↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina Онлайн
27 июня 2023
Aa Aa
Как я перечитала книгу спустя 15 лет
"Ребекка" Дафны Дюморье

"Ребекка" наотмашь поразила моё воображение в 10 лет и где-то до 17 была самой любимой. Потом в мою жизнь пришёл интернет и возможность скачать много хорошей литературы, которой я пользовалась, как наркоман, дорвавшийся до макового поля – на всю катушку.
Но всё-таки я нет-нет, а перечитывала её.
Уж очень мне близка безымянная в книге (о ней сказано лишь "с редким красивым именем") главная героиня.

Потом я надолго забыла о "Ребекке" – стоит на полке и стоит. Перечитала сейчас. Кое-что осталось как прежде, но кое-что поменялось безвозвратно. То ли жаль этого, то ли наоборот...

О сюжете "Ребекки" пишут много глупостей. И в основном они посвящены тому, как это главгероиня не освоилась быстро в поместье, не скрутила в бараний рог прислугу и не разобралась с супостатами "одной левой". Почему так долго "жевала сопли" и "не росла над собой".
Ядерная чушь. Так думают люди с другим характером и выросшие в другой среде.
Мендерли – не просто богатый дом. Это поместье. Почти замок. У них своя история, своя картинная галерея, где у каждого титулов... как в фанфике йашки, только настоящих.
Мы – дети советского периода, даже самые отрицающие. И это означает маленькую "дистанцию власти". То есть предел того, с кем можно говорить почти на равных, а с кем это запрещено, неприлично, недопустимо или просто нежелательно под угрозой кары и предания общественной анафеме. В Великобритании дистанция власти большая. Твой класс определят по семье, по положению, по акценту (среди коренных обитателей, не мигрантов!), району где ты родился, одежде, манере держаться... И выше головы ты не прыгнешь.
Как выглядит попытка открыть дверь в систему с ноги, желающие могли увидеть по Мэган Маркл*. Печально выглядит. Да и попытка подстроиться тоже выглядит печально.
Есть британский фильм "Испытание невиновностью" приблизительно про тот же исторический период, что и "Ребекка". Там тоже есть барышня-"выскочка", вторая жена, пришедшая в дом через 1 год после смерти первой, которая пытается строить из себя "хозяйку Большого Дома". Именно "пытается" и "строить". Хорошо показано: шансов у неё нет. Не предусмотрены они системой. И это при том, что она красива, уверенна в своей красоте до чёртиков, и её муж гарантированно без ума от неё.
Посмотрите этот фильм, кстати. Там отличная актёрская игра, красивая яркая картинка – и все, что вы хотели знать о британском менталитете.

Человек, выросший в таком обществе, хорошо "знает своё место". И то, что главгероиня из хорошей семьи – только усугубляет положение. Да, за ней воспитание. Но в настоящем она – сирота, попавшая в настолько безвыходную  ситуацию, что вынуждена работать компаньонкой (читай "служанкой и девочкой для битья") вульгарной, наглой и явно низкостатусной (но богатой) американки голландского происхождения.

Вдобавок главгероиня от природы юное и застенчивое существо, которое много тревожится, часто смущается и вообще ни в чём не уверена. Она любит, но и в ответной любви мужа уверена не до конца. Ей это кажется... просто приключением с его стороны. Продиктованным то ли скукой, то ли одиночеством. Она уговаривает себя, но поверить не может. Потому что в её жизни был период, когда никто даже минимально ничего хорошего не делал по отношению к ней, потому что её не уважали и всячески подчёркивали, что она пустое место.
И кто-то считает верибельным, чтобы она вдруг нагло начала реализовать себя? Собственно, даже главной героине Easy Virtue (тоже рекомендую), смелой и самодостаточной девушке, – тяжёлый, хоть и вроде незаметный снобизм английской аристократии крепко попортил жизнь. Что уж говорить о юных и застенчивых.

Итак, это было о том, что для меня в "Ребекке" осталось прежним. А теперь о том, отношение к чему изменилось

Максимиллиан де Уинтер (Максим) и Ребекка.
Дафна дю Морье Максимом откровенно восхищается. Неопытному читателю легко попасть под авторский гипноз и восхититься тоже.
Он красив, влиятелен, небрежно богат. У него сложный внутренний мир (по мнению автора), честь и принципы (по мнению автора) и он любит главную героиню, а первую жену-стерву никогда не любил (по его словам и по мнению автора).
Одним словом, мистер Рочестер, но состояние у него собственное и с неприличными предложениями он до свадьбы не пристаёт. Мужчина-мечта.
Однако, если вчитаться пристальнее в ту часть романа, которая посвящена не воспоминаниям, а жизни Максима и его второй жены после событий в Мэндерли – то станет видно, что у его есть своё "Всегда" почище, чем у Снейпа. И это "Всегда" – поместье. Дом. На нём он женат, его он любит.
И после гибели дома в огне пожара Максим – живой мертвец, не больше. Он благосклонно принимает наивные попытки своей жены как-то отвлечь его, расшевелить, но это лишь гальванирование трупа.

Он любил свою первую жену, Ребекку. Смеялся вместе с ней, расчёсывал ей волосы, прощал мелкие и крупные грехи – пока она делала из его поместья звезду всея Англии, место, которым восхищаются.
И убил её, когда она пригрозила бросить на это место тень.
В стране, где можно было развестись, он не развёлся, когда ещё не было поздно, сразу же – ведь он говорил, что Ребекка призналась ему во всём сразу после свадьбы. Не нанял частного детектива, чтобы обеспечить материалы для шантажа.
Ему было всё равно, кто она и как себя ведёт, пока дело не коснулось дома. Как тот же Снейп, он мог бы сказать "я шпионил, лгал, убивал, подвергал себя смертельной опасности – и теперь всё это пошло прахом". За смерть жены он получил самое жестокое для него возмездие – не свою смерть, не смерть кого-то из близких – а гибель дома.
Ничто другое его бы не проняло. Пережил бы.

И в чём-то жаль вторую жену, которая всё ещё пытается верить в лучшее. В то, что имеет для него хоть какую-то ценность.
Но и она взрослеет понемногу. Во всяком случае свою первичную, отчаянную, щенячью влюблённость в Максима она уже характеризует словами "как хорошо, что первая любовь не может повториться".

Ребекка предстаёт в романе абсолютным злом. Циничная, лицемерная, порочная женщина. Лишённая способности любить и "вынудившая" мужа убить себя, когда у неё нашли неизлечимую болезнь.
Совершенно ницшеанский персонаж. Сверхчеловек в юбке, для которого бог умер и который не сомневается, тварь ли он дрожащая или право имеет.
Однако... она не врёт. Она не стала скрыто изменять Максиму за спиной, а сразу заключила с ним "сделку". У неё действительно исключительный вкус, талант администратора и она не поленилась сделать из Мэндерли конфетку, легенду, поместье с открыток.
Она не просто какая-то прожигательница жизни, отхватившая богатого супруга. Она отличный администратор, пиарщик и звёзды знают, кто ещё.
Если бы не рак, она так никогда и не "обнаглела" бы. Но ей надо было, чтобы кто-то другой её убил. Не смогла покончить жизнь самоубийством? Вряд ли. Значит, возможно, не хотела "брать греха на душу. Странно? Странно.
Но и мир, где убийство – не преступление, а измена – наоборот... тоже довольно странный. Особенно измена человеку, который всё равно тебя "не любит".
Впору задуматься, кто из них более сумасшедший.

Вот такие впечатления. К сожалению, прежний ослепительный образ Максима де Уинтера (однофамильца, а, возможно, и родственника мужа Миледи =)) померк для меня почти безвозвратно.
Вернее, остался только в итальянской экранизации романа. Но там и разводов нет (Италия), и интерпретация достаточно далеко ушла от оригинала. Чего стоит только Максим, наблюдающий за пожаром не с отчаянием, а с... облегчением. Словно всё тёмное, что было в его прошлом, сгорело вместе с домом (люди не пострадали). Да и с второй женой он обходится куда ласковей и без насмешки (в отличие от оригинала). Действительно можно поверить, что он влюблён.
Но это уже другая история...

* жена младшего сына нынешнего короля Великобритании.

#Статьи #Размышления #про_литературу #про_кино
27 июня 2023
14 комментариев из 20
SeverinVioletta Онлайн
Читала книгу в далёкой юности. Тягостное впечатление. Посмотрела экранизацию - по мне, так там настоящий хэппи-энд. Оковы сброшены. Да, очень красивые - но оковы.
Arandomork Онлайн
Читала не так давно, так что Максимом не очаровалась, а вот их жизнь после пожара казалась какой-то беспросветной. Причем это сознательный выбор Максима, которому как-то плевать на молодую жену, на возможность начать с нового листа, родить детей. Наоборот, он не живет, а существует, потому что не может жить без поместья, и тянет за собой жену.
Прочитала "Ребекку" не слишком давно, уже вполне взрослой тетенькой.
Представления о героине-рассказчице сложились те же, что вы сейчас изложили, до последней точки. Видимо, это действительно там написано.
А ее любимый муж мне показался бледным и скучным приложением к жене.
Заметьте, и первая жена у него была яркая и сильная личность, и вторая оказалась не робким цыпленочком. Похоже, это у него типаж...
Как много все-таки зависит от того, когда книга впервые попадает в руки. Я познакомилась с «Ребеккой» уже в более чем взрослом возрасте (она только что была у нас переведена), когда способность очаровываться рочестероподобными персонажами у меня уже отмерла. И роман читался исключительно под углом зрения «скелетов в шкафу». Очень впечатлил, да. И сейчас тоже нравится. Впоследствии из романов Дафны похожую реакцию вызвали еще «Козел отпущения» и «Моя кузина Рейчел» — остальные уже показались так себе. Да, и еще ее новеллы тоже хороши…
Интересно, а какая может быть первопричина такой сосредоточенности Максима на поместье? К слову, есть ли в книге какой-либо намёк на отношения героя со своей матерью (возможно, тут есть взаимосвязь)?
flamarina Онлайн
nordwind
WMR
Да, в целом из Дафны дю Морье "Козёл отпущения" – второй очень сильный роман. А по мнению моей мамы (она хороша в литературе), куда лучше "Ребекки". "Кузина Рейчел" уже послабее, а "Полёт сокола" вообще странная вещь...
Ах да, ещё рассказ "Птицы" же есть.
Который настолько впечатлил Хичкока, что он не только его экранизировал, но и "Ребекку" потом тоже =)
Хичкок и мелодрама – забавнейшее сочетание... как Тарковский и короткометражка приблизительно.
Другие романы я, к сожалению, не читала. Возможно, надо бы глянуть.

Viola ambigua
palen
SeverinVioletta
Итальянская экранизация совершенно чудесна. Она одновременно точна в деталях и кастинге – и ООСна в концепции.
Но это тот случай, когда ООС позволил создать нечто новое, что приятно смотреть и за что можно переживать.

Я когда-то делала обзор экранизаций – только, к сожалению, за давностью лет все ссылки на фото превратились в тыкву...
Показать полностью
flamarina Онлайн
WMR
Ой, как я люблю смелые псевдопсихологические набросы... ещё и с Эдиповым комплексом на сдачу.
(нет, не люблю)

Он англичанин и землевладелец. Нужны ещё причины?
Я могу сходу назвать штук двадцать фильмов и книг, где из-за поместья рушились судьбы, заключалась браки, люди влезали в долги только чтобы крышу подремонтировать... и так далее. Про детективы и поместье как мотив убийства я молчу.

В книге из родственников упоминается его бабушка. И старшая сестра.
flamarina
в целом из Дафны дю Морье "Козёл отпущения" – второй очень сильный роман. А по мнению моей мамы (она хороша в литературе), куда лучше "Ребекки". "Кузина Рейчел" уже послабее...
Вот и у меня такое же точно впечатление: "Козел отпущения" где-то рядом с "Ребеккой" (плюс-минус), а "Кузина Рейчел" пониже. А остальные ее романы вообще на порядок слабее: поклонникам, конечно, стоит прочесть, а так-то... Новеллы - это да: и "Птицы" хороши, и другие тоже.
flamarina
Он англичанин и землевладелец. Нужны ещё причины?
Если говорить о поместье как землевладении в целом, то, конечно же, нет. Всё логично: основа богатства, привилегированного положения и заодно олицетворение статуса. Но создалось впечатление, что для Максима был особо важен именно сам дом. Фокус в том, что господские дома на протяжении поколений перестраивались-горели-отстраивались вновь на другом месте и для большинства аристократов это не становилось трагедией. С землевладельческой точки зрения важна скорее наследственная земля да гробы предков у местной церквушки. Вот я и начал искать какую-то особую мотивацию. Признаю, что вам, человеку читавшему, виднее. А за то, что полез с псевдопсихологическими набросами к дипломированному психологу, я очень извиняюсь.
За "Козла отпущения" спасибо! А что не так с "Полётом сокола"?
flamarina Онлайн
WMR
Вы сейчас описали землевладельца с "купеческими" замашками. Главное власть и средства.

Поздняя аристократия привязана к дому как зданию, и к поместью как месту жизни и памяти. Тем более что дома уже давно не горели и не перестраивались: дома каменные, восстаний и феодальных усобиц больше нет, всё выстроено прочно и на века.
К чему гореть? Что перестраивать? Знаете, это как Московский Кремль. Может, в прошлом он и горел. Раз 7? Не помню, сколько точно.
Но нынешнему красному лет достаточно. И никто его больше не рушил и не перестраивал. Звёзды не в счёт, это аксессуар. Яркий, символичный, но 3% от комплекса. Как в доме занавески поменять.

"Сокол" просто слабая и местами нелогичная история.
Я, если честно, не дочитала.
С книгой я встретилась уже после 20, человеком довольно взрослым и со своими представлениями о красивом и правильном. И - не увидела в прочитанной мной части текста ничего красивого, исключительно пример травли беззащитной героини прислугой - с полного попустительства мужа вообще-то. Мне стало неприятно, я бросила.
flamarina Онлайн
Навия
Прислуга её не травила. Кроме одного человека. Остальные были лояльны, просто не знали, как себя с ней вести – как и она с ними.
И да, опять же, по канонам британского менталитета, муж не попустительствовал, просто не замечал, потому что не замечал саму прислугу. В его представлении это была бы предъява из разряда "против меня восстали столовые приборы".
flamarina
Одного вполне достаточно. Ну и я достаточно далека от знания реалий благородных домов Англии того века, чтобы читать книгу современной мной.
Возможно, когда-то перечитаю - когда у меня будет желание прикладывать усилия, чтобы не вовлекаться.
flamarina Онлайн
Навия
Да нет, зачем же...
Книги для удовольствия же читаются, когда это не школьная литература =)
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть