком, непрерывностью, собственно, любым типом связности и, конечно же, если это не один-единственный объект вне всякого контекста (своеобразная вещь в себе).
6) Наука занимается "предсказаниями", основывается на аксиоме того, возможно предугадать объекты, свойства, связи окружающего, используя совместно достаточно категорий п. (4). Например, если один электрон проявляет некоторые свойства, то в связи с полной симметрией (неразличимостью электронов), другой будет проявлять точно такие же свойства.
7) Область работы науки ограничена достройкой с помощью категорий (4) материального мира.
8) Однако язык описания реальности не ограничен наукой и может быть задействован где угодно, более того, он всегда задействован в той или иной части внутри нашего мышления (структура языка и мыслей обладает вышеуказанными свойствами), а также по умолчанию используется в художественном искусстве и анализе художественных произведений, поскольку они: а) задействуют наше мышление и речь б) специально выстроены так, чтобы соответствовать определённым формам (4) (см. эстетику, теорию искусства и прочую культурологию).

Таким образом, человек, утверждающий, что (формальная) логика не может быть использована при анализе, интерпретации, рассуждениях, даже анализе впечатлений от восприятия художественного текста, утверждает, что в нём отсутствуют такие категории как: симметрия (в частности, все буквы - разные), порядок (в частности, нет никакой закономерности в появлении букв), морфизмы (в частности, нет никакой связи текста с окружающим миром либо частей текста друг с другом) и множество (в частности, текст представляет собой одну большую букву). А теперь, внимание, цитата:
xxx, к данному вопросу таки неформальную. В бытовом, а не в научном значении слова - потому что логика как наука есть инструментарий науки же. И для анализа художественного вымысла эти инструменты попросту не предназначены, у него иные законы, чем у науки. А для анализа по обсуждаемому вопросу - пределы додумывания при обсуждении устройства вселенной в художественном вымысле - не годится даже инструментарий той науки, которая вообще-то занимается анализом художественного вымысла. Потому что он к предмету этой науки тоже не относится. Вы пытаетесь, образно говоря, всучить стоматологу очень хорошую дрель, чтобы он ею зубы сверлил, на том основании, что это инструмент и он сверлит. А потом удивляетесь, что дрель не принимается.

Можно ли на основании изложенного утверждать, что товарищ, сделавший данное высказывание, воспринимает весь текст как одну большую уникальную, никак не связанную с реальностью бу... эммм, сущность? Я полагаю, что да.

#блоги #моё #цитата #размышления #мета
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 27
#статья #моё #цитата #литература #ваха #размышления

Поговорим о богах хаоса. Или об эмоциях. Или об интересах… даже не так – направленности душ.
Чем примечательны боги варпа, Тёмная Четвёрка, Warhammer 40000 – да и Warhammer Fantasy? О, они просто замечательны тем, что, в отличие от классических фэнтазийных богов не посвящены определённой сфере человеческой деятельности, вроде бога кузнечного дела (в вархаммере есть, точнее, был и такой – но нечеловеческий). Они вообще ничему не посвящены. Скорее – персонифицируют, овеществляют. И только про Кхорна, единственного из Четвёрки, можно сказать, что он «персонификация области деятельности», но – с огромными оговорками. Я бы даже сказал, что область деятельность эта, война, желательно длительная, просто – наиболее удобный способ получать силу для него.
Что же представляют из себя боги варпа? О, это воистине занимательные создания, и я прибегну к длиннейшей, но занимательнейшей, выражающей самую сущность варпа, цитате из «Либер Хаотика: Тзинч»:

Всегда помните, нельзя и не следует называть Богов Хаоса «злом». Они всего лишь наполненные силой воплощения всех тех вещей, что делают нас людьми. Как вы видите, отношения между Хаосом и Миром Смертных носят исключительно симбиотический характер…… Хаос поглощает наши мысли и чувства, от наших простейших побуждений до наших запутанных и возвышенных идеалов, а затем увеличивает их и отражает эти чувства и идеалы назад к нам.
Но вы, вне сомнений, хотите знать, как это породило великих богов Хаоса? Говоря простыми словами: через некоторое время и по какой бы то ни было причине, все чувства (и связанные с ними идеи) собираются вместе в пределах Царства Хаоса. В данном случае, подобное притягивает подобное, каждый кусочек гнева, или каждый кусочек экстаза начинает притягивать другой, пока они не создадут то, что можно описать как вихрь психической энергии в Царстве Хаоса — вихрь мыслей и чувств. Этот вихрь вызывает нечто вроде волнения в Царстве Хаоса (и, следовательно, в нашей собственной душе) и то чувство или идея, из которой был сформирован вихрь Хаоса, затем повторно отражается назад в Мир Смертных.
Это усиливает в душах смертных то чувство, из которого был создан сам вихрь. Возьмём в качестве примера гнев. Если мужчина или женщина сильно гневается, то с течением времени у смертных будет не только свой собственный, естественно возникший земной гнев, но будет также немного больше неестественного гнева, который был отражён на них вихрем гнева из Царства Хаоса. Данный процесс является замкнутым и бесконечным, и с течением времени, вихри в Царстве Хаоса становятся столь сильными, что они могут прекратить случайно усиливать в умах смертных те чувства, которые они воплощают, и начать делать это умышленно — хотя возможно бессознательно, прежде чем они начнут делать это сознательно.
Аналогией этого может послужить вскипание воды в комнате. Если кто-нибудь кипятит большую кастрюлю воды в непроветриваемой комнате, очень скоро он обнаружит, что все окна в комнате покрыты тонкой плёнкой воды. Комнате станет жаркой и влажной, и предметы в ней начнут намокнуть. Это не испарившаяся из кастрюли вода сознательно вернулась, чтобы преследовать нас, это просто естественное следствие кипения воды в душной комнате со стеклянными окнами.
Кто-то скажет, что смертные походят на чаши с кипящей водой, и наши эмоции подобны пару, исходящему из этих чаш. Этот водяной пар заперт в душной комнате, которая одновременно является и нашими индивидуальностями, и Царством Хаоса. Этот психический конденсат может быть представлен как самое начало вихрей эмоций в Царстве Хаоса, бессмысленно отражающий назад на душную комнату наших умов водяной пар эмоций, который мы создали первыми, делая нас ещё горячее (в некотором смысле) и, поэтому, заставляя нас выделять больше тех эмоций, которые запустили первоначальный процесс.
Через некоторое время, весь этот психический конденсат создаёт превосходную среду для роста сознания и разума в пределах Царства Хаоса. Прежде чем вихри станут разумными и осознают себя, сперва они приобретут простые стремления и потребности, по-своему похожие на чувства и стремления таких низших форм жизни, как растения. Теперь у нас есть маленькие побеги разума, растущие в тёплой сырости психического конденсата там, где наши умы соприкасаются с Царством Хаоса. Подобно растению, что тянется к солнцу, пока оно странствует по небу (неосознанное действие, хотя и действие живого существа), эти ростки разума вихрей в Царстве Хаоса начинают тянуться за теми людьми и чувствами, что лучше всего питают их. Таким образом, вихрь гнева тянется больше к тем людям, что легче всего впадают в гнев, вихрь экстаза и удовольствия тянется больше к гедонистам или людям с возвышенными или утончёнными чувствами, вихрь надежды тянется больше к оптимистичным или амбициозным людям, а вихрь страха и страданий тянется больше к тем людям, что склонны быть в нервном или депрессивном состоянии.
Этот естественный (хотя и метафизический) процесс порождает усиленную реакцию в смертных, потому что, ранее конденсация эмоций, отражённых из Царства Хаоса, была рассеянной, и не предпочитала одного человека другому, то теперь зачаточный разум, развивающийся в вихрях Царства Хаоса тянется к особым смертным, подпитываясь их эмоциями, и, таким образом, ещё более остро возбуждает чувства в этих смертных.
Итак, хотя общие миазмы гнева, которые отражены назад вихрем гнева в Царстве Хаоса, могут повлиять на всех смертных в какой-то небольшой степени, зародившийся разум в постоянно растущем вихре гнева начнёт преднамеренно тянуться к тем людям, которые испытывают гнев особенно сильно, а все прочие в определённой степени игнорируются. И процесс продолжается, весь гнев смертных насыщает зародившийся разум вихря гнева в Царстве Хаоса, в то время как сам вихрь гнева тянется к гневным людям, делая их ещё более яростными, и так далее, и так далее.
Этот процесс бесконечен, и с течением времени, разум вихрей Царства Хаоса будет медленно взбираться по лестнице Интеллекта к самосознанию (подобно детям, от утробы матери до рождения и самосознания), всё острей и острей возбуждая чувства и образы, которые они олицетворяют, и в то же время, становясь всё более и боле разборчивыми в людях, к которым они обращаются. Наконец, приходит день, когда они достигают уровня разума, при котором они осознают своё «Я», и достигают полного самосознания.
……
В действительности, из-за того, что все смертные помогают начаться этим «лавинам», и являются необходимой их частью (поскольку все мы обеспечиваем их энергией и движущей силой для роста и схождения), на самом деле, мы не можем стоять на их пути. Фактически, каждый из нас как бы едет на санках позади гребня этих лавин, большинство даже не осознавая этого. Те из нас, кто осознают это, например я, движутся вперёд, чтобы ехать на гребне лавины и извлекать наибольшую выгоду из свободной поездки, оставив робких и невежественных ждать, пока они будут погребены лавиной, прежде чем они признают своё место в мире и, что ещё более важно, свою зависимость от него.
Так я говорю, и вы, те, кто решили подвергнуть сомнению общепризнанные знания менее сведущих, чем вы, чтобы действительно освободить себя, вы должны признать, что невозможно понять, где кончается ваш контроль над собой и начинается контроль богов, и точно также, где кончаются ваши собственные чувства и идеи, и начинаются чувства и идеи, посланные вам Богами Хаоса. На самом деле, может ли быть какая-нибудь разница между тем и этим?


