Сказка про Уотершипский холм и Черного Кролика Инлé От Ложноножka Дело рук твоих | От Mashrumova Корона, Юнион Джек и снитч | От ArtChaos Четверг - рыбный день | От Наиля Баннаева |
6 лет на сайте
12 августа 2024 |
|
10 аудиофанфиков
29 сентября 2023 |
|
30 артов
29 сентября 2023 |
|
5 лет на сайте
12 августа 2023 |
|
У Кота Баюна
13 февраля 2023 |
InCome
1 августа 2019
Коллекции загружаются
#inQuest #филологическое #бетское
Бытует мнение, что конструкция "от [бренда]" это дурновкусие. Однако же классики ее себе позволяли: Подле тяжелого буля стояла откидная кушетка от Гамбса, высокий готический камин прикрывался ширмами с картинами фоблазовских нравов... (И. А. Гончаров, «Обрыв»). Веруня постояла, посмотрела ей вслед, вздохнула ― и начала с большим усилием надевать пышное и тугое песочное платье от Claire (З. Н. Гиппиус, «Без талисмана»). Примеры взяты из зажигательной статьи: https://gzom.ru/lyudi/chto-ot-gucci-a-chto-ot-lukavogo/. Автор полемизирует с Артемием Лебедевым, который в своем «Ководстве» категорично утверждает, что «предлог „от“ не может выступать в качестве обозначения причастности. Не костюм от „Армани“, а просто — костюм „Армани“». И автор, приведя ряд аргументов, приходит к выводу, что предлог 'от' в подобном контексте все же может употребляться — при условии, что источник «отчуждаемого предмета» — фешенебельный, элитарный или, как бы сказали сегодня, «премиальный». Имя, которое само по себе знак качества. Вспомним Розенталя: благодаря предлогу «связь между словами уточняется». Здесь — усиливается персонификация, с оттенком уникальности объекта. «Чуть ли не от Буре»... Разница между «платком Hermès» и «платком от Hermès» — семантико-стилистическая. Там, где важно охарактеризовать персону через её вещные атрибуты, через «статусное обладание», второй вариант гораздо уместнее. А вот пример, найденный у Ю. Н. Тынянова («Малолетный Витушишников»): У Родоканаки был славный повар. Каждое блюдо имело свою историю: устрицы из Остенде, вина от Депре. Кажется, он вывод подтверждает. Свернуть сообщение - Показать полностью
14 Показать 19 комментариев |
InCome
26 мая 2019
Коллекции загружаются
#прямая_речь
#бетское #филологическое тег для скрыта/поиска: #inQuest В дополнение к предыдущему посту о прямой речи, разорванной словами автора, смастерила алгоритм — и приглашаю бета-тестить его на предмет правильности и применимости. Да, я все еще продолжаю отчаянно штурмовать эту высоту. ) Грамота.ру в своей Справке (на которую ссылается #фанфикс) дает такую схему: — П, — а. — П. Но не дает такую:— П. — А. — П. — хотя она используется довольно часто.Об этой второй есть у Розенталя: «Если слова автора, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они пишутся с прописной буквы». Так вот: как разобраться, отдельное там предложение или нет? С большой или с маленькой буквы слова автора? Запятая или точка после первой реплики? Выбор знаков зависит от: 1) грамматических характеристик слов автора и 2) степени их смысловой связи с репликой. Сперва схема-мнемоника, а потом ее разбор. https://i.imgur.com/YybTeew.jpg 1. Грамматическая самостоятельность Убираем прямую речь и смотрим, будут ли слова автора полноценным предложением. 1) если получившаяся фраза грамматически ущербна, значит она связана с прямой речью в одно неделимое предложение → точки между ними быть не может → пишем с маленькой буквы (и ставим запятую). — Ах, тише, — испуганно прошептал кролик. — Ведь королева услышит! «Испуганно прошептал кролик» само по себе, отдельно, на ногах не стоит (ср. самостоятельное: "Кролик испугался"). Яркий маркер таких конструкций — обратный порядок слов (инверсия): сначала глагол, потом существительное ("сказала она"). Здесь слова автора всегда с маленькой буквы. 2) если авторские слова сами по себе — целостное предложение, то они могут начинаться с большой буквы. Что значит "могут"? Об этом следующий пункт. 2. Единство субъекта речи и действия Если в словах автора действует не тот, кто произносит реплику, — всегда пишем их с большой буквы (и ставим точку). Здесь авторские слова являются самостоятельным предложением, которое окружено прямой речью, но с ней не связано. — Ах, тише. — На них уже оглядывались. — Ведь королева услышит! Строго говоря, тут требуется не только поставить точку, но и разбить на три абзаца. Оформление в строку здесь возможно только в том случае, если иначе потеряется слитность ситуации (например, персонаж говорит, и одновременно с его словами что-то происходит, влияя на его речь). — А кто его знает… Это еще до меня было… Ты не знаешь, Эль? — Эль лениво помотал головой. — Ну, в самом деле, не все ли вам равно… Если есть хоть малейшая возможность разделить ситуацию на микроэтапы, то принцип простой: разные субъекты → разные абзацы. — Сэр гражданин Мерлин, — сказал я. — Нельзя ли чуть потише? Я ничего не слышу. Мерлин замолчал с видом человека, готового продолжать в любой момент. — Алло, — снова сказал я в трубку. Если слова автора — полноценное предложение и относятся к самому говорящему, то смотрим следующий пункт. 3. Одновременность речи и действия / комментирование реплики 1а) Если речь персонажа сопровождается действием/состоянием, подчеркивается их одновременность, то допустимо поставить запятую. Здесь все зыбко, зависит исключительно от замысла и цели автора. — Ах, тише, — кролик испуганно оглядывался. — Ведь Королева услышит! Эта запятая сообщает, что кролик шепчет, одновременно оглядываясь. ― Давай сюда, ― от нетерпения у него руки дрожали. ― Скорее. — Лемурий Кумбрийский писал, — студент не мог оправиться от смущения. — Ох, как же там было? (Для сравнения: — Ты ему скажи. — Простой хороший парень Эль гнул свое. — Ты за него не заступайся. Так ему и скажи: пусть идет к Бубе в «Оазис», и весь разговор.. Здесь нет одновременности речи Эля и его действия, это автор дает свою ремарку, оценку.) 1b) Если автор описывает само звучание реплики, также возможна маленькая буква и запятая: — Так это одно и то же, — последние три слова она выделила голосом. — Думай о смысле, а слова придут сами! — Сегодня четверг, — она звучит как госпожа в своем праве. — Заваришь нам какао? 2) Одновременности нет, идет сперва речь, потом действие и снова речь. Тут всегда пишем большую букву (и точку). — Ах, тише. — Кролик испуганно огляделся. — Ведь Королева услышит! Точка сообщает, что кролик сперва шепчет, а потом оглядывается. — Диван мягкий, полуторный, инвентарный номер одиннадцать двадцать три. — Он наклонился и пощупал. — Вот он у вас влажный. — Так бы сразу и сказал. — Он помолчал. — Ну, а чем у тебя все кончилось вчера? Такие вставки в речь, наподобие ремарок в пьесе, обычно бывают краткими. Если предложение распространенное и разбивает ситуацию собственно речи, то его лучше выделить в абзац. _____________________ И под конец напоминание-пояснение: если слова автора вставлены внутрь цельной неделимой реплики (а не между репликами), то они включаются в состав этого предложения, а значит, точки и большой буквы там быть не может никак. — Генерал-полковник Туур, — она достала платочек, — так и умер с саркастической усмешкой на устах... — Фу, — сказал он, — можно наконец ехать домой. Вот вам моя карточка, Иван. Поставьте ее на письменный стол и не выбрасывайте до самого отъезда. — Он подошел к плоскому ящичку возле бара и сунул в щель другую карточку. Раздался звонкий щелчок. — А вот это, — сказал он, разглядывая карточку на просвет, — передайте вдове с моими наилучшими пожеланиями. P.S. Левел-ап писательский: обсуждение выбора синтаксиса и пунктуации в зависимости от оттенков смысла https://korrektor-ru.livejournal.com/602663.html#cutid1 Свернуть сообщение - Показать полностью
20 Показать 19 комментариев |
InCome
18 мая 2019
Коллекции загружаются
#прямая_речь
#бетское #филологическое #inQuest За правилами оформления прямой речи #фанфикс отсылает на Грамоту. Но вот какая штука: там в Справке описаны не все варианты, причем отсутствуют именно самые заковыристые, те, которые особенно нужны в нелегком труде писателей и бет. Очень часто в художественном тексте слова автора вклиниваются в речь персонажа, разрывая реплики. В этом посте собраны, пожалуй, все возможные варианты типографики, когда слова автора стоят внутри прямой речи (при диалогическом, не кавычечном оформлении). Коллег прошу метать конструктивные тапки. — П, — а. — П. — Заходи, — кивнула она. — Присаживайся.Слова автора относятся только к первой части прямой речи. /Она сказала "Заходи", одновременно с этим кивая. Потом она сказала "Присаживайся"./ — П. — А: — П. — Заходи. — Она кивнула на кресло: — Присаживайся.Слова автора относятся только к второй части высказывания. /Она сказала "Заходи". Потом она кивнула, говоря: "Присаживайся"./ — П, — а, — п. — Заходи, — кивнула она, — и присаживайся.Слова автора относятся к обеим частям прямой речи, разрывают собой цельную фразу персонажа. /Она сказала "Заходи", одновременно кивая и продолжая фразу без паузы./ И это единственный случай, когда _после_ слов автора можно воткнуть запятую (да, только при наличии запятой _перед_ ними; ну разве что многоточие еще может быть: — Если уж зашел... — кивнула она, — то присаживайся.). — П, — а_а: — П. — Заходи, — кивнула она и добавила: — Присаживайся.Слова автора распадаются на две части, первая комментирует начало прямой речи, а другая относится к второй части высказывания. В такой конструкции в словах автора два глагола. Вариант: — П, — а. А: — П. — Заходи, — кивнула она. Помедлив, добавила: — Присаживайся.— П. — А. — П. — Заходи. — Она кивнула. — Присаживайся.Автор описывает последовательность речь-действие-речь: /Она сказала "Заходи". Потом кивнула. Потом сказала "Присаживайся"./ Вариант: — Заходи. — Дверь за мной закрылась. — Присаживайся. Слова автора относятся не к говорящему. /Она говорит, и в это время хлопает дверь./ Этот последний вариант с точки зрения строгой стилистики должен биться на три абзаца. Но в современной типографике оформление в строку вполне себе живет: это удобно для того, чтобы реплики в диалоге не перепутывались, и для создания эффекта единства ситуации. Такие ремарки "не о говорящем" допустимы лишь если они очень, очень короткие, вроде тех, что бывают в текстах пьес (чуть подробнее об этом здесь: https://fanfics.me/message382157). __________________ Ах да. Если первую часть высказывания нужно закончить вопросом, восклицанием или многоточием, то работают все те же самые закономерности. 1. Если вы ставите ? или ! или ... вместо запятой — то после тире слова автора с маленькой буквы. — П? — а. — П. — Зайдешь? — спросила она. — Ну, проходи.— П? — а. А: — П. — Зайдешь? — спросила она. И на мой кивок ответила: — Ну, проходи. 2. Если вы ставите ? или ! или ... вместо точки — то после тире слова автора с большой буквы. — П? — А. — П. — Зайдешь? — Она слегка попятилась. — Ну, проходи.— П? — А: — П. — Зайдешь? — Она приглашающе кивнула: — Ну, проходи. Свернуть сообщение - Показать полностью
25 Показать 15 комментариев |