Коллекции загружаются
#редакторское #работа
Интересно, почему все (или почти все) любители заместительных как-то сникают после фразы "А у Бунина в "Чистом понедельнике" вообще одни местоимения"? В реале тоже, мда. 11 декабря 2019
7 |
Nym
|
|
Бешеный Воробей
Показать полностью
Именно с использованием термина "заместительный синоним"? flamarina 1. Синдром "дюжего сыщика" и высмеивание так называемых заместительных пошло из американской литературы в русскую, а не из русской на запад. 2. Ещё раз - где прописана эта норма? Может, Голуб, Розенталь, Нора Галь про это писали? Какой учебник стилистики вписал хоть полстрочки про "заместительный синоним"? Я вижу дискуссии на эту тему только у фикрайтеров, недописателей автортудеев и тому подобных источниках нулевой авторитетности. Ламповая Кошечка Как будто именно заместительные отделяют авторов омегаверсов и мэрисьюх от нетленки и уровня Булгакова... InCome Во-первых, спасибо. Интересный взгляд на Булгакова. Не близкий мне, но интересный. Во-вторых, спасибо за Голуб. Но "функция синонима - замещение" и "заместительный синоним" не суть одно и то же. Опять же - Голуб пишет о синонимах вообще, а тусовочка давно выделила особую группу "заместительных синонимов" и гнобит токмо их. В-третьих, если посмотреть на стартовый пост (ну поправьте меня, что ли, что я вообще неверно всё поняла), речь же о том, что можно (и нужно, как Бунин!) писать без заместительных вообще. Не "бывают заместительные уместные и оправданные", не "употребляйте правильно и со смыслом", не "подбирайте с учётом контекста". Нет, все любители заместительных должны утереться и отказаться от них, потому что Бунин писал без. Я ничуть не сомневаюсь, что называть какого-нибудь Шерлока посреди нцы детективом, а Поттера зеленоглазым ни разу не уместно. Но этот бред не должен и не может быть основанием для запрета всех вообще так называемых заместительных без разбора. |
Nym
И тем не менее американцы так пишут до сих пор. Нет, потому что у настоящих писателей всегда хватало художественного чувства не злоупотреблять. А фикрайтерам нужна эвристика |
Nym
|
|
flamarina
Русские тоже так пишут. Писали, пишут и продолжат писать. Ну зшбс теперь, а настоящие писатели - это у нас кто? Где этот великий водораздел настоящести? Те, у кого книжки печатаются? Типа Донцовой и прочих марининых-устиновых? Русский язык у всех один, и специального права им пользоваться на основе некоей неведомой настоящести пока никто не ввёл. Или как вы себе это представляете? Пушкин родился с клеймом на заднице "солнце русской поэзии", так что ему всё можно, а остальным смердам нельзя? |
Сэр Ланселап
|
|
Nym
Вы сами себе ответили. Пушкину можно, Чехову можно. |
Сэр Ланселап
|
|
Nym
Не только. Но до уровня Булкагова далеко и сторонникам и противникам заместительных. |
Nym
|
|
Ламповая Кошечка
Так что, они с клеймом настоящности на заднице родились? Или какой-то орган печати им удостоверение настоящего писателя выдал и разрешение на использование русского языка подписал? Или, может, они как-то и не думали, что не всем можно по-русски писать, а только каким-то настоящим пейсателям? |
Сэр Ланселап
|
|
Nym
Чё? |
Nym
|
|
Ламповая Кошечка
Вам не приходило в голову, что Пушкин и Чехов не родились со специальной пометкой "настоящий писатель"? Что каждый будущий великий писатель создавал когда-то свой первый текст и просто не думал, что ему, ничего пока не издавшему, нельзя массу всего использовать? А если бы думал, то ничего бы, наверное, и не написал. |
Сэр Ланселап
|
|
Nym
И? |
Nym
|
|
Ламповая Кошечка
И если бы правило "настоящим писателям можно, а остальным нельзя" ввели ДО рождения Пушкина - у нас бы не было ни Пушкина, ни Чехова, ни Толстого, ни Булгакова. Да и в целом правило "можно только настоящим писателям" - это тупое правило, потому что никто не рождается "настоящим писателем", ими становятся, прикиньте? Если, конечно, не вводить квоты на пользование языком. |
Nym
Слушайте, не агритесь почём зря. Раньше это было не нужно, потому что бездарные писатели вымирали сами. А те, кто оставались, писали хорошо. А теперь печататься в интернете может каждый, вот и надо как-то обозначить хотя бы очевидное. неужели непонятно? 1 |
Сэр Ланселап
|
|
Nym
Всё бы ничего, но перечисленных вами писателей почему-то учат в школе, почему-то изучают, почему-то экранизируют, почему-то ставят в пример. Хотя у Булкагова, как было написано выше, тоже хватает заместительных, у Толстого уйма воды, а Чехов и вовсе баловался тем, что сейчас называется драбблами. |
Nym
|
|
flamarina
Ну какое очевидное? Сколько удачных примеров с этими заместительными нужно привести, чтобы показать, что запрет тупой? Ну запретим заместительные. Выплывет вместо них другая проблема, потыканная без разбору во все дыры. Запретим и её. И так до бесконечности. Тотальное запретительство никого не научит писать лучше, разве это не очевидно? Ламповая Кошечка И что? С одной стороны, в школе человек читает этих писателей. С другой стороны, он приходит на площадку, где можно опубликовать свой текст, и узнаёт, что он-то не Пушкин и не Чехов, ему нельзя использовать то, что тем писателям можно. |
Nym
Ну как объяснить еще? Вот есть человек, прекрасно разбирающийся в моде. С хорошей фигурой. Он может сочетать разные цвета, фактуры, позволить себе любую эклектику. А есть кто-то, кому надо объяснить, что леопардовые лосины - это плохо. Нет, даже некоторые дома моды их используют и удачно. Но на среднестатистическом плюс сайз потребителе они смотрятся ТАК ПЛОХО, что проще сказать "это вообще и в принципе бяка, не носите" |
Nym
|
|
flamarina
На минуточку. Речь всё же не о среднестатистическом носителе. Среднестатистический носитель прёт "как будто" через дефис и срать хотел что на стилистику, что на грамматику, что на орфографию. А типа теория с заместительными падает на голову человеку, который уже сильно заморочился и пытается улучшить свой стиль. И топорный совет "никогда не делай это" тут уже не уместен. 1 |
Nym
Да ладно? Тот, кто вышел за эти пределы на заместительных уже не попадается, хотя использует. Даже я на них не попадаюсь, хотя я даже близко не звезда. |
Nym
|
|
flamarina
---Тот, кто вышел за эти пределы на заместительных уже не попадается, хотя использует. А как же Бунин-ни-одного-заместительного? ---Даже я на них не попадаюсь, хотя я даже близко не звезда. Я вас поздравляю с врождённым умением, но нам, простым смертным, нужно сто раз накосячить и набить руку, чтобы научиться через раз нормально этими заместительными пользоваться. И подход "не используй заместительные никада" ни разу не помогает. Как ни странно. |
Nym
Ну, ему так нравится. Опять же: способность круто выглядеть в лосинах не означает ОБЯЗАННОСТЬ их носить. Вот не хочет он в лосинах. Камзол ему подавай. Поздравлять не с чем. Я научилась их использовать и не попадаться чисто из вредности. На уровне "выйти с(ухой) из воды" |
Nym
|
|
flamarina
--- Я научилась их использовать и не попадаться чисто из вредности. На уровне "выйти с(ухой) из воды" Где логика? Вот просто - где логика? Почему сейчас вместо того, чтобы признать право и других людей научиться пользоваться - вы топите за "никаких заместительных"? Или за "заместительные только для настоящих писателей"? Что за бред? |
Nym
Потому что идиот с палкой лучше идиота с гранатомётом. А заместительные в руках идиота действительно кошмарная вещь. Действительно. |
Nym
|
|
flamarina
Ну да, вот вы не идиот и научились, а все кто не вы - обязательно идиоты. Откуда такое самомнение? |
Nym
Вы цепляетесь к случайным словам, по-моему. йашка с заместительными, PОVом, настоящим временем или аристократией и родомагией ужасна. Та же йашка в третьем лице прошедшем времени, рамке канона и без заместительных - читается терпимо. Вот и всё. При низком качестве главное не надевать лосины, которые всё подчеркнут. За год-два любой нетупой человек преодолеет йашность и начнёт выползать на более сложные территории. Это не значит, что он поумнел, но поднатаскался. Вообще всё в мире, кроме таланта, это навык. Но кто не сумеет даже в ремесленый навык... спустя время... видимо, идиот. |
Nym
|
|
flamarina
Стартовый пост вообще не содержит ни исключений, ни оговорок, ни если, ничего, кроме указания, что вот Бунин писал без заместительных и на этом простом основании все вообще сторонники заместительных затыкаются. Все вообще - это не только йашки и родомагия, это все, включая и вас, и меня, и даже Булгакова с Толстым и Чеховым. И вот тут уже я принципиально не могу уткнуться, утереться и заткнуться, как все встреченные на пути Бешеного Воробья сторонники заместительных. А для того чтобы овладеть навыком - навыком нужно пользоваться, сто раз повторюсь. И тут запрет использовать заместительные никак не помогает научиться их удачно ставить. Либо человек косячит и учится, либо слушает тупые советы, не использует вообще и там же остаётся. |
Nym
Стартовый пост про то, как напугать йашку авторитетом. Что удобнее сделать Буниным, чем "мне так кажется". Ибо любовь к авторитетам, все дела... А комментарии под постом для того и нужны, чтобы уточнять. |
flamarina
Показать полностью
В том-то и штука, что авторитетом особо не напугаешь — ведь есть другие авторитеты, такие же признанные и именитые, но писавшие с использованием иных литприемов. Поэтому полезнее не имена писателей брать на флаг, а разбирать, как именно эти писатели с этими приемами работают. Чтобы четко осознавать, что "Булгакову можно" использовать тот или иной прием не потому, что он Булгаков, а потому, что он использует приемы грамотно. И разобраться, как именно это — грамотно. Но это дело долгое и муторное (и трудоемкое, ага). А стартовый пост, мне кажется, хорош уже тем, что дает толчок перечесть давно и прочно забытый "Чистый понедельник". Там много можно интересного найти, если читать с особой приглядкой к приемам писателя, признанного настоящим мастером слова. Я вот прочла сегодня. Между прочим, там вообще не названы имена героев. При том, что внешность "ее" описана в мельчайших подробностях, она остается безымянной. Это даже несколько нарочито, так что, очевидно, в этом и смысл. (Но значит ли это, что всем нужно писать без имен?) И да, прав ТС — без имени и без вязнущих на зубах одинаковых его замен Бунин создал совершенную ткань текста. И пришла такая мысль: то, что Бунин именно мастер, отражается на его склонности экспериментировать со словом, примерять к себе разные приемы и необычные возможности, во многом даже — играть (ну да, как Фет в своем стихотворении без единого глагола). По странной ассоциации с Булгаковым вспомнился бунинский "Господин из Сан-Франциско", и его тоже прочла — с удовольствием и с лупой. В "Господине" так же нет имен главного (главного ли?) персонажа и его жены и дочери. Тут вообще работа с номинативами завораживает. Когда начинаешь отслеживать, видишь, с какой тщательностью Бунин выбирает слова, чтоб добиться нужного ему эффекта потрясающей силы: - "господин из Сан-Франциско", "господин из Сан-Франциско" — повторяется без конца, пока он ходит по лайнеру гоголем — и за счет этого вскрывается второй смысл слова "господин" (не этикетное именование, а этакий "хозяин жизни") - но приходит буря, качка, морская болезнь — и вот он уже не "господин", а "мистер" - и снова солнце, и снова роскошь и удовольствия, и снова — "господин" - а в финале всего пару раз и оттого очень остро звучит — "старик из Сан-Франциско" Правда, спасибо ТС! Когда б еще Бунина взялась читать. 2 |
Правда, спасибо ТС! Когда б еще Бунина взялась читать. ОТО-ж... Я тоже, как раскрыл 4-й том, так не сразу и оторвалсо.1 |
InCome
Опять же, "чтобы упростить чрезмерную сложность объяснений до уровня лжи" сгодится и взять на флаг... А забытых произведений... много их. Знаете, сколько из моих знакомых читали "Приглашение на казнь"? А "Вечер у Клэр"? Даже "Пещеру", которая раньше была в хрестоматиях, но быстро оттуда повывелась? Приблизительно по 2-3 человека. А знакомых с высшим образованием и много читающих у меня... почти все, скажем так. Нет, я не беру всякие эмигрантские штучки, которыми можно запугивать даже эрудитов... Кто, кроме меня читал "Домой с небес"? А ведь Поплавского парижская эмиграция обожала. Кстати, хороший пример, как умные и образованные люди восхищались странным нечто, написанным с такой небрежностью к стилю и форме, которую только мог себе позволить человек, чей пубертат пришёлся на Революцию и Гражданскую войну... Какие там заместительные - Поплавский говорил на русском и французском, ни одного толком не зная, а с грамматикой делал такое, чего не делал со своей девушкой. |
Крысёныш, я весьма коварен :))
|
Сэр Ланселап
|
|
flamarina
А вы так сильно убеждены, что одна единственная читали Поплавского? |
Ламповая Кошечка
Нет, мой преподаватель Аполлон Борисович Давидсон тоже в курсе =) А также автор учебника по русскому и литературе, который у меня был в школе. И Вертинский кое-что пел на его стихи. Но так, в жизни и интернете - не встречала, чтобы кто-то знал. И не надо, пожалуй. Он реально писал очень странно и довольно криво. Чем-то похоже на стиль некоторых рокеров. |
Сэр Ланселап
|
|
flamarina
Ну, всё с вами ясно. |
Ламповая Кошечка
С вами тоже, но я ж молчу... |
Сэр Ланселап
|
|
flamarina
В отличие от вас, я не хвастаюсь тем, что типа единственный, кто читал какую-то книгу, и не делает выводы только на основании собственного окружения. Ну и, в отличие от вас, я психологом не прикидываюсь. |
Ламповая Кошечка
В отличие от вас, я не хвастаюсь тем, что типа единственный, кто читал какую-то книгу, и не делает выводы только на основании собственного окружения. Ну и, в отличие от вас, я психологом не прикидываюсь. Я 9 лет успешно прикидывалась им в учебном заведении. И порядка 13 лет на работе. Что-то пока никто не раскусил... Если есть потребность читать не тем, на чём сидят, сходите перечитайте: я сказала, что мне такие не встречались. Что доказывает, что "редкого и забытого" в литературе больше, чем свободного времени. Сильно охота к кому-то прицепиться? Вечер не задался? |
Сэр Ланселап
|
|
flamarina
Ну, разумеется, дело в этом, а не в вашем высокомерии. 1 |
Что доказывает, что "редкого и забытого" в литературе больше, чем свободного времени. Что доказывает, что надо писать, как Булгаков и Бунин, а не как Поплавский. Стилистика рулит. |
Ламповая Кошечка
flamarina Ну, разумеется, дело в этом, а не в вашем высокомерии. Вот видите, даже вы согласны *сарказм мод он* |
InCome
Что доказывает, что надо писать, как Булгаков и Бунин, а не как Поплавский. Хех, я с вами полностью согласна (только бы Бунина на Замятина поменяла - ну не нравится мне Бунин, впрочем, и Набоков тоже...).Стилистика рулит. Но! В своё время он был бешено популярен. Вот и думай после этого, когда можно говорить о "славе". И когда письмо становится "эталоном". Лично у меня в голове не укладывается до сих пор, что о Поплавском много хорошего и с оттенком восхищения говорили те, кто писал лучше его. Это феноменально. Возможно, им чего-то не хватало, а его настроение подходило под эти запросы лучше, чем их собственные произведения? |
Я читал однажды про яблоки Бунина. Хватило с лихвой.
|