Коллекции загружаются
#цитаты #на_память #история #политота
Как изменился Запад за последние 500 лет. 1) Западное общество стало куда более беспощадным. Вспоминается эпизод из «Опытов», когда слуга Монтеня по дурости пустил коня вскачь и сбил хозяина с лошади. Тот провалялся в бреду несколько дней, а когда пришёл в себя, у него отшибло память о происшествии. Когда домашние поняли, что он ничего не помнит, ему солгали, что он сам упал с лошади (чтобы он не наказал слугу). Лишь гораздо позже Монтень дознался до истины.. Это очень показательный эпизод. Старое западное общество - это общество откровенно укрывательское. Скажем, полтысячелетия назад органы правопорядка сталкивались с тотальным саботажем со стороны общества, которое не любило выметать сор из избы. Уйти от наказания за что угодно в 1500 году было во много раз легче, чем сегодня. Поразительный контраст с современным Западом с его моральной паникой и идущими снизу требованиями жесточайших кар за мелкие нарушения. Вообще одна из самых поразительных черт старого Запада - это то, насколько распространена в нем была идея прощения - причем за вполне серьезные проступки. В то время как современный человек готов простить только тогда, когда прощать нечего. 2) Оно было неизмеримо менее дисциплинированным. Например, люди гораздо меньше работали. Рабочая неделя часов в 20 - нормальное состояние даже для XVII в., не говоря уже о XVI. Потогонное фабричное производство, созданное в ходе промышленной революции показалось бы людям того времени адом, да оно и воспринималось как ад - отсюда луддизм, социалистический утопизм, да и марксизм, во многом. 3) Оно, как ни странно было бы это слышать, было куда более республиканским. Речь идет не о демократизме (его не было), а о более прямом и активном участии людей в управлении. Большая часть городского населения и значительная часть сельского жила в самоуправляемый коммунах, где органов центральной власти практически не было. Централизованные государства тогда ещё только наклевывались и в реальности городские и даже зачастую сельские общины были предоставлены сами себе. Меня часто поражает, до какой степени в старой Европе была распространена идея территориального и профессионального самоуправления. Вот, например, как Хейзинга описывает процесс назначения главного повара при бургундском дворе: “Как решается вопрос о назначении повара? Кто должен замещать его на время отсутствия: мастер по приготовлению жаркого (hateur) или мастер по приготовлению супов (potagier)? На это, говорит наш рассудительный автор, отвечу я так: когда нужно подыскать человека на место придворного повара, домоправители (maîtres d'hôtel) должны созвать одного за другим всех кухонных подмастерьев (escuiers de cuisine) и всех прочих из тех, кто служит на кухне; каждый из них, под присягой, торжественно подает свой голос, и таким образом повар считается избранным. Что же касается ответа на второй вопрос - ни тот ни другой; лицо, замещающее повара, также должно определяться путем проведения выборов” 28 июля 2021
8 |
Немного странный текст, так и хочется поспорить. :)
Показать полностью
1. > Вообще одна из самых поразительных черт старого Запада - это то, насколько распространена в нем была идея прощения. Разве не очевидно, что эта идея возникла в ответ, как противодействие социальному неравенству? Почему "поразительно"? Жизнь людей из разных слоев ценилась по разному. Одно дело, когда все равны перед законом (пусть зачастую формально, но равны), другое — когда один гораздо выше другого. Станешь тут саботировать ради "своих" понемногу, куда денешься (законных-то методов нет). 2. > Потогонное фабричное производство, созданное в ходе промышленной революции показалось бы людям того времени адом, да оно и воспринималось как ад. Главное тут, все-таки, что оно и было адом — не потому, что де люди были менее дисциплинированы, а потому что жить в перенаселенных бараках\комнатах, в постоянном труде, голоде и без малейшей защиты и утешения мы, как человеческие существа, способны плохо: быстро ломаемся и изнашиваемся. Кроме того, меня очень смущает приведенная цифра в двадцать часов. Речь идет о каком-нибудь ремесленном труде? Потому что "старое общество" - это прежде всего угроза голода и сам голод, изнуряющая работа на полях ради пропитания и столь же изнуряющая - дома (до стиральных машин еще долго), да еще и постоянные войны, восстания, болезни. Какие "двадцать часов"? Или тот же бытовой труд мы не считаем? А почему? 7 |
> Например, люди гораздо меньше работали. Рабочая неделя часов в 20 - нормальное состояние даже для XVII в., не говоря уже о XVI.
И тут я, конечно, охуел 6 |
Facensearo
Особенно крестьяне. 4 |
november_november
Facensearo про 20 часов насчет количества часов не скажу, но читала я жана фавье, биографию франсуа вийона, там прям энциклопедия жизни парижанина 15в и сей авторитетный ученый муж прямо говорил, что количество рабочих дней было крайне невелико - потому что церковные и светские праздники, плюс какие-нибудь погодные экстремумы типа великого холода/жары в общем, среднестатистический ремесленник в средневековом париже жил не так чтобы плохо время у него было и на кабаки, и на подумать о вечном, например 1 |
Facensearo
сидит аптекарь, лавка у него открыта по четыре часа во все дни А остальное время он носится по лесам за травами и по купцам за компонентами, и сидит в лаборатории4 |
trionix
Facensearo И это, да, потому и сказал, что "формальные часы работы"А остальное время он носится по лесам за травами и по купцам за компонентами, и сидит в лаборатории 1 |
Facensearo
Скорее всего, речь о формальных часах работы какого-то городского ремесленника. Типа, вот сидит аптекарь, лавка у него открыта по четыре часа во все дни, кроме субботы и воскресенья. О рабочих английской военной верфи, емнип. |