↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Картинки ссылками
До даты

Все новые сообщения

#Славяне #Сказки #Фольклор

Это так странно. Чем дальше я копаюсь в сказке про Тарха Тараховича, тем больше мне кажется, что это сказка, из которой выросли былины про Илью Муромца и Святогора. Передача власти от антов славянам окончательная и бесповоротная. Вот почему в сказках Иваны.

Разбирала эту сказку и не могла понять, а ради чего этот Полянин воевал с Бабой-Ягой? Деньги? Земля? Может, даже идеология? Не нравился Полянину культ этой богини, личные счёты какие-то были?
Чтобы знать отгадку, надо немало сказок перекопать, причём сказок о воительницах. И я одну такую разбирала, сказку о Синеглазке. И если их сравнить, то можно понять, что Полянин воюет не с культом, это не война вовсе, а периодические ритуальные битвы. Он выходит на бой и раз за разом проигрывает. И проигрывает он женщине (чтобы понять, что культ женский, надо прочитать сказку чуть дальше, где Иван жестоко убивает Бабу-Ягу, видимо, жрицу, и массу мирных женщин-швей). Чтобы жениться по закону на этой женщине, Полянин обязан её победить в бою, но вот что-то никак не может он победить. Возникает вопрос: почему? Он же весь такой крутой, богатый и сильный, аж Иван от него фанатеет и пример с него берёт. Да потому что не нравится он этой женщине, вот и бьёт она его каждый раз и даёт от ворот поворот. Откуда такой вывод? Берём сказку о Синеглазке. Вот там точно такой же бой. И «жених» проигрывает, но Синеглазка его любит, поэтому милует его и идёт за него замуж... а в сказке там дальше такая Санта-Барбара... правда, очень трагичная. И Илья Муромец (ну его прообраз), похоже, действительно убил Святогора. Но не намеренно.

Мне кажется, вот эта характеристика о русской литературе, что в ней страдает либо читатель, либо автор, ещё с тех времён пошла. В былинах и сказках страдают все! Мощно страдают. Игра престолов нервно курит в сторонке.
Свернуть сообщение
Показать полностью
#Славяне #Язычество #Сказки #Скифы #Сарматы #Фольклор #История

Я надеюсь, этот пост не станет срачем.
Я не историк, мне можно. Намедни наткнулась в хорошей группе на лекцию о происхождении скифов. Настоящие учёные, археологи.

Но я-то не археолог, и я текстами занимаюсь, и мне прям вечно зудит и про свои находки про скифов брякнуть. И мне никто не верит, даже когда я доказательства привожу (кое-кто вон даже в долбославии обвинил, не удосужившись даже ознакомиться с аргументами, а Вике Морозовой спасибо за интересные факты про сарматов и список литературы). Скептики всегда со мной спорят, просят археологических доказательств, а где я их возьму, если я изучаю тексты, а не камни. Камни, они надёжные, ими в споре долбануть можно в случае чего в качестве аргумента, а тексты что, их и переврать можно. Можно, конечно, но когда в разных текстах одно и то же русским по белому, поневоле приходят на ум разные мысли. Ну, мне, по крайней мере, как исследователю, приходят. И я всё ещё считаю, что самые древние славянские сказки изначально взяты у скифов. И Баба Яга – именно скифская богиня, только у скифов находится богиня с очень характерной такой «одной ногой». Да ещё и ступа. Большая такая ступа, в которую залезть можно. Зачем, спрашивается, лезть в ступу? У славян такой не было, конечно, да и не ступа это вовсе, а скифский котёл... Ладно, по Бабе-Яге можно отдельную статью писать, там материала – вагон и маленькая тележка.

Баба-Яга с ираноязычными племенами тесно связана ещё и тем, что жили они рядышком, недалеко друг от друга, а конкретно – в степях Причерноморья. Об этом говорят сказки о Белом Полянине и Тархе Тараховиче. Рыбаков равняет их в одну и ту же фигуру и правильно делает, функционально это один и тот же человек, оба они воюют с Бабой-Ягой, оба они побратимы главного героя сказки - Ивана. И главное: его имя. Оно скифское. Д. М. Балашов относит поляниц, воительниц Бабы-Яги, к сарматам. Вероятно, он прав, но прообраз Бабы-Яги находится именно в скифском пантеоне, а у них, как и у сарматов, боги могли быть одни. Как я связываю Бабу Ягу со скифской богиней? Ступа, одноногость, власть над силами природы и животными, табуны волшебных коней. Есть только одна богиня, которая подходит под такие параметры, и находится она только в пантеоне у скифов. Возможно, сарматы позаимствовали её у скифов, а потом славяне позаимствовали её у сарматов, и тогда она стала страшной Бабой, но факт остаётся фактом – изначально это богиня скифская. Для тех, для кого я не авторитет, а авторитеты – люди заслуженные с регалиями, вот ссылка и выдержка:

«Аммиан Марцеллин пишет: "Халаны... населяют бесконечные пустоши Скифии... В другой части страны (т. е. к востоку от реки Дон) ...халаны поднимаются на восток, разделенные на многочисленные и немногочисленные роды, они выдвинуты далеко в Азию и, как я слышал, живут вплоть до реки Ганг, которая протекает через территории Индии и вливается в Южный Океан".[40]
Очевидно, что Аммиан имеет здесь в виду индо-скифское царство Йю-ки; мы должны вспомнить в данной связи, что, согласно Трогу, правящая династия йю-ки была аланской.[41] Благодаря тесным связям между аланами и йю-ки, мы можем предположить, что, в свою очередь, некоторые подразделения йю-ки проникли в Южную Русь вместе с аланами. Возможно, что некоторые аланские кланы Южной Руси были по своему происхождению из йю-ки.
Согласно Аммиану, аланы, подобно другим сарматским племенам, были типичными кочевниками: "Они не имеют домов и не пользуются плугом, но они питаются мясом и обильно имеющимся молоком, живут в повозках, которые они покрывают закругленными тентами из коры, и едут по бескрайним пустошам".[42] Комментарий Аммиана о появлении аланов особенно интересен во взаимосвязи с китайскими заметками о появлении осун.[43] "Почти все халаны высоки и симпатичны, их волосы скорее светлы (crinibus mediocriter flavis), свирепостью своего взгляда они внушают страх, как бы они ни сдерживались. Они легки и активны в использовании оружия. Во всех отношениях они подобны гуннам, но в своем стиле жизни и в своих привычках они менее дики".[44] В религии аланов, как и иных сарматских племен, почитание иранского Бога-Всадника, опознаваемого как Ахурамазда или Митра, играло очевидно наиболее важную роль, но почитание Великой Богини скифского времени также продолжалось.

https://www.booksite.ru/fulltext/4ve/rna/dsky/4.htm

Короче! Чё выяснилось в сраче. Сарматы притащили скифскую мифологию славянам.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 8 комментариев

А вот и часть несчастного скороспелого портфолио
#рисование #скетчи #сказки
#нытье
#блоги
Показать 7 комментариев
#упрт #сказки
Нашла на Дзене и ржу)) Теперь хочу про это фанфик)
Сравнительный анализ Ивана Царевича и Кощея Бессмертного с точки зрения взрослой женщины.
Полностью здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5f21b9321ae12e51e86ecb95/sravnitelnyi-analiz-ivana-carevicha-i-kosceia-bessmertnogo-s-tochki-zreniia-vzrosloi-jensciny-620823850dcf8f5b7c7154d4?&
Во-первых, Иван реально дурак. Его посылают туда, не знаю куда, принести то, неизвестно что, и он... идет!
Во-вторым, ему русским по белому говорят: Жар-птицу не трогать, яблоки не жрать. А он? Птичку общипал, пару кило фруктов уволок. Заметьте - чужих фруктов! То есть налицо отсутствие здравого смысла и склонность к воровству.
В-третьих. Давайте беспристрастно оценим операцию по спасению царевны. У Ивана в самом начале обнаруживается топографический кретинизм. Без навигатора "Клубочек" найти Василису он не может. Разработкой плана по спасению и организацией всего мероприятия занимаются Баба-Яга, Конек-Горбунок и Серый Волк. Сам Иван даже не в курсе, какое место у мужчины считается наиболее уязвимым.
Бой с Кощеем, это вообще эпик-фейл! Наш "герой" всю дорогу ищет пятый угол и одерживает победу только с помощью меча-кладенца. То есть самостоятельно (без читерских приемов) он даже морду набить не способен.
А теперь давайте попристальнее рассмотрим Кощея Бессмертного. Зрелый состоявшийся мужчина без жилищных и материальных проблем. Ведет спокойную жизнь рантье, увлекается нумизматикой. Да, не молод, но с учетом бессмертности все функции в порядке (а Иван в этом смысле кот в мешке). Опять же, по молодости ураганил только так, да и сейчас все еще огонь-мужчина и скучно с ним не будет.
Жадный, говорите? А пруфы будут? Я помню, в каждой сказке он перед Василисой сундуки распахивал. Платья предлагал шелковые (вы в курсе сколько сейчас натуральный шелк стоит?!), яхонты и адаманты (между прочим антиквариат) предлагал. Ухаживал, конечно, неумело, но с другой стороны совершенно искренне хотел создать семью и безо всякого расчета на пол-царства. Так что, когда при виде Ивана Царевича Василиса начинает плакать, то не факт, что от радости.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 13 комментариев
#сказки #славянская_мифология

Ещё одна интересная деталька! А вы знаете, что говоря "Ёшкин кот" вы, возможно, вспоминаете того самого Баюна или же Учёного кота? Ёшкин кот - кот Бабы Яги. Так его прозвали за то, что он, по одной из версий, приходил к избушке Яги с намерением её слопать. Чтобы спастись от кота, Яга бросал в погреб кости, куда он и направлялся пировать. Тем временем сама колдунья прыгала в свою ступу и улетала туда, где Баюн её достать не мог - в небо. Роль помощника Яги Баюн обрёл намного позже.

Вернёмся к Лукоморью. Ну, со строкой, где леший бродит, и так всё ясно. Бродит и бродит - владения ему вверенные охраняет. А вот с русалкой уже интересно. Современный мультик "Иван Царевич и Серый Волк" наверняка многие смотрели. Там есть та самая русалка, которая постоянно сетует, что "ну она же соскальзывает". И тут надо сказать спасибо Диснею за образ современной русалки. А ведь в английском языке русалок так и называли - rusalka. А mermaid, коей Ариэль и является - морская дева. И в чём разница? А в том, что у русалок ноги, а не хвосты. Это обычные на вид женщины(у некоторых народов описания бывают совершенно разные), порой обнажённые, а порой в рваных сарафанах. Причём заметьте, что описание и названия русалок могли разниться от одного славянского народа к другому. Так они носили имена - русалка, мавка, водянтиха, щекотиха и так далее. Да, вероятно, русалки обитали в воде, но и по суше ходили нередко. По одним преданиям они - вредоносные духи, по другим - защитницы полей и урожая, а по третьим - некрещёные дети, утонувшие девицы, девушки, умершие до замужества. И ещё было поверье, что, если человеку встретилась русалка в лесу на Русальной неделе, то надо срочно бросить платок или что-то из одежды. А ещё они могли у не помолившейся на ночь женщины украсть предмет обихода или увести супруга. Они любили одежу и пытались её сделать, используя пряжу, иногда оставляемую хозяйками на ночь возле бани, но выходило у русалок не очень. Восточные славяне считали, что русалки ночью садятся на траву и расчёсывают волосы гребнем из рыбьих костей. А ещё есть поверье, что по ночам они доили коров. Вот так!
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 6 комментариев
#сказки #славянская_мифология

Не знаю, интересуется ли кто-нибудь данной темой, но всё же озвучу мысли вслух. Все наверняка помнят стихи Пушкина про Лукоморье. А кто-нибудь задумывался, о чём он нам повествует? К примеру, есть там знаменитый кот, который не только по цепи кругом ходит, но ещё и песни со сказками до людей доносит. И вроде просто волшебный кот, но песни его ты слушать не моги, а то: по горлу, чик, и приветик! Ведь это сам кот Баюн. Кстати, Баюн он не потому, что людей усыпляет, а из-за того, что байки говорит. Хотя, песни его имеют снотворный эффект. А ведь в некоторых мультиках он не голосом, а взглядом усыплял. Так вот, того, кто поддастся песням Баюна, волшебный кот не жалеет и убивает стальными когтями. Но если человек выстоял и не заснул, то Баюн будет сказки сказывать - в качестве награды. По цепи он ходит потому, что очень любит металл. А цепь та ведёт прямо к сундучку Кощееву. Тому самому, в котором и яйцо, и зайка, и утка. А дуб - мировое древо, которое фигурирует в славянской мифологии, да и не только в славянской. Он соединяет миры людей, светлых богов и тёмных богов. И всё это находится на знаменитом острове, которым правил царь Гвидон - Буяне. Кстати, а вы знали, что Буян существует и в реальной жизни, но сегодня он именуется Рюгеном и находится на территории Германии? Всё, завершаю своё брюзжание, а то сейчас усыплю вас этой скукотищей.)
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 11 комментариев
#сказки #кот_в_вк

Перебирая дальше контактного кота аве группу_в_ВКа, нашёл норвежские народные сказки. Интрига, о да, и как же приятно было соприкоснуться на несколько минут с этим миром. Их осталось то ли восемь, то ли девять штук, а пламя приятно начало разгораться. Специально по одной за раз, дабы не получилось приторно. Началось всё с "Лесных троллей". Интрига, кого герои и героини будут побеждать дальше, сказки же)

Показать 6 комментариев
#сказки
"Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях"
А зеркальце та еще паскуда! Верно проклятая вещица!
1. Настроило свихнувшуюся на своем внешнем виде царицу против царевны.
2. А потом еще и место выдало, где царевна жила после попытки ее убить.
Показать 8 комментариев
#держувкурсе #читательское #не_фанфикс #хорошая_литература #сказки #рецензии #детская_литература
Как обещала в комментариях к этому посту Макса, сделала сканы из своего сборника сказок Галины Демыкиной. Это также иллюстрации Геннадия Ивановича Епишина, но выполненные в графике.


Показать полностью 11
Показать 1 комментарий
#читательское #не_фанфикс #хорошая_литература #сказки #рецензии #детская_литература
Это, пожалуй, лучшая рецензия о сказке Галины Демыкиной из всех, что мне встречались. Даже удивилась, насколько мы совпали в мыслях с автором отзыва — тот самый случай, когда хочется одновременно обеими руками напечатать "ппкс".


Показать полностью 23
Показать 4 комментария
Кто такой лич и чем плох високосный год
(Мой короткий видеорепортаж о новосибирском фонтане «Кощей Бессмертный и Змей Горыныч».)
Персонаж европейского фольклора, лич — это некромант, превратившийся в нежить. В одних источниках говорится, что он сделал это после того, как покинул мир живых, в других — выбрал этот путь вместо смерти. В отличие от других видов нежити личи не испытывают потребности убивать живых, однако это не значит, что они этим не занимаются, а наличие изощренного разума делает их опаснее вдвойне...
Показать полностью 8
Показать 3 комментария
#имхо #мультфильмы #люди_в_интернете #сказки #длиннопост

О сказках, диснеевских мультфильмах, архетипах, трактовках и реабилитации сюжетов - длинные, очень субъективные и не претендующие на истину в последней инстанции #размышления :))

Последнее время в интернете мне постоянно попадаются истории на тему того, почему сказки (чаще всего воплощенные в мультах дисней) устаревшие и даже токсичные.
Когда речь идет о юморе, то я всеми лапами за - например, есть на ютубе превосходное видео "Если бы диснеевские принцы были реальны" в незабываемом переводе Сыендука, могу только порекомендовать тем, кто не смотрел)
Но чаще это преподносится совершенно в серьезном и главное абсолютно однозначном ключе. Деконструкция - совсем неплоха сама по себе, но так же однобока, как любая категоричная оценка, особенно если она относится к искусству.

Поэтому под субботний чаёк я решила написать пост в блог со своими трактовками - за основу берутся именно мультики, как наиболее распространенные, но иногда с отсылками к другим версиям. Также принимаются любые ваши трактовки, если они излагаются спокойно и без фанатизма)

1. "Красавица и Чудовище"
- моя любимая :)) Хех.
Основная претензия - история учит девочек токсичной модели: "я буду любить этого козла и он точно перевоспитается".

Чем плоха классическая мораль? - красота внутри. Не стоит судить по внешности. Кроме того, если мы берем наш "Аленький цветочек", то там Чудовище в принципе хорошее (если не считать того, что оно изначально потребовало девушку на остров за Цветочек). С дисней-версией сложнее - принц изначально тот еще типчик, так что тут есть действительно элемент сомнительной возможности перевоспитания взрослого человека. И все же, имхо, он вторичен, во-первых. А во-вторых, мне часто приходила в голову мысль, что возможно во время встречи с феей принц был подростком, на что указывает и портрет. И кстати в оригинальной версии сказки "Красавица и Чудовище" - Чудовище тоже не злое и тоже превращено не по заслугам.
Интересно, что в диснеевской версии ему добавили еще и неприятный характер... Возможно, потому что мультик для детей, к-ые до конца не могут провести границу между дружбой и любовью, включающей эротику. И что можно дружить с чудовищем, но куда сложнее полюбить его, как жениха.

Вариант с моими любимыми архетипами - Мы все есть и Красавица, и Чудовище. Не стоит бояться своей Тени (отраженной в Чудовище, к-ое кстати не только страшное, но еще и вздорное), надо подружиться с ней - где-то пожалеть, где-то ограничить, и будем мёд пить)) Ведь именно Чудовище защитило Красавицу от стаи волков - сила Тени?
Кстати, интересно и то, что и Красавица, и героиня "Аленького цветочка" позиционируются как довольно нетипичные девушки, чьи желания и мечты отличаются от типичных в социуме. Героиня Аленького цветочка просит не венец дивной красоты, не даже зеркало, глядя в которое девушка не старится, а становится лишь краше (ну и много найдется тех, кто от такого откажется? xD), а аленький цветочек. В дисней-мульте Белль прямо подана, как "странная и неземная", к-ую горожане любят, но не понимают.
Кстати, тёмная сторона "якобы хорошего" социума, противостоящего Тени, есть в обеих версиях: сестры героини и, конечно, завидный жених Гастон.

Кроме того можно сказать о трактовке с пробуждением сексуальности)
Более старые версии этой истории, восходящие к легендам с аналогичным сюжетом, я опущу.

Кстати, существует сказка с схожим сюжетом, но принципиально противоположным посылом и это "Синяя борода"... - весьма жуткое теневое отражение истории, не находите ли? :)

2. Думала взять "Золушку", но в последнем посте с негативным описанием мультиков и завываниями на тему #куда_мы_катимся xD меня большее зацепил разбор другой истории, так что о "Золушке" возможно позже. А пока "Аладдин".
Здесь речь шла именно о диснеевском мультике, так что другие версии, включая оригинал из "Тысячи и одной ночи", я не трогаю.

Основная претензия - Жасмин сбегает из дворца к нищему парню, да к тому же вору. Коли не будет джинна, то ничего хорошего из такого неравного брака не выйдет.

Забавно, что эта претензия написана во времена пусть и классового, но все же (если смотреть в историческом контексте) относительно демократического общества.

Чем плоха классическая мораль? - не суди о человеке по статусу. Аладдин ворует, но делает он это только потому, что иначе в этом городе не выжить. Он отдает свой нехитрый улов еды бедным детям, оставаясь голодным, и, рискуя собою, защищает на рынке незнакомую девушку (Жасмин).
Жасмин в свою очередь, несмотря на высокий статус, очень сострадательна к несчастьям других и, несмотря на нежное воспитание, отнюдь не избалована и сильна.
Осуждая неравный в плане социального положения союз, критик забывает о том, что и в союзе с равным себе можно быть несчастным/несчастной, если речь идет о глупом, равнодушном и эгоистичном человеке, как принц, что набивался к Жасмин в мужья. Или и вовсе о том, кто идет по головам, аля Джафар.

Вариант с моими любимыми архетипами - Жасмин хочет вырваться из дворца, из привычных установок общества и установок пусть любящего и нежного отца, к-ые все же ей чужды. Она выросла. Аладдин - олицетворяет собою тот самый свободный выбор. Он дерзок, отважен, ловок, когда он на своей крыше, то весь мир под его ногами и он... нищий. Увы, обратная сторона выхода из знаменитой "зоны комфорта". Выходя за осточертевшие рамки ты не только получаешь свободу, но и лишаешься привилегий, к-ые эти рамки тебе обеспечивали.

Пока так))

И кстати, это тоже мое личное мнение - но мне кажется, что дети неплохо считывают суть. Во всяком случае большинство историй на тему того: "Блин, эти жуткие многоглазые сестры в "Крошечке-Хаврошечке меня пугают!" пишутся как раз взрослыми людьми, дети же обычно воспринимают такое абстрактно. Их не пугает, что Ивана убили, а потом оживили мертвой и живой водой (шикарный символ трансформации?!) или за черта герой тащится в самый темный лес?
Вот нафига ему этот лес?! :))

#психология #классика
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 11 комментариев
#Звёздные_войны #сказки Тайна третьей планеты:
http://old.fanfics.me/message373440
Показать 1 комментарий
Показать 2 комментария
Узнаете ли вы #сказки по неожиданной трактовке сюжета? :)
Показать 17 комментариев
Угадайте #сказки, интерпретированные на новый лад
Показать 20 комментариев из 24
Ещё один #трейлер Аладдина

https://youtu.be/ufLWk-4tQ-o
#Дисней #сказки
Показать 17 комментариев
новый #трейлер Аладдина

https://youtu.be/WJmmitP-FPE
#Дисней #сказки
Показать 11 комментариев
Урфин Джюс и его деревянные солдаты
#детство #сказки
Шестилапый.
"При свете факелов стало видно, что из тёмного отверстия в стене пещеры вылезает какой-то огромный неведомый зверь. У него было толстое круглое туловище, покрытое густой грязно-белой шерстью и шесть коротких толстых лап с длинными когтями. Голова чудища, круглая и толстая, сидела на короткой шее и в широко раскрытой пасти виднелось множество коротких и острых зубов. Он стоял на своих массивных лапах и принюхивался, расширяя большие круглые ноздри. Незнакомый запах живых существ раздражал его, потому что он испустил низкое хриплое рычание. На это рычание смелый Лев ответил громовым рёвом, эхо которого прокатилось под сводами пещеры.
Лев прыгнул вперёд и со страшной силой ударил шестилапого грудью в бок. Намерение Льва было сбить противника с ног и перервать ему когтями горло. Но зверь на своих шести низких толстых лапах стоял непоколебимо, как скала. Лев покатился по земле, ударившись о чудовище, а шестилапый с неожиданным для его массивной туши проворством цапнул Льва зубами за плечо."
Показать 3 комментария
Показать 2 комментария
Показать более ранние сообщения

ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть