↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Scaverius
4 августа 2022
Aa Aa
#ГП #опрос #немного_анализа

И снова здравствуйте! Я тут подумал-подумал и решил выяснить у фанфиксовчан, что они думают о сложившейся ситуации в мире фэнтези. Для начала объясню, что такое парадигмальный текст. Парадигмальный нарратив или текст - это тип текста, который является центральным для этого жанра или жанров, наиболее популярным. Смыслы парадигмального текста проникают во все тексты сопутствующего жанра, а если по другим текстам пишутся фанфики, то в них почти обязательно будут кроссоверы с парадигмальным текстом. Так вот, вопрос:

Почему серия "Гарри Поттер" Д. Роулинг стала парадигмой для фэнтези-жанра в ХХI в.?

Публичный опрос, Завершен

Потому, что Властелин Колец вышел раньше и тогда не было Интернета
Потому, что ГП является метафорой холодной войны и повторяет ключевые события ХХ века
Потому, что людям хочется верить в сказку, но так, чтобы сказка была погружена в реальный мир, а не отделена от него
Потому, что другие серии книг и рядом не стояли, то есть из-за литературных достоинств
Потому, что имеет место массовая инфантилизация населения Земли
Потому, что людям хочется более резкой этической бинарности в смысле
Потому, что имеет место умышленное продвижение англосаксонской/богоборческой культуры по всему миру
Потому, что в ГП имеет место сочетание мифологичности, психологичности и социальности, а не мифологичности и историчности, как в ВК
Вообще не стала, с чего вы взяли, это только на Фанфиксе много ГП-текстов
По какой-то иной причине (указать в комментариях)
Проголосовали 78 человек
Голосовать в опросе и просматривать результаты могут только зарегистрированные пользователи
4 августа 2022
20 комментариев из 31
394
flamarina Онлайн
Scaverius
Ну это и есть возраст, нет?
А вообще "подросток" это тип душевной организации. Когда знания утрачивают значение, авторитет родителей тоже, а в центре - друзья и отношения. У всех это в своем возрасте...
M J Jason Онлайн
Scaverius
Не знаю, вы же даже выше написали, что для вас центр именно ВК
А ГП - такой же центр для следующего поколения, только и всего

А вот что будет дальше - это интересно.
Но меня что-то вот огорчает, что, насколько мне известно, пока ничего сравнимого не появилось.
Даже ПЛиО не совсем смог - и я согласна, что тут дело в том, что аудитория - не дети.
ГП очень удобен для написания фикла.
Простой, яркие персонажи, куча сюжетных и логических дыр, хорошие актеры.
Как литературное произведение он на голову ниже того же ВК.
А всё почему? Потому что по Вахе снимать дорого, и цензура сплошная.
А так, во славу не-сбывшегося и Тзинча...
Jane W.
Считаю, что ВК - это не менее (если не более) парадигмальный текст, чем ГП, но немного в другом жанре, в жанре эпического фэнтези.

Как будто в ГП нет элементов эпического (героического) фэнтези, они там все присутствуют:

1. Борьба добра и зла - она даже более бинарна, чем в ВК. В ВК злой персонаж может служить доброй цели. А в ГП единственный кандидат на это Снейп, но оказывается, что все его "преступления" были либо мифов ("нападения на Гарри"), либо делались по заданию (смерть Дамблдора). А в ВК Голлум остается до конца злым и его действия спасают всех.
2. Подвиг героя . Ну, Фродо всё же не целиком Христос, он не умер и не воскрес потом. Фродо - это скорее Моисей - он шёл в землю обетованную (к себе обратно хотел вернутся в Шир), пришел и... не суждено тебе обрести там покой, иди в Валинор. То есть подвиг Гарри более мифологичен и даже религиозно-эпичен, чем подвиг Фродо. Проиграй Фродо, но при этом еще остаются Валары и Эру. Проиграй Гарри и надежды нет никакой, вся планета попадает под власть Волдеморта. Причем власть эта будет долгой (пока существует планета).
3. Превозмогание трудностей и путь к цели, т.е. quest . Гарри в этом смысле чемпион в супертяжелом весе. Фродо конечно и голодал, и холодал, и пёрся черт-те-знает-куда, и его ранили, но так, чтобы постоянно, каждый год "происходит какая-то жесть, но герой спасает всех" у него не было. Фродо часто спасали другие. Вообще Фродо похож на шахматного короля - фигура которая ходит слабо, но от которой всё зависит, зависит исход. А Гарри на шахматную королеву (ферзя) - самая сильная фигура на доске. Ну или на худой конец на ладью (ферзем всё же долго был Дамблдор).
4. Богатый мифологический мир. Вот тут да - по этому критерию тут не эпик. Нет тут "зеленых лугов в заморских странах". Но на самом деле мир ГП богат и вымышленными расами (оборотни, великаны, эльфы, гоблины и проч.) и история у него своя есть. Просто это не является центром повествования.
5. Внутренний мир героя и его окружение. Он в эпическом-героическом фэнтези достаточно богат и разнообразен. И в этом смысле Фродо - одинок. У него есть только Сэм (в сухом остатке) и то их отношения - это отношения неравных. Мерри и Пиппин, насколько помню, моложе Фродо (по книге). А Арагорн, Леголас "именитее", "знатнее". А вот у Гарри есть друзья, Рон и Гермиона. Равные ему, не его слуги, не младшие ему. Он делится с ними практически всем - надеждами, мечтами (Фродо не делиться всем даже с Сэмом). Внутренний мир у обоих героев достаточно богат, тут спору нет.
Показать полностью
Marlagram
А вот про Слаанеш нет.
Даже индустрия уже есть
Гошенька
Потому что ВК - все, кто против замысла творца, плохиши и точка. В ГП все более неоднозначные, если не считать дядюшку Володю.

Ну, в общем-то не совсем так. Боромир умирает, героически искупив. Голлум, даже оставаясь злым, спасает всех. А вот в ВК все слизеринцы - это гады ползучие, без исключений практически. Целый факультет.


Ну и в ГП нет столь явственного дроча на какую-то категорию, как было в ВК (эльфы), это прям сильно утомляло.

Ну, читайте Сильмариллион. Познакомитесь с теми мерзостями, которые там творили эльфы, мать их в разэтак и растак. :) Вообще после чтения Сильмариллиона, понимаешь, почему орки получились именно из эльфов. Собственно потому же, почему в ВК дьявол получился именно из падшего херувима, а демоны - из ангелов (а никак не из людей, к примеру).

Список мерзостей, творимых эльфами в Сильмариллионе:
1. Бунт против Валар и его дальнейшее утаивание от тех, кто про это не знал.
2. Братоубийственная резня.
3. Добровольное самопроклятие ("нечестивая клятва")
4. Нечестивая война с инымим благими расами (война с гномами).
5. Предательство, совершенное по адресу других рас (людей, гномов)
6. Незаконная узурпация власти путём "цветной революции" с де-факто изгнанием законного и благого (!) правителя.
7. Превышение власти (заведомое посылание на смерть в качестве виры за женитьбу на эльфийке).
8. Предательство эльфов другими эльфами в пользу Владыки Тьмы (приведшее к падению целого королевства).
9. Превращение в орков под воздействием пыток и отчаяния.
10. Принуждение к браку (недобровольный брак).

В ВК людям повезло, т.к. там правят эльфы, прошедшие "суровый естественный отбор" и хорошо знающие, какими гадами они могут быть. И правит ими человек из "благого рода Лютиен" (Элронд). А потомки Лютиэн несут кровь трех рас - Майар, эльфов, людей. А вот Галадриэль уже задумывается, стырить кольцо или нет. Но, наученная горьким опытом, даёт сама себе по сусалам (метафорически) и смиряется. Потому что опять же знает, кем была в своё время и как участвовала в пункте 1. Сравните ВК даже с Хоббитом и посмотрите чего творят лесные эльфы, не знавшие Валинора. Первый инстинкт, увидев чужаков - пленить их немедленно. Не, не пытать конечно. Но "сидите тут, пока не скажете куда и зачем идёте". А не скажете - так и сгниете, вариант "по своим делам" - не прокатывает.
Показать полностью
ГП как-то более коммерчески удачен до сих пор, ну вот недавно были в книжном, а там ГП книжки на центральной витрине.
Объявления о том, что хотят купить книги Росмен на авито тоже не редкость.
открытки
шарфики
палочки
и тд и тп

короче пиар лучше чем у ВК.

У ВК, вроде и помню только Орландо, а тут и Рикман, и этот, что Сириуса играл
Scaverius
А что с орками? Уж не ли они за замысел против? Фишка в том, что они сразу рождаются плохими, и точка. Слизеринцы меж тем способны на хорошие поступки.
Голум не тот пример. Он был хорошим, а стал плохим благодарю кольцу.

Сильмариллион читан, но за давностью лет забыт чуть менее, чем полностью. Еще раз - речь не о том, что эльфы плохие или хорошие, а про авторский дроч. Стоит появится благородному эльфу, и окружающие неэльфы начинают пускать слюни. За исключением каких-нибудь Арагорнов.
Ведьмак - это фэнтези 21го века?
А игра престолов?
Трагически убитое колесо времени тоже 21 век.
Варкрафт?
Ну и где тут влияние ГП, как парадигмального текста?
Зато влияние ВК во все поля.
Имхо, даже книжки про Дризта Доу Уордена и Конана варвара гораздо сильнее влияют на современное фентези, чем ГП
этот, что Сириуса играл
Гэри Олдман это) Олдманище точнее
Гошенька
Гэри Олдман это) Олдманище точнее
да я постоянно забываю как их в реале зовут всех
ВК я так и не осилила, каждый раз дропала на описании какой-то дороги вначале
раза 4 начинала, потом вышел фильм. Я так посмотрела и решила, что с меня и фильма хватит
Каждый ребенок так или иначе переживал драматический период, когда ему казалось, что он в семье — не понят, не принят, не любим и в принципе не нужен. И обращаются с ним так, словно лучше бы его тут вовсе не было. Это нормально в ходе взросления. Если кажется, что у вас такого опыта нет — скорее всего, вы его вытеснили из сознания. Выдавили в область неосознаваемого, да.

Гарри Поттер живет в таком лютом перманентном стрессе уже десять лет. Нет, он не выдумал себе, будто недолюбленный. Он реально не нужен, неудобен и потому дискриминирован до предела. Ходит в обносках, спит под лестницей, регулярно бит сводным братом, и все игрушки у него поломанные. Строго говоря, из Гарри растят самоубийцу. По-хорошему, он должен бы иногда срываться в истерику, или уже начать втихаря мучить кошек. Как вариант — наоборот, маниакально спасать кошек, да кто ж ему даст.

Но автору этого мало, и он вводит элемент усиления. Чем дальше мы вчитываемся, тем яснее видим, что у Гарри вовсе нет ни малейшей отдушины: мальчик живет в тотально враждебной среде. Нет друзей, нет конфидентов, Гарри запредельно одинок. Школьные товарищи в лучшем случае сторонятся его, а в худшем — активно не любят. Черт знает, как он сумел при таких раскладах хотя бы минимально социализироваться. Ах, да, это сказка.

Так или иначе, кто не переживал отчуждения в школе, или просто не почувствовал вдруг щемящего одиночества в шумной ватаге детей — поднимите руки.

Роулинг слышит, Роулинг знает, хе-хе. <...>

Итак, Гарри сокрушительно одинок и трагически не оценён.
Всегда.
По всем фронтам.

Почему так? А его гнобят конкретно за то, что волшебник. Гарри не нарочно, это дурная наследственность. Иногда из мальчика прорываются наружу магические способности, и тогда ребенку достается от приемных родителей всерьез.

Это вторая болевая точка, спрятанная в области неосознаваемого глубоко-глубоко: несправедливое обвинение. <...>

Практически каждый ребенок сталкивался с этим хоть раз — и переживал крайне болезненно. Когда старшие обвиняют детей в том, чего те не делали, типичная реакция ребенка — у него вдруг отключается рациональное мышление. Он искренне не понимает, как себя вести дальше, и просто страдает. За что меня так?! Когда (если) ребенку не удается ничего объяснить старшим, и те продолжат настаивать на его вине, вариантов два: либо неконтролируемый нервный смех, либо полный ступор. Как правило, оправдаться шансов ноль, потому что ребенок полностью дезориентирован.

Автор проследит, чтобы вы вспомнили, каково это. В идеале — неосознаваемо. Как будто с вами такого не было, но вот за Гарри прямо щемит сердце. Ничего на поверхности, все внутри. Так и надо.

Стресс несправедливого обвинения поджидает Гарри с неумолимым постоянством. От самого героя тут ничего не зависит. Наезд за то, чего не делал — и сопутствующий острый стыд, — будет преследовать мальчика год за годом, книга за книгой, через тщательно посчитанные интервалы. Тюк-тюк-тюк по темечку.

Извините за прямоту, они посчитаны не для Гарри.

Их посчитали для вас. <...>

Вы же были хорошей девочкой неважно какого пола, или хорошим мальчиком, или той еще заразой, но ВЫ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК.

Тогда вы оцените награду. Это пропуск в мир нормальных людей, где ты по праву рождения — Избранный. Ты богат, знаменит, да еще и откроешь в себе уникальные спортивные таланты, которым все будут завидовать. Кстати, вспомни, почему тебя гнобили уроды? Теперь знаешь: не «почему», а за то, что ты — нормальный. <...>

А с другой стороны, не такая уж высокая плата за будущую волшебную жизнь в сказочном мире вечного детства. Вы не заметили, что крутые маги из Хогвартса ведут себя, как сущие дети, а самые крутые, облеченные большой ответственностью — будто подростки? Да-да, мир магов это мир детей.

А мир маглов — серый и унылый мир взрослых.

(Ц)
Показать полностью
незакрытый гештальт.
Гошенька
Scaverius
А что с орками? Уж не ли они за замысел против? Фишка в том, что они сразу рождаются плохими, и точка.

Мы до конца не знаем, как они рождаются. У Толкина были варианты. Есть даже литературные критики, которые утверждали, что орки размножаются "не половым путем", то есть что они "искусственная раса". Нигде у Толкина (если не брать письма) не говорится, что орки размножаются естественно, а не скажем - 1) насилуют женщин других рас 2) просто копируют себя в определенное время, создавая копию своего тела, и так далее. Вообще-то само слово "Орк" - происходит от латинского "Оркус", а Оркус - это бородатый демон смерти у древних римлян, само же слово "Орк" в средние века означало "подземный мир", "ад" (по-моему где-то у Данте встречал в таком значении). Также они явно по тексту лишены своей воли и склонны к саморазрушению. Они всегда действуют по воле Темного Властелина, что Моргота, что Саурона. То, что мы знаем из ВК - это то, что орки - ненавидят друг друга в свободное время и истребить друг друга им мешает только чужая воля. В общем-то орки несчастны, т.к. они всеми силами хотят "не быть", умереть, сражаясь. Они все время чувствуют, что они - бывшие эльфы и это нестерпимо. Поэтому-то и сказано "из всех злодейств Моргота самое худшее". Из разумных существ с душой создать расу ненавидящих себя безвольных полудемонов - это страшное преступление.


Слизеринцы меж тем способны на хорошие поступки.

Да, но как факультет они косвенно служат злу. Если сравнить их с орками, то у орков, которые родились в результате (скрещивания, изнасилования, опытов Моргота с Сауроном и проч.) не было выбора. И собственно их желание - умереть скорее, а как не важно или убить того, кого увидишь. У слизеринцев же желание выдвинуться, стать амбициозным.


Голлум не тот пример. Он был хорошим, а стал плохим благодарю кольцу.

Орки были хорошими эльфами, стали такими как стали благодаря пыткам и отчаянию в плену. Большая часть орков всё равно получилась из эльфов. Никто иного никогда не утверждает. Часть орков возможно получилась из не-эльфов, тех же урук-хаев Саруман явно создавал из людей или как-то скрещивал орков и людей. Голлум возник так же, как в Первую Эпоху Арды возникали орки. Только его совратил не напрямую Темный Владыка, не Моргот или Саурон, а проклятый артефакт, содержащий часть его духа. А разница? Кстати, Голлум страшнее любого орка, на порядок. Даже орки у Толкина не творили такого. Например, орки не пили крови детей,и не ели себе подобных (других орков). А Голлум убивал и пожирал и хоббитов, и существ других рас. Плюс, он забирался в колыбельки и пил кровь эльфийских детей (вероятно эти дети не могли потом рассказать об этом). Его разум и всё его существо было так отравлено кольцом, что он уже стал постепенно терять душу, он забыл свое имя и назвал себя какой-то кличкой, он не мог смотреть на солнце (солнце он боялся и ненавидел). Еще парочка столетий и Голлум окончательно превратился бы в вампира-каннибала без души и разума и в обличье полу-хоббита, полу-зверя. Не случайно, когда его Леголас с Арагорном поймали, то чтобы усмирить, стали пытать. Вряд ли бы они стали пытать существо, способное как-то с ними общаться. Орки-то с ними из ненависти не стали бы говорить, а вот Голлум... он уже терял даже разум. Да, кстати, он даже пищей мог питаться только сырой, а орки хотя и ели сырое, но вроде как могли питаться и жареным. Поэтому-то Фарамир (не киношный), так удивился, что Фродо идёт вместе с Голлумом и предупредил "это существо предаст тебя". Голлума спасает милосердие Фродо. Только благодаря ласковому отношению Фродо он отчасти возвращает себе какую-то "моральность", получает свободу выбора между добром и злом. Охотно предполагаю, что и у орков, родившихся такими, этот выбор тоже был, хотя бы раз в жизни.


Сильмариллион читан, но за давностью лет забыт чуть менее, чем полностью. Еще раз - речь не о том, что эльфы плохие или хорошие, а про авторский дроч. Стоит появится благородному эльфу, и окружающие неэльфы начинают пускать слюни. За исключением каких-нибудь Арагорнов.

Ну, эльфы достаточно красивы, за века научились всяким полезным вещам. Да и потом, "простых эльфов" в ВК мы мало видим. В "Хоббите" простые эльфы напоминают детей, кстати, и вполне похожи на земных простолюдинов, любят петь песенки и шататься по природе. Эльф эльфу рознь. Тот же Элрон или Келеборн знают и умеют гораздо больше, чем обычный эльф.
Показать полностью
Потому что писать хорошо надо уметь, куррва! (с) Анджей Сапковский
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть