↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Veronika Smirnova Онлайн
7 мая 2019
Aa Aa
#писательское #читательское #вопрос
POV - в чём плюсы и минусы? Почему многие принципиально его не читают?
Связано ли это с обилием йашных работ от первого лица на тудее и других порталах, или дело не в качестве работы?
Или эта проблема касается только фанфикшена, а к ориджам не относится?

АПД После первых же коммов поняла, что сформулировала пост неправильно. Надо было помянуть всуе не тудей, а фикбук. Количество йашева там одинаковое, но на тудее почти нет фанфиков. А проблема, как выяснилось, завязана именно на них.
7 мая 2019
47 комментариев из 50
Veronika Smirnova Онлайн
Jlenni
Бунин, "Антоновские яблоки")) (не удержалась))
Jlenni
"Робинзон Крузо"? ;)
RinaM
Veronika Smirnova, да. Самый яркий пример (у меня) - Ночь в Лиссабоне, Ремарк.
Спасибо, что сделали отдельный пост, перебираемся сюда. :)
Получается, повествование от первого лица плохо не само по себе, как литературный прием, а потому, что скомпрометировано неумелыми авторами? Почему-то такое простое объяснение не приходило мне в голову. :)
В фанфикшене, дорогие мои. В классике POW прекрасен. А на фанфиксе чет не очень .
В классической литературе примеров множество. Пушкин-Толстой-Достоевский-Чехов, Ремарк, Хемингуэй, Стивенсон, Конан Дойл, Стругацкие, Умберто Эко. Мария Галина из современных. На любой вкус, короче.
RinaM
Belkina, конечно.
Дело даже не в неумелости. А в непонимании сути: того, что пов - это не про автора.
Йашки просто слишком буквально толкуют слишком упрощённый перевод.
Ваше Величество
Jlenni
Ключ от Севера. Правда, это оридж.
RinaM
Jlenni, Летучий корабль. Рейн вообще из тех, кто умеет писать.
Veronika Smirnova Онлайн
Ginger Wind
Оридж - вообще круто!
Я пишу первое лицо. У него есть ряд преимуществ перед сфокусированным третьим, и главная - даже не простота ассоциации с читателем, а легкость вплетения физиологических элементов повествования, вроде уставших ног или забурчавшего живота.
Ваше Величество
Veronika Smirnova
И девушки классно пишут)
Первое лицо первому лицу рознь. В Шерлоке рассказывает Ватсон, но в фокусе Шерлок и Ватсон им восхищается. Это сразу "убивает двух зайцев": то, что могло смотреться и является МС сразу получает извинение: автор просто суб'ективен. Другое дело сэр Макс у Фрая. Вот хоть он и делает вид, что эдакий простак, но Мерисьюшномть прёт изо всех щелей, в том числе из-за того, что от первого лица.
Я пишу от первого лица и мне норм. А обобщать не норм)))
Veronika Smirnova Онлайн
Magla
Но обобщают же. Очень часто. И мои ориджи, которые от первого лица, обходят стороной...
читала мнение на фф.нет англоговорящего фикрайтера, с которым еще и многие согласились, что от первого лица - это фу, и так пишут только нубы. возможно, у них др. традиции с этим I am. хз, иногда первое лицо не чувствуется при чтении, но иногда, например, в "она же грейс" от этого я, я, я, просто воротит. хотя там эта манера помогает раскрыть персонажа.
Veronika Smirnova Онлайн
кошка в сапожках
Ну, список нубов нехилый получается.
Veronika Smirnova
Убрала из шапки предупреждение о первом лице. Ибо люди так отсеивают йашек, а это нечестно((
Veronika Smirnova Онлайн
Magla
Пойду тоже уберу. Нунафиг.
RinaM
Мне казалось, для автора осознание дистанции между собой и лирическим героем - элементарный навык, базовый. Азбучная истина. Даже странно это обсуждать.
Но я поняла, что упускаю из виду массу неопытных авторов, которые конкретно в фанфикшене очень заметны и очень раздражают. :)
Один раз писала от первого лица, правда, ребенка. При почти полном отсутствии вычитки (работу едва успели до полуночи выложить) именно этот фик собрал максимальный фидбек на Фандомной битве. Оридж с частичным первом лицом тоже есть, там фидбека меньше, но не из-за первого лица, а скорее, из-за того, что джен+оридж. Фики читают лучше. Сейчас посмотрела - предупреждения о РОV нет, я почему-то не поставила. Может потому и фидбека фикбук отсыпал, а на ФБ такие предупреждения не приняты
RinaM
Belkina, я вам скажу больше - они в повах пишут куски автобиографии. Помноженное на неумение выражать мысли, это явление и привело к нынешней ситуации с непопулярностью.
Belkina
Тут вопрос даже не в дистанции, наверное, и не в отождествлении автора с собой, а в том, что POV дает автору четко ограниченные рамки для истории (знание героя о событиях, взгляд именно изнутри, а не снаружи и т.п.). Ну, это уже если автор немного умелый, а не тринадцатилетняя девочка, которая "Меня зовут Маша и у меня изумрудные волосы до пяток, потому что мои родители погибли, когда мне было пять лет, и меня удочерили демоны".

Еще раз скажу, что те приемы, о которых мы говорили (настоящее и POV) выглядят очень просто, и наверное поэтому их часто выбирают начинающие авторы. А на самом деле именно их писать сложней всего.
Самое приятное – это именно рамки. Ну, какая это прелесть: ГГ думает, что правильно оценил ситуацию, но при этом надо дать читателю понять, что всё не так однозначно. Ставя ограничение на восприятие реальности, автор может открыть такую поливариантность версий, что глаза разбегаются. И этот приём действительно очень сложно использовать, особенно человеку без опыта. Просто иногда бывает, что иначе нельзя: теряется обаяние персонажа, уникальность мировосприятия, пропадает половина чудесных фишечек, свойственных герою.
Про POV в фанфикшене.
Несколько любимых и известных
https://ficbook.net/readfic/2390445 - Рон
https://ficbook.net/readfic/3590885 - Снейп
https://ficbook.net/readfic/5774397 - OMП в мире ГП
Автор издающийся писатель, развлекающийся фанфикшеном.
Maggy Lu
Да, POV задает определенные условия для повествования. Но ограничения стимулируют творческую мысль и поиск других каналов, по которым можно доставить читателю нужную информацию. В одном отношении ты ограничен, зато в другом открываются новые возможности. Так появляются интересные художественные решения.
Но я, признаться, не считаю POV сложным приемом. Вот настоящее время - да, это дело тонкое.
Клэр Кошмаржик
Вот-вот, я об этом же говорю. :) Ненадежный рассказчик, искренне заблуждающийся рассказчик - и сразу история обретает глубину и особое звучание. Но это уже чуть более сложная работа, чем просто честный POV, это правда.
Да, проблема именно в том, что начинающие авторы совершенно не понимают, что такое писать из определенной точки зрения со всеми ограничениями, которые она накладывает (и не обязательно от первого лица - от третьего даже круче получается). Я всем в таких случаях рекомендую "Эмму" Джейн Остин - там зазор между тем, как мир видит героиня, и каков он на самом деле, создан виртуозно. Местами очень смешно (героиня совершенно убеждена, что искренне и бескорыстно ухаживают за ее подругой, а читатель четко видит - за ней, причем ухажера интересует в первую очередь ее приданое и он насквозь фальшивый), местами грустно - когда глухота героини к чужим чувствам зашкаливает. "Эмма" - настоящий учебник, как это делать.
А детектив от первого лица? Это же прелестно! Автор может замечательно утаить от читателя все, чего не знает ГГ. Сейчас перечитываю Тану Френч, какие у нее славные первые лица в детективах!
Home Orchid
В детективной литературе еще "Убийство Роджера Экройда" у Агаты Кристи от первого лица, хрестоматийный пример. Спорное решение, но эффектное.
Jlenni
А почему POV через W? (Это не предъява, если что, просто любопытство хд)
Та шо там первое лицо... Я вот второе на дух не переношу. Просто органически.
Ren_Shining
Второе? Это как? В смысле, кто-то пишет от второго лица?
Клэр Кошмаржик
пишут еще как. типа: "и вот ты идешь по улице и там тебя встречают трое, ты им говоришь: че? они тебе: ниче".
Клэр Кошмаржик
Ага, так и пишут))).
А ещё там распространён такой мерзкий персонаж, как Т/И (Твоё Имя).
Фу, бе, гадость!
кошка в сапожках
Ну, в приведённом вами примере это стилистически оправдано; но представить себе полноценный литературный рассказ от второго лица я не могу.
Клэр Кошмаржик
Ты последнюю ставишь точку, выткав сказку при лунном свете.
Ты счастливо ее окончил, чтоб не плакали ночью дети.
Только кто-то свечу уронит и десяток страниц забелит.
Есть такие, кто точно помнит, как все было на самом деле.
Magla
Стихотворение – дело другое.
Клэр Кошмаржик
Но отражает суть
Мне это второе лицо напоминает нарратив какого-то ужастика или антиутопии.

Ты идешь по улице, мимо цветастых витрин, и медленно сворачиваешь в подворотню...
- Нет! Я не хочу этого! - дергаюсь изо всех сил, пытаясь порвать незримые ниточки, но кукловод будто не замечает моих усилий.
Ты видишь двух гопников в спортивных костюмах. Один подходит к тебе...
- Я знаю, что сейчас произойдет! Хватит в тысячный раз переигрывать одно и то же! - резким рывком пытаюсь подчинить себе хотя бы челюстные мышцы, и неточный плевок летит в сторону куклы-гопника. Та застывает, словно робот, словивший ошибку программы.
Ты понимаешь, что твои попытки бесполезны. Твоя челюсть замораживается, словно после зубного врача...
Ren_Shining
Не, люди, существует отдельный поджанр фанфикшна, который называется имейджин, то есть "ты+герой". Это совершенно другой тип текстов, он пишется от второго лица, и в нем именно что "ты вся такая шла по улице, попала каблуком в дырку, и тут тебя под локоть подхватил Капитан Америка". ))) Лично ты, Маша Петрова, а не Эсмеральда Дездечадо целовалась с Локи. ;)
То есть "представь себя участником событий".
Это немножко вообще другое совсем. ;)))

Почему я постоянно вижу и удивляюсь, как люди не понимают, что фанфикшн (фандомный (!) фикшн, чтиво, чтение) - отдельная ветка литературы, и меряют все одной меркой?
Даже не так: корень-то один - буковки и слова, а задачи у текстов разные, зачастую кардинально. Как и требования к ним. И это как два похожих, но в то же время разных дерева, выросших из одного корня. Какое-то дает в полдень минуту тени под палящим солнцем, а другое заставляет любоваться хитросплетением веток и резными краями листьев. Где-то они могут переплетаться ветками, образуя красивые арки, но по сути это два отдельно стоящих ствола, у каждого из которых своя задача.
Показать полностью
Maggy Lu
Дык, я это и имела в виду. Что не люблю такие фанфики. А не что-то там другое, высокохудожественное.
Ren_Shining
Ну это тот случай, когда каждому свое. Вас просто не цепляет, а кого-то другого - да. Все ли такие тексты априори плохи? Нет.
Я, например, как огня боюсь текстов с пометкой "философские размышления". Или не открываю фики с определенными предупреждениями или пейрингами, будь они тысячу раз рекаемы и прекрасно написаны.
Это же сугубо личные вещи, субъективное восприятие.
Тем еще и отличается фанфикшн от ориджей любого вида: к героям и миру локального (или первого в серии) ориджа читатель подходит без пред-знания, не имея симпатий, антипатий, хэдканонов и т.п.

Как-то меня уже далеко занесло. )))
StragaSevera
А у меня вопрос: почему в примере мешается ты и я. И грамотно ли так делать?
FieryQueen
That's the point. Некая сила внушает главному герою действия и мысли, и для того, чтобы показать ее мощь и всеобъемлющесть, используется "авторская речь", а не "прямая".
С детства воротила нос от любых текстов от первого лица, отбросив очень много хороших книг, но в последние годы сдалась и наверстываю. До сих пор неприятно местами читать, особенно если фанфик и в нем есть описание постельных сцен или, скажем, много размышлений о жизни/характерах/вкусах — воспринимаю это как посягательство на мой внутренний мир и личность, навязывание определенного образа мышления, хотя абсурд, знаю))
Короче говоря, в удовольствии почитать что-то стоящее себе не отказываю, вкладку всегда можно закрыть и забыть, но предпочтение всегда отдаю третьему лицу.
Еще из (не беспристрастных!) наблюдений, обилием "я" чаще всего страдает фикбук, правда, и тексты там соотвествующие, поэтому очень долгое время у меня в голове ПОВ равнялся некачественной писанине школьника, но, повторюсь, давно уже признала свою ошибку :)
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть