Коллекции загружаются
#пишу_фэнтези
Возникла большая и толстая проблема, мне столько всего хочется рассказать читателям про придуманный мир, что получается очень скучное чтиво. Моя бы воля и получилось бы, что герой переносится в новый мир, его там встречают и далее на протяжении страниц пятидесяти ему рассказывают о мире, о магии, о политике, о географии, о традициях, о денежной системе и так далее. Но кто же станет такое читать? И вот я сижу ломаю мозги, как так скомпоновать приключения, что бы и о мире вовремя и логично рассказывать, и герой на месте не сидел, не давая заскучать читателю. Сегодня заканчивал обрезание первой главы, придумывал денежную систему и писал начало второй главы. Вышло порядка 15к символов и это герой только в одной комнате посидел, прошелся по коридорчику и во второй комнате посидел - пообщался немного и все :( 30 июля 2014
1 |
Можно сделать приложение к тексту.
|
Soleil Vert
|
|
А ты по порядку возникновения ситуаций и вопросов рассказывай о мире.
|
2.4. Методы донесения идей
Показать полностью
Каким образом можно донести до читателя свои идеи, не слишком действуя ему на нервы? Возьмем все тот же пример: вы едете в троллейбусе с другом. Придет ли вам в голову внезапно начать рассказывать ему, что такое электрический ток, как он попадает в троллейбусный мотор и каким образом водитель маневрирует на дороге? Вряд ли, если только вы не желаете, чтобы друг вызвал санитаров из психушки. Однако в фантастических романах похожее встречается сплошь и рядом. Захотелось автору - и вдруг герой в космической ракете начинает рассказывать товарищу, на каком топливе она летит и каким образом ее удобнее парковать у астероида. Такое душераздирающее зрелище немедленно убивает всю атмосферу, которую вы пытались воссоздать, и играет в минус тексту в целом. В свое время Стругацкие в "Понедельнике" весьма ехидно описали "полупрозрачных изобретателей", возникающих в читательском воображении после такого рода эскапад - срочно прочитайте, если не читали ранее. Для естественного изложения идей и технологий, а также пояснения деталей есть несколько способов. Первый, наиболее очевидный: метод лобовых разъяснений. Он фактически единственно возможен, когда речь идет о нетривиальных понятиях, концепциях (философских, научно-технических) и так далее. Он позволяет точно донести до читателя суть авторской идеи, но вызывает наибольшее отторжение. Всегда помните, что художественный роман читают для развлечения и отдыха, отнюдь не в качестве учебника. Прямолинейная лекция очень быстро исчерпывает читательское внимание, и разные формы ее подачи позволяют лишь слегка нивелировать негативный эффект, не более того. Оформить лобовые разъяснения можно разными способами, но все они сводятся к одному: знаток что-то рассказывает менее знающему (например преподаватель студенту или отец сыну). Но поскольку в реальной жизни такая ситуация встречается довольно редко, для использования лобового метода автору следует очень тщательно продумывать сценарий происходящего. И им нельзя пользоваться более одного-двух раз на весь текст - иначе читатель (постоянно попадающий в положение студента) опять заподозрит, что вы пытаетесь вправлять ему мозги. Способ второй, наиболее естественный, но требующий тщательного планирования - объяснение через сопутствующий контекст. Здесь полное объяснение отсутствует. Сама идея доводится до читателя небольшими частями, разбросанными по тексту, суть которых становится понятной из сопутствующего действия и декораций. Найти естественный повод для объяснения мелочи гораздо проще, чем для концепции целиком, так что для автора значительно облегчается проработка сцены. Однако здесь возникает иная опасность - если очень сильно размазать идею по тексту, читатель может попросту не уловить ее. Способ третий - отложенные пояснения. Термин сначала используется, а потом, несколько страниц или даже несколько эпизодов спустя, описывается тем или иным образом. Благодаря отложенности у читателя постепенно формируется естественное желание выяснить, о чем же все-таки речь, и наконец-то появившееся разъяснение будет воспринято положительно. Это весьма полезный метод, но он не может использоваться слишком часто. Редкий читатель доплывет до середины романа, будучи перегружен десятками слов и определений, которые не понимает. Наконец, четвертый способ, самый парадоксальный, но зачастую вполне работающий: не объяснять идею вообще или делать намеки исподтишка. Читатель сам достраивает то, что вы хотели сказать, ориентируясь на косвенные проявления идеи в тексте. Например, не обязательно рассказывать явно, что у вас полицейское государство - достаточно вставить в текст несколько эпизодов или даже просто упоминаний случаев, когда людей арестовывают прямо на улице без формальных на то оснований. Точно так же если с помощью храмапульки герой постоянно ест мороженое, то аналогия с ложкой напрашивается сама собой). Метод наиболее естественен, но предполагает, что читатель настолько заинтересован текстом, что не ленится работать головой хотя бы минимально. Для смягчения негативного эффекта от проповедей можно использовать также следующие приемы: 1) Введение в действие положительных или хотя бы нейтральных персонажей, излагаемую концепцию мягко оспаривающих или просто в ней сомневающихся. Также достаточно эффектен стиль подачи материала в духе платоновских "Диалогов", то есть в виде общения нескольких персонажей, один из которых задает вопросы, а другой отвечает. Это позволит читателю подсознательно почувствовать, что он хотя бы не остается в абсолютном меньшинстве. 2) В случае авторских идей, вступающих в резкое противоречие с существующей моралью, придерживающиеся их герои могут в силу каких-то личных обстоятельств вести себя более умеренно. Например, главный герой может пропагандировать идеи полигинии, но из-за того, что весь его гарем недавно трагически погиб в авиакатастрофе, жить в классическом парном браке с уцелевшей женой или вообще в одиночку. Учтите, что наиболее резкое отторжение у читателя способны вызвать рассуждения на тему религии и современной политики. Здесь достаточно одной неловко простроенной фразы или даже слова ("либераст" или "коммуняка"), чтобы он возмутился и послал вас вместе с вашей книгой по известному адресу. Если вы не уверены точно, что читатель готов принять или хотя бы выслушать ваши рассуждения, постарайтесь эти темы не затрагивать вообще. Разумеется, с течением времени у вас появятся свои собственные методы подачи идей. Однако никогда не забывайте, что если вы ориентируетесь на взрослых людей, то лобовая лекция - наихудший способ донесения информации. И вообще, может, стоит не гениальную идею изложить, а что-то попроще? Например, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем? Чесслово, благодарный читатель вас не забудет. |
Soleil Vert
|
|
Читать про то, как объясняют - дико скучно(( А разве ему обязательно слушать все эти лекции от начала до конца? Пиши об этом урывками.
У меня у самой в оридже относительно новый мир с кучей новых понятий, но как-то не парилась по поводу объяснений... Оно само. Хотя у меня от первого лица. |
Можно ему на это время какие нибудь стычки приписать. Типа какой нибудь мудачек его толкнул и начал разбираться. Типично, канешн, но что поделать.
|
Я пока что описываю все объяснения, а позже, видимо, буду урезать текст, убирая все не необходимые объяснения.
|
Soleil Vert
|
|
Какой странный способ...
|
Soleil Vert
Не переживай :) У него есть человек, который пилит его за скуку в тексте постоянно (со мной скоро разведутся, наверное) |
Soleil Vert
|
|
Пили его чуть поменьше и всё будет в порядке)
|
ReFeRy
А по-моему, это как раз то, что надо. Если ГГ будет задавать вопросы и сравнивать с привычным ему миром, и читателю будет понятней. *обоснуй, обоснуй!* *прыгает отщастя* |
Soleil Vert
Да, в общем-то, я не пилю, я регулярно вычитываю и выделяю то, что меня смущает. Но он уже грозится найти еще кого-нибудь, кто бы тоже читал и выдавал ему свое мнение по поводу (типо - я лицо заинтересованное и сюжет узнаю еще до того, как он выписывается, и, раз я все читаю не по одному разу, то взгляд у меня замылен) |
Soleil Vert
|
|
Ахах) Какой серьёзный)
|
Altra Realta
Я существо даже излишне логичное, у меня обоснуя может быть столько, что из-за него всё и загнется. Особенно, если я захочу сделать что-то, подо что не смогу подвести логическую основу и в итоге сделаю иначе и скучнее. |
ReFeRy
У меня что-то вертится в голове давно прочитанное, что хотела бы привести как пример, как такое подается... Но увы, не вспомню с лету. А обычно фэнтези и не могу читать именно потому, что "а это вот - вот так" - и прикручивай, дорогой читатель, это к привычной тебе реальности, как хошь. Хотя, хм, если брать совсем хорошо и логично выписанное для совсем простого понимания, то это же Булычев. Целые, цельные и каждый раз разные миры для совсем детского мозга. |
ReFeRy
Лично я бы уже почитала. Потому что вещей среди фэнтези, в которые веришь, не так уж и много. По крайней мере, мне сложно принимать эти миры так, как их подает большинство авторов. А в свои силы верить надо :)) И планку задирать - лучше не взять пять метров, чем остановиться на двух ;)) |
Ну, я бы тоже могла текст забросить, но сейчас уже есть читатели-"котики" - ждут и не сделать никак низя :))
|
Можно глоссарий и приложения запилить. Слишком подробные объяснения сносить туда, оставлять короткие версии. Кому интересно, тот посмотрит. И, ReFeRy, просьба дать ссылку, когда будете куда-нибудь выкладывать. Интересно же!
|
Приложения и глоссарии - это не то, читатель не будет постоянно бегать взад-вперёд по книге.
Показать полностью
Пространные объяснения - это тоже не то, в начале, хотябы в том же прологе должна быть какая-то замануха. Или первая глава, наполненная экшеном, где ГГ, допустиим, размышляет - как же я дошёл до жизни такой? А потом несколько глав типа флешбеком. Если вводите прямые объяснения тоже желательно избегать длинных портянок текста. Где-нибудь в середине, где ГГ сидит и читает себе какую-то книгу - это ещё пойдёт. Если читатель дошёл до середины, то и эту портянку переварит. Но ни в коем случае не нужно вываливать на читателя со страниц книги массу разнообразной информации о политике/истории/географии/биологии. Такая информация на первых порах должна быть чисто прикладной. Попал ГГ в какую-то страну или город - кратко обобщил имеющиеся у него сведения. Без описания самаркандского рынка на двадцати страницах... Допустим, в одном в своём цикле я продумал иной ход Второй Мировой на Тихом океане. Но! Т.к. в сюжетном плане это не играет практически никакой роли, то всё свелось к паре фраз о том, что в Европе американцы не высаживались и показу стоящего на постаменте танка времён боёв в Австралии. Или мне там же хочется порассуждать об альтернативной географии, более крупных чем в реальности литосферных плитах Карибов, Наска и Кокос. Но в рамках жанра боевик это совершенно ни к месту. |
Пишите так, как будто читателю это все известно. Разберется по дороге.
|
Или не разберётся и бросит книгу, да?
|
ReFeRy, именно. Чувство меры во всём. Что касается Роулинг - она вообще с социальным обоснуем никак. Что сделаешь - ни один автор не является универсальным гением.
|
ReFeRy, +1, и я читаю глоссарии:)
София Риддл, или вы меня не читаете, или мне не дано понять, что хотите донести до меня. |
Возможно, я как-то криво выражаюсь... Просто последствия вчерашней пьянки(((((
|
Пьянка:( Печалька, думал о вас лучше:(
|
Не за что извиняться:(
|
Угу:( В понятие правильной и приличной жизни алкоголь, видимо, входит:( Только математика вас оправдывает.
|
София, о, вижу будущую себя)
|
София Риддл, вам вредят:(
|
Матемаг
Это кто еще? О_о? |
София Риддл, *вредит. Алкоголь, в смысле.
|
Не больше, чем жизнь в загазованном городе и химическая жратва.
|
Больше:( А, ладно:( Неважно.
|