![]() #опрос #вопрос_читателям_и_подписчикам #расширение_обзоров #новый_клуб
Добрый день! Занимаясь разбором фильмов на предмет скрытого смысла, задумался над тем, что можно ведь разбирать и литературные произведения (например, российские или зарубежные). А теперь собственно опрос. Хотели бы вы видеть как я разбираю художественные произведения на предмет скрытого смысла?Анонимный опрос, До 25 февраля, 11:21
Проголосовали 30 человек
Голосовать в опросе и просматривать результаты могут только зарегистрированные пользователи вчера в 11:25
|
![]() |
|
Грызун
Книги пишет один человек и иногда прям физически ощущаешь границы его картины мира. А если книгу напишет гений, то поверьте, что вы будете очень долго выяснять границы его мира. Например, Толкина или Достоевского до сих пор исследуют кучи философов, литературоведов и критиков и они до сих пор не исчерпали предмет своего обсуждения. |
![]() |
|
Это неудобно.
Показать полностью
Фильм, который человек не смотрел, он может посмотреть за 1,5-2 часа и убедиться или опровергнуть ваше мнение. А книгу, которую он не читал? Даже если она стандартная, пару дней потратить придётся. Не всякий на это пойдёт. Значит, странных книг, которые знают не все, там не будет. А будет... что? 1) Классика? Здравствуй, школа... Конечно, то, что лошадь Вронского Фру-Фру была одной "масти" с с Анной Карениной можно трактовать как знак и предостережение, но... ничего особенного это в смысле не меняет. 2) Признанные символисты, мистики, масоны и прочие алхимики? Метерлинк, Булгаков, "Роза мира", какой-нибудь Погорельский и Гофман. Ну, собственно, их второй смысл обычно бывает как раз первым и единственным... и все стюардессы давно выкопаны. 3) Всем известное фэнтези? Ну, это перспективно. Исторические параллели ПЛиО, алхимические и планетарные аналогии Хроник Нарнии и Властелина колец, гипотезы о национальной и религиозной принадлежности эльфов Ведьмака... 4) Модная чернуха и признанный артхауз? Если ограничить обзоры Пелевиными, Сорокиными и прочими Ерофеевыми... А из зарубежки закуситься с Джойсом, Беккетом и ещё парочкой странных товарищей типа Йена Бэнкса, то... это будет как раз тот разбор, который прочитавшим уже не интересен, а ещё не прочитавшие... вряд ли это осилят. Вывод: книги не так удачны для разбора. Если только в классике фэнтези порыться. |
![]() |
мисс Элинор Онлайн
|
Если вам интересно разбирать книги (любые), то я бы ваши обзоры почитала) Вы раньше писали о книгах, мне вот любопытно было прочитать ваше мнение и подумать, стоит ли мне вообще читать этого автора)
Лично мне фильмы не так интересны, особенно триллеры и прочее страхолюдство, а вот книги... книги всегда ближе) |
![]() |
|
flamarina
Классика? Здравствуй, школа... Вы удивитесь, что можно найти за пределами школьной программы в тех же самых произведениях. Классику в школе не умеют преподавать, но её и читать не умеют. Например, ваш покорный слуга только на старости лет узнал, что оказывается Грибоедов прекрасно знал латынь и что Фамусов от латинского "фама" т.е. молва. И что описание дома Фамусова похоже на поэму Назона, где "в дом молвы съезжались гости". И что сам Грибоедов писал в одном из писем, что "хотел бы написать классическую комедию, где смысл был бы глубоко запрятан под фальшивой наружностью" и так далее. Нет, я в такое уже не полезу, понятно дело (это не мой анализ). Но интересно, что есть там оказывается и такой "план" сюжета, которому в школе не учат совсем. Дочь Фамусова ведь София. И в книге она не Софья, а София (изначально по крайней мере). София - мудрость, Павел - меньший. София Павловна живет в доме Фамусова, т.е. "малая мудрость" живёт в доме "молвы". И Чацкий - это Чадский и поэтому "дым отечества так сладок и приятен" (чад=дым). Ну и т.п. |
![]() |
|
Scaverius
У меня была хорошая гимназия, так что насчёт "не преподают" я бы на вашем месте уверена не была. Но я о самом подходе. Люди так откровенно устают от содержимого школьной программы, что им физически неприятно порой ещё раз окунуться в мир "Братьев Карамазовых" или "Войны и мира". Пусть даже с "неожиданной" стороны. 1 |
![]() |
мисс Элинор Онлайн
|
flamarina
Люди так откровенно устают от содержимого школьной программы И что теперь? Во-первых, от школьной программы устали далеко не все. Во-вторых, зачем ориентироваться исключительно на тех, кто "устал" и лишать себя чего-то интересного? Если ТС хочется порассуждать о книгах, которые - о ужас! - проходили в школе, ну и здорово. Я вот почитаю. И другие читатели найдутся, уверена. И вообще, здесь, в блогах (и в целом на Фанфиксе), думать о том, что интересно какому-то "большинству" - очень странно. Зачем? ТС что, собирается лекции или подкасты продавать? А если речь не идёт о продажах, то главное - о чём ТС интересно читать и писать. |
![]() |
|
мисс Элинор
Речь не об этом вот совсем. Скорее о том, что содержимое "классики" переоценено, а если и нет – исследовано вдоль и поперёк, и в ряде случаев и так уже черпают воду там, где давно песок... В фильмах же есть возможность познакомиться с фильмом, который не смотрел и вообще о нем раньше не слышал. Получить НОВЫЕ впечатления. |
![]() |
мисс Элинор Онлайн
|
flamarina, сначала вы говорили именно об этом - что есть люди, которым опротивела классика. Про то, что классика переоценена и сказать там нечего - ну, очень странное утверждение...
Более того, среди тех, кто сидит в блогах, есть те, кто эту классику перечитывает и фички по ней пишет. А ещё есть те, кто школьную классику благополучно забыл и теперь при столкновении с этими фичками на конкурсах заново открывает для себя... нечто новое, представляете? Я уж не говорю о том, сколько новых впечатлений дарит перечитывание во взрослом возрасте книг, которые читал подростком. Тут тоже многие подобными впечатлениями делились) Так что не говорите за всех, говорите за себя. Вам не интересны обзоры книг, вам интересны обзоры фильмов, а у других людей мнение может быть другое. |
![]() |
|
Scaverius
А если книгу напишет гений, то поверьте, что вы будете очень долго выяснять границы его мира. Например, Толкина или Достоевского до сих пор исследуют кучи философов, литературоведов и критиков и они до сих пор не исчерпали предмет своего обсуждения. Я не спорю, что в Достоевком можно массу диссертаций нарыть даже в "школьно-классическом" Преступлении и наказании.Но границы мира... В том же ПиН у него мне не хватило женского взгляда, например. Не взгялда на женщин с христанской точки зрения как на аватару богоматери/магдалены, не взгляда "фу, проститутка" или выживания, а каких-то штрихов, показывающих, что он с его так-то неслабой прницательностью и про женский внутренний мир что-то понимал. Но чего не заметила, того не заметила. (В Воскресении Толстого при всей его специфичности понимания видно больше, например). Это не тот случай, когда в тексте тесно, отнюдь. Но границы есть у каждого) Возможно, благодаря этому человек и может писать тексты более оригинальные чем нейросетка, у котрой границ нет. |
![]() |
|
мисс Элинор
Показать полностью
Я знаю, что я говорила. А вот что вы читаете в моих словах, я знать не могу. Вот она профдеформация по поиску смыслов, которые автор не закладывал, да? =) Оба моих поста – одна и та же мысль, только изложенная разными словами. Впрочем могу изложить третий раз, короче, словами Ирина Шоу: "только плохие актрисы играют ещё и в жизни". К разборам школьного типа тяготеют те, кто в них не наигрался. Снимать стружку с полена, которое строгали до тебя миллионы, включая критиков и литературоведов, режиссёров и актёров, каждого учителя и ученика в стране как минимум с 60-х годов... Ну, такое. Это или счастливо не знать, что уже сказали другие (вопрос образования) или не играть в то, что это "разбор". Честнее сказать, что это придумка. Что автор мог такого не подразумевать вовсе. Но фактам и канону это не противоречит, поэтому кинуть камень никто не сможет – все события на месте, изменена лишь подача. Режиссёры так и поступают. Так и появляются постановки, в которых Гамлет в во время учёбы в Германии пал жертвой гомосексуальной страсти. Именно поэтому по приезду он уклонялся от Офелии и вообще находился в странном расположении духа (в старых учебниках отмечено: отцеубийство главная фантазия в психоанализе геев, а один из триггеров переориентации – патологическая неверность матери, вызывающая презрение к женщинам). Дальше, под спойлером, оффтоп, т.к. содержит не дискуссию по теме, а ответ лично вам, который к опросу ТС отношения не имеет: Фики – не просто не то же самое, что разбор. В 90% это нечто противоположное, чем разбор. Фикрайтерство как явление – прежде всего стремление не изучить, а переделать. Объяснить, где автор был неправ (несправедлив, неточен, непсихологичен, однобок). Разбором могут быть только миссинги и тот вид АУ, который поддерживает автора по принципу "как верёвочка не вейся, а совьёшься ты в петлю": то есть создает иные выборы и события, чем те, что в каноне послужили причиной трагедии, но показывает, что в это время, в этих обстоятельствах, с этими людьми иначе и быть не могло. И если вы уж затронули тему фанфиков по классике, то скажу откровенно: я ими потрясена. Это сочетание невероятного упорства, таланта и беспомощности. Таланта, потому что у этих школьниц, студенток, замужних мам с детьми, почтенных пенсионерок и другой публики – получается писать на уровне прекрасных образцов литературы, созданных наиталантливейшими людьми 19-го века. Это великолепно. А беспомощности потому... что при этом им начисто отказывает "музыкальный слух". Любой понимает, что подражание Маяковскому отличается от подражания Белле Ахмадулиной не только темами и персонажами – и написав "Ах, революция была, красней, чем снегири" – в стиль Маяковского не попадёшь. Но почему же с прозой это знание отказывает? 19-й век – не век особенных персонажей и характеров. Их количество ограничено, как количество амплуа у актёров театральной труппы. Это не век особенных событий: социальная жизнь и даже её катастрофы и скандалы вполне однородны. Литература 19-го века – это парад авторских стилей и авторского отношения, выражаемого через подачу материала. Только этого. Именно этого. 19-й век стремился создать не "особенных" героев, а типичных, характерных, понятных каждому читателю. Чтобы потом этого читателя заманить в свои авторские рассуждения. Это литература 20-го века вернулась к культу особенных личностей и экстраординарных характеров, которых можно посылать хоть в космос, хоть на пиратский бриг, а они будут узнаваемы. Оттого с Булгаковым и Горьким работать уже легче. У авторов, пишущих на фанфиксе по классике, есть талант, но есть и привычка подавать Снейпа тысячью способов с разным гарниром. Не хватает у них "музыкального слуха" на сохранение авторского стиля и подачи. В результате Толстой, Лермонтов, Пушкин, Тургенев и Островский – оказываются одинаково причёсаны под Достоевского и Чехова. Серьёзно. Драматично. Бытописательски. Современно. Пропадает Лермонтовская трепетность, Пушкинская ирония, разношенная уютная сентиментальность Толстого со снисходительностью к человеческим недостаткам. Пропадает азарт героев Островского, которые вечно живут как за карточным столом, рискуя и надеясь до последнего, пока не проиграются до нитки. Всё Достоевский и Чехов. Надрыв, стекло и рутина. ООС И вы хотите сказать, что в изучении авторского замысла заинтересованы люди, которые не заинтересованы в авторском настроении и стиле? О нет. Здесь речь идёт не об изучении и разборе. А о конструировании. По причинам, изложенным выше. Так что не говорите за всех, говорите за себя. Обратите внимание на опрос.На последнюю строчку опроса. Своё мнение (в комментариях). Что я и предоставила. Не вам, а автору опроса. 1 |
![]() |
мисс Элинор Онлайн
|
flamarina
Ну вот, и вы не поняли моих слов. Когда я сказала, что "люди здесь пишут и читают фанфики по классике" - это только то и значит, что классика в том или ином виде интересна, а не является чем-то устарелым и переоцененным. Стало быть, обсуждение классики тоже может оказаться для кого-то интересным. Вы же писали в таком тоне, как будто классика не может быть интересна никому и только фильмы дают новые впечатления. Вы написали очень любопытную простынь текста, но совершенно в другую степь. |
![]() |
|
мисс Элинор
Показать полностью
Не думаю, что "в другую степь". Думаю, что кто-то узковато смотрит. Классика интересна (некоторая, по крайней мере). Но мы здесь собрались согласно намерениям ТС не читать классику, а анализировать классику. Причём как бы объективно, ничего не придумывая, а только "открывая". Как я уже сказала, для по-настоящему старых и популярных книг это напоминает "мама, я буду мореплавателем и открою новый континент!" Тут или на другой планете... – или остаётся только насыпать парочку островов, как китайцам. Все исключения, толкуемые до сих пор, называются обычно "священным книгами". О да, Веды, Коран и Тору можно разбирать ещё довольно долго... хотя в последнее время и здесь количество качественно новых оригинальных разборов падает (возможно, потому, что самых оригинальных разборщиков в своё время дизлайкнули в соответствии с местными национальными обычаями). И все мои варианты, все мои соображения были посвящены не художественным достоинствам классики, а перспективам разбора. Поскольку ТС спрашивал именно это, я отвечала именно на этот вопрос. И не считала необходимым каждый раз дописывать очевидное: РАЗБОР классики, РАЗБОР чернухи, РАЗБОР фэнтези, РАЗБОР творений масонов и мистиков... Ответ традиционно может обладать неполной структурой, понимаемой благодаря вопросу =)) |