↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
My Chemical Victim
26 июня 2022
Aa Aa
#реал

Почему-то в последнее время мне всё чаще и чаще начинают попадаться статейки именитых авторов, которые можно в общем и целом свести к постулату «почему то, что вы любили, — фу, бе и мерзость». Какой-нибудь Нил Гейман напишет что-нибудь про «Хроники Нарнии», где будет заниматься деконструкцией. Какой-нибудь Дивов вывалит свой набор букв по поводу «Гарри Поттера», и так далее.

Возможно, я не прав, но я считаю подобное очень простым и подлым. Бо́льшая часть людей читала эти книги в глубоком детстве, и они до сих пор у них именно там и отзываются. Я обожал в детстве «Котов-воителей», и подобные статьи, направленные на спор с моим давно выросшим ребёнком внутри меня, на какую-то деконструкцию чего-то светлого и любимого, не несут в себе, по сути, никакой ценности, кроме ценности оскорбления — я же не тот ребёнок уже, я не могу ничего противопоставить: у меня и кроме хороших и светлых эмоций от этих книг мало что осталось, лишь смутные воспоминания. Чем-то мне это напоминает абстрактную ситуацию, в которой к вам прибегает радостный ребёнок, который только что видел двойную радугу, а вы к нему: ага! на мокрую улицу бегал? и не переобулся даже, в сандалиях выскочил! вот поросёнок, ты хоть подумал, что я это мо́ю? и куртку не надел, конечно, простудишься, а мне с тобой сиди!

А ребёнок бежал радостный из-за радуги.

И выиграть спор с кем-то внутри нас, давно оставшимся в прошлом и оставившем лишь смутные тёплые воспоминания, просто задавив его рандомными вывернутыми наизнанку фактами, взрослым рациональным мышлением, душнением, бубнёжем, так же просто, как и отобрать конфету у ребёнка.

Ребёнок хоть укусить за это в ответ может...
26 июня 2022
44 комментария
Altra Realta Онлайн
Гейман не для детей это пишет.
My Chemical Victim
Altra Realta
Дивов тоже не для детей это пишет.
Да, я понимаю. Сама на кв год назад подсела, что касается самой сути поста... я с Вами тоже согласна на все 100
Altra Realta Онлайн
My Chemical Victim
Именно. Для своей аудитории.
Ничего нового он аще не сказал.
Строго говоря, Гейман хотя бы не "какой-нибудь"...
Он действительно имеет собственный талант и успех, а не только стервятничает по полям критики.
Это редкость.

Но да, у него комплекс насчёт Льюиса. Якобы из-за религии.
Но на деле скорее из-за того, что Льюис был то самое банальное слово: хороший человек.
Вне религии или убеждений. Он просто из редкой породы писателей, которые в жизни берут на себя ответственность.
Большинство же оттачивает свою фантазию на оправданиях "почему я не смог".
Отсюда то морок и колдовство, то волшебные ништяк у проклятых соперников, то внезапная жалость к врагу.
А Льюис хорош ещё и своей честностью: всё можно исправить, но для этого надо постараться и реально что-то сделать, а не лапки сложить и ждать чуда. Поэтому его Эдмунд и даже Юстас - совсем не то, что Геймановские мальчики...
november_november Онлайн
А я совершенно не согласна. Те же "Хроники Нарнии" имеют в своей основе отчетливый религиозный мотив (с множеством спорных моментов, касательно, например, отношения к женщинам).

Почему бы взрослым людям, писателям, особенно -- стоящим "по другую сторону баррикад", которых это волнует -- не разобрать подробнее состав произведения, его пропагандистскую линию и множество других взрослых и важных вещей?

"Я читал в детстве, мне понравилось, не прикасайтесь к этому взрослыми немытыми руками" -- ну, очень спорное утверждение.
Ну...
Как бы это аккуратно сформулировать?
Если помнишь какой-то текст, замечаешь за собой "эффект уточки" и прочие чуЙства - и если есть время, то через стадию деконструкции эти воспоминания стоит протащить. Особенно по отношению к "подростковой литературе" и существенной части "лёгкой классики". Оно хоть и обижает тень внутреннего ребенка, но спустя время - может и обогатить восприятие.
Но это затратно и не слишком эффективно в целом.
Для автора текст это работа, профессиональный продукт, для вас доза эскапизма внутривенно.
Принцессы, внезапно, какают и ходят к генекологам.
На шоколадной фабрике не Вилли Вонка, а кондитеры, фасовщики и инженеры. Которым интересен план и продажи, а не детская радость.
My Chemical Victim
Marlagram
Если помнишь какой-то текст, замечаешь за собой "эффект уточки" и прочие чуЙства - и если есть время, то через стадию деконструкции эти воспоминания стоит протащить

Зачем? Просто — зачем? Это какой-то триггер, который мешает мне жить? Да я больше в жизни эту книгу не открою, зачем мне разрушать чувства, которые у меня от неё остались? Я не помню подробно сюжета и прочего, мне это не нужно — всё, что мне от неё было нужно, осталось в возрасте, в котором я её прочитал.
november_november
Льюис жил и писал в то время, когда буквально все имело религиозный оттенок. Это при чтении нужно помнить и учитывать, но это не делает книгу хорошей или плохой. Хроники Нарнии - это хорошие книги, учащие правильным вещам, которые стоит давать детям читать.
november_november Онлайн
kiki2020

...и которые можно и нужно критически разбирать с других позиций, а не отказываться от любой критики под предлогом "это светлая детская литература".
november_november
Чо там можно разбирать? Все разобрано критиками еще в середине прошлого века. Если Геймана триггернуло, так это его Геймана проблема. При чтении подобных разборов нужно еще личность критика учитывать.
november_november
Зависит не от наличия / отсутствия критики, а от её качества.
Я могу наговорить очень много совершенно оправданных гадостей про Властелин Колец (который в детстве читала запоем).
Но когда на канале Культура тётечка с дипломом и учёной степенью на голубом глазу говорит, что ВК - вредная книжка, "потому что главные герои там не люди" (это цитата!), хочется взять и подарить ей хрестоматию народных сказок. Где вообще все звери. И ничего.
Потому что нельзя читать ж*пой интерпретации теста Роршаха. Нельзя. Там "псевдочеловек" как психический симптом это вообще другое, и на сказки это перекладывать нельзя.
майор Лёд-Подножный
Ну как бы Вилли Вонка тоже обладал своеобразной мотивацией причём совсем не в интересах детей. Это такой окончательно поехавший крышей Питер Пэн в шоколаде, и фабрика его к пряничному домику ближе, а не к мечте...
november_november Онлайн
kiki2020

Да почему же это "проблема" Геймана? Мне нравится Гейман и не нравится Люьис -- так что для меня это не "проблема", а плюс -- можно почитать и попробовать найти схожие со своей т.з. мысли. Может мы с Гейманом (блин, как звучит "мы с Гейманом" XD) ошибаемся -- ну и что с того. Это не повод даже не пытаться. Ему -- написать, мне -- прочитать.

Что у вас, что у Фламарины (Дарья Седова, извините, что у меня вышло в третьем лице) какая-то странная позиция по отношению к критике:

"нечего критиковать, все уже разобрано",

"если критикуешь, но критикуй качественно" -- что, конечно, здорово, но трюизм.

У MCV вон вообще авторы "подлые люди", потому что посмели подойти к детским книжкам со взрослой мерой.
Дарья Седова
В Чапаев вообще живой человек был.
Ну блин, вы же психолог!
Не вижу в критике ничего ужасного. Ну, да, как бы каждое произведение имеет свои недостатки, и логично, что кто-то на них может указать. Просто также важно помнить, что каждое произведение имеет и свои достоинства, и я как могу привести тысячу аргументов, что Гарри Поттер - плохая книга, так и столько, что она - хорошая.

Просто, на мой взгляд, вы, да и многие другие, слишком соотносите себя с каким-то произведением. Воспринимайте все проще. Какой бы великой книга ни была, это всего лишь набор букв, и критикуя ее никто не критикует вас, ваш вкус и т.д. Потому что, повторюсь, вы полюбили ее за ее достоинства, а не за недостатки. И последние не отменяют первых.
november_november
Гхм. Это не трюизм. Это обраточка.

Критикуя неоригинальность надо быть оригинальным.
Критикуя затянутость - лаконичным.
Жестокость - чувствительным и сентиментальным.
И так далее. Иначе любой может сказать "а сам ты?" - и будет прав.

Видите ли, политик может быть геем, но политик консервативного крыла, выступающий за ценности казачества - не может.

Гейман, безумно талантливый человек, но с такими тараканами в вопросах отношений полов, что они крупнее собачки Цербера ))
И он, не остановившись на образе Сьюзан, идет дальше и пишет типа "сон". С сексуальным подтекстом. С кровожадным подтекстом.
Это про Льюиса? Нет.
Про религию? Тоже нет.

То есть, может быть, про крестоносцев, но не лично про Аслана и ко, который в вопросе жизни и смерти никогда не требовал и не просил умирать (кто считает иначе, может перечесть сцену из "Принца Каспиана" с потасовкой в темноте - Льюис ненавидит смерть и убийство).
Это только про самого Геймана, который имеет зуб на христианство в целом. А Льюис ему повернулся потому, что он, видите ли, подлый такой, кажется хорошим, а сам "из тех же", что ведьм жгли да погромы устраивали...
Это не объективный разбор, а сведение счётов.

При этом, якобы ненавидя Льюиса, он никогда не уставал передирать у него целые куски концептов, сцен и характеров, что в Американских богах, что в Звездной пыли...

P.s. если что, я люблю и книги Геймана, и книги Льюиса.
Показать полностью
майор Лёд-Подножный
Дарья Седова
В Чапаев вообще живой человек был.
Ну блин, вы же психолог!
Ну да, до последних кадров фильма - живой...

Впрочем, что-то про Вонку я всё равно не поняла. Живой человек обязан быть психом, экспериментировать на детях и дрессировать белок?
Геймана я тоже люблю, он занимает в моем сердце место чернушного писателя, и плюс великолепно описывает англосаксонскую действительность. А российскую описывает Пелевин, как хорошо и удобно, что они оба есть. Почитал и проникся, чо там будет на повесточке в ближайшее время.
Вообще довольно плохо, что такие вещи умышленно или, что хуже, нечаянно написаны не с позиции "вещь имеет недостатки", а с позиции "фу, бросьте бяку". Излишне наполнено эмоциональным и оценочными суждениями, передергиванием факто и пр. И "критика" обычно совсем-совсем не учитывает культуры автора и его изначальной целевой аудитории.
Касательно э...вероятность повода... Ой, фигня какая... Надо же, автор написал хорошего праведного сиротку, гад какой... Образ, между прочим, классических детских сказок и детской литературы. Ещё и не гротескный даже.
ТО, что я у Дивова читала, мне не понравилось, к слову. Сильно. Более желания встречаться с творчеством не имею.
Writer Lily
Краем глаза взглянула на критику Дивова. Его рассуждения, надобно сказать, небеспочвенные. Не он первый выразил эту мысль. В "Психологии искусства" Выготского представлен подобный взгляд (тексты цепляют читателей вложенными в них травмами, схожими с травмами читателей) - его придерживались психоаналитики.

А вообще вспоминается мне песня "Red Stars" The Birthday Massacre. И разрушение старого для искусства - норма. Даже не столько разрушение, сколько переосмысление. Новое часто строится на руинах старого. Одни идеи изживают себя, отбрасываются. Им на смену приходят другие, подчас антагонистические. Затем снова происходит переворот, старое возрождается в несколько иной форме. И так далее. Об этом читала даже в англоязычной научной статье, в которой разбирался вопрос, можно ли причислять компьютерные игры к искусству.
Дивов доебался до хорошо написанной и отредактированной сказки, с вечным сюжетом, с идеальной и выверенной формой, в которой описаний, диалогов и экшона ровно столько, чтобы читателю было интересно. До сказки, в которой нет вообще двойных смыслов, которая проста, в которой все загадки раскрываются, а автор имела в виду именно то, что написала. ГП это простое произведение, ставшее популярным именно в силу своей простоты.
Все крючки и тропы используются в множестве детских произведений, чтобы ребенок начал читать, его нужно увлечь. И хорошие авторы это делают конечно.

С тем же успехом можно было доебаться до Колобка.

К ГП и Ро я еще часто встречаю претензию, мол на этих книгах выросли инфантилы, они их читают, они у них вместо Библии, какой ужос, плохие книги. Но тут перепутана проблема со следствием - именно потому, что эти люди инфантилы, они выбрали себе ГП вечной настольной книгой, т.к. это простые книги, для их чтения не надо напрягаться, они поглаживают чсв и т.д. А в самих книгах инфантилизм к добру не приводит, наоборот, ответственность и труд ведут к успеху, герои выросли, это читатели не смогли.
Так блэт. Media is a message.
Надо ясно понимать, что текст Дивова, друзья - это не критика, а литературоведение. Он показывает, что и как устроено у Роулинг. В силу своего разумения.
При этом полезно помнить, что образование у Дивова - два курса журфака. Он не литературовед, он публицист. И поэтому в описанную картину привносит свое отношение и свой пафос.
Что же касается "Но лично я скорее ушел бы из профессии, чем заставил себя использовать те крючки, на которые цепляет публику ловец человеков Джоан Роулинг", - внимание, перевожу с русского на русский. Это означает просто: "Я не буду писать подростковую прозу". И тут автор, конечно, совершенно честен, у него в текстах нет ни одного героя-подростка. Кроме разве что девочки из "У Билли есть хреновина", но это почти целиком дама в беде.
Виктор Некрам
О нет, нихрена. Дивов вынес вердикт - "ГП это подлая книга". Без этого написанное вами можно было бы принять, а так уже нет.
Writer Lily
kiki2020
Двойное дно есть у любого произведения, даже у сказки, потому что тексты пишут такие же люди, как и мы с Вами. Я не говорю, что Роулинг это делала специально (обычно отсылки к комплексам и травматическим событиям идут фоном без осознания их наличия в тексте самим автором). Но что-то она обязательно да оставила. Любой фикрайтер тоже оставляет по себе подобные "следы". Просто это не на поверхности, а в глубине, и до этого нужно доходить. Так что эта теория правда имеет место быть.
Другой вопрос, намеренно или ненамеренно. Я думаю, что случайно. Дивов думает, что умышленно. Его отзыв все равно заслуживает внимания по итогу, поскольку он несет в себе смысл.
UPD: просто ко всему нужно относиться критически. Если человек не прав в чем-то, это не значит, что он не прав во всем.
My Chemical Victim
Виктор Некрам
Дивов — литературоведение? Тогда я доктор филологических наук.
My Chemical Victim
Буквы знаити? Значит дохтор!
Writer Lily
Двойное дно есть у любого произведения, даже у сказки, потому что тексты пишут такие же люди, как и мы с Вами. Я не говорю, что Роулинг это делала специально (обычно отсылки к комплексам и травматическим событиям идут фоном без осознания их наличия в тексте самим автором).
Иногда банан это просто банан. Автор не вкладывала дополнительный смысл, значит его нет. В ГП поступки персонажей однозначные, мотивация всех прописана так, что разночтений быть не может. Поэтому и фанфиков куча от взрослых людей, что им хочется мир усложнить.
Writer Lily
kiki2020
Я говорю не о сознательных замыслах автора. А об оставляемых им "психологических следах". Но ладно, как я поняла, эта тема не для всех. Что говорить - даже некоторые преподаватели предвзято относятся к психоанализу, хотя в этой теории есть и свои достоинства.
kiki2020
Еще раз. Дивов - публицист. Он не может не сделать вывод для читателей и за читателей.
Мне доводилось читать у разных авторов, что Пастернак говно, Бродский дурак, а Лев Толстой - полное днище. Так что к подобному я привык и иногда не без интереса смотрю на давно знакомого и любимого автора с другой точки зрения.
Writer Lily
Вот у Геймана психологические следы есть, а у Роулинг в Гарри Поттере их нет. Это удивительно вылизанное произведение, об авторе оно не говорит практически ничего. Или Роулинг гений осознанности, или работали хорошие редактора, которые подчистили все лишнее, любую неоднозначность, любое усложнение и нагромождение. Нет там глубины, потому и следов нет. Фактура отсутствует, за которую можно зацепиться и сказать что-то об авторе.
Виктор Некрам
Публицист и литературовед - разные вещи...
Разбор от второкурсника с пародией на литературоведение - ну, такое.
Как журналистская имха - допустим. Но тогда она должна быть имхой, а не маскироваться под разбор.
kiki2020
Есть они там... И в любом произведении есть.
Но как бэ, чтобы анализировать психологические следы, надо иметь подходящую для этого квалификацию...
Чего в описанном примере не имеем даже приблизительно.
Writer Lily
kiki2020
Вы в этом так уверены?
Дарья Седова
Ок, перефразирую, для неквалифицированного человека они незаметны и не бросаются в глаза. Вы правы, специалист всегда найдет что поизучать.
Дарья Седова
Как журналистская имха - допустим. Но тогда она должна быть имхой, а не маскироваться под разбор.
Уй, вы натурально не понимаете.
Публицистика не может начинаться словами "я считаю", "мне кажется" и подобных. Иначе это совсем какое-то убожество получится. Просто читая такие вещи, надо всегда помнить, что это частное мнение одного человека с изрядным ЧСВ - Олега Дивова.
А по статье - сюжет "подросток, которого никто не любит и понимает, попадает в общество, где ему рады" - да, это один из стандартных заходов подростковой прозы. Дивов там и по Крапивину в этой связи проходится.
kiki2020
"Подкова работает даже для тех, кто в неё не верит" (с)

Но здесь опять же вопрос квалификации.
Была вот теория голографической вселенной: дескать, на самом деле она не многомерна, а проекционна. Физики как-то там это доказывали с применением квантовых механизмов.
А другое дело жахнуть кулаком об стол и сказать "весь мир нарисован на огромном листке бумаги, в который завёрнута наша Солнечная система. Почему? Потому что я так сказал".

По сути одно и то же (почти), но заведомо дилетантский подход убивает не просто любую мысль, а любое желание в ней разобраться...
Виктор Некрам
Я написала, что там должно быть сказано "мне кажется"?
Ни разу.
Но автор должен больше "якать".

"Знаете, что я вижу, когда смотрю на "Гарри Поттера"? Книгу не просто лицемерную, а крайне подлую" - типа того, я стиль не копирую, просто кусок начальной мысли перефразирую.

Но без обобщений в духе "всем, кто имеет мозги, давно пора понять"

Нет, я не спорю, что журналисты и такое пишут. Политические. Или экономические.
Но там за ними тоже стоит теория + идеология.
Дарья Седова
По сути одно и то же (почти), но заведомо дилетантский подход убивает не просто любую мысль, а любое желание в ней разобраться...
Дарья, вы студент, а лекция для колхозников.
Текст написан в лучших традициях агитации. Я просто читаю метаидею: "Не надо разбираться, надо соглашаться". И что-нибудь там в едином порыве.
Виктор Некрам
Спасибо за комплимент ))) Давненько я не была студентом...
Дарья Седова
Вообще это цитата из анекдота, но - пожалуйста. )))
november_november Онлайн
Дарья Седова

Вообще, я хотела с вами поспорить.

Но потом осознала, что не настолько хорошо знаю источники мне придется как-то вежливо слиться с темы.

Но без ответа ваше сообщение оставлять показалось невежливым, поэтому признаю: возможно, вы правы. Или нет. Мне нужно перечитать и того, и другого.)
november_november
Хех, я перечитываю уже раз пятый =) один больше ничего не сможет написать, другой может, но не пишет, предпочитая мучить сценарий для сериала...
Приходится перечитывать то, что было.
*вздыхает*
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть