↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Belkina
24 июля 2020
Aa Aa
#книги
Недавним разговором о Джейн Остен навеяло.
Есть такое известное читательское развлечение – отвечать на глупые вопросы типа «кто вам больше нравится из этих двоих?» Толстой или Достоевский? Пастернак или Мандельштам? Мистер Дарси или мистер Рочестер Джейн Остен или Шарлотта Бронте?

Прелесть этих вопросов, конечно, в том, что выбор ответа ни к чему не обязывает, можно в равной степени любить (или не любить) то и другое, но это хороший повод для ссоры драки разрыва отношений разговора.
Между романами Бронте и Остен есть совершенно очевидные различия – и столь же очевидное сходство. Это книги не только и не столько о любви, сколько о мужестве, верности себе и принятии судьбы. При этом нельзя не заметить, что героини Остен, идущие по жизни со спокойным достоинством, которое вроде бы самоценно, в финале непременно получают награду за правильное поведение. А у Бронте? О Джейн Эйр можно сказать то же. А вот Люси Сноу из «Городка» в финале (спойлер) неожиданно теряет свое долгожданное и уже такое близкое, уже осязаемое счастье. Жизнь несправедлива, и не всякий, кто заслуживает награды, ее получает.

Ирония и спокойное здравомыслие мне симпатичнее, чем горячечная эмоциональная приподнятость (поэтому когда-то с трудом дочитала «Грозовой перевал» с его р-р-роковыми стр-р-растями, хотя признаю все его литературные достоинства). Но вот Шарлотта Бронте задевает меня за живое. Джейн Эйр – странная девочка, замкнутая и вспыльчивая, то образцово сдержанная, то неожиданно откровенная. Книги, страшные рассказы по вечерам, комната с привидением. Школа и специфические школьные порядочки, до боли узнаваемые сквозь толщу лет и культурных различий. Наивные пафосные рисунки и готовность с полуслова поддержать разговор о маленьких зеленых человечках, пляшущих при свете луны… Если Джейн Остен успокаивает и умиротворяет, то Шарлотта Бронте тревожит. И поэтому, может быть, трогает сильнее.
24 июля 2020
26 комментариев из 59 (показать все)
Viola mirabilis
Читатель 1111
И да, Джейн получала не 6, а 30 фунтов в год. Короче, изучайте матчасть, двойка))
Я не про Джейн))
а про средние тогда зарплаты)))
Ну, ок, пять тысяч, а не тысяча. Очень приличная сумма для гувернантки, вполне скромная по средним меркам мелкопоместного дворянства (вспомним Остен: выгодные невесты - эт те, которые с приданым от 10 тыс.), и еще более скромная для Рочестера.
Эмили Джейн
Ну, ок, пять тысяч, а не тысяча. Очень приличная сумма для гувернантки, вполне скромная для мелкопоместного дворянства (вспомним Остен: выгоднве невесты - эт те, которые с приданым от 10 тыс.), и еще более скромная для Рочестера.
Но вот то что выше?А ну да..Но все раввно. Если он любил ее. Почему не разыскал? Почему ЗОВ мистический пошел когда ЕМУ стало плохо?
Viola ambigua Онлайн
Читатель 1111
Гувернантка сбежала за два месяца до этого, и хотя мистер Рочестер разыскивал ее, как какое-то сокровище, ему ничего не удалось узнать про нее, и он прямо-таки обезумел от горя; он никогда не был тихого нрава, а как ее потерял, начал прямо на людей кидаться, никого не желал видеть.
Матчасть
Чего вы вообще спорите о книге, которую вам явно Рабинович напел?))
Viola mirabilis
Читатель 1111
Матчасть
Ясно)))
Читатель 1111
Если он любил ее. Почему не разыскал?
Потому что подозревал, что ей нафиг не нужен инвалид и обманщик? Потому что она вполне сознательно шифровалась и разыскать ее было не просто?

Не говоря уже о том, что Зов пришел сильно позже, чем ему "стало плохо", в решающий момент ЕЕ, а не его жизни.
Читатель 1111
Если он любил ее. Почему не разыскал?
На мистере Рочестере достаточно грехов, чтобы приписывать ему то, в чем он не виноват.
Он искал Джейн, но безуспешно.

Viola mirabilis
Ту же цитату несла. :)
Мне в этом романе очень нравится момент прозрения Джейн. Когда она с отчетливостью понимает, что, если она уедет с Рочестером за границу, она не просто "падет" в морально-нравственном смысле, но и с высокой степенью вероятности в будущем окажется жертвой поматросинг-и-бросинга, просто еще одной в череде его любовниц. Очень трезвый взгляд для молоденькой девушки.
Да, у нее очень здравый взгляд на вещи, несмотря на весь романтико-мистический флер. И в отношении Сент-Джона тоже (разве что предложение поехать с ним не в качестве жены, а в качестве товарища с ее стороны было как-то неожиданно наивно).
Читатель 1111
>> Джейн влюбляется в рочестера. Тот ПРЕДЛАГАЕТ ВЗЯТЬ ЕЕ ЗАМУЖ, И по тогдашним законам.. Если бы "свадьба" состоялась родились дети а потом выяснилась правда?

...то Рочестер пошёл бы под суд, получил бы уголовку, и, вероятнее всего, был бы вынужден по решению суда либо содержать Джейн, либо заплатить ей крупные отступные. Вы хоть немного с законами того времени ознакомились бы сначала) Двоежёнство как бы статья, причём не для обманутой жены, а для двоежёнца.
Bella Blanca
Читатель 1111
Двоежёнство как бы статья, причём не для обманутой жены, а для двоежёнца.
Статья да? Взять, например, такое преступление, как двоеженство (двоемужие). Бигамия была противозаконной, но встречалась совсем не так редко. Например, в 1845 году рабочего Томаса Холла привлекли в суд по этому обвинению. Его жена сбежала, а поскольку кто-то должен был присматривать за маленькими детьми, Холл женился повторно. Чтобы получить развод, требовалось разрешение парламента — дорогостоящая процедура, на которую у подсудимого не хватило бы денег. Принимая во внимание все смягчающие обстоятельства, суд приговорил его к одному дню заключения.
Читатель 1111
Сравнили хрен с пальцем, серьезно :( Бедняк, у которого младенцы без пригляда, и богатый светский человек, обманом соблазнивший сироту. Даже если бы он откупился от суда и от Джейн, его не пустили бы ни в один приличный дом.
Читатель 1111
Ну вы и сравнили работягу, которому нечего терять, кроме последних штанов (и те дырявые), и уважаемого человека с деньгами и статусом. Это как если бы сегодня в каких-нибудь домогательствах обвинили Васю-слесаря и местного политика. Причём ещё и не голословно, а с пачкой доказательств, со свидетелями, с экспертизой. Угадайте, кому как с гуся вода, а кому - карьера по женскому органу?
Пыталась читать Бронте, но не зашло. "Джен Эйр" осилила примерно четверть, "Агнес Грей" - треть, а с "Городком" вообще странно как-то вышло, у меня было чувство, что я ее домучила-таки до конца, но тут все поминают печальный конец, а я его в упор не помню, видимо, все же не дочитала((
"Грозовой перевал" так и вовсе пару лет возглавлял мой личный список ненависти, пока его не подвинул "Улисс" Так вот и не сложились у меня отношения с сестрами Бронте, ни с одной из(
Зато Остен - это просто гармония и утешение.
"Грозовой перевал" в списке ненависти? Да еще и в одной куче с Улиссом? КАК?!!!! ((((((
Viola ambigua Онлайн
Я тоже к Грозовому перевалу много лет испытывала активную неприязнь. Потом решила перечитать, ну герои стали бесить меньше, и он превратился из предмета ненависти в просто не моё.
Меня во многом тоже бесят герои (точнее - бесят обе Кэти). Но не отменяет того факта, что это поразительная ломающая рамки вещь. На фоне английской литературы того времени. На фоне романтической литературы вообще.

Про фон семьи вообще не говорю. Скучно-правильная "Агнес Грей" Энн. Талантливые, но очень академичные романы Шарлотты. И вдруг это.
Viola ambigua Онлайн
А как же Незнакомка из Уайлдфелл-Холла? Не такая уж и правильная.
Viola mirabilis
Формально - возможно. Но в основе там то же самое нравоучение, слегка вышедшее из-под авторского контроля вследствие выбора сложной темы, но от того никуда не девшееся. Вот это плохо, вот это хорошо, вот тут героиня ошиблась, вот тут поступила правильно - бинго. Плюс пороки общества.
Viola ambigua Онлайн
Эмили Джейн
Что ж, как минимум Грозовой перевал у многих/некоторых вызывает бурные эмоции, не позволяя отстранённо оценивать себя, как литературное явление)) Как Достоевский, например, что недавно в очередной раз выяснилось)))
Люди ведь обычно любят книги не потому, что это новое слово в литературе. Точнее, не только поэтому. :) Читателям нравятся или не нравятся герои, сюжет, стиль, атмосфера и все такое. Для своего времени книга может быть новаторской, нестандартной, скандальной... Но вне этого контекста читатель воспринимает ее просто как книгу, как рассказанную историю. (Если только он не рассматривает ее с позиций литературоведения.)
И раздражение, которое вызывает конкретная Кэти (Анна Каренина, Настасья Филипповна и пр.), может напрочь отшибить способность наслаждаться литературными достоинствами всего романа.
Я чувствую в "Грозовом перевале" свежесть и смелость, но полюбить его не могу. Не мое, и все тут.
Belkina
Ну, мне-то он не новаторством в самом начале понравился ) Зарослями вереска, собаками у огня, предчувствием грозы, мрачностью без безысходности, удивительной искренностью и силой чувств без их идеализации и превознесения, тем, что в кои-то веки конфликт проходит не между плохими-хорошими, положительными-отрицательными героями, а между сильными-слабыми, яркими-бледными, но при этом автор, в отличие от большинства романтиков, не становится явно на сторону ярких и сильных, а потому можно, сопереживая Хитклиффу, одновременно ничуть не меньше сопереживать и Эдгару (или наоборот).

...Хотя нет, понравился именно новаторством. Просто тогда я не имела достаточно знаний, чтобы определить вот это все как новаторство.
Эмили Джейн
Заросли вереска и предчувствие грозы - это мне тоже понравилось, к таким штукам я чувствительна. :)
Эмили Джейн
"Грозовой перевал" в списке ненависти? Да еще и в одной куче с Улиссом? КАК?!!!! ((((((
Меня ужасно бесило, что все там какие-то на всю голову ушибленные с этими страстями. И что никто из героев не вызывал у меня сочувствия (или даже желания посочувствовать). Просто лично для меня всегда на первом месте герои, превыше сеттинга, или атмосферы, или стиля. И нет, им не обязательно быть хорошими или яркими, чтобы вызывать отклик.
Вот у той же Остен хочется сочувствовать даже откровенно стремным персонажам, всяким там мисс Бингли, Джону Дэшвуду или миссис Норрис...
Fink-nottle
Мне и в Перевале сочувствуется всем :) Даже тем, кого не люблю. Это ведь как ловушка. Вот, ты нормальное такое животное, стихийный негодяй, который, не будь в его жизни любви, прожил бы вполне счастливую жизнь стихийного негодяя, гордо идя по головам с удовольствием давя врагов. Но ты... любишь. И эта любовь, вопреки романтическим сказкам, не способна сделать тебя лучше, изменить, исправить. Не способна сделать тебя милостивым, пусть хотя бы только к объекту любви. Не пробуждает рефлексии, не делает из животного человека. Она просто есть, и от этого больно, как больно от гниющей раны. Только рана может зажить, а от любви не освобождает даже смерть.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть