Коллекции загружаются
#читательское
Начали с ребенкой осваивать летнюю программу для чтения. Подкинула ей для начала книгу, которая у меня в ее возрасте была самой любимой - "Журавленок и молнии" Крапивина. Пока идет тяжеловато, причем не в последнюю очередь из-за напрочь забытой мной, но неоднократно дискутировавшийся последний год в блогах особенности авторского стиля: трусиков, рубашечек и прочих с придыханием описывающихся деталей мальчишеского гардероба (вкупе с ладошками, плечиками и проч.). Но... не, ребят, это не ванговавшийся уклон в слэш: девочка выписана примерно в том же ключе. Все хуже. Это сюсюкание. Автор всерьез воспринимает одиннадцатилетних как трогательных малышей. И это ОЧЕНЬ странно выглядит. 2 июня 2019
|
Ольга Эдельберта
Вообще-то я о тех, кто жил его Каравеллой. Детским отрядом, созданным Крапивиным. Если они и были инфантильны, то вместе с основателем. 1 |
Magla
Показать полностью
Вот у меня похожие ощущения. Я любила эти книги, но что-то всегда слегка тревожило и настораживало, даже в детстве. И педофилия тут совершенно ни при чем. Думаю, дело в том, что Крапивин, как многие талантливые и популярные авторы, создал очень яркий и привлекательный мир. Он не всем по вкусу, ну это как всегда. Но вот кто отведал этого сладкого яда в детстве, тот понимает, о чем речь. И в приведенной выше цитате, я думаю, есть ответ: Крапивин действительно воплощает в своих книгах то, чего ему самому когда-то не хватило. А дефицит чего-то важного в детстве уже невозможно восполнить во взрослой жизни, и вот он пишет книгу за книгой, и на страницах - эти самые крапивинские мальчики, и сказке этой нет конца. И то, о чем он пишет, это не условный сказочный мир, невероятный, заведомо фантастический. Это реальность - иногда отдаленная, военная и послевоенная, иногда - совсем близкая, позднесоветская. А если сказка - то такая, в которую можно шагнуть из городской квартиры или дойти до нее по пыльной загородной тропинке. И атмосфера, которую не так трудно создать в реальности. Все рядом, только руку протяни. Это очень сильный магнит для людей с определенным душевным складом. И, как всегда в таких случаях, выбраться из-под его действия бывает нелегко. Эскапизм - дело такое... и полезное, и вредное, и подчас опасное. 9 |
Belkina
Один в один. 1 |
Пойду-ка я скачаю книжки. А то в детстве очень нравились, а в библиотеке было только несколько :с
|
Magla
Ну вы даёте. В том, что кто-то обколовшись решил выйти из окна, Крапивин точно не виноват. У него добрые светлые книги. Если так рассуждать, то можно и Толкина за толчков осудить, которые так глубоко в его мир уходили, что некоторых до сих пор оттуда вытурить не получается. Так эльфами и остались. Но Толкин за них ответственности не несет. Как и Крапивин. Автор не виноват, что в его книги так замысловато любят. Читала ребёнку "Дети синего фламинго". Ребёнку нравилось, если опираться на его мнение, то Крапивин все еще актуален, |
Читатель 1111
Второй точно не будет :( Список длинный, лето короткое, а чисто для души она такое не выберет (ибо не манга). |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Венцеслава Каранешева
А может ну его список? Читать надо то что хочется. И Выстрел с монитора пойдет точно!)) 1 |
lliixa
"Светлые" - может быть. Но вот "добрые"... Чего-то я при всей своей огромной любви к Крапивину сильно в этом сомневаюсь. Для этого он слишком навзрыд. Выше очень верно сказали, что главная примета его стиля - гипертрофированная эмоциональность. Там все до предела, и среди этого всего много стыда, много страха, много отчаяния, много обреченности перед лицом несправедливости и жестокости. Много предательств и страданий по поводу. Много героизма и мужества, но не спокойного героизма и мужества, необходимых для повседневной жизни, а такого, что нужно на самом краю. В общем, я вполне понимаю, что такие книги могут привлекать к себе эмоционально нестабильных людей. Чисто в силу созвучности. 5 |
Венцеслава Каранешева
Мне тоже кажется, что в книгах много надрыва. Дети живут, как подвиг совершают. 1 |
Читатель 1111
У нее в последней четверти было три по литературе, причем очень хилое три, почти два. Исключительно потому, что невозможно выполнять задания по произведениям, которых ты в глаза не видел, ибо "ах, я читаю только то, что хочу". Ну и да: чтобы здраво понять, что нравится, необходимо попробовать все. Даже если не все из этого всего сходу привлекательно. Не думаю, что она вообще узнала бы о существовании того же Крапивина, если бы руководствовалась только своим вкусом. |
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Венцеслава Каранешева
А для этого и нужны родители. Предлагать. но именно предлагать! Вот какая книга. но если деть не хочет то читать не надо.. Все просто)) 1 |
Венцеслава Каранешева
Так он же для детей, в основном для мальчишек сказку писал. А зачем мальчишкам этот ваш спокойный бытовой героизм? Им как раз и нужны подвиги и свершения. Всего лишь совпадение автора и его ЦА. Потому девочкам Крапивин не всегда заходит. Натура требует иного. Для девочек всякие Булычевские Алисы, которые для мальчишек слишком скучные 1 |
Читатель 1111
Дык она кроме манги вообще ничего читать не хочет. Ну, т.е. вообще. Поэтому "просто предлагать" - значит тратить мое и ее время бессмысленными разговорами. 1 |
lliixa
Вот, кстати, да, тоже заметила, что булычевскую Алису мальчишки не воспринимают. Считают пересахаренной. 1 |
lliixa
А зачем мальчишкам про стыд и страх? Зачем им про предательства, угрызения свести и бесконечные самокопания? Чисто про подвиги у многих авторов можно почитать в более концентрированном виде. Крапивин как бы не о них. Он больше по агнсту. |
Венцеслава Каранешева
Что значит "зачем"? Вы считаете, что думать и сопереживать героям должны только девочки? Разные идеи для разной аудитории доносятся разными способами. Мальчишки любят героическое, но это не означает, что рассказывая о подвигах нельзя одновременно донести что-то общечеловеческое, вечное... чему-то научить и заставить задуматься. 1 |
Ольга Эдельберта
Я вам больше скажу: про сэра Макса бросила читать где-то в середине. Мир люблю до невозможности. Героев обожаю. Первые книги у меня в буквальном смысле зачитаны до дыр. Но стартовавшее уже во втором томе безудержное самолюбование и "мне все можно" в какой-то момент стали просто невыносимы, до физического отвращения. 3 |
lliixa
Эм. Я вообще не делю аудиторию на мальчиков и девочек и не противопоставляю одних другим, таки я экс-девочка, и Крапивин в детстве был моим любимейшим автором )))) Пытаюсь же донести следующую мысль: эти книги именно такие потому, что такой автор, а не потому, что у аудитории есть потребность именно в этом. Ну нет у среднестатистического подростка, что мальчика, что девочки, потребности в тотальном агнсте и ковырянии душевных ран. А из тех не среднестатистических, у кого есть (да, да, у меня тоже) как раз и вырастают частенько люди, сигающие с подоконника или ломающие себе жизнь менее радикальными способами Заметьте, я не утверждаю, что книги Крапивина сделали их такими и чет-там им в психике поломали. Они просто своим созвучием притянули их, уже поломаннвх, к себе, влюбили в себя. Оттого и печальная личная статистика, о которой писала Магла 2 |
Венцеслава Каранешева
Есть такое дело, но, справедливости ради, в "Сновидениях Ехо" она сильно повзрослела. |
Вернули - т.е. он в ней раньше был?
Зы: на самом деле не вернули, он в той части списка, где дополнительное чтение. |
Венцеслава Каранешева
Насчёт был - не знаю. В советское время, может быть, и был в тех же самых списках дополнительного чтения, которые тоже часть программы - просто не самая обязательная и контролируемая. |
Венцеслава Каранешева
Поверьте, у водки и наркоты статистика куда печальнее, чем у какого-то там Крапивина. Можно, конечно, натянуть сову на глобус и изобразить, что это Крапивин таких особых читателей притягивает. Но с тем же успехом можно навестить статистику на изобретателя спирта. Не согласна с тем, что книги такие из-за автора, автор не несет ответственности за то, что кому-то там что-то приглючилось. Если ты что-то усмотрел в книге, это твой личный заскок, а не Роулинг тайный слешер и не Крапивин скрытый педофил. 1 |
lliixa
Думаю, натягивание совы на глобус - это сравнение аудитории книги с аудиторией спирта. А вот сравнение аудиторий разных книг/авторов - реально штука очень интересная. Не в смысле обвинения авторов, конечно, а в смысле изучения психологии масс и поисков ответов насчет того, откуда берутся вполне себе реальные закономерности вроде "среди его последователей много суицидников". Насчет же "усмотренного в книге" и "личного заскока" не поняла. То, что Крапивин - не педофил, я пишу всю дорогу. Но то, что он мастер агнста - наиочевиднейшая вещь. 3 |
Венцеслава Каранешева
Все-таки что-то в этом подходе есть неправильное. Если мы будем всякую сложность, обнаженность души, жажду идеального и прекрасного в литературе определять общим термином "ангст" и шарахаться - рискуем остаться с пэтэушным ромфантом. Не задевает глубин души - эрго безопасен. 4 |
lliixa
Разумеется, автор не виноват. Но корреляции это не отменяет. Тем более, что я говорила и о крапивинском движении, которое в Свердловске было очень заметным 2 |
Ольга Эдельберта
Шарахаться от книг (и особенно от хороших книг, а у Крапивина они хороши) не нужно. Я так поняла, что ТС к этому и не призывает. Если у ребенка нелады с социализацией, нет контакта с реальностью или еще какие-то проблемы из этого ряда, то это уж конечно не Крапивин с Толкином виноваты. И рецепт от этих бед вообще не в области литературы, и он в общих чертах известен - уделять внимание детям, поддерживать с ними контакт, помогать адаптироваться к реальности, обеспечивать поддержку, принятие, чувство защищенности... ну все вот это вот. Подростковая эмоциональная нестабильность и максимализм - естественный этап взросления. И тут Крапивин может быть нужен и полезен. Ну, мне был нужен и полезен. Но еще нужнее - пережить этот этап, немного отстраниться от него и взглянуть другими глазами. И если отстраниться не получается, то вот это уже, на мой взгляд, не очень хорошо. 7 |
ТС (по ходу дискуссии перечитывающая "Оруженосца Кашку") шарахаться от Крапивина не призывает ни в коем случае ))))
2 |
Венцеслава Каранешева
Да, они вот именно не добрые. И водораздел именно "Мальчик со шпагой". Могу рвсскзать про свой экспириенс (заодно можете посмеяться). Нужно? |
Clegane
Нужно. Опыт - великая вещь |
Мне тоже интересно про Мальчика со шпагой как водораздел.
|
Читатель 1111 Онлайн
|
|
Венцеслава Каранешева
Можно ссылку? |
Мне Мальчик со Шпагой попал лет в десять, и, поскольку я уже даже не октябренок, то за некоторыми деталями пионерского быта были расспрошены мать и дядя. Их реакция на люстрацию переписки в лагере и поведение Каховского- чеего?! С почты нельзя ему было позвонить? Хмм, если два пионера (70-ых и 80-ых, соответсенно, мать и брат ее ) говорят, что люстрация переписки
Показать полностью
- вымысел, то уже очень интересно, да только не в том плане, что книга хорошая. И дальше все пошло по нарастающей -собака (которую в бытовой повести не выгуливают, не учат ходить на поводке и даже не делают прививок от бешенства(!)), сцена с цветами (я человек, который регулярно орал на маленьких кривоногов и криворуков, чтоб они шли- а) нахрен, б) щас дед придет с рыбалки и он вас пошлет тоже на, токо подальше, в ) вы команда "Карпаты"? Идите туда пробуйтесь! г) ану отшли от моего "Запорожца"! Опять колеса спустите!) и играть возле цветов было немыслимо, потому что этим кривоногам могло грозить не только потрошение мячика, а и атака всех жильцов до третьего этажа пятиэтажки, тем более было четкое разделение- наши играют внизу, на сппортлощадке, пинать мяч под окнами могли какие-то левые дети с явно недобрыми целями. И вишенка на тортике неверия- "Эспада". С какой стати в фехтклуб не берут девочек? КТО не берет в отряд девочек? И эта зацикленность на форму, фу. И почему отряд развалился? Потому что командир идиот, вот почему. Даи само поведение Каховского -идеально укладывается в схему склочника. Он помог тлоько одному человеку, и то только потому вышло, что он донес информацию до учителей. |
Читатель 1111
Нет: ушибшись закрыла вкладку :( Clegane Мне кажется, на опыт двух пионеров тут опираться нельзя. Систематически сталкиваюсь в обсуждениях школьного детства с тем, что оно у разных людей, даже одногодок, даже земляков, порой было настолько разным, словно они в параллельных реальностях жили. Причем большинство склонно считать свой опыт универсальным: тем, кому посчастливилось, сериал "Школа" Гай Германики, например, кажется поклепом и вымыслом, а тем, кому нет - приукрашенной реальностью. 1 |
Венцеслава Каранешева
Показать полностью
Я-то знаю, но вот эта выспренность. явное противопоставление себя на пустом месте (у меня в детстве, лет до 14 было две большие проблемы- почему только две пары ортопедических ботинок на год?! Они адово снашиваются,потом у меня нога перестала расти особо, разрешили с жестким голеностопом обувь, и почему нельзя написать на моем "Запорожце" четыре слова? Даже если с хреном, а не с тем, что я думаю,но все равно нельзя. Даже краской за свои деньги.) Вот именно это интересно- чувак, у тебя нету проблем в теории, только будут. Тебе не надо их выискивать на свою голову, ты ж не знаешь ничего, не можешь никому ничего доказать. А не может Каховский доказать потому, что- это или не проблема, или "не моя забота, кто там бьет кого-то" (с) МШ. Да и было у меня его с кем сравнивать, мне в этом возрасте "Оно" в руки попалось, а там не только Пеннивайз, там вещи похуже. И тут еще подметили - инфантилизм. Вот когда дети в пионерлагере страшилки рассказывали (ну, не пионерлагерь, но мне тоже пришлось поговрить да вспонить всякое, и не один раз. На возраст 1-13 лет идет хорошо либо классика про мертвых женихов, либо, да продлит Ктулху его дни, Грэм Мастертон, страшный, да похабный.) То есть в солидные 12 лет рассказывать про вызов каких-то всадников- это спортить себе репутацию на всю смену. Рассказывать про художества тов. Щуся - несомненный плюс к репе до конца заезда. |
Clegane
Эм. Вот даже стесняюсь рассказывать, какие понтовые ситуации рисовались в моей голове в этом возрасте. И, судя по Гришковцу, Квартету И и прочим реаниматорам былых будней - не только в моей :) Понятно, что эта не та вещь, о которой рассказывают сверстникам. Но дык герой романа и не рассказывал сам, его, говоря современным языком, взломали. |