↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарии «Правовые дебри: о чём нужно знать писателю» (джен)


« Вернуться на страницу с описанием произведения
Читать »

Комментарии от: KNS

10 комментариев
KNSавтор
Хэлен
Спасибо! Постараюсь сюда регулярно писать.

InCome
ОК. Поговорим про аудиоверсии и в целом про аудиокниги. Записала.

Климентина
Nita
Спасибо!

GrimReader
В целом, нужно, но в случае серьёзных претензий это не спасёт :) Важно, извлекаете ли вы прибыль из использования персонажа. Если не извлекаете, то претензии практически невозможны.

Verity Mage
Спасибо!

Три рубля
Бремя доказывания того, что персонаж - это именно персонаж в смысле закона, то есть охраняемый объект, лежит на авторе. Обычно если правообладатели не хотят заморачиваться с регистрацией торговых марок, они перечисляют персонажей в текстах договорах, например, "Студия А - создатель мультфильма "Разноцветные коты" - передаёт телеканалу Б права на следующих персонажей: 1) белый кот в красных штанах - инфантилен, ленив, картавит; 2) жёлтый кот в зелёных штанах - весел, шутлив, активен..." Если такого документа нет, автор персонажа должен доказать, что персонаж с таким именем обладает определённым набором характеристик. Однако если речь идёт только о персонажах из текстов, это сделать очень трудно.

Чтобы этого не делать, не перечислять все характеристики персонажа, их регистрируют как торговые марки, и они приобретают очень высокий уровень правовой защиты - с целью извлечения прибыли их почти никогда нельзя использовать без разрешения правообладателя.

Насколько я знаю, Роулинг отказалась от исключительных прав именно на персонажей и передала их WB (они же выпускают игрушки, игры, аттракционы и т.п.), и тут уже стало неважно, как именно персонажи были представлены в фильме. Ей принадлежат права на текст как художественное произведение и неимущественные права на персонажей (право считаться их автором, например). А WB зарегистрировали некоторых персонажей поттерианы как торговые марки и защитили их от любого контрафактного использования.
Показать полностью
KNSавтор
П_Пашкевич
Сказать-то всё что угодно можно, но нет никаких волшебных фраз, которые могут спасти автора, использовавшего чужое произведение, от претензий правообладателя. И цели создания произведения на основе чужого произведения должны быть достаточно очевидны без объяснения его автора.

В контексте же образования американские суды ориентируются ещё и на формальные критерии: а кто ваши ученики, а что это за учебная программа такая, а что даёт изучение чужого произведения, а соответствует ли это изучение критериям научности, а являетесь ли вы экспертом, способным осуществлять обучение и т.п. В нашей практике я таких дел не увидела, но подозреваю, что у нас следование формальным критериям в случае такого спора будет ещё более строгим - есть образовательный стандарт, в который может вписаться такое произведение, в котором изучается чужое творчество, - хорошо, нет такого стандарта - плохо :)
KNSавтор
П_Пашкевич
Так они же вроде в научных целях цитируют... Это во-первых. А, во-вторых, если цели не такие уж научные или цитируются не-тексты, что мешает спросить разрешения у правообладателя на использование его произведения?
KNSавтор
П_Пашкевич
Так тут вопрос - а зачем при пропаганде и просветительской деятельности использовать буквальные цитаты чужих произведений? Можно же их пересказывать своими словами и вставлять ссылки на первоисточник, и всем будет счастье (как делает Гоблин, например, при обозрении фильмов/сериалов на своём канале). Кстати, был подобный иск к одному ютуберу, который использовал в своём просветительском обзоре кадры из фильма канала "Discovery" (ютубер проиграл). Так-то, согласитесь, несправедливо, когда кто-то серьёзно финансово вкладывается в создание своего контента, а потом приходит какой-то учёный-популяризатор и использует его пусть даже в благих целях, но не понеся никаких затрат. А если этот учёный популяризирует какую-то дичь?

Конкретно на канале "Discovery" во всех региональных подразделениях есть целый отдел, который занимается выдачей разрешения на использование своего контента. Хочешь использовать - подаёшь заявку. Если цели благие, а обратившийся учёный - достойный, то, как говорят, канал достаточно легко выдаёт такие разрешения и почти бесплатно. Мне кажется, это цивилизованное разрешение всех проблем.
Показать полностью
KNSавтор
Три рубля
Может, конечно, и среди друзей допустимо использование в "личных целях", но такого понятия как "друг" нигде в законе нет.

Нет и такого понятия как "факсимильное копирование", используется понятие "копирование целиком". Видимо, речь идёт о воссоздании экземпляра произведения в любом виде, но запрещено именно копирование целиком.
KNSавтор
Три рубля
Я ж достаточно чётко написала, что добросовестное использование _текстов_ допускается в довольно широких рамках с научными, критическими и т.п. целями. Рамки существенно сужаются, когда речь идёт о других типах произведений, особенно видео.
KNSавтор
Три рубля
Факсимильное воспроизведение, а не копирование.

Здесь просто есть классическая правовая путаница со словом "факсимильный". Я так понимаю, что вы под ним понимаете то, что копируется электронно, как это происходит при помощи факса, а в гражданском праве под этим понимается то, что копируется точно, без потерь. Произведение в форме текста не приравнивается к его печатному тексту, так как печатный текст – это лишь форма выражения произведения. Соответственно, факсимильным теоретически может быть и ручное переписывание произведения, если получается копия произведения без потерь. В законе, правда, упомянуты "технические средства", следовательно, подразумевается здесь запрет копирования произведения целиком с помощью любой техники – ксерокса, сканера, фотоаппарата, видеокамеры и т.д.

Но вообще, конечно, это пустое теоретизирование, и в практике этот вопрос дискуссионным не является, а сама проблема тоже особо остро не стоит. Ни одна же библиотека не контролирует, собрали ли вы у себя произведение целиком, скопировав в понедельник половину, а в пятницу – вторую половину, или нет. Было бы это проблемой, ввели бы электронную регистрацию копирований произведения и следили бы за этим.

И, кстати, ГОСТы к толкованию ГК РФ нельзя применять, потому что, во-первых, ГК РФ – акт намного более высокой силы, чем любой ГОСТ, а, во-вторых, ГОСТы относятся к сфере так называемого "технического регулирования", то есть к административному праву, а не к гражданскому. В разных отраслях права одинаковые термины могут, к сожалению, использоваться в разных значениях.

А дискуссия должна же преследовать "полемические цели", значит, цитирование монографий в ней допускается, если есть ссылка на автора, на источник, и кроме цитирования есть ещё текст, из которого можно увидеть цель использования цитаты. Но в целом форумы, комментарии и даже блоги пока находятся не совсем в правовом поле в контексте авторского права. Личные блоги потихоньку входят в это поле,
но с большими исключениями, а всё остальное – с большим трудом и, возможно, так туда и не войдёт.

И по поводу ответственности – всегда виноват тот, кто что-то выложил в свободный доступ, а уже потом все остальные.
Показать полностью
KNSавтор
Три рубля
Давайте будем чуть ближе к реальным, а не теоретическим проблемам. Это всё-таки статья, а не научная монография. Вы собрались переписать от руки какое-то произведение, и вам это не дают сделать? Ну нет же.

А ради теоретической дискуссии о терминах я перелопачивать законодательство, судебную практику и доктрину не хочу, тем более, что в юридическом споре о терминах редко можно прийти к однозначному мнению, потому что одни термины определяются законом, а другие – доктриной и традициями. Доктрина бывает очень разной.

Само слово "факсимильный" появилось задолго до появления факса и использовалось (и сейчас используется) для обозначения штампа с подписью или какой-то другой надписью вроде "одобряю".
KNSавтор
Blumenkranz
По поводу RPF я вам ответила отдельной главой (вставила её четвёртой). А по поводу защиты нарушенных авторских прав я напишу отдельную главу, так как вопрос очень большой, но эта глава будет чуть позже.
KNSавтор
Kaitrin
Теоретически всё возможно, почему нет.

Тут сразу оговорюсь - у нас отличаются понятия "честь", "достоинство" и "деловая репутация". Есть тонкость - "деловая репутация" - это репутация человека или компании в бизнесе, в хозяйственной деятельности. Обычно определить то, что причинён вред деловой репутации, не составляет труда, но почти невозможно определить размер этого вреда. Для этого у человека или компании деловая репутация должна была быть оценена до причинения вреда (есть специальные аудиторы, которые это делают), а потом оценить причинённый вред (аудиторы и это умеют). Соответственно, если человек вдруг не оценивал ранее свою деловую репутацию, то подавать иск о защите деловой репутации для него пустая затея.

Следовательно, перспективны иски только о защите своей чести, доброго имени, достоинства, но не деловой репутации (ну, вдруг, про нашу Мишу Носочкина написали, что он продаёт пироги с протухшим мясом).

Дальше - ну, хорошо, создатель художественного произведения вдруг не стал приводить все нужные дисклеймеры и оговорки и написал гадость про Мишу, и Мишу удалось со стопроцентной точностью идентифицировать.

Во-первых, за защитой своих прав должен обратиться сам Миша и только к автору произведения. Если Миша и/или автор умерли - увы.

Во-вторых, ладно, факт причинения морального вреда Мише мы доказали, потратив на это все запасы нашего юридического красноречия. Как будем доказывать размер компенсации? Как сказала одна наша судья: "А теперь давайте поговорим о том, на сколько наплакал ваш доверитель". Никаких методик определения размера такой компенсации нет. Ладно, мы отправим Мишу к психотерапевту, который напишет заключение, что Миша получил психическую травму, пропишет ему успокоительные и санаторно-курортное лечение, и мы привяжем размер компенсации морального вреда к этим расходам, но поверит ли нам суд - большой вопрос, ибо тут будет сомнение в причинно-следственной связи публикации порочащих сведений о Мише и его психической травмой. Скорее всего, Мише определят компенсацию в 1000-2000 рублей, да и всё. Если Миша хорошо вложится в адвоката, клеветника могут привлечь и к уголовной ответственности, но тут надо доказывать его прямой умысел (он точно знал, что сведения ложные, и специально их распространил), а ещё в уголовном процессе действует презумпция невиновности, то есть все сомнения толкуются в пользу обвиняемого... сложно.

Миша может требовать опровержения распространённых сведений. Оно производится в той же форме, что и распространение. Но хорошо: суд вынес такое решение, как мы с Мишей будем добиваться его исполнения? Требовать от автора, чтобы он опубликовал книжку с опровержением? А если у него нет на это денег? Подобные исполнительные листы лежат у приставов годами совершенно без какого-либо движения.

Всё это касается твоего вопроса о RPF. Если порочащие сведения о Мише распространены в СМИ, публицистическом издании, научном издании, то там действуют другие механизмы и применяются другие законы. Естественно, в этом случае Мише намного проще получить опровержение этих сведений и компенсацию морального вреда, хотя тоже небольшую.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть