↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
12 ноября в 11:52
Aa Aa
Музыка, которая бесит
#музыка #Размышления #странное

Я не агрессирую на современные попсу и рэп. Я их не слушаю, да, но эмоций у меня они не вызывают вообще: просто белый шум с дурацкими словами.
Я не буду подрываться с дивана с воплями "выключи эту гадость!" – потому что это и не гадость даже, просто музыкально настолько "не цепляет", что удачно и быстро испаряется из сознания. Белый шум.

Да, я знаю, тексты там вредные для подрастающего поколения. Просто мне сложно злиться на них искренне, потому что когда росла я, половина песен была про проституток (часть от первого лица), вторая – про апокалипсис, а между ними были странные опусы, содержание которых истолкованию не подлежало. Шансон, попса и рок крутились на одной волне (например, на радио Маяк) – и сделать выбор в пользу подкастов или хотя бы специализированных радиостанций было нельзя за неимением оных.

В целом, из той музыки вышел бы саундтрек к стимпанковской антиутопии, где цыганский табор кочует по пустыне с промышленными заброшками, встречая по пути геологов, инопланетян и ночных бабочек.
Короче, планета Кин-Дза-Дза глазами местного населения.

После такой экзотики сложно злиться на кого-то по концептуальным причинам.
Поэтому из попсы голимой я не могла выносить только "Девчонки" от Руки Вверх и "Кукла Маша..." от Иванушек.
Потому что сочетание отвратительного вокала с липким (не прилипчивым, а именно липким) мотивом делало их похожим не просто на кислоту, а на кислоту, смешанную с маслом и сахаром: чтобы быстро промыть рану было невозможно.

Но вот что я ненавидела всегда, а сейчас ненавижу особенно...
Это музыка в стиле "Диснеевский эпик".
Формально она не так плоха и даже обычно сложена в мажоре, если я ничего не путаю.
Её часто исполняют люди с голосами в три октавы и сочиняют всякие важные маститые композиторы.

Но это самое бесцветное, скучное и эмоционально фальшивое, что я когда-либо слушала. Верный способ запороть хоть мультик, хоть фильм, хотя, видимо, так считаю только я.

Для примера, я к этому "жанру" отношу "Circle of Life" из Короля льва, "If You Believe" из Принца Египта, пресловутое "My Heart Will Go On" из Титаника – и тому подобные опусы.

Не обучаясь в музыкальных школах, я, разумеется, не могу сказать, "чем этот галстук плох математически" (с)
Есть лишь смутное ощущение, что "галстук", возможно, как раз математически правилен, но вызывает "эффект зловещей долины".

Точно так же я не смогу объяснить, почему для меня "Луч солнца золотого" из мультфильма Бременские музыканты опасно приближается к этой границе, а, например, "Мир без любимого" из 31 июня даже близко не вызывает негативных эмоций.
Почему, в конце концов, "I Will Always Love You" Уитни Хьюстон – это "совсем другое", а "Don't Cry For Me Argentina" из Эвиты и "Come What May" из Мулен-Ружа не цепляют, но и не бесят (как и многие победители Евровидения).

Может, и впрямь "эффект зловещей долины"?
12 ноября в 11:52
34 комментариев из 59 (показать все)
flamarina
Да, у Билли Айлиш хорошие именно песни, что доказывается тем, что любую из её песен прекрасно играет большой симфонический оркестр в форме законченной инструментальной пьесы.

Это в таком смысле композиция должна быть завершённой?
В смысле гармонии. У каждой песни есть тональность (мажор или минор от определённой ноты) или несколько тональностей, а у каждой тональности есть устойчивые и неустойчивые сочетания звуков. Устойчивые сочетания звуков предполагают некое завершение фразы или всего произведения, неустойчивые - продолжение. Никто не знает, почему одни устойчивые, а другие - нет, они такими воспринимаются. Помнишь сцену в "Иван Васильевич меняет профессию", где Бунша запутался в управляющих тросах колоколов? В конце он "играет" начало фразы "Не слышны в саду даже...", а Жорж, мучаясь от этой незавершённости, возвращается и доигрывает "шо - ро - хи". В каждой тональности есть строго определённые устойчивые и неустойчивые сочетания, поэтому любую мелодию можно высчитать чисто математически под стихи и наоборот - под готовую мелодию можно просчитать стихи.

Мелодия должна состоять из устойчивых и неустойчивых сочетаний и заканчиваться "самым устойчивым" сочетанием. Если в ней одни неустойчивые сочетания - напряжение у слушателя растёт чисто психологически и он начинает ожидать какого-то финала. Если финал не наступает, сначала внимание слушателя ослабевает, а потом у него наступает раздражение.

Из неустойчивых сочетаний пишут "прехорусы":

Мы можем быть только на расстоянии и -
В невесомости.
Хочешь упасть - я неволить не стану, хочешь лететь -
Лети! (там после этого "Лети" аж изнутри откуда-то слышится "но...")

А из устойчивых - припевы:

Но я тысячи раз обрывал провода,
Сам себе кричал: "Ухожу навсегда!"
Непонятно, как доживал до утра,
Салют, Вера!

Но я буду с тобой, или буду один,
Дальше не сбежать, ближе не подойти!
Прежде, чем навек поменять номера -
Салют, Вера!

И для каждого жанра музыки есть законы, как расположить устойчивые и неустойчивые сочетания, так же, как у стихов есть стихотворные размеры. Если они нарушаются, то произведение воспринимается как неправильное. Но неправильность может быть фишкой и создавать свой рисунок, в результате чего произведение становится цельным, а может раздражать как какофония.

Мой любимый пример - песня "Чёрная Луна" от "Агаты Кристи" - она вся состоит из неустойчивых сочетаний, которые ещё и сами по себе противные (там верхний звук всех аккордов на полтона ниже, чем нужно для приятного звучания). Она создаёт ощущение тревожности, тайны и какого-то порока что ли, но сочетание всяческой противности гениально складывается в отличное законченное произведение.

При этом неправильность бывает разная - незаконченность, монотонность, противоречивость, какофония (когда не удаётся определить начало и конец музыкальной фразы), и это всё нарушения гармонии. И почему-то сейчас модно коверкать именно эту составляющую песен - типа, всё уже написано, поэтому мы будем нарушать именно гармонию, чтобы "выделиться", но чтобы этим по-настоящему выделяться, надо быть "Агатой Кристи", Равелем или Шнитке.
Показать полностью
flamarina, эх! У меня любимая модель открытая... и есть запасные, ещё не пользованные той же модели, т.ч. лет на 5 я наушниками обеспечен и менять ничего не буду...
luna6
Время — деньги,
Деньги — вода,
Вода утекааает
В никуда...
luna6 Онлайн
i_fish
С Ариной и Лолитой - Про подружку.
KNS
Я всегда думала, что "Черная луна" просто вольное переложение Хавы Нагилы...

То есть, если сравнивать, те же "Королева автострады" и "100 шагов назад" эксплуатируют именно тему напряжения без финала?

Хм...
Получается, что в стихах для припева мужская рифма предпочтительнее.
А дактилической и гипердактилической не должно быть вообще.
А у меня как-то было два странных случая:
1. В общем, обзирала я как-то однажды вебсериал, который мне не нравился.
Хз почему вообще: может, потому что сама мечтала однажды сделать лучше, может, потому что не получалось ассоциировать себя с героями... в общем, не суть.
Тогда, в обзоре, я отметила, что музыка в вебсериале подобрана как-то странно: "Годные дорожки вперемежку с отвратной какофонией" (самоцитата).

Но что удивительно...
Спустя несколько лет я, создавая свой фик на ту же тематику, начала штудировать соответствующие сериалы, в том числе и этот.
И странно: большинство аудиодорожек (почти все, если быть точнее) на этот раз мне зашли.
Переписывать обзор, конечно, не буду, но сам факт удивил.

2. Пару лет назад я впервые услышала композицию "Стрелы" Тоси Чайкиной.
Плевалась до невозможности.
...А на днях поймала себя на том, что с удовольствием её напеваю.
Чем это можно объяснить? Почему то, что раньше бесило и казалось отборным д***мом, теперь западает в сердечко?
Просто Ханя
PersikPas
медузааа.. медузааа.. медузаааа
Морская черепашка
По имени Наташка
KNS
Да если бы им сказать только не чего было. Они же сейчас гундосят старые хиты
luna6
Младший лейтенант,
мальчик молодой,
Все хотят под танцевать с тобой
Если бы ты знал
женскую тоску
по сильному плечу


Чето прям нравится)
i_fish
большинство аудиодорожек (почти все, если быть точнее) на этот раз мне зашли
У меня такое постоянно для новой музыки. Не всей, но немалой её части. Нужно время, чтобы "расслушать". Иногда расслушивается со второго раза (т.е. когда ты уже забыл про группу, снова пробуешь - ага! - так, а почему она была скачана? 0_0 ).
flamarina

Я в 1985 году родилась. Я правильно подумала)
Я просто напоминаю, что если чушь начала казаться нормальной песней, то вы, возможно:
1) влюбились
2) постарели
3) деградировали.
flamarina
Просто я помню эти песни почему то из самого раннего детства. И мамины колыбельные. А дед мне пел про крейсер Аврора и я её тоже долго как колыбельную воспринимала
Наверное я старею
flamarina, или мой вариант. Мозгу нужно время, чтобы разобраться в песне и начать получать от неё удовольствие. Речь не о словах, я (почти) не слушаю музыку, в которой понимаю слова. Вокал просто солирующий инструмент обычно. Хз, почему у меня так работает мозг, но предполагаю, что не только у меня. Обычные люди с первого раза расслушивают любую песню, у них и слова-то такого нет - "расслушать"! Я - к сожалению, нет.
Матемаг
Ну, лично мне надо ровно два раза.
Первый ‐ ни о чем, но если после второго без эмоций, то это навсегда.
flamarina, хах, мне не помогает даже три раза внимательно вслушаться. Надо как бы дать песне отлежаться в мозгу. А потом - бах! - ух ты какая песня крутая была, а? Но при этом если в альбоме/у группы нет НИ ОДНОЙ песни, которая мне зайдёт с первого раза - я этот альбом/группу дропаю. И как показывает практика, при случайном возвращении тоже ничего не расслушиваю, т.е. это хороший детектор. Хотя бы одна песня с первого раза. А там могут и остальные подтянуться! Могут и не подтянуться, увы. Встречается и такое: альбом/группа одной песни.
Я всегда думала, что "Черная луна" просто вольное переложение Хавы Нагилы...
"Чёрная луна" в разы, если не на порядок сложнее, чем "Хава Нагила". У "Агаты Кристи" вообще очень сложная музыка, причём по-разному сложная. В "Чёрной луне" проигрыш из одних диссонансов - до такого ещё додуматься надо было. Я поэтому не верю во все эти истории про их наркотрипы - в каждой песне видны гигантский труд и очень светлые мозги, которые прекрасно понимают, что они делают и зачем. Их песни в этом смысле похожи на песни "Army of lovers", в которых такой же подход - сложность на всех уровнях - виден.

То есть, если сравнивать, те же "Королева автострады" и "100 шагов назад" эксплуатируют именно тему напряжения без финала?
Да. Меладзе вообще его часто использует. И не только на уровне гармонии. У него есть любимый приём небольшого смещения ритма - устойчивое созвучие приходится на слабую долю, а потом как бы дожидается сильной доли. От этого есть ощущение недосказанности, а потом финал наступает, предложение заканчивается, главная мысль выделяется: "Но, играя, разбила мне дУ - шу, а ведь это совсем не иг - рУш - ки, это сердце мой - йО". Подозреваю, что это не специально так, а чтобы брату было петь удобнее - можно верхнюю ноту не сразу взять, а как бы к ней "подъехать" к сильной доле (сначала взять ниже, потом постепенно выйти на правильный звук). В живых выступлениях он не может сразу взять последнее "Лети!" в "Салют, Вера", а "подъехать" - может. Вот так получился "не баг, а фича".

И сейчас в популярной музыке сложность вообще пропала. И даже академические музыканты вроде Люси Чеботиной поют совсем уж "два прихлопа - три притопа" с мелодией, составленной как попало из "Сто лучших сэмплов 2010-го на одном CD". И на Западе тоже. Все упрощаются, хотя возможностей писать сложно стало намного больше. Вон, Корнелюку не дали большой симфонический оркестр для записи саундтрека к "МиМ", и этот саундтрек по звучанию довольно бедный получился, а сейчас и просить бы не пришлось - всё можно на одном компьютере сделать.
Показать полностью
KNS
И сейчас в популярной музыке сложность вообще пропала. И на Западе тоже. Все упрощаются, хотя возможностей писать сложно стало намного больше.
Меня больше огорчает не то, что она упрощается (я как-то больше привыкла мыслить категориями "цепляет-не цепляет". И да, я деградирую😉), а то, что она становится... ну реально однотипной какой-то. Даже не всегда угадаешь, ибо они похожи друг на друга, как мои курсовики на материалы из Википедии(
i_fish
а то, что она становится... ну реально однотипной какой-то
А потом всё это заполируют нейросетями, обученными на однотипных песнях. И будет совсем уж одинаково, ага.
i_fish
ну реально однотипной какой-то
Так это и есть показатель отсутствия сложности, причём сложность пропадает на всех уровнях - и на уровне текста, и на уровне вокала, и на уровне мелодии, и на уровнях гармонии-ритма. И темы у песен стали совсем однотипные. В основном - "ты меня бросил(а), я теперь пью и танцую где-то в клубе".
KNS
Ты шо, это ж классика баллады =)

Мне что-то вспомнилась любимая песня всея Мексики "La Copa Rota"
Какой-то дремучий год создания, однако ж вечное "ты бросила меня, и теперь я сижу в баре и напиваюсь".

"Налей мне вино в этот разбитый стакан, такой же разбитый, как моя жизнь"
flamarina
Ну так классических же баллад не одна, почему все именно к этой прицепились-то? Некоторые говорят, что сейчас больше ничего нельзя петь, но блин, ещё каких-то двадцать лет назад пели же про рецепт яичницы, про то, как Аргентина в футбол победила Ямайку 5:0, и про зимний вечер в Сорренто, который погодой не балует. Почему бы сейчас такое не петь?
KNS
i_fish
Так это и есть показатель отсутствия сложности, причём сложность пропадает на всех уровнях - и на уровне текста, и на уровне вокала, и на уровне мелодии, и на уровнях гармонии-ритма. И темы у песен стали совсем однотипные. В основном - "ты меня бросил(а), я теперь пью и танцую где-то в клубе".

Надо сказать, порой получаются нормальные, на мой плохой вкус, вещи. Даже с учетом того, что сама тема "страдающих брошенок" не моя.

Но порой... *ворчу, как бабка*

Клише из клипов, который меня почему-то выбешивает: весь сюжет клипа строится на преклонении-восхищении романтишной девочки к любимому исполнителю, а в процессе она этого исполнителя встречает ИРЛ. Тем временем я такая: "Ну и что ты в нем нашла? Там же ни голоса, ни внешности, лол"... (восхищаться там можно только таргетологом, который его продвинул).

Конечно, я сама постоянно использую всякие избитые штампы в своих фф, тибрю куски чужих сюжетов (однажды я посмею монетизировать эти вещи, и меня привлекут), но...
Вот два примера, просто чтобы поржать:
1. Rasa: "Это лето моё, это лето моё..." Тем временем Dabro: "Это юность моя, это юность моя..."
Ладно, сделаю вид, будто это постметапереосмысление. Но дальше...
2. Niletto:
"Не догонишь, не поймаешь, не вернёшь,
Убежала вдаль красивая девчооонка..."

И тут на меня накатывает ностальгия по середине нулевых. А конкретно — сестры Толмачёвы:
"Ускакала в поле молодая лооошадь,
....
Не догонишь, не поймаешь, не вернешь..."

Для меня загадка, как они там разбираются насчет авторских прав)
Показать полностью
i_fish
Надо сказать, порой получаются нормальные, на мой плохой вкус, вещи.
Бывает, конечно. Мне, например, нравится песня Лолиты "Грустная танцую", правда, я её "услышала", когда её спел Кай Метов в проекте "Суперстар".

А так - я регулярно слушаю хит-парады МузТВ, Русского радио, Европы Плюс - и ничего не цепляет ни в каком смысле. Так-то я обычно не слушаю песни, а слушаю только инструментал, но связь с потоком стараюсь не терять, но поток совсем испортился. В последнее время у меня появилась фобия наткнуться на Shaman - я его прям физически не могу слушать, его песни меня бесят во всех аспектах. Он как будто специально создан, чтобы раздражать. И в западной попсе также терпеть не могу Эда Ширана :)
KNS
А мне вот у каждого из этих двоих нравится (в смысле почти не бесят) только по ОДНОЙ песне. Это "Shape of you" и "Самый русский хит". Может, дело в том феномене, который недавно описывался в СМИ: типа если одна и та же гармошка звучит из каждого утюга, то мозг к ней автоматически привыкает и начинает получать удовольствие...
Но у меня почему-то так прокатывает не со всеми песнями. Особенно если я имею дело с чем-то вяло-уныло-тягучим: "Некуда бежать" и "Скоро рассвет" мне неприятны на молекулярном уровне (почему — загадка).
Лучше уж, в самом деле, послушать в сотый раз про человека в телогрейке или про мусорка, который хочет срок пришить по поводу и без.
i_fish
"Shape of you"
Терпеть не могу до колик )))

мозг к ней автоматически привыкает и начинает получать удовольствие...
Сейчас утюгов очень много стало, и этот механизм начал сбоить )
KNS
С отсутствием "безобидных" песен – которые эдакая полухохма ни о чём серьёзном или обидном – я столкнулась очень жёстко в связи с тренингами на сплочение.

Вот, скажем, надо, чтобы вместе что-то исполнили.
В караоке или ещё как.

Для этого:
1) песня должна петься просто
2) мотив должен быть цепляющий
3) текст безобидный
Можно дурацкий, но тогда ещё более безобидный.

Эм... и что? Что 20 лет назад, что сейчас туда попадают всякие "Батарейки", "Аргентины-Ямайки" и раннее творчество группы Ляпис-Трубецкой.

А из нового? А из нового или никто слов не знает, или слишком серьёзно, или слишком обидно.

Возможно, некоторые люди не разучились делать хорошо.
Но делать безобидно и забавно разучились все.
flamarina
Вот кстати да. Караоке. Летом ходили последний раз туда отдохнуть и там репертуар только нулевых и девяностых. Ощущение, что за последние 15 лет ничего и не пели нового.
Ну и Цой ещё.
flamarina
А из нового? А из нового или никто слов не знает, или слишком серьёзно, или слишком обидно.
Ты в сторону, прости Господи, Артура Пирожкова и Супержорика не смотрела? Их песни в Сочи на пляжах гоняют - народу нравится, эти песни выделяются на фоне сплошной каши-во-рту, и слова в них быстро запоминаются и прилипают. Их почему-то тяжело "услышать" в первый раз, они пролетают мимо ушей как фоновая музыка в магазине, но в целом если расслушать, то неплохие так-то песенки. Правда, оба сейчас в неясном статусе толи иноагентов, толи нет, но вроде Ревву совсем простили, а Галустян в Армении самые острые моменты пересидел.
Я бы еще добавила Сердючку (который на несколько уровней превосходит этих двоих). Но тут уже низзя, ибо... короче, вы поняли)
i_fish
Тому, что крутили у Сердючки... тоже сейчас по 10-15 лет, кстати.

KNS
О, покажу коллегам.
Есть там у меня двое, которые забили на все эти иногентские штуки, потому что уверены, что на них забили их клиенты (кто-нибудь всё равно обратит внимание... но да это не моя головная боль)
Evakoshka
Интересно; а Deliver us из того же Принца Египта попадает под эту категорию?
Нет, ну что вы, я же люблю драму =)

Партия хора мне нравится, куплеты матери Моисея... ну такое – мюзикл есть мюзикл.
Задача понятна, звучит трогательно, но в одну песню не сложилось бы, не будь это мюзикл.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть