↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Скарамар Онлайн
7 августа 2023
Aa Aa
#переводы #писательское #спорный_вопрос #переводческое

Один мой соавтор, будучи начинающим переводчиком, часто старался какой-нибудь отсебятины в тексты насовать - описаний добавить, в диалогах реплик дописать и прочее, типа чтоб красивше было. Вечно с ним воевала на эту тему: переводи то, что дали, отсебятины хочется - пиши своё. А счас чёт задумалась: может, зря на него наезжала? Мало ли, вдруг и правда лучше перевод сделал бы?
7 августа 2023
20 комментариев из 54 (показать все)
Скарамар Онлайн
Asteroid
Если переводишь не стихи, то ну и что, что не звучит?
То есть, по-вашему, выдавать подстрочник, так называемый дословный перевод? Типа "- Привет, - сказал он. - Привет, - сказала она", так, что ли?
Скарамар
Автор так написал. Почему нет?
Уважай его.
Скарамар Онлайн
Asteroid
Скарамар
Вставь сноску. Но это крайний случай, большинство идиом строится на понятных взаимоотношениях понятий. А контекст дополнит.
Слышала неоднократно и другое мнение: куча сносок на всяческие идиомы - признак плохого перевода, сноску надо делать, когда совсем засада по-русски ту же игру слов обозначить.
Скарамар Онлайн
Asteroid
Автор так написал. Почему нет?
Уважай его.
Всё верно, автор так написал, и переводчик должен уважать его, но насколько читабельно будет такое произведение?
куча сносок на
Контекст может быть не понятен сейчас, или не всем.
"Очень благодарен отцу, что разрешил стать физиком" - подстрочник. Смысл - отец автора генерал, барон, все братья стали военными, и вся династия служивые. И такое очень выбилось из семейной традиции.
Скарамар
носку надо делать, когда совсем засада
Так я ж и говорю - в сложных случаях. Большинство понятно и так по контексту.

Всё верно, автор так написал, и переводчик должен уважать его, но насколько читабельно будет такое произведение?
Это стиль автора. Переписывать текст в другой стиль, а потом восхищаться гениальностью слога автора - это... странно.
Мне даже интересно, а сколько восхваляемых у нас западных авторов на самом деле не настолько уж и хороши?
Скарамар Онлайн
Asteroid
Мне даже интересно, а сколько восхваляемых у нас западных авторов на самом деле не настолько уж и хороши?
Вот, кстати, да, хороший вопрос))
сколько восхваляемых у нас западных авторов на самом деле не настолько уж и хороши?
Бредбери точно, только в СССР известен был, переводчики хорошие.
Азимов тоже в США не сильно известен.
trionix
У Азмова, всё-таки, стиль не особо подходящий для западной аудитории. Мало эмоционашек, много миростроения.
Бредбери известен скорее как автор ужасов. Распиаренный у нас «451 градус» далеко не лучшая его вещь.
Иногда небольшая отсебятина нужна, чтобы текст выглядел не криво. А во в каких пределах... тут же трудно сказать.
И ещё один вопрос — что делать, если автор совершил очевидную ошибку. Например, криво смешал два разных времени действия. Исправлять или оставить как есть? Мне кажется, если это не часть стиля, то лучше всё-таки исправить.
Скарамар Онлайн
DistantSong
И ещё один вопрос — что делать, если автор совершил очевидную ошибку. Например, криво смешал два разных времени действия. Исправлять или оставить как есть? Мне кажется, если это не часть стиля, то лучше всё-таки исправить.
Лучший вариант - написать автору и спросить.
Скарамар
Пожалуй, да. А если таких ошибок много? Постоянно дёргать автора тоже как-то не хочется.
Хотя, помнится, был один случай — прося разрешения на перевод, я заметил, что в тексте хватает ошибок. Автор согласился и дал разрешение их исправлять. А с таким карт-бланшем...
Скарамар Онлайн
DistantSong
Если ошибки незначительные (грамматика там или ещё что-то такое), то конечно, автора не стоит дёргать, но если что-то более серьёзное, по стилю или в сюжете - то почему бы и нет? Лучше уточнить, чем неправильно исправить.
Мне, кстати, недавно автор написал, что немного изменил одну из ключевых сцен, и решил предупредить, чтобы я это изменение внесла в свой перевод - было очень приятно, что автору не пофиг на свою работу даже на чужом языке, которого он в принципе не знает.
А уж с карт-бланшем - это суперски)) Когда между автором и переводчиком такое доверие - это дорогого стоит.
Asteroid
Nalaghar Aleant_tar
Ну и пиши "змейка". Читатель не дурак - контекст чувствует.
Чтение оригинальных идиом, пословиц и поговорок - то, что погружает в иностранную атмосферу.
Меня при чтении переводов культиваторщины бомбит от замены китайских переводов на наши. При том, абсолютно понятных поговорок. Например, "лисы из одной норы" (или "лисы из одного помёта", я уже не помню) надмозг перевёл как "яблоко от яблони". При этом, в тексте речь идёт о братьях, и наш вариант не подходит по смыслу.
В монгольском языке - употребляется форма *змея*. *Змейка* - это такая милая ловушка от меня))) Тот самый *контекст. по которому всё понятно*.
Asteroid
Скарамар
Автор так написал. Почему нет?
Уважай его.
Потому, что автор писал на СВОЁМ языке. Где это принято. А перевод - это его приглашают в гости. У арабов, к примеру, принято рыгать после сытной еды - это похвала хозяевам. У американцев - заходить в дом прямо в уличной обуви. Но, если они вежливые люди - здесь они будут следовать нашим обычаям. Так и текст: если что-то принято в другом языке - оно не всегда будет благозвучно в нашем. А иногда - просто непереводимо. К примеру, в языке майя (кажется, точно не вспомню) есть не только грамматическая форма отношения субъекта к объекту, но и отношения объекта к субъекту. На русском - это невозможно сказать. То же есть и во многих других языках. Даже в ОЧЕНЬ близких языках есть слова, которые невозможно перевести дословно. В том же белорусском - *костельна дэвотка*. Перевести дословно - нельзя, только описательно.

Переводы с мандаринского китайского - это и вообще адище... а японский - особенно поэзия с любовью японцев к написательной и звуковой омонимике... пойти и повеситься.

Вот и сохраняйте подстрочный язык автора)))
Показать полностью
Asteroid
Скарамар
Так я ж и говорю - в сложных случаях. Большинство понятно и так по контексту.

Это стиль автора. Переписывать текст в другой стиль, а потом восхищаться гениальностью слога автора - это... странно.
Мне даже интересно, а сколько восхваляемых у нас западных авторов на самом деле не настолько уж и хороши?

Они хороши - в своей языковой среде и для читателя, для которого они писали. Было такое издательство - *Северо-Запад* - там интересная история была с переводом цикла ро Сарпедиона - поинтересуйтесь. Там именно что - и практически подсточник, и *история по мотивам* - интересная история была.
Скарамар
Бывают сложные случаи. Например, текст просто... непричёсан, и чувствуется некоторая нехватка словарного запаса. Там нужна не переписка, а тщательное отбечивание. Более того, есть отдельная причина этого — написано на английском, но автор не из англоговорящей страны. И в то же время, если пригладить эти шероховатости, фик оказывается весьма хорош. В таком случае, думается, допустимо пригладить это всё, просто внимательно следить, чтобы сохранялись смыслы. Хотя, возможно, я и неправ.
Скарамар Онлайн
DistantSong
Скарамар
Бывают сложные случаи. Например, текст просто... непричёсан, и чувствуется некоторая нехватка словарного запаса. Там нужна не переписка, а тщательное отбечивание. Более того, есть отдельная причина этого — написано на английском, но автор не из англоговорящей страны. И в то же время, если пригладить эти шероховатости, фик оказывается весьма хорош. В таком случае, думается, допустимо пригладить это всё, просто внимательно следить, чтобы сохранялись смыслы. Хотя, возможно, я и неправ.
Как по мне, так очень даже правильная позиция. Я тоже приглаживаю свои переводы, как-то у меня рука не поднимается авторские ошибки к себе переносить - у меня и своих хватает временами, не успеваю вычитывать))
Более того, есть отдельная причина этого — написано на английском, но автор не из англоговорящей страны.
Вот да, я однажды несколько удивился одному переводу. Вроде всё хорошо, но как-то не так. Влез в исходник на английском и завис. Свободное владение у автора, но…
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть