Коллекции загружаются
Фанфик или ориджинал?
#писательское #размышления Недавно мне в обсуждении сказали, что любой фанфик можно написать как_оридж. И хотя я сразу сказал: "Мои нельзя", этот вопрос привёл к размышлению на тему: чем отличается фанфик от ориджинала? В этом посте не столько открытие чудных новых представлений, сколько систематизация старых. 1. Ярлык. Сразу очевидно, что фанфик и ориджинал обозначаются по разному, на них наклеены разные ярлыки. Но ведь при этом, все мы знаем кучу раз, когда в фанфике переименовывали персонажей, и издавали это как ориджинал; хотя уши торчали за километр и всем было очевидно, что это - фанфик. И наоборот, есть куча фанфиков, где из оригинальной истории только имена, да и те у капитально заоосшеных персонажей: заязочкины попаданцы в 17-ый век, русреаловые безмагичные гпшники в пту, и т.д. То есть, ярлык на самом деле не определяющий элемент. 2. Заимствование. И вот по заязочкиным попаданцам очевиден следующий маркер - сколько автор заимствует из оригинальной истории, а сколько привносит "своего". При этом, заимствование надо понимать максимально широко - может быть позаимствовано всё что угодно. Я видел, как одного персонажа переносили из мира из ГП в другой и отбирали волшебную силу - что оставалось от той же Гермионы? Я видел, как переносили в другой мир замок Хогвартс без его обитателей. Я видел, как некий персонаж переносился в постапокалиптичное будущее мира ГП, где не осталось выживших, и по всяким обрывкам восстанавливал прошлое погибшего мира. В общем, я видел много всяких разных заимствований. И само по себе заимствование это тоже не определяющий элемент, потому что часто бывало так, что нацепи другой ярлык - и ты не узнаешь откуда это взяли. 2а. Явное. Заимствование кроме всего прочего может быть как явным, так и не явным. Явное - это прямое заимствование элементов в свою историю. Например, все вы знакомы с макси по гп, где история идёт по рельсам канона с небольшими косметическими изменениями - это явное заимствование автором из канона всего подряд. И вот, если автор берёт историю с большим процентом явного заимствования, и нацепляет на неё ярлык ориджинала, то это, на мой взгляд, не очень честно. Или если говорить прямо - наглый плагиат идей, сюжета, и т.д. Но посмотрите на распространение в том же аниме цундерешек и исекаев - бесчестие никогда не останавливало желающих халявы. В общем, люди тащат друг у друга всё подряд. 2б. Неявное. Хороший, четкий образец неявного заимствования - истории, где на пятом или любом другом курсе Гари вдруг обнаруживает, что его все предали. То есть, сама история фактически начинается с пятого курса, а всё, что было раньше, и всё происходящее вокруг неявным образом заимствовано из канона. Неявно можно позаимствовать: персонажей (мы пишем "Снейп", и читатель уже сам знает про его мать Эйлин, отца магла и их отношения), магию мира, канонный сюжет, идеи, и т.д. И тут становится понятен ответ на вопрос: можно ли фанфик написать как_оридж? Можно - если процент неявных заимствований относительно истории не слишком большой. Потому что все необходимые для истории неявные заимствования придётся так или иначе делать явными: напрямую переписав рельсы канона, или упоминаниями произошедших событий. Но в любом случае, это может быть бревно, сломавшее хребет истории. В общем, именно неявное заимствование является отличительным признаком и главной фишкой фанфика. 3. Переработка. Некоторые авторы при написании кроссоверов с стопятсот фандомами тащат столько всякого, что даже знакомым с канонами бывает сложно узнать без прямого указания - что взято откуда. Особенно, когда эти элементы похожи в разных фандомах. Но вместе с тем, это четко опознаётся как фанфик, потому что все эти элементы взяты без изменения. Некоторые авторы пишут по одному фандому, но настолько изменяют мир и прочие элементы исходя их установок АУ, что узнать мир бывает очень сложно. То есть, да, узнаётся, что вот тот элемент в принципе унаследован вот оттуда, но это измененный элемент, а не тот же самый из канона. Все мы тащим что-то откуда-то. Некоторые вообще утверждают, что ничего оригинального не придумывалось никогда, а мы просто переписываем одни и те же сюжеты. Но это не суть важно. Что важно - насколько автор обрабатывает заимствованные элементы, подгоняя их под свою, именно под свою историю. На мой взгляд, только обработка говорит о том, что история оригинальна. Не ярлык, потому что ярлыки не важны. Не заимствования, потому что все мы что-то откуда-то тащим. Именно обработка. Сделай хорошую переработку, подшлифуй неявные заимствования, нацепи ярлык "ориджинал", и только бессовестный скажет, что это фанфик. Потому что все авторы ориджиналов так пишут. Ваши мысли? 16 октября 2023
4 |
ar neamhni
Было обсуждение того, что делать с миником по редкофандому. Мне предложили написать его как_оридж. ))) 1 |
Беспроигрышный рецепт для редкофандомщиков: в описании кратко изложить суть канона. Буквально в пяти предложениях. И все смогут читать какоридж.
1 |
cor
Открою секрет - все авторы используют заимствования, или как ты говоришь костыли. Просто некоторые заимствуют образ Снейпа, переименовывая его. А некоторые образы знакомых из реала, переименовывая их. Наш мозг вообще не заточен создавать что-то с нуля. Зато отлично копирует. И поэтому так важен жизненный опыт - больше образцов для копирования. 2 |
Габитус Онлайн
|
|
В фике автору не надо тратиться на создание лора. Мир уже прописан, частично прописаны отношения между героями. Даже опровержение этих отношений - уже сюжетная арка. В оридже приходится всем этим озадачиваться. Не у всех это получается хорошо.
1 |
Janeway
Ну вот почему самый прибыльный фанфик в истории смог стать ориджем? Потому что была свободная ниша и он удачно попал в кинки ЦА? |
Asteroid
Вы, мне кажется ответили на вопрос, которого я не задавала: почему вышеозначенный фанфик смог стать таким прибыльным? |
Janeway
Почему ответил. Я спрашиваю. )) |