Таким образом, Тёмная Четвёрка – это вихри осознавших себя эмоций, страстей и желаний. И прежде всего, эти чувства – те, что являются сильнейшими в человеческом обществе. Это не просто и не только эмоциональные состояния, но и связанные с ними мотивы самых различных форм – не просто связанные воедино, но подпитывающие друг друга. Безусловно, боги варпа выражают собой неумеренность в высшей степени, в сущности они – это живая и разумная неумеренность, но они же – плоть от плоти и душа от души человечества, самая его сущность. Они – просто чудесная визуализация основных спектров эмоций, которые движут людьми, и основных наших мотивов. Что я и попробую раскрыть ниже.

И начну с Кхорна, как наиболее простого. Что олицетворяет Кхорн? Ярость и жажду сокрушить. Это простейший эмоциональный спектр, тем не менее, именно спектр. От безумия берсеркера, который уже не видит разницы между целями, а просто КРУШИТ всё на своём пути через обыденный гнев к лёгкому раздражению. От адреналиновой зависимости, заставляющей рваться в любой бой, – до хорошо контролируемого, тщательно отмеренного жестокого, расчётливого гнева, столь частой в литературных штампах холодной ярости. Это спектр агрессии, уничтоженье, направленное вовне, отрицающее страх и боль, идущее вопреки, столь влекущая жажда разрушения. Мы видим её постоянно. Всякое раздражение – тень и начало этого спектра, а дальше он идёт либо по пути «месть – блюдо, которое следует подавать холодным», либо «ХАЛК КРУШИТЬ!» Безусловно, покровителем Халка был бы именно Кхорн.
Какая художественная литература угодна Кхорну? О, это те самые боевики, боевой экшен, когда у читателя дрожат поджилки от отражённого в тексте желания победы – безусловно. Безусловно, это ПРЕВОЗМОГАНИЕ, это адреналин… Но не только боевики, нет. Азарт – это вторичная эмоция, порождённая этим (не только, но и) спектром, и она питает Кхорна. Стремление победить. Будет ли это азарт детектива, цепко идущего по следу на страницах текста, вора, грабящего банк, каскадёра, тренирующего совсем уж безумный трюк или хакера, нашедшего программную уязвимость, чтобы исполнить на некотором сервере код и скачать себе важные данные.
Пафос – это воодушевление, нарочитое, гипертрофированное выражение некоторых эмоций, чувств, мотивов, идей. Если говорить о спектре агрессии, то для неё характерен пафос сражения (любого, от кулачков до виртуальных пространств) и ярости.

Это – Кхорн, но переключимся же на кое-кого потоньше. Нургл – гораздо более сложное божество, и спектр его – спектр страдания. Гниение – его обитель, но это, считаю я, лишь внешнее выражение страдания плоти, а также основного его инструмента – болезней. Спектр страдания гораздо более обширен, чем спектр агрессии. «Неприятное» включает как просто внешние физические ощущения (причём, знаю на собственном опыте, можно сделать их именно «просто ощущениями», хотя мыслеприём требует определённой сосредоточенности), вроде боли или холода, так и тончайшие дрожания струн души. От легчайшего эстетического диссонанса до бездн отчаяния. Спектр страдания охватывает несколько спектров меньше. Это спектр грусти, от светлой, где страданье равным образом перемешано с наслаждением (да, грустить может быть приятно, что довольно-таки очевидно) до плача души, высасывающего все силы. Конечно же, это спектр боли, от лёгкого раздражения через «бл.., опять голова заболела!» до апофеоза, сводящего людей с ума, рушащего сам разум. Вторичными спектрами можно назвать опустошение, от лёгкого « мне чего-то не хватает» через смирение к отсутствию всяких душевных сил, граничащего со смертью, а также страх, от потери сознания до лёгкого «лучше этого не делать…»
Нургл получает власть через отчаяние, и часто называют именно его самой важной для него эмоцией. Именно отчаявшихся людей, зачастую повергнутых в это состояние болезнями, насланными самим самим Нурглом, вербует он. Близость к смерти, угасание, гниение души и тела, умирание, страдания и боль являются вестниками Нургла и его сущностью. Отчаяние – комбинация эмоций четырёх спектров (печаль, боль, страх и опустошение), но не только. Дедушка Нургл, по сравнению с Кхорном, глубже проникает в суть человеческой души и разума, в сферу идей. Страдание несёт разрушение, и что, как не разрушение мечтаний, смыслов и целей, более глобально? Простой болью проще свести с ума, но изощрённое, точно выверенное страдание питает Нургла и склоняет человека прислушаться к его речам, ведь он сулит – избавление.
Какая же литература угодна Дедушке? О, это, безусловно, драмы самых разных тонов. Чернуха, антиутопии и ужасы являются литературой Нургла. Ищущие страдания в произведениях читатели – его аудитория. Безусловно, этой литературы меньше, чем всей прочей. И вправду, кому хочется ещё и виртуальных, вдобавок к реальным, страданий? Тем не менее, она есть и пользуется устойчивым спросом.
Пафос драматичности, душевных переживаний и крушений, безысходности и безнадёжности легко детектирует Нургла.

Слаанеш. По тонкости подхода можно сравнить её/его (пол не определён, зависит от желания её левой пятки и представления самого адепта) только с Тзинчем. Именно про Слаанеш и Тзинча можно сказать «искушает», ведь Кхорн и Нургл скорее «увлекают». Если спектром Нургла является страдание, то спектром Слаанеш – наслаждение во всех его формах, и можно сказать о нём так – тепло. Это тёплый, окутывающий, влекущий спектр, и включает он следующие: любовь (от безудержной страсти до легчайшей симпатии), эстетическое наслажденье (от шока восхищения до кивка «неплохое творчество»), радость (от неплохого настроения до вихря восторгов), физическое наслаждение (от срывающей тормоза стимуляции центра наслаждения электродами до тепла прикосновения, фонового комфорта и улыбки от щекотки). Вторичным спектрами можно назвать тот же азарт, который Слаанеш делит с Кхорном, опустошение (приятную пустоту после пика удовольствия).
Если Нургл переходит на область идей, то Слаанеш находится там постоянно. Красота – большая часть этого спектра находится именно там. Тончайшие наслаждения связаны именно с идеями и разумом. Слаанеш – богиня извращений, желания всё новых и новых, иных, более сильных или утончённых, более красивых или банально сильных наслаждений. Истинный адепт Слаанеш получает наслажденье от любого ощущения вообще, от любой мысли, от любой идеи, но всё равно стремится к чему-то более, более и более совершенному. Перфекционизм – это к Слаанеш и Тзинчу, ведь он – это красота. Слаанеш – это желание совершенства. Многогранность спектра Слаанеш и в том, что он включает в себя большую часть желаний вообще. Всякое желание после исполнения подкрепляется наслаждением – это естественная физиологическая реакция, своеобразная петля – желание подкрепляется наслаждением, наслаждение заставляет сильнее жаждать. Но желания Слаанеш, обыкновенно, мимолётны, и простейший, очевиднейший пример таковому – похоть. Желания, уходящие в далёкое будущее, не предполагают близкого наслаждения и угодны скорее Тзинчу.
Какая же литература угодна многоликой богине? О, это, безусловно, флафф, это порно, чем извращённей, тем лучше, это любовные романы, это Мэри/Марти Сью, это все те тексты, где читатель, представляя себя на месте героя, испытывает удовольствие от его достижений и побед. Это тексты, от которых получаешь, прежде всего, наслажденье. Во многом это наслаждение индивидуально, потому нельзя сказать, что какой-то определённый вид литературы ВСЕГДА угоден Слаанеш, но можно говорить, что развлекательная и тонкоэстетическая литература в целом является его областью.
Пафос флаффа и бесконечных приятностей и бонусов, радости и «всё будет хорошо» хэппи эндов сопутствует Слаанеш; в целом, можно сказать, что пафоса у неё меньше всего.

Перейдём же к Тзинчу, последнему богу хаоса, самому… непонятному, пожалуй, самому непростому. Каков спектр Тзинча, Архитектора Судеб, Великого Конспиратора и Заговорщика, Владыки Перемен и величайшего колдуна? Внимательный читатель может увидеть, что спектр Нургла противоположен спектру Слаанеш и предположить, что спектр Тзинча противоположен спектру Кхорна – но это не так. Напротив, можно сказать, что страдания часто граничат с наслаждениями, потому Слаанеш в чём-то близок Нурглу, более того, заметим, что он близок вообще всем прочим богам. А спектр Тзинча, по большей части, противолежит спектру Нургла, но не в области ощущений. Тзинч не связан с ощущениями, в отличие от Нургла и Слаанеш.
Если Нургл – это угасание и пассивность, то Тзинч – это стремление и активность. И спектр Тзинча можно назвать спектром стремления. Он включает в себя спектры желаний и мечтаний – и нельзя сказать поставить их от большего к меньшему, ведь образы мечты бесконечно разнообразны, а цели могут быть любыми. Важно стремление. Владыкой Перемен называют Тзинча, ведь всякая активность и всякая мечта подразумевает изменение либо мира, либо стремящегося, либо и того, и другого. Эмоции Тзинча на удивление многообразны: это спектр любопытства, от лёгкого интереса до всепоглощающей жажды ответа и амбиции чего угодно, от всепоглощающей одержимости изменить мир до тени намерения. Стремление стать лучше и сделать нечто лучше – перфекционизм. Это жажда построить идеальный мир или изменить его к лучшему. Это стремленье осуществить мечту, будь она сокровенной или разделённой миллиардами соратников. Это жажда и ветер перемен, охвативший сердца и души. Никакие средства не сдерживают Тзинча, всё, что угодно, использует он и его адепты в своих стремлениях, потому в один миг казаться могут то адептами Кхорна, вырывающими победу силой оружия, то адептами Слаанеш, красотой и наслажденьем увлекающие души, то адептами Нургла, ввергающими мир в бездны страданья и гниенья.
Вся оригинальная художественная и нехудожественная литература угодна Тзинчу. Создание нового, творчество – это стремленье, и само авторское желание, от бессмысленной графомании до жажды создания Шедевра с большой буквы питает он. В художественном же творчестве, безусловно, это интриги, детективы, это производственные романы в самом общем смысле этого слова – романы о деле, в которое вкладывает себя человек; это тексты об изменении мира, и альтернативная история, и фантастика, и фэнтази угодна Тзинча, чем оригинальней, новей – тем лучше; это эпос, но не циклический, завлекающий в ловушки архетипов, а линейный.
Нельзя сказать, какой точно пафос характеризует Тзинча, ведь многомерен он, но связан пафос этот со стремлениями, с революциями, с ПРЕВОЗМОГАНИЕМ ради чего-либо, с надеждами против отчаянья, изменением против застоя, борьбой против системы, преобразованием системы, мечтой, воплощающейся в реальности, целью, что оправдывает средства, расчётом, что превыше чувств, верой в новое, что превыше старого, амбициями, горящими жаждой перемен душами и высоким вдохновением творца.

Отдельно я упомяну вырезанного из вархаммера по причине копирастии, но дополняющего сеттинг до конца Малала. Малал олицетворяет спектр ненависти, прочими богами затронутый лишь косвенно. Кто-то может возразить, что ярость неотделима от ненависти, но точно так же можно сказать, что стремленье неотделимо от наслажденья. От малейшей неприязни до безудержной жажды УНИЧТОЖЕНИЯ и УБИЙСТВА – это Малал. И вторичным спектром его является жажда свободы, ненависть угнетённых к поработителям, самая яркая, самая питающая. Нет литературы, угодной Малалу, поскольку всякая литература – власть над душами, но противоположен власти Малал. Нет наслажденья от разрушения в адептах Малала, нет в них амбиций разрушить ещё больше, нет страданий и нет ярости – только ненависть, чёрной тенью сковавшей сердца. Всем и вся противостоит Малал, но прежде всего – обществу, ведь всякое общество устроено на власти и не может существовать без какой-либо её формы, а абсолютная анархия Малала общество – отрицает.

Последним, о ком я упомяну, будет Император. Кого и что олицетворяет Император, который при жизни противостоял всяческим культом и был атеистом? Пожалуй, гармонию, контроль и чувство меры. Если боги варпа – это безудержность, максимализм, экстремум эмоциональных состояний, то Император символизирует собой гармонию и умеренность. И философские тексты, склоняющие к гармонии и умеренности во всём, угодны Императору, и стабильность несут они. Пафос неугоден Императору.

Пожалуй, дополню ещё чуток про Бога-Императора, в отличие от просто Императора. Какому богу молся в империуме, во что превратили образ Императора, когда застыл он на Золотом Троне? Неумеренность. Не зря говорили, что может он стать новым богом варпа. Вместо гармонии - дисгармония. Вместо контроля - паранойя, излишний самоконтроль вплоть до саморазрушения. Вместо умеренности - статичность, максимум консерватизма, косность, неспособность к адаптации, слепое следование традициям. Вместо осознанной работы над общим и индивидуальным благом - слепое же подчинение. Пафос Системы и блага её характеризует имперские тексты, пафос стабильности, консерватизма, косности и борьбы с хаосом революций и неумеренностью варпа.

И теперь, под конец, я ещё раз коротко сформулирую шесть аспектов, захватывающие почти все эмоции и чувства человека. Это ярость и жажда победы. Это страдание и угасание. Это наслаждение и душевное тепло. Это ненависть, месть и жажда свободы. Это стремленья и жажда перемен. Это косность, статичность и рабское счастье. Это гармония и умеренность. Этим хорош вархаммер и сеттинг его – он чудесно раскрывает перед нами всю палитру чувств, упорядочивая и зачастую выражая закономерности, взаимосвязи эмоций.

Напоследок о категориях. Думаю, понятно, почему слеш и гет, прежде всего, являются литературой Слаанеш и Нургла, а джен – Кхорна, Нургла и, конечно же, Тзинча. Но Тзинч ведь лучше всех, нет так ли?:)
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 64
Цитата в тему:

Единственное решение

Он был один во тьме — и никого больше. Ни голоса, ни шепота. Ни прикосновения руки. Ни тепла другого сердца. Кромешный мрак. Одиночество.

Заточение навечно во тьму, молчание и безучастность. Кара. Тюрьма без приговора. Наказание без преступления.

И нет надежды на помощь и спасение извне. Нет жалости или симпатии в другой душе, в другом сердце. Нет дверей, которые можно было бы отворить, нет замков, которые можно было бы отпереть, нет запоров, которые можно было сорвать. Лишь мрачная, траурная ночь, в которой ищи не ищи — не найдешь ничего.

Взмахни направо — и уткнешься в ничто. Взмахни налево — и встретишь пустоту, полную и абсолютную. Ступи во тьму, словно слепец, и не будет ни пола, ни стен, ни эха шагов; ничего, способного указать путь.

Лишь одно он воспринимал — себя.

А раз единственные доступные средства и силы лежали внутри, значит, он сам должен стать инструментом своего спасения.

Как?

Всякая задача имеет решение. Этим постулатом живет наука. Он был настоящим ученым и потому не мог не принять вызова своим способностям. Пытками ему служили скука, одиночество, духовная и физическая стерильность. Их невозможно терпеть. Простейший выход — воображение. И, сидя в смирительной рубашке, можно вырваться из материальной западни в мир собственных фантазий.

Но фантазий недостаточно. Они нереальны и слишком быстротечны. Свобода должна быть перманентной и истинной. Значит, он должен превратить мечтания в строгую реальность, настолько яркую и достоверную, чтобы она существовала и самопродлевалась.

И так он сидел в великой тьме и бился над задачей. Часов не было, и не было календаря, чтобы отметить длительность мысли. Не было ничего, кроме ожесточенной работы мозга. И одного тезиса: всякая задача имеет решение.

Решение нашлось случайно и сулило спасение от вечной ночи. Оно обещало друзей, приключения, веселье, тепло, любовь, звуки голосов, прикосновения рук.

План никак нельзя было назвать элементарным. Напротив, он был невообразимо сложен. Иначе — быстро возвращение в тишину, молчание, в горький мрак.

Адская работа. Нужно продумать миллион аспектов и проанализировать влияние друг на друга всех побочных эффектов. А потом предстояло справиться еще с одним миллионом, и еще, и еще…

Он создал обширнейшую грезу, мечтание неизмеримой сложности, конкретное и воплотимое до последней точки и запятой. И там он снова будет жить. Но не как прежняя личность — он собирался рассеяться на бесчисленные части, на великое множество форм бороться со своей конкретной средой. И он обострит и ожесточит борьбу до предела, наделяя свои формы невежеством, но давая способности, заставляя всему учиться заново. Он посеет вражду между ними и утвердит правила игры. Тех, кто соблюдает правила, назовут хорошими. Остальных — плохими. И будут бесконечные мелкие конфликты внутри одного большого.

Наступила пора перестать быть личностью как целое, а разделиться и воплотиться в бесчисленные частицы бытия. Тогда эти частицы смогут стремиться к единению и целостности. Но сперва из фантазии нужно сделать реальность.

Время настало. Эксперимент должен начаться.

Наклонившись вперед, он устремил взгляд во тьму и произнес:

— Да будет свет.

И стал свет.


(с) Эрик Френк Рассел

(источник)

#литература #цитата #радио_Дао
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 1 комментарий
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть