↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Змий и голубка (джен)



Автор:
Бета:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Исторический
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
В конце II века н. э. наука, религия и магия нерасторжимо переплетены друг с другом, и практикующие эту гремучую смесь адепты кажутся простецам почти всемогущими. Но порой даже всей суммы человеческих знаний недостаточно, чтобы изменить события в свою пользу: чтобы зажечь пламя чьей-то страсти или угасить свет чьей-то веры.

На конкурс «Письмо в бутылке»
Номинация: «Пером и шпагой»
Чтобы скачать фанфик войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь
QRCode
От автора:
Рассказ основан на фрагменте жития свв. Киприана и Иустины в изложении свт. Димитрий Ростовского. Из соображений литературности и достоверности место действия перенесено из Антиохии Писидийской в Антиохию-на-Оронте.
Благодарность:
Юлии и Евгении. За все.
Конкурс:
Письмо в бутылке
Номинация Пером и шпагой
Конкурс проводился в 2018 году



Произведение добавлено в 1 публичную коллекцию и в 6 приватных коллекций
Показать список в расширенном виде




Показано 3 из 3

Печально, обнадеживающе, быть может даже чуточку наивно, но в то же время - так проникновенно.
Девушка, что черпает силу в своей вере и её враг - стремящийся попрать её мечту, её веру, её судьбу и её бога, потому лишь что ему заплатили.
Они неравны, и он сильней, хитрей, изощренней и многоопытней чем она.
Эта история о судьбе и борьбе!
Здесь вера есть, и святость есть, и бог.
Здесь есть соблазн, и выбор есть, что труден.
И те, кто этот выбор сделать мог.
Да, бог тут есть. Но в центре... в центре - люди.
Очень трогательная история!
Несмотря на поднятую глобальную, если уж честно говорить, тематику (мировоззрение, религия, философия), герои получились людьми - эта история в первую очередь о них.
Тет есть и высокое, и чисто человеческое, и даже нотка юмора. И поиск истины... которая для каждого своя.


30 комментариев из 41
Цитата сообщения fadetoblack от 31.03.2018 в 11:51
Аноним
Нет, я поняла, что Киприан. Я даже поняла причину.
Я не поняла смены стиля. Она была оч внезапная
Потому что если вы планировали заупокой, то начало диссонирует
Я, заметьте, не трогала сюжет вообще. Меня царапнула стилистика.
Не более


Вывод был из картины "старцы гонят молодых голой жопой на ежа". Повторно извиняюсь за его неверность.

А насчет заупокоя... Думаю, что здесь просто сказалась разница шаблонов восприятия. Автору, честно признаться, как-то даже и не пришла в голову достаточно очевидная мысль о том, что смерть персонажа во имя истины (ну, или того, что он считает истиной) частью читателей непременно воспримется как заупокой, депресняк и трагедия. И даже не потому, что автор так уж упорот по христианству, просто он воспитан на фронтовых историях прабабушки, и в его голове "погибнуть, но не предать того, что тебе дорого" - это радость с сединою на висках и праздник со слезами на глазах, а не жесть. И в этой точке его субъективная логика совпадает с субъективной логикой автора жития, для которого гибель героев - это их победа, высшая точка пути, по которому они восходили всю свою жизнь.

Жаль, что грозящий дисконнект не стал ясен до публикации: финал, как его ни жаль, ушел бы в топку. Потому что смягчить диссонанс тут невозможно, субъективно его вообще нет.

Добавлено 31.03.2018 - 12:41:

____________

Читатель 1111

Не знаю, имеет ли тут смысл дискутировать. Повторюсь: у меня не стояло задачи показать, кто лучше, язычники или христиане, кто больше причинил зла и т.д. Сам Киприан, придя к христианству, стал лучше как человек. Это все. Рассуждать же о нем с точки зрения "приблизил ли он темные времена"... ну, я не думаю, что можно так относиться к литературе. Мы ж не вменяем в вину Ремарку тот факт, что его герои - немцы и даже, о ужас, воевали против наших предков в первой мировой :)
Показать полностью
Цитата сообщения Аноним от 31.03.2018 в 12:34


Добавлено 31.03.2018 - 12:41:

____________

Читатель 1111

Не знаю, имеет ли тут смысл дискутировать. Повторюсь: у меня не стояло задачи показать, кто лучше, язычники или христиане, кто больше причинил зла и т.д. Сам Киприан, придя к христианству, стал лучше как человек. Это все. Рассуждать же о нем с точки зрения "приблизил ли он темные времена"... ну, я не думаю, что можно так относиться к литературе. Мы ж не вменяем в вину Ремарку тот факт, что его герои - немцы и даже, о ужас, воевали против наших предков в первой мировой :)

конечно не вменяем. Но у него немцы и не показаны как средоточие Света... Ладно. Просто я всегда болел за другую сторону. Как было бы хорошо если бы христианство не появилось. Мир был бы добрее и лучше. Добрые и злые были и там и там. Но сама система. Эх... Если честно рассказ великолепен. Просто у меня с ним идеологическая несовместимость.
fadetoblack

Если вам показалось, что я на вас в претензии или считаю вас плохим критиком - зря показалось. Любой фидбек - это здорово, поскольку дает возможность увидеть текст чужими глазами. Ваш взгляд оказался в практическом отношении вот прямо таки очень полезен, поскольку позволил увидеть отдельные проблемные места, прежде для меня не очевидные. Огромное спасибо вам за комментарий и особенно пояснения к нему. Все же, сказанное мной выше - это не попытка переспорить, или отбиться от критики, или улучшить впечатление о работе (ни в коем случае, что есть - то есть), ни, тем паче, обвинить вас в чем-то. Это лишь стремления взаимопонимания ради прояснить авторскую точку зрения, судя по всему, недостаточно внятно прозвучавшую в тексту, увы, увы.
Ловлю на слове! )
В принципе планирую в будущем бахнуть еще пару текстов по любимым житиям.
Стилизация под древнерусскость выглядит этом тексте крайне неуместно. Волхвы, отче и прочее - что это все, зачем это тут? Да, древность, но обычный язык и то был бы лучше, позволил бы воспринимать эпоху через героев, а не через налет чужой и нам, и ей речи. Другие тексты в конкурсе, те же весталки, тому подтверждение.
Да, Гнедич в переводах Гомера довольно архаичен. Но он, во-первых, творил до становления русского литературного языка, самим переводом этим внося в него важный вклад, а во-вторых, опирался на память жанра былин. Здесь же ни то, ни то не помогает.
Почему Устя? Из какого они народа, что её зовут там иначе? Оно не от латинского Иустина изначально, нет? Когда и куда оно успело измениться? Правда, качественной этимологии в интернете не вижу, буду рада, если поясните.
Сам рассказ вышел очень уж тенденциозным и однозначным, что утомляет. Этой дидактичностью текст очень отталкивает.
Однако позабавил юноша, с его крещением и ритуалом, неплохо в начале описано восприятие христиан как очередных.
Цитата сообщения ansy от 31.03.2018 в 20:13
Стилизация под древнерусскость выглядит этом тексте крайне неуместно. Волхвы, отче и прочее - что это все, зачем это тут? Да, древность, но обычный язык и то был бы лучше, позволил бы воспринимать эпоху через героев, а не через налет чужой и нам, и ей речи. Другие тексты в конкурсе, те же весталки, тому подтверждение.

Эм. Вот к стилистике у меня нет претензий. Полное погружение!
Цитата сообщения ansy от 31.03.2018 в 20:13
Стилизация под древнерусскость выглядит этом тексте крайне неуместно. Волхвы, отче и прочее - что это все, зачем это тут? Да, древность, но обычный язык и то был бы лучше, позволил бы воспринимать эпоху через героев, а не через налет чужой и нам, и ей речи. Другие тексты в конкурсе, те же весталки, тому подтверждение.
Да, Гнедич в переводах Гомера довольно архаичен. Но он, во-первых, творил до становления русского литературного языка, самим переводом этим внося в него важный вклад, а во-вторых, опирался на память жанра былин. Здесь же ни то, ни то не помогает.
Почему Устя? Из какого они народа, что её зовут там иначе? Оно не от латинского Иустина изначально, нет? Когда и куда оно успело измениться? Правда, качественной этимологии в интернете не вижу, буду рада, если поясните.
Сам рассказ вышел очень уж тенденциозным и однозначным, что утомляет. Этой дидактичностью текст очень отталкивает.
Однако позабавил юноша, с его крещением и ритуалом, неплохо в начале описано восприятие христиан как очередных.


Эммм... не могу внятно ответить, к сожалению. Не знаю, в чем вы увидели тенденциозность и дидактичность, а потому не могу ни согласиться, ни опровергнуть, ни намотать на ус на будущее. "Стилизации под древнерусскость" определенно не было, не считать же всерьез заявкой на таковую целых три процитированных слова. "Волхв" выбран из синонимического ряда сознательно как многозначное слово, которым одновременно можно называть мудреца, ученого и мага (сам Киприан воспринимает себя именно так). Форма "отче" и не "отец" использована потому, что в той форме греческого на котором говорят герои, был звательный падеж, а это именно что форма звательного падежа. Вот с "Устей" - авторский косяк, да (посыпаю голову виртуальным пеплом).

Спасибо за комментарий.
Показать полностью
Аноним
и тем не менее, мне кажется, что Киприан должен был называть ее как-то уменьшительно и ласкательно, а не только "официально" Иустина.
Цитата сообщения Генри Пушель Просветленный от 31.03.2018 в 23:11
Аноним
и тем не менее, мне кажется, что Киприан должен был называть ее как-то уменьшительно и ласкательно, а не только "официально" Иустина.

Устя самое то да. Повторю стилистически рассказ безупречен
Цитата сообщения Генри Пушель Просветленный от 31.03.2018 в 23:11
Аноним
и тем не менее, мне кажется, что Киприан должен был называть ее как-то уменьшительно и ласкательно, а не только "официально" Иустина.


Мне тоже так казалось, хотелось чего-то нежного, отцовского.
Но теперь склоняюсь к тому, что надо было придумать какое-то более аутентичное сокращение.
Читатель 1111
вот и я именно так воспринял это имя, ведь она все-таки для него дитя, и в такой ситуации зрелый человек все же будет стремиться противопоставить жестокости что-то тоже внешнее, чтобы была поддержка не только во внутреннем - ее вере, ее личной непоколебимости - а чтобы сподвижники, братья по духу, были сплоченными, едиными... так что "официоз" на пороге мучительной смерти как-то "не в тему"...
Цитата сообщения Генри Пушель Просветленный от 31.03.2018 в 23:39
Читатель 1111
вот и я именно так воспринял это имя, ведь она все-таки для него дитя, и в такой ситуации зрелый человек все же будет стремиться противопоставить жестокости что-то тоже внешнее, чтобы была поддержка не только во внутреннем - ее вере, ее личной непоколебимости - а чтобы сподвижники, братья по духу, были сплоченными, едиными... так что "официоз" на пороге мучительной смерти как-то "не в тему"...

Ну да... Именно так
Мне было очень странно.
Я находила неуместные слова, я находила их до самого конца.
но история такая странно-интересная и грустная...
Сразу вспоминаются те многие великомученики, о которых пишут в бытиях, о том, как от постящихся добивались чтоб они поели мяса.
Хорошо что у людей есть за что уцепиться в сложных ситуациях. Ведь гипноз штука существующая, и как с ней бороться без силы? А если силу вера придает - это хорошо.
Это человек внутри себя силы черпает.
К сожалению печальный исход мною предчувствовался. Тогда не было толерантности, но много жесткости было даже с избытком.
Про неуместные слова сказано много и даже, возможно, малость чересчур, но что меня удивило, так это то, что никто (начиная с беты) не припомнил автору конец второго века в саммари и триста четвёртый год в финале. Понятно, что очепятка, но имхо, в глаза бросается поболее, чем даже десяток "Устей".
Что же касается жалоб автора на #нелюблюхристиан... Ну, это логично, с учётом того как активно текст топит за прямо противоположное - всё-таки, читать новеллизированную версию жития не сказать что очень приятно. Потому что текст хоть и сделал шаги в сторону литературности, по сути всё ещё остаётся религиозным.
Ксения Шелкова
Очень интересный рассказ, спасибо! Киприан очень понравился. И хорошо, что по Житиям написано, такой богатый материал.
Цитата сообщения asm от 02.04.2018 в 15:28
меня удивило, так это то, что никто (начиная с беты) не припомнил автору конец второго века в саммари и триста четвёртый год в финале.

asm,
основное действие соответствует времени, заявленному в саммари, а 304 год - эпилог, когда Иустина уже "женщина средних лет".
Цитата сообщения jeanrenamy от 03.04.2018 в 12:54
asm,
основное действие соответствует времени, заявленному в саммари, а 304 год - эпилог, когда Иустина уже "женщина средних лет".

То есть вы всё ещё не видите? Ну ок,с момента саммари до момента эпилога прошло более ста лет, хотя бы потому что триста четвёртый год - это уже четвёртый век. Даже как-то неловко напоминать о таких вещах...
Дорогой Анонимный автор,
это восхитительно сделанная история. С плавным языком и потрясающими образами. Они объёмны все, даже те, которым посвящено лишь несколько строк.
Изумительно.
Цитата сообщения Аноним от 31.03.2018 в 11:38
Спасибо всем отписавшимся за фидбек! Немного жаль лишь того, что значительная его часть сосредоточилась не столько на тексте, сколько на #нелюблюхристиан"

Признаюсь, меня тоже несколько удивило это.
Воинствующие атеисты ничуть не лучше воинствующих христиан. Нет, я не об участниках данного обсуждения, я нарочито привела в пример радикальных представителей "обеих партий". Но сосредоточение комментаторов именно на христианстве, заставляет предполагать их в неразделении персонажей и автора. И спор ведётся с автором за его христианские убеждения.
Дорогие комментаторы, ничего вам не напоминает? :)
Уверена, у нас с автором отношение к религии почти строго противоположное, но это не делает ни героев, ни текст, ни мастерское его исполнение менее прекрасным. Ибо она - для меня, именно для меня - о людях.
Спасибо! Огромное.)
Потрясающая работа.


Добавлено 03.04.2018 - 13:22:
Цитата сообщения asm от 03.04.2018 в 13:13
То есть вы всё ещё не видите? Ну ок,с момента саммари до момента эпилога прошло более ста лет, хотя бы потому что триста четвёртый год - это уже четвёртый век. Даже как-то неловко напоминать о таких вещах...

asm,
Вы правы.)
Я устыдилась.
Показать полностью
В очередной раз я с опаской вчитывалась в текст, ожидая слишком явно проступающего отношения самого Автора к религии. И была несказанно рада тому, каким на самом деле оказался этот рассказ. Браво! Просто браво! Спасибо за неоднозначность, за прекрасный язык и за желание обо многом подумать после прочтения. Красивый, очень вкусный оридж
Наверное, это могло бы быть чем-то безыскусно возвышенным, даже возвышающим, не сочти автор нужным стучать читателя по лбу христианской безупречностью к месту и не к месту. А попытка стилизации под уральские сказы просто убивает и атмосферу эпохи, и дидактический пафос с самого начала.
Цитата сообщения Lasse Maja от 06.04.2018 в 09:55
Наверное, это могло бы быть чем-то безыскусно возвышенным, даже возвышающим, не сочти автор нужным стучать читателя по лбу христианской безупречностью к месту и не к месту. А попытка стилизации под уральские сказы просто убивает и атмосферу эпохи, и дидактический пафос с самого начала.

Стилизация то прекрасна!
А мне понравилось.
Спасибо за внимание и комментарии!

Цитата сообщения asm от 02.04.2018 в 15:28
Про неуместные слова сказано много и даже, возможно, малость чересчур, но что меня удивило, так это то, что никто (начиная с беты) не припомнил автору конец второго века в саммари и триста четвёртый год в финале.


Ой-ей, какой глупый косяк :( Спасибо, что обратили внимание.

~~~

Насчет реплик в духе #оужасэтожерелигиозныйтекст могу только устало пожать плечами. В этом тексте, действительно, есть христиане Древней Церкви. И, да, они они вызывают у автора симпатию, вырастающую не столько даже из ощущения конфессиональной общности, сколько из уважения ко всем людям, имеющим выраженное мировоззрение (христианское, атеистическое - не суть) и смелость жить в соответствии со своими убеждениями, не размениваясь и не предавая. Что же до обнаруженной дидактики, тенденциозности, стремления огорошивать читателя христианской безупречностью и проч. - то это вещи, скорее "вчитанные", чем "вложенные".
Цитата сообщения Венцеслава Каранешева от 08.04.2018 в 02:55
Что же до обнаруженной дидактики, тенденциозности, стремления огорошивать читателя христианской безупречностью и проч. - то это вещи, скорее "вчитанные", чем "вложенные".

Венцеслава Каранешева,
на правах читателя подтверждаю.

Теперь лично в аватарку: спасибо огромное! Замечательная работа.
Мне история очень понравилась! Она какая-то очень трогательная! Несмотря на поднятую глобальную, если уж честно говорить, тематику (мировоззрение, религия, философия и что есть истина), герои получились людьми.
Нотка юмора - как сводне-то засветили крестом)) И нотка взгляда человека слишком умного и слишком жаждущего познать правды - всё познал Киприан. И нотка чисто человеческого - ну нравится Аглаиду девчонка, так нравится, что он "Даст добро — сразу крещусь. Но с ритуалом все-таки надежнее" - вот это я понимаю, взгляд на мир! :) Ну и в центре, конечно, Иустина - одни скажут святая, другие - фанатичная, наивная девчонка. Но всё-таки такая сила духа не может не восхищать!

Пожалуй, цепляли взгляд некоторые современные обороты, но впрочем с этим всегда сложно - надо и стилизовать, и сделать текст понятным и увлекательным.

Отдельное спасибо за то, что познакомили с образом Киприана - судя по тексту и вашим комментариям, он - интереснейшая и колоритнейшая личность!
И всю жизнь он стремился к этому - открыть для себя Истину! И мне кажется, что в эпилоге, в этом страшном эпилоге, он счастлив. Потому что нашёл эту Истину, которую искал всю жизнь.
Спасибо за развернутый комментарий!
Помню, когда читала в первый раз, "Устя" тоже показалась странным; но потом - отказалась от мысли советовать изменения. Такое "смешение" мне нравится: оно приближает историю, делает роднее. Далёкая Иустина становится родной, близкой. В конце концов святые на иконах в разных концах света имеют национальные черты лица...
Как хорошо! Просто слов нет. Вот это сочетание реалистичности и житийности насквозь пробирает. И насчет последнего диалога полностью согласна с предыдущим комментатором. Эти две реплики выбивают в другую, высшую реальность, где нет Антиохии, России, есть общий мир. Мне кажется, это очень точное, правильное завершение, которое даже находкой не назовешь, потому что это выше риторического, писательского приема.
Плавный, напевный слог страинной легенды или притчи. Религиозная тематика, если честно мне не очень близка, но безусловно, тихое мужество и стойкость духа первых христиан заслуживают уважения. Драматичный рассказ, заставляет думать, будоражит, а значит, зацепил и надолго останется в памяти
Какой чудесный рассказ! Я бы его включила в школьную хрестоматию, потому что герои западают в душу, настолько они живые, и очень правильная идея вложена - но без дидактики, которая многих отталкивает.
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть