↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
19 августа 2015
Aa Aa
Читаю фики, ворчу и критикую
по логике это должно быть в рубрике "бесит", но меня не бесит, а слегка раздражает. Это не про сюжет и даже не про штампы, а исключительно про язык.

1) Бесконечные уточнения
Автор который боится высказать своё мнение о персонаже, а ходит вокруг да около, никак не будучи в силах сказать хоть что-то определённое - это капец. Говорят, что это характерная черта женской прозы в целом. Не знаю. Но что-то с этим делать надо:
"Он казался немного растерянным и даже как будто слегка озадаченным" (даже, как будто, да ещё и слегка...)
"Он определённо напоминал кого-то смутно знакомого ей из прошлого" (упс, определённо или всё-таки смутно?)

2) Пороки прошедшего времени
В прошедшем и третьем лице писать круче, чем в POVе? Угу, иногда круче. Но не тогда, когда автор запихивает в каждое предложение по 100500 "было":
"Он был хорошим человеком, но теперь любому было понятно, что он так этого не оставит. Было бы глупо предполагать, что то, что между ними было, как-то изменит его мнение. О нет, он был решительно настроен разорить её компанию. Алиса осталась в гордом одиночестве и помощи ждать было неоткуда".
Это что сейчас "было"??
Есть другие слова. Глаголы вместо отглагольных прилагательных. Другие связки (например, "стало"), возможность сократить некоторые "было" нафиг.

3) Сказала - как отрезала
Я вообще не люблю, когда в фиках много диалогов. В 50% случаев сопутствующую реплику "Сказал(а) (имярек)" можно обрезать. Иногда нельзя, да.
Но! Когда герой помимо "сказал(а)" ещё что-то делает, здесь в большинстве случаев этот злосчастный глагол вообще не к месту:
"Сказал он и поморщился/прищурился/скривился" (спокойно сокращается до "поморщился/прищурился/скривился он")
"Сказал он, произнося каждое слово медленно, сквозь зубы" (ой, правда? "медленно произнёс сквозь зубы / процедил он").

4) Бич фанфиков
Старомодно-прибаутошный стиль. Если это говорит не Хагрид (или того же плана НП), не привидение/портрет, которому хренова туча лет и если это не стилизация под Грибоедова, Гоголя, Ершова, Филатова или ещё кого-нибудь - то всякие "ежели", "доколе", "поболе" смотрятся бредово.
То же относится к "Я вам так скажу", "тут", "надобно", "отсель", "гляди-ка" и прочим радостям.
В фиках по ГП это особенная жесть, потому что славянофильство такого текста зашкаливает, и при чём здесь какие-то странные английские ребята, о которых этот текст вроде бы написан - непонятно от слова совсем.

#Размышления #про_фанфики #имха
19 августа 2015
70 комментариев
*ознакомилась и пошла перечитывать свои фанфики*
Deus Sex Machina
Your Shadow
угу...
Altra Realta Онлайн
>>Он казался немного растерянным и даже как будто слегка озадаченным
Хм, интересно, а всякий ли герой может прямо так гарантировать, что персонаж N не "казался", а именно что "был" озадаченным?
>>Он определённо напоминал кого-то смутно знакомого
А тут что не так? Иногда сто раз башку расшибешь "где я этого перца видел" - потом вспомнишь, что "водитель маршрутки".
Altra Realta Онлайн
А к славянофильству могу только плюсануть, ну еще и к русскому мату.
Зато как оридж а-ля русское средневековье - только что GPS персонажи не юзают.
- Уважаемый, - сказал Гарри, немного растерянно глядя на кого-то, кто определенно напоминал ему человека, с кем он был знаком, когда был маленьким. Или не был.
- Чего надобно? - спросил слегка сердитый и даже как бы чуть-чуть встревоженный тот, кого Гарри не мог вспомнить.
- Тут вот какое дело... В заклинании было написано, что надобно было костью отца зелье данное по стрелке часовой мешать, ежели чего путного сотворить хотите. Ужели вы не читали?
(остановите меня, я расписалоссс...)

Но у меня тоже так часто бывает - человек определенно мне кого-то напоминает, но вот кого точно - фиг знает, кого-то смутно представляемого.
simmons271
"Сказал он и поморщился/прищурился/скривился" (спокойно сокращается до "поморщился/прищурился/скривился он")

не согласен, вставлять в атрибуцию диалога "поморщился, скривился, прищурился" сыро и неопытно. Ро такие вещички любит, в Вакансии с первых страниц у неё персонаж "ревёт" в трубку телефона. Я тогда даже разочаровался в Ро как в авторе.
Altra Realta Онлайн
WIntertime
Кстати, вот для кого-кого, а для Гарри-Мне-Все-Кажется это как раз характерно. Пацан как юная постсоветская ТП: запоминает кое-как одни хари и жутко ссыт, что "не так одет" :))
Altra Realta Онлайн
~Simmons~
Roared, видимо, в оригинале. Для англ.яз. очень характерный глагол, тут тогда косяк перевода.
Altra Realta
гарантировать ничего нельзя. Но "даже как будто слегка" это всё-таки перебор.
"он казался растерянным или слегка озадаченным"
Меня раздражает не неуверенность, а обилие смягчающих наречий.

~Simmons~
кому как. Но если есть диалог, то то, что герой "сказал" и так понятно. имхо.
Altra Realta Онлайн
flamarina
А по мне, так это довольно четко характеризует фокальный персонаж. Как он делает выводы, например. Ну да, надо знать меру, но ее во всем надо знать.
~Simmons~
Ну подставьте, что персонаж "рыдает" в телефонную трубку - будет так же плохо?
Altra Realta
мне кажется, если я встречу такого фокального персонажа в жизни, я его прибью на пятой минуте разговора.
Приблизительно. Возможно. Наверное. Точно.
Altra Realta Онлайн
uncleroot
В контексте могло быть и "проорал" и "завопил"... и вообще что угодно. Мне "Вакансия" как-то не зашла, сама не знаю почему :((
Altra Realta Онлайн
flamarina
Так таких людей овердохера.
Однозначный вывод из плевка - это те же яйцы, только наизнанку.
Ластро
Да, какое славянофильство, у меня подобная, несколько старомодная речь, получается, если хочу говорить максимально чётко и одновременно образно, допуская минимум двусмысленности, описать кратко и ярко. Беды в том не вижу.
flamarina
Вы бы меня прибили. Я такой вот фокальный персонаж. Наверное. Я не уверен, но кажусь себе немного таким, слегка так

XDDDDDDDD
А еще есть проблема синоимов, когда человек упомянув что-то одно, три раза обозвал его разными обозначениями (как Донцова).
кукурузник
О, да, пицот синонимов бесит больше, чем повторы
Altra Realta Онлайн
кукурузник
Это как? Снейп-брюнет-зельевар-профессор-мужчина, что ли? :))
Так вот откуда этот бич :)))
Altra Realta
но в тексте раздражает меньше ))

кукурузник
слава Мерлину, не знаю. Не читала. Но проблемы в том, чтобы обозвать машину автомобилем, а потом - средством передвижения - не вижу.

Al Lastor
Старомодная бывает разной. А я имею в виду именно такой конкретный закос под Солженицына, где вроде бы и пафосно, и велеречиво, и вдобавок старомодно
flamarina
>>>>Но проблемы в том, чтобы обозвать машину автомобилем, а потом - средством передвижения - не вижу.
Ну, это понятно. Например: Саша села в свою красную машину. Она давно для себя решила, что это самое комфортное средство передвижения [и блаблабла].
Но когда Саша села в машину, автомобиль был красный и под цвет помады, механизм всегда доставлял ее без проблем, но сегодня в пробке было много других средств передвижения, потом у ее транспорта кончился бензин, пришлось толкать устройство на обочину, то как-то оно жутенько.
Ну положим можно два-три, на крайняк четыре (если большой текстовый кусок) синонима чередовать (Снейп-профессор-Северус-профессор Северус Снейп), но когда на фразу "там плясал Снейп!" отвечают "Брюнет это делал?"-это несколько коряво.

Или еще вот, из своего опыта-не люблю когда на одном персонаже все зациклено.И ладно когда он в кадре, но когда его все обсуждают все время-это ужас.Когда фик писал, то выкинул здоровый кусман про одного персонажа-а иначе получалось что его слишком много в рассказе не про него.
А иные меры не знают, и все посвящено Имяреку.Таким образом Имярек бесит не хуже МС.
Рыжий Самурай
не очень. Если добавлено "это зловредное устройство" то вполне в рамках фокала (имхо).

кукурузник
в таких случаях Имярек и есть МС.
flamarina
Да, в рамках, просто мне не совсем понятно, зачем обзывать машину 5 разными синонимами :D Во-первых, лишний раз можно вообще не использовать какое-то обозначение, чтобы рассказать именно о машине, и читатель понял, во-вторых, нужно ж тоже про мысли персонажа думать. Люди ж не заморчаиваются, что они повторами думают, машина-машина-тачка, если у нас ПОВ, или как здесь принято называть, фокал, то куча синонимов наоборот цепляют взгляд, особенно, если неуместны. Ну глупо, если персонаж мысленно назовет машину железякой, если она всегда исправна и не доставляла проблем, зато если старая тачка заглохла, то это вряд ли будет автомобиль (у меня вот слово ассоциируется с чем-то новым, рабочим и спортивным), это будет хрень железная и куча мата))
меня домашние критики пиздят за первый пункт и регулярно прорывающиеся "словно" и "будто". в 80% случаев их выбрасывание идет на пользу.

а все эти "поморщился", "улыбнулся", "вздрогнул", "удивился" и т.д. даже меня слегка сквикают.
Altra Realta Онлайн
Рыжий Самурай
"Баранка этого пылесоса" :))))
Altra Realta
Точно!!
Altra Realta Онлайн
nahnahov
Отсюда вывод - кому как.
Меня вот сквикает описание шмотья, внешности, - какая, к хренам, разница, кто как в офисе одет, понятно, что не в мантию и не в тюремную робу... и чем ГГ-ТП губки намалевала, мне тоже без разницы. А кто-то тут как-то писал, что персонаж внезапно оказался бородатым или усатым... и все, у читателя ступор :)))
Ластро
nahnahov, меня не сквикают, если не повторяются чаще чем n раз на 10k слов. Сколько конкретно не считал, но определённый рубеж есть.
Altra Realta
>>>>А кто-то тут как-то писал, что персонаж внезапно оказался бородатым или усатым... и все, у читателя ступор :)))
Я писал XDDDDDDDDDDDD Просто люблю людей, часто с ними взаимодействую по собственному желанию, а не нужде, и портреты тоже лучше получаются, поэтому если писать фокал от лица Самурая, то он будет оч внимательно следить, кто как выглядит, и как круто на нос падает свет от витража)))
Altra Realta Онлайн
Ну вполне понятно, кстати, у художника и должно быть такое восприятие. А вот у человека моей специальности как раз будет постоянное "допущение" - ибо факты о человеке нам неизвестны. "Казалось, что он обиделся" - а я ж хрен знаю, обиделся или нет, я могу только корректировать свое поведение с учетом этого допущения и никак иначе. А он, может, не обиделся, просто срать захотел.
Altra Realta
описания шмотья и внешности могут нести смысловую нагрузку, подчеркивать характер. взять хоть сабатини - ни одного перса не введено без подобного описания, и все они очень... показательны. наглядны.
да, в фиках это как правило не отягощенное смыслом дрочево, да и то не охота совсем уж обощать.

а "пошутил х" не нужно.
либо из самого диалога видно, что чел шутит, неуклюже пытается шутить, хочет разрядить обстановку и т.д., либо автору надо над ним поработать еще. а подобные ремарки - в топку.

Al Lastor меня не то, что прямо сквикает. просто слегка царапает.
Altra Realta Онлайн
nahnahov
Это мы сейчас так Сабатини воспринимаем - потому что каждая рюшечка уже деталь исторического костюма. Лет через триста джинсики, рваные на коленочке, и кисочка на футболочке бабулечки тоже будет историческим свидетельством. А сейчас - ну кого этим удивишь? Полмира так ходит.
Хм, а может, это фокальный персонаж воспринял как шутку, а собеседник ни фига не шутил. Или сказал так, как Жеглов Шарапову пояснял - "Даже "здравствуй" можно сказать так, чтобы человека смертельно обидеть".
Altra Realta
не, я не в контексте истории. скорее
"этот разряжен так, что можно было смело на королевский прием, если бы не полное отсутствие вкуса",
"тот носил чо-то-там по пиратской моде, где-то выглядывала пара драгоценных побрякушек, а завершали картину пистолеты, здоровенный нож за поясом и еще один, выглядывающий из сапога."
"ее закрытое наглухо платье не делало ни малейшей скидки на стоящую жару"

Альтра, тогда это тем более неуместно, на мой взгляд.
Altra Realta Онлайн
nahnahov
Ну это тоже от фокала зависит, то же "отсутствие вкуса". Я вот тут пишу ТП классическую, так вот эта ТП совершенно не воспринимает, как одевается ее бывшая свекровь :D Это я к тому, что иной персонаж вообще внимания на это не обратит :))

От контекста зависит, опять же, от персонажа, который это воспринимает. От обстановки, его окружающей.
Плюсану по всем пунктам)
Разве что я наоборот "за" диалоги: часто описательством занимаются, которое выглядит более громоздко, чем прямая речь — реши автор написать годный диалог.

А ещё беда – избыток вводных слов. От чего сама страдаю, правда :с
Altra Realta Онлайн
schastie
Количество диалогов определяет жанр и наоборот...
Altra Realta
Опять же... есть такая скверная традиция у англоговорящих сценаристов... И, как следствие, у писателей.
Никогда не участвовали в каких-нибудь групповых тренингах, где вашей группе предлагают начать с того, что выбрать себе название, нарисовать герб, придумать речовку и ещё какую-нибудь хрень?
Наверное, не участвовали. Вам повезло.
Американские тренеры утащили это сомнительное занятие из драматургии. Где до сих пор бытует мнение, что герой должен быть показан с атрибутивной точки зрения: характерный жест, характерное слово, любимая еда, цвет, манера одеваться, характерная черта внешности... - и т.п.
flamarina
Но, это... Ведь практически у каждого человека есть что-то характерное.

Я вот сильно жестикулирую и говорю очень быстро, и любимых словечек у меня до фига и трошки. Моя подруга говорит тихо, еще у нее есть специфический смешок, когда понимаешь, что сейчас была сказана/услышана какая-то глупость, а по скайпу она пишет всегда латиницей. Еще одна подруга поправляет волосы очень интересным, чуть ли не нарочитым жестом. Еще у нее очень выразительное "Ага-а-а! Смотри, тут же вот так!" получается. Другая обладает интересной привычкой молчать, если ей не нравится вопрос - просто смотрит и молчит. Я проверяла - она так 5 минут молчала, потом я сдалась и перевела сама разговор на другое.

И так далее. А персонажи чем хуже?
Altra Realta Онлайн
flamarina
>>>Никогда не участвовали в каких-нибудь групповых тренингах, где вашей группе предлагают
Ноуп. Я на такие вещи жадная в плане денег.
А зачем любимая еда? Характерная черта внешности - это Гуимплен.
WIntertime
В тексте такими чертами можно наделить одного, максимум двух персонажей, иначе оно будет надоедать. Если говорить о ГП, то характерная манера речи только у Хагрида, и то Роулинг старается не злоупотреблять.
WIntertime
ничем. Но у обычных людей чаще всего всё-таки не всё сразу.
А тут такая табличка.
Такая-то такая-то
Любимый цвет: серый
Животное: волк
Жест: откидывает волосы назад указательным пальцем
Слово: (забыла какое)
Стиль одежды: удобный, близкий к мужскому
Ненавидит: шить
Altra Realta
Очень выразительными - да, потому что оно, скорее, не надоедает, а отвлекает внимание от главного персонажа. Но слабовыраженные черты - почему бы и нет. Если автор просто для себя решит, что какой-то второстепенный персонаж часто тяжко вздыхает, то без особых проблем создастся образ переживающего за все человека (ну ок, я, как врач, заинтересуюсь этой одышкой тоже )))
Altra Realta
любимая еда... хрен его знает, зачем. Попадается часто;
*пожимает плечами*
Что же так сразу Гуинплен?
Altra Realta Онлайн
WIntertime
Вздыхает - пускай, но вот как сейчас flamarina написала - это же жесть.
Блин, напомнило прокачку скиллов из отклоняшек :)))
Altra Realta Онлайн
flamarina
Да потому что у каждого человека своя "характерная" черта у другого будет. Кому-то сиськи, а кому-то курносый нос.
flamarina
А это уже зависит от неумения в описания. Когда автор с первых строк нам вываливает все о персонажа ("Утром он сначала натягивает носки, а потом уже трусы. А еще пьет чай с ромашкой"), то это, конечно, фигня. А если автор просто знает что-то о персонаже, и когда в стрессовой ситуации все заорут, а он ахнет, потому что обычно так реагирует на стресс, почему бы и нет? Я же не призываю при этом еще и в скобочках указать: "Смотрите, это отличительная черта персонажа!".
Altra Realta Онлайн
WIntertime
Тогда этих ситуаций должно быть штук несколько, чтобы читатель сделал такой вывод :)))
Altra Realta
ну так большинство книг написано с одного фокала. Поэтому характерные черты привязаны к мнению одного человека ;)

WIntertime
По статистике это чаще всего вываливают на читателя в течение первых двух страниц...
Altra Realta
Ага. Но просто знание об особенностях персонажа помогает и писателю даже при продумывании сюжета. Например, мой Драко Малфой из "Спасителя магии" в стрессовой ситуации будет терять время, так как он начинает путаться в мыслях и словах, и вставлять свое "Эм-м..." ("Эм-м... То есть... Ты имеешь в виду... Но... Подожди..."), тогда как я бы на его месте, наоборот, говорила бы от стресса с пулеметной скоростью и уже десять раз успела бы задать вопрос, все выяснить и избежать проблем (хотя у меня там были бы другие препоны).
Altra Realta Онлайн
flamarina
*вспоминает* Да?..
Altra Realta Онлайн
WIntertime
Ну это очень каноничный Малфой, кстати. Он и в каноне такой же.
flamarina
Ну это уже другой вопрос. К сожалению, не все владеют словом. Или к счастью, так как разнообразие тоже важно.
Altra Realta
Вот потому он и (немного) тормоз.
Altra Realta Онлайн
WIntertime
Так он и в каноне такой. Хоть кто-то Малфоя написал так, как Роулинг. А то куда ни плюнь - Брюс Уиллис от зависти плачет.
Altra Realta
а что, нет? ну, либо есть всевидящий автор, который всегда прав ))

WIntertime
ох, не во владении словом дело. А в принципиально визуальном мышлении. Такие картинки с полной прорисовкой - заготовки для фильма, по сути дела.
Altra Realta Онлайн
flamarina
Ну вот Самурай у нас воспринимает именно картинки :)) А вот мне картинки пофиг - мне важно состояние. Жарко-холодно, уставший-бодрый и т.д. :))
flamarina
Но ведь я когда книги читаю - любые - я же не слова вижу перед собой, а картинки, образы и сцены! Вот написано: "Навстречу шел он", - и я вижу этого "его" до запонки в его шарфе и начищеных ботинок. Да, мое подсознание прекрасно создало и запонку, но книга для того ж и нужна, чтобы нам облегчать придумывание этого "кино" перед глазами. Чем больше деталей - тем четче я вижу картинку.
Да даже в блогах посты часто картинками видятся. Что уж говорить о книге.
*подписалась на интересную дискуссию*
Вы продолжайте, продолжайте ^^
Так разве не от ПОВа зависит? Окей, допустим, Дин Томас - художник, будет видеть картинками и даже мыслить профессиональным жаргоном, поэтому он будет разглядывать даже пуговицы, потому что они показались ему яркими/интересной формы/стремными. Он будет смотреть на человека и отмечать, что у него красивый профиль, или что руки были такие худые, что венки сильно проступали, не знаю, любая другая бредовая мелочь. Художники привыкли разбирать каждый предмет на части, так что если показать ему лампу, они увидят не только подставку, лампочку и абажур, но еще болтики, спицы, на которых абажур, провод и даже материал всего. Другое дело, нужно ли упоминать это все)))
А может быть внимательный персонаж, допустим, Шерлок. Разве его ПОВ не будет подробным? Причем во всем, и визуальные мелочи, и звуки, ощущения, запахи...
Если персонаж неплохо разбирается в людях, он будет акцентироваться на их повадках, обращать внимание на жесты, эмоции, логические ударения и прочее.
Это все зависит от ПОВа персонажа, а не авторских хотелок и того, как он на мир смотрит, ящетаю. То есть, если вы не обращаете внимание на сколотый краешек на кружке, это не значит, что ваш персонаж не обратит, у него может быть паника, он губу порежет, налейте мне чай в другую, мрази!

В общем, я стараюсь писать так, как описываю, но у меня все равно все ведущие персонажи похожи на меня. Не получается взять это под контроль пока что, они все акцентируются на мелочах, которые бы взволновали меня, где-то Гарри мысленно проговорил слова, которые скажет либо фотограф, либо художник, это профессиональное, и все очень чувствительные, немножко эмпаты, потому что легко ставят на место других персонажей и такие всепонимающие... короче, я себя описываю. Характеры у них другие, но на мир они смотрят моими глазами.
Показать полностью
Угу, вдруг персонаж с обсессивно-компульсивным расстройством? Там и сколотые кружки, и что книги не по размеру подобраны, а на брюках стрелки кривые, и пять синих машин мимо проехало, но ни одной красной. А если персонаж гиперактивный с легким нарушением внимания, то он будет постоянно витать в своих мыслях, "разговаривая с духами предков", и приводить его в чувство будут только какие-то сильные раздражители. А взять персонажа с преобладающим аудитивным способом познания мира - там вся палитра голосов, и шепотки, и хрипотца, и звуки автомобилей, и ассоциация человека с музыкой.

Но неумелое исполнение может запороть любой ПОВ. Потому что недостаточно заявить: "Мой персонаж - визуал, и вот именно так он и мыслит", и вывалить на читателя сразу все описания. Тут уже надо помнить о том, что задача автора не просто описать персонаж, но описать его максимально понятно читателю, плюс заинтересовать читателя даже таким персонажем, которого он в реальности бы избегал и старался бы с ним не пересекаться никогда.
WIntertime
Вот-вот! Не знаю только, как отучиться писать персонажей через свое мировоззрение и вживаться в их. Мне легко представить поступки, мысли и реплики, но пишу я их "своими" словами, а не их. Ну как будто выключили звук и я пытаюсь переозвучить оригинал, не знаю, как еще это объяснить. На самом деле, это никто и не замечает кроме мне, ннннннноооо... когда у тебя много фанфиков, ты уже не можешь не заметить, что персонажи похожи друг на друга, не характером и поведением, а вот "моим взглядом"
Рыжий Самурай
А это по-любому так, у кого-то больше, у кого-то меньше. Наверное, это и есть тот самый "авторский стиль".
WIntertime
Так вот что это такое! Никак не мог понять, что такое "авторский стиль"
WIntertime
Есть такая книжка хорошая ))) про обсессивно-компульсивное. Называется "Плюс один", кажется, автор - Тони Джордан.
Не читал коммы.

Пункт 4 не совсем верен для русскоязычных или переведенных на русский фанфиков. Если у вас есть возможность перевести английскую пословицу на русский, подставив русскую пословицу, это хорошо.
Так что это больше касается не вообще любых проявлений славянофилии, а отдельных культурных норм. Англичанин, играющий на балалайка и пьющий водка - одно, но англичанин, удивленно восклицающий "гляди-ка!" - совсем другое.
Подписалась.
... но как-то бледно.
flamarina
Ой, да я обсессивно-компульсивных постоянно вижу. Я ж занимаюсь ими - точнее, не ими, а пациентами с синдромом Туретта, а там у большинства еще и либо обсессии-компульсии, либо нарушения внимания, либо импульсивность. Ну и порой слегка аутистичные черты или просто нарушения социализации. Это же самые часты коморбидности Туретта.
Маняштерн
Как и везде, дело в объёме. Несколько слов погоды не сделают, но когда английская дама говорит, как участница коллектива "Уральские бабушки" это совсем другое дело ))

WIntertime
да я в лит-ре имею в виду )) Так-то оно понятно...
simmons271
Altra Realta
по-моему проревел там было. А мне книга понравилась, сюжет хоть и разворачивается долго, зато как глубоко показаны персонажи, вся их правда, сущность.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть