Коллекции загружаются
#фанфикс
Дано: миник, написанный на турнир минификов лет так десять назад. Я его тогда с сайта удалила - сто лет не вспомню, почему. Хочется притащить его обратно на случай, если фикбук, где фик лежит, накроется, 18 сентября в 10:19
|
Торговец твилечками Онлайн
|
|
Всё же надо отталкиваться от цели написания текста.
Нет, надо отталкиваться от того, что получилось. Так в том, что получилось, виден же замысел. Я вполне допускаю, что автор хотел одно, а критик увидел другое, и мы поверим критику. Но в любом случае некая цель видна. Если цель – восхищаться берёзой, значит это лирика, значит это художественный текст. И форма: стихи, проза или плохие стихи не могут это изменить.Публицистика может стоять рядом и переплетаться, но если есть разные направления, то всегда что-то окажется на стыке. |
flamarina
Показать полностью
Не знаю, как там у вас, а у нас запрещают определять сущность через саму сущность... Это названия же. Структуру я определил явно, а не сказал, что первое событие - это такое сюжетное событие, а второе - это такое, чтобы вместе с первым формировало сюжет. Циклическое определение получается, если внутри определения (не названия!) использовать определяемое слово явно. Например, сказать, что сюжет - это 3 события, которые вместе образуют сюжет, хех. Или, более сложно, определить сюжет как то, что имеет сюжетную структуру, а сюжетную структуру - как события, образующие сюжет, это косвенное циклическое определение. В нашем случае цепочка следующая: сюжет = минимальный сюжет плюс, возможно, что-то ещё; минимальный сюжет = завязка, затем перипетии, затем развязка; сюжетная структура - это просто пункты, которые входят в минимальный сюжет, плюс ещё дополнительные, плюс перечисленные во всех сюжетах (если он не один) соотносительно друг друга. Теперь я прям строго вам определил. Мне казалось, такая степень строгости не нужна, но если хочется, то почему б и нет?Кстати, структура экспозиция- завязка-развитие-кульминация-развязка не является единственной или универсальной. Правильно, поэтому я убрал экспозицию, нет даже кульминации, и развития не обязательно прям развитие-развитие (из одно перипетии "развитие" вытянуть довольно сложно, а одна перипетия - это вполне нормально для маленького рассказа). Но если вы можете заменить что-то в _минимальном_сюжете_ - мне было бы интересно услышать. Истории в сеттинге реализма, кстати, тоже могут не содержать экспозиции вообще - это нормально не только для фанфиков:)Фанфик в целом лишён экспозиции и завязки, кстати. Они там от канона =) Экспозиция вообще не обязательна. Завязка _сюжета_конкретного_текста_ обязана присутствовать. Есть её нет, то текст нехудожественный. Например, драббл, который состоит из единственного события, ну вроде "как Гермиона с Роном крестраж несли в Тайную комнату" не является художественным произведением, потому что здесь нет не то чтобы завязки - здесь нет даже развязки. Однако если в него включить явным образом задачу (уничтожить крестраж надо срочно), перипетии (думали, как, Рон решил наобум попробовать нашипеть, как Гарри, внезапно сработало) и развязку (ткнули клыком василиска, левый не сработал, ткнули правым - ура, крестраж разрушился!), то это будет художественное произведение. Одной сцены редко достаточно, чтобы упихать в неё завязку-перипетию-развязку, но порой получается. Можно составить рассказ даже из кусочка разговора, вопрос в наличии структуры.Здесь возникает резонный вопрос: а что такое завязка, перипетия и развязка? Здесь придётся обращаться к понятию конфликта, и я не думал глубоко в эту сторону, но подозреваю, что всё глубже, чем просто "конфликт", скорее речь идёт о чём-то вроде "препятствия", т.е. нельзя сказать, что человек "конфликтует" с явлением природы, однако фильмы-катастрофы могут быть вполне себе сюжетными (и обычно таковыми являются). |
Торговец твилечками
Так в том, что получилось, виден же замысел Ну во-первых, могло и не получится:) Начнём с этого. А во-вторых, достраивать замысел - это работа литературоведов. Не нужно быть литературоведом, чтобы отличать художественный текст от нехудожественного, точно так же как не нужно быть гурманом, чтобы отличить пересоленное блюдо от непересоленного.Если цель – восхищаться берёзой, значит это лирика, значит это художественный текст. С моей точки зрения, это ложное утверждение. Произаическая художка рассказывает историю. Не рассказывает - нехудожка. И худценности даже иметь не может. Точка. Дальше у нас будет вопрос определений. Если вы определяете художку иначе, чем я... ну, очень жаль, но в лучшем случае выйдет из обсуждения терминологический срач. Красивое описания без ничего более или даже описание плюс рассуждение я не считаю художкой, если это не стих. Ах да, верлибр я считаю прозой, а не стихом, и если в нём нет сюжета - это не художка тоже. Извините, у меня довольно строгие требования. |
Я думаю, что ЕЩЁ можно перпендикулярно попробовать рассказать о художке как о том, что "может иметь мораль", но в широком смысле слова "мораль": о том, что может иметь идейный пласт, вложенную идею, но при этом идея эта всегда является... хм, непрямой. Т.е. это такое повествование, что может нести в себе идею (не обязательно несёт, но _может_). Чистое рассуждение не может донести идею иначе, как прямо. На то оно и рассуждение. Чистое описание - вообще никакой идеи нести не может, иначе оно уже не "чистое", а совмещается с рассуждением и/или повествованием. Художественный текст - это когда автор не говорит идею, а иллюстрирует идею! Идея тесно связана с понятием конфликта/препятствия не потому, что конфликт-препятствие двигает события, создаёт сюжет и пр., хотя и это тоже (без них сама иллюстрация не сработает), связь глубже: конфликт, препятствия, несогласованность, нестыковка, противоречие, ошибка - на самом деле, это то, что создаёт "выбор", а идея - это то, что автор преподносит как "правильный выбор" или, как вариант, "интересный выбор".
Показать полностью
В НФ, в отличие от чего-то более классического, например, "препятствием" является само фантастическое допущением, а "выбором" (причём часто "интересным", а отнюдь не "правильным"!) может быть результат фантдопущения, как оно воплотится в реальности и на что повлияет. Сама история при этом может в значительной степени утратить связь с "выбором" (он уже совершён самим фантдопущением, т.е. произошёл вне воли протагониста или текущего общества), а почти чистой иллюстрацией, этого самого "интересно". При этом у нас как бы появляется на заднем фоне метаистория - это "выбор" того, как могла бы быть построена реальность, в НФ (на самом деле, не только, но и) история человечества как бы ветвится, и НФ-история иллюстрирует одну из веточек. Но в большинстве текстов это работает не как в НФ. В большинстве текстов идея намного более тесно сплетена с "препятствием" и сюжетом, с историей, которая её иллюстрирует (ну или может иллюстрировать, если автор таки никакую идею не вплёл/задумал). |
Торговец твилечками Онлайн
|
|
С моей точки зрения, это ложное утверждение. Произаическая художка рассказывает историю. Не рассказывает - нехудожка. И худценности даже иметь не может. Точка. Дальше у нас будет вопрос определений. В этом и проблема, что вы придумали своё собственное понятие и к нему кучу подпорок. «Стихи, это ведь художественный текст, иначе быть не может? Ставим подпорку. Но верлибр мне не нравится. Выдёргиваем подпорку».достраивать замысел - это работа литературоведов Будто среднему читателю среднего произведения не понятно, что же хотел сказать автор?Не нужно быть литературоведом, чтобы отличать художественный текст от нехудожественного И как средний читатель определяет, через трёхактную структуру, или по цели? К чему призывает, о чём рассказывает? |
Торговец твилечками
Показать полностью
Но верлибр мне не нравится Это не такое "не нравится", которое не имеет никакого обоснования. Дело в том, что у верлибре нет ни ритма, ни рифмы. Т.е. фактически нет ничего, что отличает её от просто "поэтической" (наполненной красивостями и фигурами речи) прозы. Поэтому верлибр - это проза. Но подобно стиху, в верлибре _обычно_ нет сюжета. А от прозы я требую историю. Следовательно, верлибр - это фактически та же самая зарисовка. Которую не считаю художественной. Я думаю, в этом рассуждении мой подход виднеется явней.Будто среднему читателю среднего произведения не понятно, что же хотел сказать автор? Знаете... нет:) Более того, действительно глубокие, живые произведения не интерпретируются читателем однозначно даже на уровне эмоций, не говоря уж о смысле. Потому что авторы этих произведений, несмотря на то, что несут и свою точку зрения, умеют делать это настолько ненавязчиво, что на первом плане оказывается не ОТВЕТ, а ВОПРОС. Такие произведения дают читателю возможно не согласиться с автором. Это как будто бы открытая концовка в сюжете, только в идейном пласте. Или не открытая, а полузакрытая. Приглашение к размышлению. То же самое касается любой авторской оценки в по-настоящему глубоких и живых текстах. И даже несмотря на то, что литературоведы могут извлечь авторскую оценку или ответ самого автора (и это не обязательно происходит с помощью внутритекстового анализ - метатекстовый, а также анализ биографии автора - нормальный инструмент), читатели понимают тексты по-своему.А ещё автор может ничего не говорить, а просто в лоб развлекать. Читатель сам себе внутри расскажет. Такое тоже встречается, особенно в самых продаваемых вещах. И как средний читатель определяет, через трёхактную структуру, или по цели? К чему призывает, о чём рассказывает? Я боюсь, что среднего читателя слабо интересует художественность текста:) Тем не менее, тот факт, что не то что зарисовки, а даже вполне себе сюжетные рассказы и повести средний читатель, в общем, не читает, а кушает многотомные эпопеи о нагибаторах или уютненькие любовные романы с властными мужчинками - как бы намекает. Кстати, как раз в самом популярном сюжетная структура самая чёткая. Люди интуитивно чувствуют целостность через наличие сюжет, на мой взгляд. Это гипотеза, конечно, - но. |
Кстати, я почти уверен, что какой-нибудь филолог, например, nordwind, меня засмеёт за мой способ определения художественности текста:) И скажет, что, мол, и зарисовки художественные, и верлибр - это просто вершинка художки, а упоротые постмодернисты с потоками сознания всякими тоже мастера художки, да. С другой стороны, пока что по этому вопросу выражать свободное мнение можно. За это не садят, хех.
|
Матемаг
То, о чем вы говорите, как о "цели", это смысл. То, что хотел сказать автор, либо то, как он понимается читателем. А, касаемо "просто слов", то там, где мы переходим на классификации, отличия и логические построения, "просто слов" не бывает. Есть рабочие понятия, термины и определения. Вообще, если сюда пригласить литературоведа, он скажет, что нас пора гнать в шею, потому что мы всё перепутали и городим чушь. Я не так строга к тому, как называть, но только пока можно разобраться, что есть что. А то "художественность" это не литературная ценность, а, внезапно, сюжет. А "сюжет" это не события, а некая "последовательность", откуда одни элементы можно вытащить, а другие нет. Почему именно эти? Ну, потому что вам так захотелось. P.s. А знаете, что должно быть в произведении? Кульминация. Остальное – по возможности =) |