Viola ambigua рекомендует!
|
|
Дерзну сказать, что это фанфик абсолютно достойный Булгакова. На этом рекомендацию можно было бы и закончить) Он погружает в атмосферу Стамбула 20-х годов, где неприкаянные русские беженцы пытаются понять, что делать с обломками своих разбитых жизней. Но одинокие потерянные люди могут прислониться друг к другу и помочь прогнать страшные тени прошлого.
24 января 2021
7 |
palen рекомендует!
|
|
Если вам скажут, что фики - это фу и бе и вообще не литература, возьмите этот фик и покажите. Это написано с уважением к героям, с искренним вниманием к истории, рассказанной Булгаковым и с желанием (как мне показалось) подарить героям и нам надежду.
|
клевчук рекомендует!
|
|
Обреченные платить по чужим счетам,
Мы чужие здесь, мы чужие там. Обреченные платить по счетам своим, Мы от смертной тени во тьму бежим. Нет спасения нам и надежды нет, лишь горит впереди беспощадный свет... |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
Daylis Dervent Никогда об этом в таком ключе не задумывалась, но мне кажется, это все-таки что-то другое. Хотя да, Юнг про сны интересно пишет. Серафиме же кошмарный сон снится просто потому, что она заболела.А сон вот как раз очень интересный, именно в контексте этой незрелости Серафимы, это может так ее внутренняя сущность к ней стучаться, и она ее боится, и в тоже время понимает, что слияние их неизбежно. Так же часто бывает, что мы сами от себя бегаем и сами себя боимся. А со снами так тоже часто случается, что то, что за нами гоняется на самом деле что-то очень важное, а вовсе не плохое. У Юнга есть про сны, и классический пример про дракона, который гонялся за мальчиком, снова и снова снился, а потом когда мальчик понял, что от дракона не надо бегать, это был какой-то особый дар или провидение)) Точнее к сожалению не помню. Но у Юнга очень интересно про сны все расписано. И иногда неожиданно с обычной точки зрения. 2 |
Daylis Derventавтор
|
|
Клэр Кошмаржик
Daylis Dervent Да сплошь и рядом в жизни бывает, что человек, которого вроде давно и хорошо знаешь, вдруг такое выкинет, что хоть стой, хоть падай.*Иронично* Но она _обязана_ была быть мудрой и уловить всеми своими мудрыми ведическими женскими антеннами, что он на самом деле предатель и трусливая шкура)) 2 |
Daylis Dervent
Ага. Да все по-своему чудят, чего уж там... 2 |
Не обязана женщина быть мудрой да, мудрой не обязана. Но вот чуткой - да, обязана, это ее сущность. Так мне кажется... |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
да, мудрой не обязана. Но вот чуткой - да, обязана, это ее сущность. Так мне кажется... Так это тоже смотря у кого какой характер. Может быть, чуткость как раз связана с хрупкостью, с душевной тонкостью. Но видеть недостатки - это другое, и мне кажется, если человек сам чист и порядочен, то он других (особенно близких людей) не может даже заподозрить в непорядочности (пока прямо с этим не столкнется).3 |
Daylis Dervent
Показать полностью
да нет, я не об этом. Я имела ввиду - интуицию. Мне кажется, женщина должна чувствовать. Многие вещи, которые и словами то описать не может, и сформулировать мало кому под силу. Чувствовать людей, ситуации, места, события. Это вот как например, моя мама всегда знает что со мной. И стоит чему-то случится - она тут же звонит. И не важно как далеко друг от друга мы находимся. И не важно, что я ей о трудностях обычно постфактум рассказываю, что бы не волновать. Вот такая особая зоркость, что ли. Серафима же не только в другим, она к себе самой глухая совершенно. Это кошмар какой-то. Она может и болеет потому так часто, что себя не слышит и ломает все время. В угоду каким-то химерам. и нет, дорогая Клэр Кошмаржик мне кажется, что вот это свойство никак абсолютно не связано с тем есть ли у женщины работа, может ли она выбирать. Это не социально обусловленная штука. Скорее душевная. Но может это опять какие-то мои личные тараканы. Мне просто по человечески Серафима кажется немного глупой и беспомощной. Поэтому ни о каком восхищении ею речи быть не может. Легкое раздражение)) |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
Показать полностью
По поводу интуиции - я наверное, понимаю, что Вы хотите сказать. У матерей это есть, по отношению к своему ребенку - но там биологически обусловлено, в первый год жизни, когда ребенок с матерью связан физически, зависим от нее полностью, и никак не может дать понять, что ему нужно (плачет - а поди пойми, то ли болит что-то, то ли есть хочет или пить, то ли просто надо на ручки взять) - а мать чувствует, что надо сделать. В течении дальнейшей жизни отголоски этой связи сохраняются у многих. А вот по отношению к другим людям, к взрослым, тем более, к супругу, который намного старше и по определению больше понимает в жизни - у совсем молодой женщины, которая жизни-то еще и не видела - я не знаю. Тут какая-то сверхъестественная прозорливость нужна. И разве Серафима совсем глупа и ничего не понимает? Она же поняла, что происходит с Хлудовым, какие видения его мучают. Он же ей ничего не рассказывал, а она поняла. Ну и вообще - не так легко отбросить чувство, которым жила целый год, не так легко забыть все установки, в которых тебя воспитывали. И вообще, я считаю, что интуиция у Серафимы как раз должна быть - и она еще проявится. 1 |
чутьё (интуиция) и чуткость — вообще совершенно разные вещи. а мне так кажется, что они связаны. Ну, может быть, я непонятно и коряво выражаюсь просто. Для меня чуткость - это внимание к другим и к себе, и из нее вырастает чутье, такой внутренний голос, который подсказывает, что делать. Не пытаться предугадать, а просто чувствовать. Вот, не нравится мне этот человек, и все. И не важно кем его считает все общество и весь свет. А у меня, что называется "душа к нему не лежит". На самом деле у мужчин тоже такое есть, только они не всегда доверяют таким вот ощущениям души. На то и женщина. Я понимаю, что звучит это очень сексистки. Я не сторонник всего этого на самом деле. Просто в некоторой степени, в какой-то мере, и пож определенным углом - для меня это так. Женщине проще почувствовать другого, пойти на компромисс, мужчине проще дать в лоб, настоять на своем. И в этом смысле меня Серафима ужасает своей глухотой. И дикостью. Глухотой к месту, в котором оказалась. И к окружающим людям. Не буду повторять все, что уже было под первой главой по поводу Стамбула тех времен, турков, переживавших, по сути очень сходные явления - их империя, их прежний мир тоже распался как раз в это же время. И если бы Серафима хоть чуточку замечала бы окружающих и окружающее - ей и самой было бы легче. Но нет - она фантастически сосредоточена на себе, на своих переживаниях, ах, я падшая женщина, ах, я поступаю плохо. Вот это вот все для меня лично - признак глупости. И потому ее дурацкая ложь, прозвучавшая так некстати - для меня лишь продолжение этой вот глухоты. Что требовать с нее внимания к другим, когда она себя не слышит? Опять таки, это не в упрек автору. Потому что автор то как раз очень логично показывает существование и развитие такого вот типажа. И то, что кому-то Серафима может нравится это же здорово. Как в жизни. Значит, герой очень живой. |
шамсена
Показать полностью
а мне так кажется, что они связаны. Ну, может быть, я непонятно и коряво выражаюсь просто. Для меня чуткость - это внимание к другим и к себе, и из нее вырастает чутье, такой внутренний голос, который подсказывает, что делать. Не пытаться предугадать, а просто чувствовать. Вот, не нравится мне этот человек, и все. И не важно кем его считает все общество и весь свет. А у меня, что называется "душа к нему не лежит". На самом деле у мужчин тоже такое есть, только они не всегда доверяют таким вот ощущениям души. На то и женщина. Я понимаю, что звучит это очень сексистки. Я не сторонник всего этого на самом деле. Просто в некоторой степени, в какой-то мере, и пож определенным углом - для меня это так. Женщине проще почувствовать другого, пойти на компромисс, мужчине проще дать в лоб, настоять на своем. И в этом смысле меня Серафима ужасает своей глухотой. И дикостью. Глухотой к месту, в котором оказалась. И к окружающим людям. Не буду повторять все, что уже было под первой главой по поводу Стамбула тех времен, турков, переживавших, по сути очень сходные явления - их империя, их прежний мир тоже распался как раз в это же время. И если бы Серафима хоть чуточку замечала бы окружающих и окружающее - ей и самой было бы легче. Но нет - она фантастически сосредоточена на себе, на своих переживаниях, ах, я падшая женщина, ах, я поступаю плохо. Вот это вот все для меня лично - признак глупости. И потому ее дурацкая ложь, прозвучавшая так некстати - для меня лишь продолжение этой вот глухоты. Что требовать с нее внимания к другим, когда она себя не слышит? Опять таки, это не в упрек автору. Потому что автор то как раз очень логично показывает существование и развитие такого вот типажа. И то, что кому-то Серафима может нравится это же здорово. Как в жизни. Значит, герой очень живой. Откуда взяться чуткости в женщине, к которой никто и никогда не был чутким? Когда ребенок себя не слышит и боится даже самому себе отдавать отчёт в своих ощущениях, мы такого ребенка жалеем. Но став взрослым (особенно, если ребёнок — девочка), он внезапно становится должен вырасти нормальным: чутким, ловким, умелым, храбрым, понимающим себя и других. Вы правильно написали: Серафима других не слышит, она себя не слышит. Но для кого-то это повод обвинить её в непригодности, а для кого-то — повод задуматься о причинах и о способах преодолеть это состояние. 1 |
Daylis Derventавтор
|
|
Для меня чуткость - это внимание к другим и к себе, и из нее вырастает чутье, такой внутренний голос, который подсказывает, что делать. А мне кажется, у Серафимы это как раз проявилось, еще в первой главе. Но она тогда не рассуждала, а поддалась внезапно охватившему ее чувству жалости, порыву. А когда она начинает рассуждать, тут она оказывается в плену своих представлений о том, что правильно и что неправильно. И Вы знаете, я не скажу, что ее представления так уж плохи. Она была своему мужу верной женой, она с ним венчалась и в церкви клялась в верности - что плохого в этом? Да, он ее предал, но ее вины в этом нет. Она влюбилась в Голубкова и ждет его, в то же время у нее на почве сострадания возникает чувство к Роману Валериановичу - и она мечется между двух огней, ситуация такого выбора действительно сложная. Вот, не нравится мне этот человек, и все. И не важно кем его считает все общество и весь свет. А у меня, что называется "душа к нему не лежит". А почему ей муж не должен был изначально нравиться? Ну, вполне приличный же человек с виду, взрослый, разумный, деловой. В душу ему не заглянешь, будущее не предугадаешь. Многим людям случалось так обмануться. И дикостью. Глухотой к месту, в котором оказалась. И к окружающим людям. Не буду повторять все, что уже было под первой главой по поводу Стамбула тех времен, турков, переживавших, по сути очень сходные явления - их империя, их прежний мир тоже распался как раз в это же время. Вот я не совсем понимаю, как она должна была себя вести по отношению к туркам. Она их не знает, культура для нее чужая. Оказалась она в этом месте не по своей воле, в очень стесненных обстоятельствах, едва ли не на самом дне. Турки, хоть у них и распад империи, все же они у себя дома. И они, как я читала в воспоминаниях эмигрантов, совсем не стеснялись наживаться на русских, пользуясь их безвыходным положением (скупали за бесценок дорогие вещи, например). Враждебности к туркам Серафима вроде нигде не проявляет, а то, что ей не нравится в Константинополе - так потому что она, повторяю, там оказалась не по своей воле и ситуация жизненная у нее крайне сложная, и никто, кроме Хлудова, ей помогать не станет (причем Хлудов абсолютно бескорыстен, а какой турок ее бесплатно хотя бы накормит?) И потому ее дурацкая ложь, прозвучавшая так некстати - для меня лишь продолжение этой вот глухоты. Что требовать с нее внимания к другим, когда она себя не слышит Она как раз себя слышит. Но сейчас у нее получается, что она испытывает чувства сразу к двоим мужчинам, и это противоречие ее мучает. |
Daylis Derventавтор
|
|
Клэр Кошмаржик
Откуда взяться чуткости в женщине, к которой никто и никогда не был чутким? В пьесе ничего не сказано о родителях Серафимы, но видимо, они на тот момент уже умерли (иначе она бы о них как-то упомянула, например, о том, что можно вернуться в Россию к ним). У меня хэдканон, что она рано осиротела, а воспитывала ее тетушка, которая ее любила, но была не слишком умной (потому и Корзухина сочла очень хорошей партией, не разобралась, что он нехороший человек).1 |
Daylis Dervent
Ну, справедливости ради, тётушка вряд ли могла предугадать революцию и предвидеть, что Корзухин резко откажется признавать ставшую невыгодной жену) 1 |
Daylis Derventавтор
|
|
Клэр Кошмаржик
Daylis Dervent Да конечно) И Серафима, кстати, ее ни в чем и не винит, наоборот, понимает, что та желала ей только добра)Ну, справедливости ради, тётушка вряд ли могла предугадать революцию и предвидеть, что Корзухин резко откажется признавать ставшую невыгодной жену) |
Daylis Derventавтор
|
|
Я не знаю, может быть, в тексте не хватает описаний чувств Серафимы к Голубкову? Поэтому кажется, что она фигней страдает? Я Шамсену понимаю - мне тоже Хлудов очень нравится, и для меня вопрос о выборе не стоял бы (просто я бы, мне кажется, изначально в Голубкова не влюбилась).
|
Daylis Dervent
да нет, по-моему про чувства к Голубкову у вас хорошо написано. Просто мне кажется упорно, что все размышления Серафимы по поводу чувств - это по поводу ее чувств, и о ней, а не о другом человеке, и что может быть ему кажется с его точки зрения, это не попытка понять и как-то принять, хотя бы разглядеть другого, это всего лишь о себе. Мне иногда кажется, что для таких как Серафима весь мир сводится прежде всего к ним самим, такая вот узость взгляда что ли, она и себя то толком почувствовать не может, не то что других. А окружающие неверно истолковывают это как хрупкость, сложность натуры, нежность, женскую красоту и природу. Тогда как мне лишь кажется, что во всех этих проявлениях больше эгоизма. Опять таки, я Серафиму в этом не обвиняю: она просто психологически и мысленно еще ребенок, а дети немножко эгоисты, когда маленькие. |
Daylis Dervent
ну, наживаются и свои родные еще как. думаю, в Питере она тоже за бесценок продавала вещи. Такие люди везде бывают, это не от национальности же завсит! А вот что она не может услышать чужую боль, настолько услышать, что как бы поставить ее вместо своей, что бы она заглушила ее собственные переживания. В самом то деле, ну, бросил ее муж, ну предал, ну осталась она в чужой стране, но ведь в те годы со многими людьми происходили гораздо более ужасные и отчаянные вещи! У Серафимы никто из дорогих ей людей не погибал у нее на глазах, она вообще в каком-то смысле легко отделалась. Ещё и помощников обзавелась. Ведь то время, тот же Стамбул - сколько там горя было, да и среди соотечественников ее, там же оказавшихся, а Серафима как будто мимо всего этого живет, этого для нее нет, она только переживает, как же она теперь сточки зрения общественной морали будет выглядеть. То есть она судит себя с позиции какого-то химерического общества, не учитывая своих чувств, не видя других вокруг. В каком-то смысле, ей лечение и поход к доктору гораздо больше чем Хлудову нужен, как мне кажется. |
Клэр Кошмаржик
Серафима других не слышит, она себя не слышит. Но для кого-то это повод обвинить её в непригодности, а для кого-то — повод задуматься о причинах и о способах преодолеть это состояние. А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему. |
Daylis Derventавтор
|
|
Просто мне кажется упорно, что все размышления Серафимы по поводу чувств - это по поводу ее чувств, Ну да, она ведь не может определиться, что и к кому она чувствует, она не знает, кого из этих двоих любит. И это раздвоение для нее мучительно, она хочет это преодолеть. Опять таки, я Серафиму в этом не обвиняю: она просто психологически и мысленно еще ребенок, Тут надо заметить, что Роман Валерианович относится к ней именно как к неразумному ребенку. Голубков ему сказал охранять Серафиму и заботиться о ней, он и охраняет, и заботится. "Пойдемте обедать, купите чулки, в Россию я вас не пущу и денег вам не дам, потому что вы себя неразумно ведете" - ну правда же? А еще наверное, с ней похожим образом обращался муж (в смысле, все решал он), и ей это привычно, ее это всегда устраивало, она ведь так и воспитана была, что муж - глава. Сейчас она с Хлудовым порой пытается протестовать, но не слишком активно. Что характерно, Голубков ее тоже хотел бы опекать, но у него это получалось плохо. Серафима сама хочет его опекать (она говорит ему: "Больше я вас никуда одного не отпущу"). Но по отношению к взрослому мужчине это неправильно, согласитесь? Хотя, возможно, Голубкову именно такая женщина нужна, но Серафима ведь не такая. 1 |
Daylis Derventавтор
|
|
В самом то деле, ну, бросил ее муж, ну предал, ну осталась она в чужой стране, но ведь в те годы со многими людьми происходили гораздо более ужасные и отчаянные Это слабое утешение, любой человек свою боль острее чувствует, так уж он устроен. шамсена А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему. Я не считаю, что она какой-то идеал, мне хочется, чтобы она у меня была живая, пусть она и не всем нравится. Как идеал ее писал Булгаков, мне кажется - я встречала такую трактовку, что Серафима - это символ России, поруганной, преданной, и первоначальное название пьесы "Рыцари Серафимы" имело именно такой подтекст.Но Булгаков вообще был не чужд символизму. Правда, мне не кажется, что она несчастная и искалеченная, до такой степени, что ей даже доктор нужен. Ей нужна любовь, однако с любовью она определиться пока не может. |
шамсена
Показать полностью
Клэр Кошмаржик Можно, кто ж запрещает.А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему. Но идеал женщины в Серафиме вижу не я, а Булгаков. Это ведь он поставил её на пьедестал, вместе с её чувствами, нелепостями, детской наивностью и неуместно-прямолинейными обличениями Хлудова и его зверств. И место, которое отведено ей в пьесе, указывает не на то, что она и есть объективный идеал женщины, а на несколько иное: Серафима хороша и желанна, по мнению автора первоисточника, и именно ей выпало олицетворять Прекрасную Даму. А что есть Прекрасная Дама? Символ, не более. И уж точно не полноправное действующее лицо. Поэтому, когда она, вынужденная обстоятельствами, начинает своевольничать, Голубков с ножом в руках загоняет её обратно на пьедестал. Но она-то всё равно живая, не мраморная. И чувства у неё хоть и окаменели в постылом браке и агоническом существовании среди обломков столицы, но она способна и чувствовать, и сопереживать. Ей для этого сначала нужно выйти из ступора — а страшно. 2 |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
А Вам в пьесе Серафима нравится? И в фильме? Я просто не знаю - или я булгаковскую героиню испохабила, проецируя на нее какие-то, может быть, свои комплексы, и получилось что-то невнятное - или она Вам в принципе не симпатична? |
Daylis Derventавтор
|
|
Вообще, не знаю уже, о чем мы спорим. Бывают люди, которые как луч света в темном царстве, что называется. Мудрые, сильные, светлые, добрые. Без тараканов в голове. Верю, бывают. Но большинство-то людей с тараканами - и это даже не очень зависит от того, насколько реально тяжелой была у них жизнь (Серафима вот действительно большого горя и не знала, наверное - если сравнить с другими людьми в то время, но она не ущербная, хоть и не идеальная).
Тут в ленте на днях увидела стих, мне он очень понравился. внутри меня темно и страшно там бред сомнения и смерть ты захвати с собой фонарик когда придешь меня любить Я думаю, что это почти у всех так) |
Daylis Dervent
шамсена Нет, нет, что вы, у вас очень Булгаковская Сермфима, вканонная, в характере. Она мне и пьесе, и в фильме очень сильно не нравилась. Всегда!! А у вас замечательно получмется. По настоящемуА Вам в пьесе Серафима нравится? И в фильме? Я просто не знаю - или я булгаковскую героиню испохабила, проецируя на нее какие-то, может быть, свои комплексы, и получилось что-то невнятное - или она Вам в принципе не симпатична? |
Клэр Кошмаржик
Да, вы правы в этом. И про пъедестал и про чувства. Надеюсь, встреча с Хлудовым, которого она таки услышала сквозь все свои стоны и стенания о своей несчастной жизни - все же поможет ей выйти из ступора. |
Daylis Dervent
Клэр Кошмаржик Спасибо, что не обижаетесь на меня! Наверное, я по отношению к Серафиме излишне категорична. Но она бесконечно меня раздражает. В самом первоисточнике жутко раздражала. Недоразумение какое-то, а не женщина! И как персонаж, и как символ, и как образ. Ничего с собой поделать не могу. |
Daylis Derventавтор
|
|
Stasya R
Показать полностью
Спасибо тебе! )) Очень круто было про глаза, которые стали синими от невыплаканных слез. И интимная сцена, конечно, снова шикарная. У меня теперь это "Пожалей меня..." в висках бьет. Прямо слезы из глаз хлынули. Спасибо! Меня вдохновляют кадры с Савельевой - у нее действительно глаза то голубые, то синие. А уж сцена в конце фильма в порту, когда Голубков с Чарнотой вернулись - она там на Голубкова и не смотрит, а с Хлудова глаз не сводит. И глаза как будто полны слез. А "Пожалейте меня" - она говорит ему в пьесе (в театрах играют более позднюю редакцию, где этого диалога нет, а мне он очень нравится). Вообще стиль и атмосфера этого фанфика напоминает мне книгу, о которой я тебе говорила - "Лебединая песнь" Ирины Головкиной. А я ее читала, и она у меня где-то есть, когда у нас ее издали, я мимо пройти не смогла. Давно, кстати, не перечитывала - тяжело было читать, очень жалко их всех. шамсена В самом первоисточнике жутко раздражала. Недоразумение какое-то, а не женщина! И как персонаж, и как символ, и как образ Понятно) А то я уже думала, вдруг это я ее так испортила. Вообще, надо сказать, что в начале 20 века была популярна книга Вейнингера "Пол и характер", где он развивал теорию о мужском и женском начале. О Вечно-Женственном писал еще Гёте, и вообще в немецкой философии тема эта затрагивалась. Вейнингер же ее исследовал достаточно глубоко и защитил диссертацию. Так вот, женственное как архетип - это именно пассивность и бесформенность. В то же время в природе не существует носителей женского или мужского начала в чистом виде, любой человек совмещает в себе в той или иной мере и то, и другое. Собственно, теория не нова - в восточных философиях примерно такой же подход (то же Инь-Янь и т.д.) Просто немцы ее переосмыслили и поставили на научную основу. Русским образованным людям начала 20 века она была известна, и Булгакову наверняка тоже - возможно, он с этим и соглашался, хотя бы отчасти. Возможно, поэтому в пьесе, которая вообще насыщена символизмом, героиня именно такая. Надо сказать, что Хлудов - тоже мужчина архетипический. И по отношению к Серафиме он выполняет опять-таки архетипическую роль защитника и покровителя. Наверное, поэтому так хочется видеть их вместе, и кажется, что их обязательно должно было друг к другу потянуть. 3 |
Daylis Derventавтор
|
|
шамсена
Показать полностью
И все-таки, хотелось бы конкретнее. Из чего следует, что Серафима глуха к другим? Надеюсь, встреча с Хлудовым, которого она таки услышала сквозь все свои стоны и стенания о своей несчастной жизни Да, она его таки услышала и увидела то, о чем он ей не говорил и не хотел говорить. В каноне (в пьесе, то есть) он ей все время отвечает в таком духе: "Я здоров, мне няньки не нужны, идите погуляйте в саду", когда она пытается заговорить с ним о его состоянии, она его и в пьесе жалеет и хочет помочь, но не знает как. А что значит - Серафима глуха к себе? В чем это выражается? Она как раз свои чувства и желания осознает, но не считает, что это повод отбросить все, чем жила до этого (у нее был муж, она была ему верна, сейчас у нее есть жених, которому она тоже хочет быть верной). В принципе, это в культурном коде закреплено - не идти на поводу у своих желаний, не поддаваться любому импульсу. Мало ли кого и к кому потянет - но есть мораль, долг и собственные обязательства. Собственно, культура и держится на запретах, на том, что человек свои бессознательные влечения стремится контролировать и не давать им особой воли, ввести их в приемлемые рамки. Это по Фрейду. Другое дело, что человек может здесь и ошибиться, может, например, принять за большую и настоящую любовь мимолетное влечение и разрушить свою семью. А может и наоборот, подавить в себе глубокое искреннее чувство, принести себя в жертву - но от этого пользы никому не будет. Чем больше я углубляюсь в канон, тем более вероятным мне кажется, что они таки не остались друг к другу равнодушны. Что, может быть, Серафима осталась с Голубковым только потому, что уверена - он без нее пропадет (ага, в пьесе он именно такой, что только обнять и плакать). Правда жизни, однако, заключается в том, что Голубков найдет себе женщину, которая будет его любить и опекать. Хлудов же после расставания с Серафимой жить не сможет (независимо от того, поедет ли он в Россию или нет - у него просто не останется ничего, что его удерживало бы от самоубийственного шага). 2 |
Мы ждем проду)
1 |