↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Lilia Kost
2 июня 2023
Aa Aa
Всем привет! Делаю анализ стихотворения, но не могу понять самого главного - его смысла))) Можете поделиться, как вы понимаете предпоследнюю строфу? Я понимаю так: лирический герой сначала видит в отражении зеркала себя, потом это отражение «уплывает» от него, он начинает видеть в нем кого-то другого, потом опять начинает подозревать, что отражение его, потом как будто появляется какой-то инфернальный мотив и зеркало его «засасывает» или «поглощает» и он становится частью зеркала)))))

Зеркало. В объятьях чёрной рамы
Абсолютно гладкий водоём.
В серебристой мути амальгамы
Тонет отражение моё.
 
В серебристой мути амальгамы –
Кто-то, совершенно чуждый мне.
Я боюсь мгновения, когда мы
Остаёмся с ним наедине.
 
Этих бледных губ надменный прочерк,
Этих глаз остывшая зола – я?
Да полно! Голову морочит
Магия старинного стекла.
 
Вот, опять: казнит виною давней
И, тоскою душу полоня,
Паутиной мелочных страданий
Оплетает накрепко меня.
 
И в чертах, чужих и столь знакомых
Тягостным предчувствием – беда.
С головой затягивает омут –
Бездна под непрочной коркой льда.
 
Как разгадку странной криптограммы
Вдруг пойму – чем дальше, тем ясней:
Это я – в объятьях чёрной рамы.
Это отраженье – перед ней.
2 июня 2023
33 комментария
Лилия, вы читали книгу "Портрет Дориана Грея"?
Думаю, автор стихотворения вольно или невольно повторил основной посыл Оскара Уайльда.
Кстати, подскажите, кто автор? При анализе стихотворения знание автора, его места и времени жизни - немаловажная деталь.
Pitaici Онлайн
Герой просто понимает, что отражение это и есть он со всеми своими недостатками.
FeatherSong Онлайн
Кто автор?
Вот интересно. Герой видит в отражении своем черты чужие и столь знакомые. Может герой видит свои поступки? Может они были плохими? Ему кажется, что он не мог их совершать, они ему чужды, но в то же время он видит в них что-то знакомое, видит в них себя.
Pitaici
Тоже вот об этом подумал.
Мольфар
Тоже вспомнилось, только смотрел фильм. Тоже возникло мысленное сравнение.
Мольфар
Автор - Светлана Валерьевна Плахутина, подруга профессора, который ведет у нас этот самый филологический анализ текста))) Про автора ничего в интернете не нашла, она сравнительно неизвестная(((
Это символизм, а значит, одна и та же история развивается в трех, как минимум, слоях-измерениях.
Первый - бытовой: человек стоит перед зеркалом, не узнает себя, потому что давняя вина и паутина мелочных страданий изменили его, и он знает, что дальше будет только хуже.
Второй - мистико-фантастический: страшное зеркало принимает в себя человека, растворяет и подменяет, как вы написали.
Третий - обобщающий: страшное зеркало в черной раме, в которое оказывается заперт человек, выпустившее на волю только бледное отражение, и черный плен вины и страданий - одно и то же; снаружи - только отражение, а сам человек погребен внутри черной рамы, и выхода нет.
Герой стихотворения к концу оного осознает, что именно он и есть отражение, а в раме он видит настоящего себя.
если долго всматриваться в отражение, можно и нёх увидеть
Heinrich Kramer
если долго всматриваться в отражение, можно и нёх увидеть
если не моргая смотреть на переносицу отражения.
Deus Sex Machina
Я очень плохо умею в анализ стихов как требует гост, но здесь можно уловить нехилый такой привет Есенину и его Чёрному Человеку

Я в цилиндре стою
Никого со мной нет
Я один и разбитое зеркало
Deus Sex Machina
Оффтопом: возникло желание разбить чсв автора стиха и это порочное кумовство разносом оного
Ну потому что такое прям
Два аккорда на гитаре
Трям, здрасьте, а не поэзия
Pitaici Онлайн
Или так: герой к своему удивлению понимает, что в зеркале он самый и есть, без прикрас и понтов , со всеми своими недостатками.
Deus Sex Machina
Оффтопом: возникло желание разбить чсв автора стиха и это порочное кумовство разносом оного
Ну потому что такое прям
Два аккорда на гитаре
Трям, здрасьте, а не поэзия
Ну, я бы сказала, что это не самый неряшливый закос под символистов конца 19 века. Для разбора сойдет.
Deus Sex Machina
Ольга Эдельберта
Тут скорее не под них, а под русский романс народно-собирательный
Но да, для разбора довольно лёгкое
Ольга Эдельберта
Спасибо вам, очень обстоятельно написали) Только я не поняла насчет мистико-фантастического измерения: на кого подменило зеркало лирического героя? Для меня вся неясность в том, что в пятой строфе его «поглощает» зеркало, а в шестой он уже снова стоит перед ним…
Lilia Kost
Нет, они поменялись местами. ) "Это я – в объятьях чёрной рамы.
Это отраженье – перед ней". Снаружи - отражение, а человек заперт.
Ольга Эдельберта
Это гениально, как вы до этого додумались?) Вы любите поэзию?
Ольга Эдельберта
Только непонятно, зачем автор стихотворения поменял «незнакомца» и лирического героя местами
Lilia Kost
Поэзию люблю.
Эти стихи довольно топорные, но, видимо, основная мысль - осознание своей "запертости" в черной раме страданий и вины. Он, типа, казался себе свободным и таким, как когда-то, пока не увидел, что свободна только оболочка, внешний облик, а сам он, внутренний, - в плену.
Ольга Эдельберта
Lilia Kost
Нет, они поменялись местами. ) "Это я – в объятьях чёрной рамы.
Это отраженье – перед ней". Снаружи - отражение, а человек заперт.
Я почти тоже самое сказал, но гениальным не стал :)
Jinger Beer
В этом деле главное - вовремя подвернуться. :)
Jinger Beer
Ольга Эдельберта
Я почти тоже самое сказал, но гениальным не стал :)
Я про это вообще видосик принёс)
Ольга Эдельберта
Блин, нет, все-таки не сходится… Получается, он не мог поменяться местами со своим внутренним «я», потому что и так изначально видел в зеркале себя «внутреннего»… Тогда о чем в пятой строфе говорится я по-прежнему не понимаю
FeatherSong Онлайн
Lilia Kost
это же не уравнение. Ваш взгляд не обязательно верный. Но личность автора тоже нельзя не брать в расчёт)))
...он не мог поменяться местами со своим внутренним «я», потому что и так изначально видел в зеркале себя «внутреннего»…
«Поменяться» не в буквальном смысле, конечно. Это метафора, и само стихотворение на метафоре построено.
У меня тоже первая ассоциация – Уайльд: подлинный Дориан давно уже в портрете (в своих грехах и своей вине), а не перед ним. Вторая ассоциация – Ницше: если долго смотреть в бездну, то бездна посмотрит в тебя. Третья – юнговские архетипы: Персона и Тень, то-что-позиционировано и то-что-скрыто (в первую очередь от себя).
Впечатление в целом: человек, который «заблудился» в собственной раздвоенности, в вытесненных воспоминаниях и забыл, какой «он» – настоящий. А между тем самое важное, определяющее его, – именно то, что было когда-то вытеснено. Постепенное узнавание: «кто-то совершенно чуждый» (2 строфа) → «я – да полно!» (3 строфа) → «это я» (6 строфа).
Ольга Эдельберта
Исповедник
Вот с Тургеневым, помню было так же. Он "Муму" написал, а памятник Пушкину поставили.
nordwind
Ой, а можно про Ницше подробнее?)
Lilia Kost
В полном виде: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Это из книги «По ту сторону добра и зла», высказывание под № 146:
https://nietzsche.ru/works/main-works/side/?curPos=2
В целом – это об опасности контакта (в любом виде) с Хаосом, с Тенью… как угодно можно назвать. Например, судьба Энакина Скайуокера, воспитанного джедаями, из «Звездных войн». Он сражался со Злом – и сам стал его частью. И так далее. В любой человеческой душе темных закоулков немало сыщется. Не знать о них – опасно, слишком пристально всматриваться – опасно тоже 😉
О Ницше я немного писала вот здесь: https://fanfics.me/message410401
nordwind
Спасибо вам огромное, вы мне очень помогли с интертекстуальностью!)
Lilia Kost
Да не за что.
На Ницше я вам почему-то не ту ссылку дала (уже поправила). Правильная - вот эта: https://fanfics.me/message410401
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть