↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Lados
23 января 2018
Aa Aa
#история #Ладя_зануда
Просто в качестве справки, по мотивам поста ниже в ленте. Даже если вы атеист, безграмотные ошибки в области религиоведения вас не красят, поверьте.

1. Смертные грехи есть только в одной религии
А именно - в Римском Католицизме. Причём исключительно римском; ни греко-католики, ни другие примкнувшие не разделяют эту часть учения римской церкви.
Тем более, не разделяют её православные, протестанты и древлеправославные.

2. Список грехов весьма приблизителен и очень изменчив
Существует не менее трёх различных списков. В некоторых, например, отсутствует чревоугодие, зато в других может пропасть похоть или уныние.

3. Они носят рекомендательный, а не законоучительный характер
Даже в католицизме, что можно заметить по вариативности списков, "семь смертных грехов" никогда не были закреплены именно в таком качестве. Нет ни одного собора или папской буллы, которая закрепила бы их в таком качестве. Скорее, это часть церковного предания, нужная как ориентир.

4. Суть доктрины в том, что это грехи, в которых точно нужно каяться
Семь смертных грехов существуют как антитеза малым грехам в рамках учения о Чистилище (сейчас активно пересматриваемом). Суть вопроса в том, что человек, умерший в состоянии малого греха, может отмучаться за него в Чистилище, а вот умерший в состоянии нераскаянного смертного греха такой автоматической путёвки в Рай (после нескольких лет прото-адских мук) лишён.

5. А вообще смертный грех по мнению Тридентского Собора - это любой грех, который...
а) ...является нарушением одной из центральных заповедей;
б) ...при этом совершён с полным осознанием того, что это грех;
в) ...и при этом совершён добровольно и сознательно с целью совершить именно этот грех.

Если есть ещё вопросы, задавайте.
23 января 2018
46 комментариев из 48
Altra Realta
1. Похоть, обжорство, жадность, лень, гнев, зависть, гордыня.
2. Похоть, уныние, жадность...
3. Уныние, тщеславие, жадность...

финикийский_торговец , в православии списков вообще не завезли.
Lados
Интересно, жадность везде. С чем бы это было связано?
Lados
Там есть что-нибудь конкретное? Кроме библии и никейского(?) символа веры? Так чтобы нельзя было находу переобуваться?
Altra Realta , потому что изначально семь смертных грехов - антитеза семи великих добродетелей, а "щедрость" непременно наличествовала в списке)

финикийский_торговец , Халкидонского, я попрошу.
А с подобными наглыми вопросами - шли бы вы куда-нибудь ещё. Хотите ответов - спрашивайте вежливо и не хамите.
Altra Realta
С ролью жречества в древней Иудее, как мне кажется. Господь завещал делиться.
Lados
Я как категорический нуб спрошу - а можно список этих добродетелей?
Мне же гуглить просто лень и некогда, а вдруг куда-нибудь пихну?
Altra Realta , Целомудрие/Воздержание, Умеренность, Щедрость (или: Любовь), Трудолюбие, Терпение/Терпимость, Благодарность (или: Вера), Скромность.

Щедрость понимается как Любовь, Забота в силу того, что в оригинале там caritas, обозначающая и то, и другое.
EnGhost Онлайн
Lados

А в православии вообще что-то аналогичное есть, или только то, что мы должны соответствовать семи добродетелям? И несколько вопрос не по теме, но как вообще произошел раскол на католическую и православную церкви?
Lados
Хм. Странно, а того, что сейчас считается "непростительными" согласно УК практически любой страны, нет.
Fluxius Secundus Онлайн
Altra Realta
Четыре античных (кардинальных): благоразумие, умеренность, справедливость, мужество, плюс три христианских: вера, надежда, любовь.
Fluxius Secundus
Любопытно. В античных добродетелях было больше... рационального?
EnGhost , скорее да, есть условный список добродетелей, есть заповеди, есть примерные списки грехов (примерные!). И в целом оно всё ближе всего к тому тридентскому определению: если человек делает (сознательно, по своей воле) что-то супротив заповедей божьих - это грех. Все грехи так или иначе равны.

Про раскол - это ж огромная тема >< причем оно заняло несколько веков.

Fluxius Secundus , отнюдь, я привёл правильный список. Он кстати целиком античный.

Altra Realta , а тут надо понимать разницу между "грех" и "преступление".
Грех - это движение души. Преступление - действие. Грубо говоря, преступление Х мотивируется грехом Y.
Lados
Но в списке не каждый грех обязательно ведет к преступлению. Даже не каждый служит мотивом. Благодарность, скромность, я навскидку ничего близко не вспомню.
Fluxius Secundus Онлайн
Lados
Августинов более ранний, не?
EnGhost , вкратце: сначала Римская Империя разделилась на Западную и Восточную, и в каждой село по императору. Столичная (римская) кафедра, соответственно, тоже поделилась на две столичные кафедры, римскую и константинопольскую. Обе имели больше влияния, чем другие патриархальные кафедры (александрийская, антиохийская, иерусалимская и пр.), в силу собственно факта столичности. Обе претендовали в силу того же факта на право быть арбитром в церковных спорах.
Потом пришли варвары. Западная Империя развалилась, от неё осталась в нетронутом (сравнительно) виде одна только Римская Церковь. На Востоке тем временем всё сравнительно мирно, поэтому начинается эпоха ересей. На сей раз Рим (Риму не до того) в них участия не принимает, а потому получает право постоять в белом, тем более, что он от императоров временно независим.
Временно! Потому что как раз стоило Востоку избавиться от проклятья шибко умных императоров, еле умеющих писать, но мнящих себя знатоками православия - такое проклятье пало на Рим в виде Карла Великого. Впрочем, этот и с чтением-то справился еле-еле.
Карл был полон охренительных идей. Он придумал Чистилище и решил, что "по логике" Святой Дух должен исходить не только от Отца, но и от Сына (и пофиг, что это нарушает логику Троицы). Поскольку Карл был истинно велик, его нововведения немедленно внесли куда только можно. На Востоке офигели.
Но Карл, опять же, был велик, и хотя его потомки этого величия так и не достигли, но Рим они за горло держали крепенько. Так что мнение Востока никого уже не интересовало. Поэтому идея "собрать всех и как обычно всей толпой выяснить, что верно, что нет" (это называется Вселенский Собор) была встречена без энтузиазма.
В 1054 наконец рвануло.
Показать полностью
EnGhost Онлайн
Lados
И между тем я про него с удовольствием прочитаю. Впринципе можно и ввиде ссылок.
Altra Realta , это ж добродетели))

Fluxius Secundus , ранний, да, но им не пользуются.
(Кста, всё это естественно справедливо только для римо-католицизма)

EnGhost , я попытался коментом выше изложить.
Fluxius Secundus Онлайн
Lados
Он мне прост больше нравится.
EnGhost Онлайн
Lados

Да я увидел, а списочка литературы по теме не сможешь составить. Особенно интересено преобразование внутри восточной ветви в момент ересей.
EnGhost , начните с любой более-менее недавно изданной истории церкви/истории религий.
А там и по теме можно будет что-то искать.

Fluxius Secundus , мне тоже))
Заяц Онлайн
Забавно это. А почему, собственно, эти решения Соборов считаются авторитетными? Столько лет жили без них, а потом что, что-то изменилось?
Меня удивляет самоуверенность этих бюрократов, которые считали, что если их много вместе собралось, то, внезапно, их решения стали настолько авторитетны в сумме, что стали равны авторитету Иисуса. Как будто Он в своем всеведении и всемогуществе не может лично наставить каждого, кто обратится к Нему.
Lados
Контр-добродетели - неблагодарность и нескромность. Я, конечно, могу вспомнить и не такое, но чтобы кто-то кого-то убил, чтобы не говорить "спасибо" или по причине "он моим хвасталкам не верит"...
Altra Realta , не совсем.
Противоположность благодарности - зависть, а скромности - гордыня. А это две эпичных причины для многих преступлений.

Заяц , апплодирую человеку, ничего не знающему о Соборах, но горящему желанием о них высказаться.
Lados
Хм. Интересные противоположности. Не буду спрашивать, почему именно так, видимо, корни тоже исторические или сменились в значении за столько веков.
ReFeRy, ввел бы ты подписку по тегам, а?.. Нет, ТС лично у меня и так в списке особо интересных юзеров, но ведь все равно пропустить псто - раз плюнуть...
Заяц Онлайн
Lados
Ясно-понятно. С иронией и, отчасти, гордыней у вас все в порядке.
Altra Realta , скорее, дело в исходных значениях.
Humanitas и Humilitas куда шире "благодарности" и "скромности" в современном их применении.
Первое скорее подразумевает умение быть благодарным и при этом доброе отношение к другим и принятие их счастья как своего (и много что ещё). А второе - это и скромность, и отсутствие самомнения, и смирение.
Lados
Латынь я учил... ну как учил... еле-еле на тройку, поэтому она до сих пор меня пугает :))
Гуманизм - не от humanitas?
Altra Realta , от него.
Вообще слово придумал Цицерон, и означает оно приблизительно "приличное человеку поведение, уважение и любовь к соседу и способность к сочувствию".
Integral Онлайн
Спасибо за то, что несете просвещение в массы. Эх, часто бомбит от безграмотности некоторых воинствующих атеистов.
Integral , были бы грамотнее - возможно, не лезли бы воевать, признавая право людей иметь своё мнение.
Я давненько не видел "сующих в нос религию", а вот граждан, жаждущих без спросу всех оповестить о своей антирелигиозности, что-то навалом.
Lados Потому что как раз стоило Востоку избавиться от проклятья шибко умных императоров, еле умеющих писать, но мнящих себя знатоками православия

Я дико извиняюсь, но ЩИТОООО??? Это Анастасий I и Юстиниан Великий "едва писать не умели"? Или Лев III Исавр "шибко умный"?

Распространение ересей на востоке, уважаемый (ая?) Lados, было вызвано тем, что восток на тот момент превосходил запад и по количеству населения, и по его культурному уровню. И, как следствие, грамотных людей там было на порядки больше. И эти грамотные люди, раскиданные по огромной и густонаселенной (!!!) территории, заселенной к тому же разными народами (с разными культурами, арабов-то еще нет) имели сытый досуг для того, чтобы дискутировать на богословские темы.
В то время как на западе (по многим причинам, не в последнюю очередь - климатическим) очень долгое время тупо не было столько лишней еды, чтобы кормить всех этих богословов.

Зато как только производственные сили на западе чуть-чуть поднялись, увеличилась плотность населения и увеличился уровень грамотности (веке эдак в XII), так тут же пошла одна ересь за другой. И что характерно, возникали эти ереси не на диком севере, а во вполне себе развитых регионах (те же катары). Именно потому, что там было, чего пожрать тем, кто толковал Писание.
Показать полностью
DVolk67 , вы ещё придеритесь к несколько вольной хронологии, хек (ереси начались раньше падения ЗРИ, если на то пошло). Императоры-то были разные, но тот же Юстиниан писать-то умел, и в законах разбирался, а вот богословия - как и философии - как не знал, так и не узнал (и дело оригенистов настолько потрясает этим фактом, что хоть стой, хоть падай).

И заметьте, я русским по белому написал, что ереси начались в том числе в силу того, что в ВРИ хорошо жилось и было время ими заниматься. Вот только отрицать, что немало проблем пошло от того, что императоры, ни разу в религии не разбиравшиеся, ломили с плеча... ну, странно.

З.Ы.: моя очередь хренеть: где-где возникли катары (ака богомилы)? В каких таких регионах?..
Lados tреси начались раньше падения ЗРИ, если на то пошло

Не, ну так-то понятно, что первая ересь - это 325 год, и то, если не считать все христианство - еретиками от иудаизма. :) Но заметьте, вся церковная жизнь - то есть, вообще вся, - это восточные провинции плюс Африка. И так продолжалось до тех пор, пока не пришел лесник^w мусульмане. А вот религиозная жизнь запада лет эдак 700 варилась вокруг всего двух вещей - крещения язычников да обращения варваров из арианства в католицизм.

И все. Ну не было там ресурсов для того, чтобы орава богословов могла спорить между собой. Физически не было. Когда появились - тут же пошла интенсивная культурная и религиозная жизнь, как в виде обновления католицизма, так и в виде отколовшихся от церкви течений.

> Императоры-то были разные, но тот же Юстиниан писать-то умел, и в законах разбирался, а вот богословия - как и философии - как не знал, так и не узнал

Насколько я понимаю, эти обвинения основаны в основном на том, что мнение вмешивавшихся в религию императоров далеко не всегда совпадало с ныне господствующей доктриной. :) Императоры - иконоборцы как наиболее яркий пример, уж Лев Исавриец-то в богословии точно разбирался. Просто разбирался не так, как потом считалось правильным. :) Плюс, многие (ели вообще не все) императоры предпочитали толковать Писание так, как было выгодно государству... Ну или вернее находили тех толкователей, которые толковали так, как надо. Ну, вы поняли. :)

И плюс постоянные шарахания от гнобления всего, что "неправильно" (по мнению данного конкретного императора), до попыток найти какой-то компромисс между разными направлениями христианства в разных частях Империи.

> З.Ы.: моя очередь хренеть: где-где возникли катары (ака богомилы)? В каких таких регионах?..

Уели, да. :) Но, думаю, вы поняли. Смысл в том, что распространение ересей на западе шло не там и не тогда, где сидели полуграмотные короли, а вовсе даже наоборот, в самых богатых и самых культурных регионах. Там, где проповедник мог быть принят при дворе и где мог быть понят (!!!) грамотным властителем, более или менее разбирающемся в богословии. А не ковыряющим мечом в зубах варваром, который от слов симония или пресуществление зевнет да велит отрубить башку шибко умному монаху, который против папы там чего-то вякает. :)
Показать полностью
DVolk67 , любопытно, что как раз катаро-верующие регионы были... мягко говоря, не очень грамотными и образованными. Например, на Балканах богомильство утвердилось в совершенно медвежьем углу, а продержалось куда дольше, чем в Провансе. А причина проста: на самом деле ереси играли в первую очередь эмм... пусть будет роль заместителя национального сознания. Сепаратизм государственный часто сопровождался сепаратизмом религиозным - кто хотел радикально отделиться от соседей, тот брал себе другую религию (и огребал чсх не по религиозным, а по политическим причинам - в первую очередь).

Что до византийских императоров... даже те из них, которые реально разбирались в богословии, взяли за правило разбираться в тонкостях христианства простым и "действенным" способом "так, а теперь заткнулись все, и делаем, как я сказал". Вне зависимости от того, какую сторону они занимали. Если учесть, что таки разобраться брали себе труд вот вообще не все (Юстиниан, о Юстиниан, этот человек-глыбища!), проблем от них было больше, чем пользы. Ибо инструментом их была кувалда - и это в лучшем случае.
(И то, что несмотря на великие усилия этих ребят православная церковь не раскололась ещё мощнее и всё-таки каждый раз находила в себе силы собраться и нормально поговорить, который раз убеждает меня в том, что моя вера таки от Бога. Нет, серьёзно. Все глобальные расколы, кроме 1054 - следствие неумения императоров ТЕРПЕТЬ.)

Я одного не понимаю: почему римская церковь не последовала примеру восточных собратьев и не вымарала весь карлов бред после его смерти?..
Показать полностью
Lados
> Например, на Балканах богомильство утвердилось в совершенно медвежьем углу,
Ну да, укрепились там, где власть не могла до них дотянуться.

> Что до византийских императоров... даже те из них, которые реально разбирались в богословии, взяли за правило разбираться в тонкостях христианства простым и "действенным" способом "так, а теперь заткнулись все, и делаем, как я сказал".

Верно. Но согласитесь, что это отнюдь не то же самое, что "полуграмотный царек, который полез в богословие". И далеко не все они, кстати, лезли в религию с большой дубиной, многие пытались договариваться. Только безуспешно, потому как даже если на очередном соборе иерархи и приходили к компромиссу, то "на местах" их тут же объявляли еретиками и начинали проклинать как предателей истинной веры.

> И то, что несмотря на великие усилия этих ребят православная церковь не раскололась ещё мощнее и всё-таки каждый раз находила в себе силы собраться и нормально поговорить

Чтоооо??? Это православная-то церковь не раскалывалась? Да даже если не брать ранние христианские расколы с несторианами, арианами и прочими (а почему, собственно?), если не принимать во внимание споры с римским патриархатом (начавшиеся задолго до 1054 года), то каждый... Я подчеркиваю, каждый мало-мальски значимый император был вынужден решать споры между греческим, сирийским и египетским христианством. Решали по-разному, кто той самой кувалдой, кто компромиссами, но никакого единства там не было вплоть до арабского завоевания.

Говорить о том, что православие осталось единым можно только в одном случае: если назвать православием только то, что осталось от восточной церкви к 1453 году. То есть, если все, что откололось (те же копты) - это было не православие, то да, православие едино. :)

И то, при этом придется игнорировать расколы в связи с Флорентийской и Люблинской униями, раскол в Русской церкви при Никоне и прочие вещи.

PS: Насчет религиозных противоречий между патриархами и роли императоров - прочтите хоть того же Васильева, "Историю Византийской империи".
Показать полностью
DVolk67 , "ещё мощнее" вы, опять-таки, решили проигнорировать, я понял. При том, какими небанальными методами пытались утверждать единство, это реально странно, поверьте. Как раз потому, что я неплохо знаю византийский период истории православия, я всякий раз недоумеваю, что у нас есть православие, а не что-то типа хаотической кучи деноминаций. Ну и всё-таки из древних патриархатов потеряли целиком только Армению, что меня опять же потрясает.

Ну и... нет, не "где не могли дотянуться". А "где местная власть захотела себе собственную религию".
Lados Так куда ж мощнее-то? Рим ушел, Египет ушел, Армения ушла, Сирия ушла... По сути нынешнее православие - это греческая церковь, да и то внутри нее откололись греко-католики.

> При том, какими небанальными методами пытались утверждать единство, это реально странно, поверьте.

Вполне банальные методы кнута и пряника. Методы борьбы с раскольниками в России были ничуть не лучше.

> что у нас есть православие, а не что-то типа хаотической кучи деноминаций.

С тем же успехом можно сказать, что у нас есть одно, единое и никогда не раскалывавшееся католичество. :)

> Ну и всё-таки из древних патриархатов потеряли целиком только Армению, что меня опять же потрясает.

Точно то же самое. Вы просто считаете "древними патриархатами" то, что было признано греческой (и через нее - русской) православной церковью. Но, скажем, у коптов совсем иное мнение насчет того, кто там в Египте правильный патриарх. Равно как и у прихожан Сирийской православной церкви.

> Ну и... нет, не "где не могли дотянуться". А "где местная власть захотела себе собственную религию"

Но Вы же сами только что сказали, что центральная власть кувалдой утверждала свой вариант веры везде, где только можно. А тут вдруг решила в терпимость поиграть?
Показать полностью
DVolk67
Методы борьбы с раскольниками в России были ничуть не лучше.

Двойные подати в зоне рискованного земледелия близки к геноциду. Это без учета репрессий за действия более значимые чем просто принадлежность к старообрядчеству. Правда в разные периоды времени было по разному.

Хотя численность старообрядцев умудрялась не сильно так падать местами.
DVolk67 , о господи, такое чувство, что у вас какие-то альтернативные методы чтения, серьёзно. И склонность к фальшивым дихотомиям, вдобавок. Что, кроме "кучи хаотичных деноминаций" может быть только "единое и никогда не раскалывавшееся" нечто? Ну... ок, наверное.

И нет, таки количество коптов в Египте и количество православных было, например, сначала равным, а потом склонилось в пользу православных (а потом наоборот, но в силу вмешательства мусульман, не чистый эксперимент). В Антиохийской церкви та же картина. Говорить о полностью потерянных древних церквях... ну это надо очень предвзятым быть. Армения и Рим, в общем-то, единственные 100% потери.
В православии есть 8 главных страстей по учению святителя Игнатия Брянчанинова: чревоугодие, блуд, печаль, уныние, гнев, тщеславие, гордость и сребролюбие. Из них растут грехи. У каждого индивидуально. Для монаха, например, чай с сахаром в пост уже может идти как потакание страсти чревоугодия и расцениваться как грех. Для мирянина, соответственно, об этом и речи не идёт. Все крайне индивидуально))
В православии любой грех равно отрывает от Господа: осудил ли ты или убил. Но есть грехи, в которых достаточно покаяться, а есть более тяжелые, которые требуют лечения - епитимьи, для выправления натуры, для отречения от греха. Все, опять-таки, решается индивидуально. Для кого-то пропустить воскресную службу - уже тяжкий грех, который требует епитимьи для исцеления, а кто-то ходит в храм раз в месяц, и даже на исповеди не заикается о "пропусках". У каждого своя духовная мера, и с человека спрашивается по его уровню.
Kira Sky
Annes
спасибо, вот именно вы наиболее полно и понятно ответили на мой вопрос из предыдущего поста. не знала, что в православии, как и в иудаизме, есть понятие спроса по уровню каждого человека
Kira Sky , собственно, что я и пытался объяснить, но, видимо, не совсем ясно.
Kira Sky
Lados
я поняла ваше объяснение, но к этому пришлось долго пробираться. а тут сама суть одним сообщением. хотя возможно, я поняла его лучше после ваших комментариев. в любом случае и вам тоже спасибо за разъяснения.
Lados Так это же Вы написали: "И то, что несмотря на великие усилия этих ребят православная церковь не раскололась ещё мощнее и всё-таки каждый раз находила в себе силы собраться и нормально поговорить"

Я же Вам как раз и пытаюсь показать, что единая церковь как раз таки и раскололась на несколько частей (греческая, армянская, сирийская, египетская) и "собраться поговорить" так и не смогла вплоть до арабского завоевания. То есть собираться могли, а договориться - ну никак.

Считать, что Православная церковь "смогла собраться" можно только в том случае, если в само определение "православный" включать лишь тех, кто смог собраться. ТО есть, не считать православными, например, коптов. Но с точно таким же успехом можно говорить, что католическая церковь нашла в себе силы собраться и поговорить. А те, кто не собрался - они же не католики. :)

> Все глобальные расколы, кроме 1054 - следствие неумения императоров ТЕРПЕТЬ.

Ну, веротерпимостью в то время вообще мало кто страдал. Это сейчас нам дико думать, что из-за спора о совмещении двух начал во Христе можно войну начинать. Люди VII века так не считали.

Но вообще, все усилия императоров были направлены на то, чтобы хоть как-то собрать расползающуюся в разные стороны религию. Хоть как - путем компромиса или путем силы, но привести церковь к некоему единому образцу. И даже если сам император и попытался бы поиграть в терпимость, приближенные тут же объяснили бы ему, что он и самого себя, и тысячи "заблудших" подданных обрекает на вечные муки. А стал бы настаивать - так шелковый шнурок всегда под рукой, потому что он тогда получается сам еретик, раз потакает.
Показать полностью
DVolk67 , а теперь пойдите и почитайте, сколько раз раскол был следствием того, что "вы слишком долго обсуждаете, надоело". Тот же Халкидонский Раскол, хотя бы.
И вы делаете странный вывод, что если всякий раз оставалась группа несогласных, это означает, что согласия не было достигнуто. Как раз-таки наоборот же. И там, где не было - слишком часто в силу чистой политики.
Подписываюсь
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть