↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Jane W.
6 декабря 2021
Aa Aa
#писательское #фикрайтерское #вопрос
Вот все знают, что есть три типа повествования: от первого лица, третьего и второго. Последнее - как тот суслик, которого никто особо не видел, но оно есть) А я хотела поговорить... даже хз, как сформулировать. О степени погружения в персонажа? О глубине фокала? В третьем лице. Например, считается, что не дело описывать, как фокальный персонаж выглядит со стороны (допустим, выражение лица), потому что, несмотря на третье лицо, мы как бы смотрим его глазами. Или иногда все-таки можно? А вот еще иногда в авторской речи кажется уместным передавать мысли персонажа без цитирования, а иногда нет. Например:
1. Ночью Драко услышал подозрительный звук. Оказалось, что это Волдеморт сидит на кухне и жрет имбирных тритонов. Вот гад! Так в мэноре скоро вообще ничего сладкого не останется!
2. Ночью Драко услышал подозрительный звук. Оказалось, что это Волдеморт сидит на кухне и жрет имбирных тритонов. Драко подумал, что повелитель - тот еще гад, и так в мэноре скоро вообще ничего сладкого не останется.
3. Ночью Драко услышал подозрительный звук. Оказалось, что это Волдеморт сидит на кухне и жрет имбирных тритонов. "Вот гад! - подумал Драко. - Так в мэноре скоро вообще ничего сладкого не останется!"
По идее, тут разная степень близости с героем. Накладывает ли каждый из этих вариантов какие-то обязанности или ограничения? Допустим, в отношении того же взгляда со стороны, описания эмоций или чего-то еще?
6 декабря 2021
9 комментариев из 47 (показать все)
Вкксовщина. Могу сказать как читатель - 1й вариант обычно не предпочитаю - слишком фамильярно. Обычно, это один из маркеров чтобы дропнуть.

3 вариант, в данном конкретном случае выглядит чуть громоздко. Но когда это большой текст, то это воспринимается нормально.
3 и 2й - я бы выбрала.
А вот интересно, кто как считает, настолько нормально переключаться с автора-наблюдателя, который плащик развевающийся разглядывает, на фокал героя в рамках одного произведения, но, разумеется, в разных сценах? Или лучше выбрать один путь и держаться его?
А тексты, полностью написанные от второго лица, у меня вызвают ассоциации с тестами для девочек) Раньше такие были очень популярны, типа "Как пройдет твое свидание с Хагридом?", "Твоя история в Хоге" и т.д. Там, как правило, было много текста, и он был написан как раз от второго лица))
Jane W.
Можно. Но осторожно.
nordwind Онлайн
Если нужен подробный и полный разбор, когда и в каких пределах целесообразно переключение точек зрения, то на этот счет есть классическая работа – филологическая, но не очень заумная:
Б.Успенский. Поэтика композиции
nordwind
Ого! Спасибо)
InCome
Заглянул. Обнаружил, что, читая такой текст, ощущаю себя прокурором, зачитывающим обвинительную речь. Причём речь чужую, не мной написанную.

Ну что я скажу? Дело вкуса. Но ни автор, командующий читателем (это если настоящее время), ни читатель, оказавшийся в роли прокурора (если оно прошедшее), мне душу не согрели. А вот вариант "эпистолярный", в котором есть персонажи и во втором лице, и в первом, и, вероятно, в третьем, - с этим я, вполне возможно, поиграюсь как автор.
Аж захотелось поэкспериментировать с фокалом и переключением лица на лету. Надо будет подумать.
Тема глубины и переключения фокала очень интересная и сложная ,у меня по ней в основном вопросы. потом как-нибудь почитаю то, что советовала nordwind.
А я приведу пример второго лица, которое мне нравится. Это фик (по сеттингу ГП, но не по ГП), где главный герой показан в основном глазами нескольких других - фокальных - персонажей, но есть вставки-интермедии, раскрывающие его мысли, и они написаны от второго лица.
правда, сейчас я выбирала и заметила, что даже второе лицо там используется очень скупо, написано сухо и обезличенно, поскольку персонаж очень замкнутый и скрытный.

Итог: высоко ты или низко, по своей воле или по чужой, едва ли хоть один из тысячи поймёт, зачем ты там находишься и что делаешь. Это напоминает об истине, которой нет, и о миллионе маленьких личных правд. Не прекращать бороться, когда тебе ставят палки в колёса, бывает не так уж сложно. Гораздо труднее впервые ощутить себя плывущим по течению и неспособным влиять на его путь.
Воспоминания о герое
Круги на воде
А вы не знаете, что можно почитать на эту тему? Чтобы не по верхам, а глубоко воткнуть. Кроме Успенского. Читая Успенского, я втыкаю только в своё слабоумие и неспособность понять мысль великого учёного.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть